Понятие этнометодологии, ее предмет и методы. «Кризисные эксперименты» Г. Гарфинкеля и их теоретическая интерпретация. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие этнометодологии, ее предмет и методы. «Кризисные эксперименты» Г. Гарфинкеля и их теоретическая интерпретация.



Этнометодология - наука о практике повседневного социального действия

Предварительное понятие этнометодологии

Понятие этнометодологии предложено американским социологом Гарольдом Гарфинкелем, учеником А. Щюца (родился в 1917 г.). Предметом этнометодологии является методы построения повседневных социальных действий. В этнометодологии соединяются феноменологическая социология А. Шюца, американский прагматизм и символический интеракционизм.

Общность языка и представление о рациональности

Понимание в мире повседневности осуществляется на основе:

1. Общности языка;

2. Представления о том, что мы мыслим и действуем рационально;

3. Верим, что знаем мир другого человека.

Основаны взаимопонимания в мире повседневности

Люди повседневной жизни применяют определенные приемы взаимодействия, основанные на уверенности во взаимопонимании. Этнометодология выработала 4 объяснения происхождения уверенности во взаимопонимании, каждое из которых представляет собой лишь один аспект смыслового конструирования социальной реальности. К ним относятся:

Типизация жизненного мира

Истолкование мира основывается накоплении опыта, собственного и приобретенного у других. Опыт превращается в запас знания, который представляет собой опорную схему для дальнейшего истолкования мира.

Идеализация непрерывности и повторяемости

Типизация мира повседневности влечет за собой два ожидания: идеализацию “И-так-далее” и идеализацию “Я-могу-это-снова” (Понятийный аппарат А. Шюца)

Взаимность перспектив

Шюц вводит еще две идеализации, которые определяют наше действие в естественной установке мира повседневности: идеализацию о взаимозаменяемости точек зрения и идеализацию совпадения систем релевантностей. Эти идеализации с точки зрения этнометодологии относятся к так называемым базисным правилам взаимодействия. (Термин Сикуреля).

Предмет всеобщего знания

В социальном взаимодействии полагается, что есть «вещи, известные всем». Гарфинкель обозначает их термином “common-sense knowlege”. Сюда также относятся принципы обращения со всеобщим знанием в конкретном обществе. Например, каждый знает, что некоторые события относятся к событиям определенного класса.

Несомненность мира повседневности

Естественная установка в мире повседневности является свободной от сомнения. Повседневная действительность воспринимается в качестве объективной, так как она подтверждается рутинным течением жизни. Прошлые действия можно повторить, они подтверждаются и реакциями других людей.

Практические теории в мире повседневности

В повседневной жизни мы пользуемся практическими теориями, то есть теориями, направленными на практические действия.

Документальный метод интерпретации

Документальный метод интерпретации является методом, позволяющим создать предпосылки действия в сложной действительности. Понятие документального метода восходит к К. Мангейму и означает поиск типичного примера для моделирования явления. Документальный метод интерпретации относится к фундаментальным методам конструирования реальности и структурирования социального действия.

Проблема индексации

В мире повседневности применяются понятия или обозначения, которые понятны человеку в его индивидуальном, специфическом жизненном контексте. В этнометодологии они называются индексными понятиями. Индексные понятия сокращают путь коммуникации для близких людей, но затрудняют ее для внешнего окружения. В научном языке производится замена индексных понятий на объективные понятия. В повседневной практике этому соответствует задавание вопросов и получение ответов на них.

Неопределенность языка

Несмотря на то, что язык повседневности наполнен контекстовыми понятиями, благодаря своей неопределенности он обеспечивает возможность взаимопонимания. Неопределенность языка позволяет интерпретировать множество ситуаций. Гарфинкель показал в своих “кризисных” экспериментах, что в случае однозначности языка могут возникнуть проблемы коммуникации. Требование однозначности означало бы буквальное понимание сказанного (Например, на вопрос “Как дела?” можно было бы ответить “Мне не хотелось бы рассказывать об этом) и строгое определение понятий (Например: “Я тебя люблю. Посмотри в энциклопедии, что это значит”.) Поэтому неодназначность понятий и высказываний, некоторая расплывчатость понятий в повседневной жизни служит взаимопониманию людей.

