Ситуация в российской теоретической социологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ситуация в российской теоретической социологии.



Направления развития социологии. Пробелы в теоретической социологии

Легкая победа в дискуссии с представителями исторического материализма поставила на повестку дня три непростых вопроса, а именно:

• Вопрос о предмете социологии;

• О роли социологии в проведении общественных реформ и

• Вопрос о теории российского общества.

Дискуссия о предмете социологии несмотря на различие в позициях ее участников, показала и их большое единство по трем мировоззренческим вопросам, которые «красной нитью» проходят через всю полемику:

1. Представление о "социальности" как основной характеристике человеческого рода, вследствие развития которой возникает общество и его структура;

2. Понимание социальной реальности как системной и обладающей закономерностями;

3. Убежденность в наличии исторически обусловленных социальных закономерностей.

Результаты дискуссии показывают непрерывную связь современной российской социологии с длительной исторической традицией, согласно которой социология является наукой об обществе и законах его эволюции. Однако обсуждение показало также и нечто новое, а именно: что к предмету социологии относится не только «общество», но и «социальное действие», то есть наряду с макросоциологическими законами предметом социологии являются и микросоциологические явления. Эту новую предметную область особенно рельефно сформулировал В. А. Ядов. Тем самым доминирование макросоциологического подхода оказалось несколько ослабленным.

По сравнению с прошлыми периодами в новых условиях социологи оказались в благоприятном положении для реализации своей общественной роли. Социология имела хорошую репутацию в общественном мнении. Она считалась объективной и прежде угнетаемой наукой. Социологи усматривали свою задачу в научной поддержке реформ. Они ставили диагноз «больному обществу» и предлагали рецепты лечения социализма. В качестве цели перестройки они требовали социализма, соответствующего гуманистическим и демократическим идеалам. Это движение можно назвать «социологией перестройки». Его представители продемонстрировали удивительную для того времени глубину и точность анализа проблем. Хотя «социология перестройки» содержала еще много идеологизированных лозунгов и старых теоретических клише, она содержала и новый взгляд на общество. Вместе с распадом Советского Союза закончилась и перестройка с социалистическими лозунгами, и вышеназванное движение внутри научного сообщества — «социология перестройки» сошла на нет. Тем не менее и сегодня многие социологи готовы взять на себя научную поддержку общественных реформ.

Вместе с исчезновением исторического материализма возник большой пробел в социологической теории. Дальнейшее развитие социологии связывалось с восстановлении ее участия в международном социологической дискуссии. При этом советская социология должна овладеть тремя достижениями мировой социологии, а именно:

1. Освоение современной теории личности, ее структуры, включая соотношение сознательного и бессознательного в человеческом поведении, мотивации, что имеет большое значение для политической социологии;

2. Знакомство с культурным многообразием мира, как научными результатами развития современной антропологии и этнологии, ставящими под сомнение идею неизбежного развития общества лишь в одном направлении;

3. Знакомство с практическим использованием и эффективностью социологической науки в материальном производстве (прежде всего, теории человеческих отношений и социологии организаций).

Первой реакцией на пробелы в теоретической социологии была публикация переводов классиков мировой социологии. На социологическую дискуссию повлияли также концепции, которые в строгом смысле слова не являлются социологическими: концепция «социальной рыночной экономики», «плюралистического общества» и «демократического правового государства». Эти концепции частично заполнили вакуум, возникший после исчезновения социалистический идеологии. Однако эти концепции функционируют в России несколько иначе, чем на Западе.

Заимствование западных теорий не повлекло за собой приспособления их к российскому социокультурному контексту, и в теории возникла весьма мозаичная картина. Постепенно сложилось убеждение, что следует не просто заимствовать западные теоретические положения, а интегрировать плодотворные идеи в собственную разработку фундаментальных проблем. В настоящее время уже имеется несколько интересных разработок по теории российского общества.

