Возможности прогнозирования социальных явлений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возможности прогнозирования социальных явлений.



ПРОГНОЗИРОВАНИЕ – познавательная деятельность, которая направлена на определение возможных будущих состояний соц. явления, а так же возможных интервенций людей в спонтанное, естественное изменение.

Поисковое прогнозирование опирается на знание прошлых тенденций изменения соц. явления. Социолог экстраполирует прошлые тенденции изменения соц. явл. на его будущ. состояния.

Целевое прогнозирование – рассмотрение возможно будущ. состоян. соц. явления при условии различных вмешательств. Разрабатываются различные сценарии, рассматриваются последствия различных типов интервенции.

Типология прогноза:

критерий – упреждения будущих состояний

-краткосрочный

-среднесрочный (до 5 лет)

-долгосрочный (более 5 лет)

Высокий уровень зрелости науки – когда она способна на прогноз.

Источники прогнозирования (критерии). 3 типа:

-индуктивное прогнозирование (на основе соц. фактов)

-дедуктивное (на основе законов)

-дедуктивное на основе теорий.

Социологическое исследование включает в себя следующие основные компоненты.

1. Научная проблема, подлежащая изучению. 2. Объект исследования (для одной и той же научной проблемы могут быть выбраны различные объекты). 3. Предмет исследования (мыслительная конструкция, которую необходимо создать в ходе методологической организации исследования). 4. Познавательные задачи, решаемые в исследовании. 5. Гипотезы (основные и производные). 6. Методы исследования. 7. Этапы исследования. 8. Схема организации взаимодействия между участниками исследования. 9. Ожидаемые результаты исследования и формы их представления.

Социологические исследования делятся на теоре-тические и эмпирические, фундаментальные и прикладные.

Фундаментальные исследования— это изучение действительности с целью открытия основных закономерностей, которым она подчиняется, а также с целью создания системы соц. понятий, соц. теорий, которые адекватно отражают соц. явление. Фундаментальные исследования делятся на два типа: 1) методолого-методические исследования, где предметом является не объективный социальный мир, а способ его изучения. 2) объектные социологические исследования, где предметом выступают отдельные социальные явления или социальная действительность, взятая в целом.

Прикладные исследования связаны с применением результатов фундаментальных исследований, положений социологических теорий, ус-тановленных эмпирических закономерностей. Целью прикладных исследований является определение состояния дел в конкретной сфере общественных отношений и выработка рекомендаций, направленных на совершенствование системы социальных отношений. Разновидностью прикладных исследований выступают оценочные исследования, которые прежде всего связаны с выявлением эффективности тех или иных социальных вмешательств, тех или иных социальных программ (программ, нацеленных на решение социальных проблем).

 

Роль социальных показателей в социологическом познании.

Социальные показатели — это качественные и количественные характеристики

отдельных свойств и состояний социальных объектов и процессов, совокупность которых отражает их существенные особенности в статике и динамике. В широком

смысле к социальным показателям относятся демографические, экономические, социально-структурные, политические, социально-культурные и др. Таковы, например, показатели народонаселения, национального дохода, состава и динамики изменения социальной структуры, производства и потребления материальных и

духовных благ. Постоянное совершенствование системы социальных показателей

является важнейшим условием социального планирования и управления социальным

развитием.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.152.95 (0.004 с.)