Конститутивные и свободные правила

В мире повседневности имеются практические правила. Гарфинкель различает среди них конститутивные и свободные правила. Нарушение свободных правил обычно не вредит социальному действию, однако “кризисные” эксперименты Гарфинкеля показывают, что свободные правила представляют собой весьма хрупкую основу для социального взаимодействия. (Использование языковых выражений, поведение ребенка в роли гостя в собственном доме).

Практическое объяснение: методы нормализации взаимодействия

Необходимость объяснений возникает, когда социальное действие не может осуществиться. Язык мира повседневности всегда обеспечивает нас типичными объяснениями ситуаций. Иначе говоря, типичные объяснения - скорее намерение объяснить, нежели объяснение. В повседневной жизни они вполне приемлемы.

Оправдания и извинения

Американские социологи Скотт и Лаймен отмечают: «Оправдания являются практическими объяснениями, в которых признается ответственность за сомнительные действия, но оспариваются их негативные последствия». Оправдания являются техникой нейтрализации ситуации. «Извинения являются практическими объяснениями, в которых признается ошибочность, вредность или безрезультатность сомнительных действий, но оспаривается полная ответственность за них».

Признание и отклонение практических объяснений

Практические объяснение рассчитаны на признание, однако, признания зависят и от других обстоятельств. Поэтому объяснение должны соответствовать ситуации.

Отказ от практических объяснений

К видам таких отказов относятся:

• мистификации (“У меня есть свои причины...”; “Если бы Вы знали..”);

• указание на других (“Спросите моего начальника!”);

• Изменение идентичности (“Вы меня еще не знаете!”)

Критическая оценка

Согласно Э. Гоулднеру этнометодологическая социология представляет собой элегантный анархизм. Тем не менее, Гарфинкелю удалось показать, каким образом люди без труда ориентируются в общем мире повседневности, хотя действуют согласно собственным представлениям. В знаменитых “кризисных” экспериментах Гарфинкель скрытые общие предпосылки взаимодействия людей в мире повседневности. В его экспериментах мир повседневности разрушается, что и позволяет обнаружить его самые сокровенные основы. Он надеялся, что благодаря таким экспериментам поведение людей в мире повседневности станет более осознанным.

 

28. Социально-драматургический подход в символическом интеракционизме: основные вопросы социологии И. Гофмана.

Социология массового общества

Лейтмотивом творчества И. Гофмана (1922-1982) был вопрос о том, как индивидуумы демонстрируют себя другим людям. Этот вопрос может быть переформулирован в вопрос о способах поддержания идентичности.

Предмет и метод социологии Гофмана: смещение перспектив

Гофман анализирует обычные повседневные ситуации с необычной точки зрения: чтобы понять повседневные отношения, он обращает внимание на отклонения от обыденного.

Опасности для индивидуальности в массовом обществе и стратегии ее сохранения

• «Хладнокровная разметка» (1952) ― Постепенная подготовка окружающих к смене своей идентичности. Например, постепенная подготовка детьми родителей к уходу из родительской семьи и основанию собственной. Процесс постепенного примирения с ситуацией позволяет избежать резких изменений в самочувствии.

• “Создание имиджа” (1955) ― демонстрация окружающим, как следует воспринимать индивидуума.

• «Сумасшедший дом» (1961) ― описание стратегии поддержания идентичности в тотальных институтах.

• «Ролевая дистанция» (1961) стратегии сохранения суверенитета человека в ролевом поведении в обществе.

• “Стигма” (1963) ― описание стратегий поведения с ущербной идентичностью.