Идеи к теории российского общества

Социолог К. Касьянова провела культурно-социологическое исследование русского национального характера. Она сравнила эмпирические данные о личностных типах русских и американцев и установила, что русские по своему психическому складу более индивидуалистичны, нежели американцы. Поэтому русское общество, чтобы не распасться, вынужденно создавать более коллективистскую культуру, которая подавляет чрезмерный индивидуализм отдельного человека и тем самым гарантирует интеграцию общества. Из анализа иерархии ценностей, выполненного Касьяновой с точки зрения теории социального действия, следует, что в России в отличии от Запада действия людей содержат гораздо меньше целерационального и больше цепнностнорационального (согласно типологии М. Вебера). Касьянова также выяснила, что в отличии от Запада терпение в ценностной иерархии русских занимает центральное место, в то время как труд в этой иерархии играет весьма скромную роль. Вопреки семидесятилетней социалистической пропаганде трудового образа жизни труд так и не стал первой жизненной потребностью человека.

Теория Касьяновой хорошо объясняет многочисленные особенности экономического и политического поведения русских. С ее помощью можно понять, почему, например, политические учреждения, которые построены целерационально, такие как государство, партии и профсоюзы, в России функционируют иначе, нежели на Западе. Они далеко не всегда исполняют те функции, которые свойственны их западным аналогам и перечислены во всех словарях. Целерациональные основы этих институтов не вполне согласовываются с ценностнорациональными ориентациями русских. Вместо калькуляции целей и средств они предпочитают ориентацию на определенные ценности и реализуют свои отношения на неформальной основе. Эта теория хорошо объясняет аполитичность населения, его слабый интерес к функционированию современных политических и экономических институтов. Теория объясняет также, почему на выборах столь большое значение имеет личностный статус политика, а не его идеологическая позиция. Наконец, здесь получает объяснение определенный консерватизм общества и незначительный интерес населения к идеям реформ и их проведения.

Социолог А. А. Зиновьев основывает свой анализ реального социалистического общества на комбинации системной теории и современной теории поведения. Социалистическую систему он считает воплощением господства простых законов поведения, благодаря которым люди без особых затрат энергии приспосабливаются к своей социальной среде. Эти законы непосредственно связаны с законами социо-биологической эволюции человека и в совокупности образуют социальную систему. Поэтому русское общество является более естественным, чем западное, так как оно основано на более простых законах поведения, соответствующих законам биологической эволюции, и вследствие этого оно является более универсальным. Напротив, западные общества являются скорее «особым случаем» в социальной эволюции. Теория Зиновьева хорошо объясняет сегодняшние трудности реформ и предрекает большую вероятность возврата к коммунистическим общественным структурам.

Следующая интересная теоретическая разработка касается социальный структуры российского общества. Начало ей положила критика официальной формулы «2 + 1» (два дружественных класса рабочих и крестьян и прослойка интеллигенции). Российская социология восприняла понятие социального слоя на основе 4-х классических признаков социального неравенства (доход, власть, престиж профессии и образование), однако исследования показали, что эти признаки описывают социальное неравенство в российском обществе очень неточно и даже порой неверно. Социолог В. Ильин предложил другие критерии, которые гораздо более реалистично описывают социальную структуру российского общества, нежели «классическая четверка» признаков, а именно: принадлежность к определенной отрасли экономики, регион и место жительства, этническая принадлежность и позиция в структуре власти и другие.

Как и в других странах, теория социальных систем развивается в России на основе соединения общей теории систем с определенной социологической традицией. Так, например, Парсонс связывает общую теорию систем с теорией социального действия, Никлас Луман — с теорией коммуникации. Системная теория в сегодняшней российской социологии нацелена на поиски гармоничного состояния общества и пути к нему. Здесь проявляется особенность российской социологической системной теории: в то время представители теоретической социологии на Западе больше не верят в общественную гармонию, системная теория в России связывается с культурнофилософским направлением, которое называется «космизмом» и направлено на поиски социальной гармонии.

Методологические проблемы эмпирических исследований

90-е годы ознаменовали важные изменения в эмпирических исследованиях. Широкое распространение получило исследование общественного мнения. Социологи-эмпирики в значительной степени посвятили себя политическим исследованиям, в первую очередь прогнозам выборов. Эмпирические исследования достигли заметных успехов и вместе с тем имеются недостатки и даже провалы. Если перед первыми плюралистическими выборами в 1989 и 1990 г. социологи довольно точно прогнозировали успех демократов, то на парламентских выборах 1993 г. все прогнозы оказались ошибочными. Последующие выборы 1995, 1989 и 2000 г. продемонстрировали рост точности прогнозов.