• «Отношения на публике» (1971) ― рассматривается поддержание идентичности через управление социальным пространством человека.

• “Анализ рамок взаимодействия” (1974); «Интеракционный порядок» (1982)

• рассмотрены взаимные стратегии социального взаимодействия как способ организации идентичности в повседневной жизни.

«Представление себя другим в повседневной жизни» (1959)

Роберт Парк выдвинул тезис: «Маска - это наше собственное Я.» Гофман сформулировал следующий тезис: когда человек вступает в контакт с другим, он осуществляет контроль над впечатлением, которое он производит на другого человека. Гофман раскрывает технику такого контроля:

Вера в свою социальную роль

Некоторые люди искренне верят в реальность своей социальной роли, некоторые, наоборот, совершенно не верят в реальность своей роли.

Фасад

Стандартный репертуар сознательных и неосознанных приемов самовыражения Гофман обозначает термином “фасад”. (Образ сцены, личный фасад, социальные фасады). В каждом обществе имеется типичный набор “фасадов”, которые удовлетворяют потребности репрезентации людей.

Драматургическая постановка

Выступления на житейской сцене предполагают воспринимающих “зрителей”. Поэтому люди пытаются продемонстрировать себя как индивидуальность. Тому служит, в частности, драматургическая постановка, которая позволяет превратить “скрытые достоинства человека в явные.” В качестве особой формы драматургической постановки можно рассматривать игру для самого себя.

Идеализация

Некоторые усиливают ценности, на которых основано их поведение и ожидания зрителей. Такая операция названа Гофманом “идеализацией”. Подчеркивание новых ценностей применяется для того, чтобы укрепить новую идентичность. Например, смена роли школьника на студента.

Управление впечатлениями

Действующий человек всегда должен контролировать впечатления окружающих о себе. К помехам тому относятся:

• Неловкость;

• Действующий недостаточно или, наоборот, чрезмерно увлекается своей ролью;

• Действующий выступает “не на той сцене” или “постановка” оказывается неудачной.

Ролевая дистанция

Индивидуум одновременно совмещает несколько ролей. Роли предъявляют к нему разные поведенческие ожидания, которые не соответствуют с его собственными ожиданиями. В результате человек дистанцируется от ролей. Дистанцирование позволяет активно влиять на впечатление, производимое на других. Дистанцирование является личным средством влияния на определение ситуации, совершаемое другими. Оно позволяет поддерживать собственную идентичность

Нечестное исполнение роли

Согласно Гофману спектр социальных постановок очень широк и включает в себя не только добросовестное или недобросовестное исполнение роли, но и широкую нейтральную полосу, на которой развертывается искусство извлекать выгоду из неправды, полуправды, намеков, двусмысленной и фигур умолчания.

Мистификации

Мистификация достигается обычно путем ограничения контакта и сохранения социальной дистанции. Мистификации создаются и путем того, что человек приписывает себе некоторую таинственность.

Искренность и наигранность

Зрители воспринимают поведение как искренне, если оно протекает как естественная неосознанной реакция. Чем более искусственным является поведение, тем менее искренним оно выглядит. Мы охотно верим в искренность поведения, когда полагаем, что человек вышел из своей ролевой оболочки и открыт для непосредственного контакта.

Идентичность как фантом нормальности и фантом уникальности

У человека есть потребность продемонстрировать свою идентичность и сохранить ее: никто не желает утратить индивидуальность, и в то же время быть совершенно непохожим на других. Стратегия балансирования между нормативностью и уникальностью представляет собой «стратегию «двойного «как будто», благодаря которой у нас возникает уверенность одновременно в социальной реальности и личной свободе.

Оценка теории

Сам Гофман дал следующую оценку своей теории: “Разумеется, нельзя считать весь мир сценой, но продемонстрировать это на примерах нелегко”. Именно это положение вещей он и хотел продемонстрировать

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 1179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.121.55 (0.017 с.)