Стало очевидным, что методология исследований выборов для России должна быть несколько иная, чем, например, для США. Поэтому ведущие социологические центры занялись ее коррекцией, в частности, в направлении учета скрытых симпатий и антипатий избирателей. Тем не менее, результаты эмпирических исследований дали новые импульсы для развития теории общества.

Институционализация социологии

Вместе с плюрализацией общества решалась и старая проблема институционализации социологии. Институт социологических исследований Академии Наук превратился в Институт социологии. Возникли несколько новых научно-исследовательских социологических центров. Самый важный из них — ВЦИОМ в Москве (Всероссийский центр изучения общественного мнения). Были основаны несколько новых социологических журналов. Социология преподается в университетах и институтах как учебный предмет и как специальность. В настоящее время в стране имеется 290 кафедр социологии.

Однако распад Советского Союза затруднил коммуникацию с социологами стран СНГ. Политизация ученых привела к расколу Института социологии Академии Наук на два: Институт социологии под руководством В. А. Ядова занимается изучением фундаментальных проблем. Институт Социально-политических исследований под руководством Г. Осипова пытается оказывать влияние на политический процесс.

С 1995 г. наблюдается тенденция интеграции социологического сообщества, прежде всего на региональном уровне путем создания профессиональных ассоциаций. Ярче всего эта тенденция проявилась на Первом Всероссийском социологическом конгрессе (2000 г.).

В работе Конгресса приняло участие 773 социолога (среди них были как видные ученые, так и студенты-социологи), редакторы важнейших социологических журналов, социологических обществ России. На 24 секциях Конгресса прозвучало 291 доклад и 344 выступления, состоялась работа 18 круглых столов. Значение конгресса состоит вт том, что он оживил научную дискуссию внутри социологического сообщества, обеспечил его дальнейшую институтционализаци.

Перспективы российской социологии

Если резюмировать сегодняшние социологические дискуссии, то можно подвести следующие итоги:

• Развитие теоретической социологии в России в 90-е годы шло путем критики исторического материализма.

• Оно сопровождается интенсивными размышлениями о возможностях теоретического арсенала западной социологии и его применимости к русской социальной реальности.

• Тем самым вырабатываются основы теории российского общества.

• Имеется интересные идеи и теоретические положения по социально-структурному анализу российского общества.

• Идет дальнейшее развитие российской теории социальных систем.

• В российской социологии находит продолжение российская социально-философская традиция.

Развитие российской социологии вероятнее всего будет определяться взаимодействием следующих факторов:

• Дальнейшая полемика с традицией советской социологии, которой свойственен монизм в социальной теории, диалектика как принцип социального развития и метод научного познания;

• Вытеснение монистического подхода в теории и методологии плюралистическим;

• Исчезновение идеологического контроля в социальных и гуманитарных науках и включение их в мировую социологическую дискуссию, что стимулирует поиск российской социологией своего места в международном социологическом сообществе;

• Выход социологии на рынок научных услуг, что активизирует эмпирические исследования, но нередко не снижает их качество;

• Негативный опыт участия видных ученых в политике;

• Изменение структуры социологического сообщества: с одной стороны, его организационная дезинтеграция, с другой - новая институционализация и объединение социологов вокруг общих научных интересов и направлений;

• Сохранение разрыва между теоретической и эмпирической социологией в форме создания основ теории российского общества - с одной стороны, и увлеченности исследованием общественного мнения - с другой стороны. Вместе с тем, в социологии наблюдается тенденция к активным междисциплинарным связям;

• Происходит смена поколений социологов, приход в науку тех, кто получил базовое социологическое образование.

Ответ на вопрос о будущем российской социологии зависит от пути развития российского общества. В том случае, если в России будет достигнута экономическая и политическая стабилизация с сохранением открытости общества, то со временем советская традиция себя исчерпает, отношение социологов с рынком научных услуг и политиками стабилизируются. Открытость по отношению к международной социологической дискуссии и вступление в творческую жизнь молодых социологов с базовым образованием вместе с возрождением традиций российской социологии будут способствовать развитию российской социологии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.90.187.11 (0.022 с.)