Основы марксистской социальной философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы марксистской социальной философии



Основы марксистской теории общества

Идейные источники марксизма

• Немецкая классическая философия, прежде всего идеалистическая диалектика Г. Гегеля;

• Критика гегелевской философии Л. Фейербахом и его материалистическая философская антропология;

• Французский утопический социализм, особенно Ш. Фурье;

• Английская классическая политэкономия, прежде всего трудовая теория стоимости А. Смита.

Центральным вопросом научного творчества К. Маркса и Ф. Энгельса является проблема социального развития. Они разработали общую теорию социального развития на основе диалектики. Диалектика с точки зрения марксизма является методом научного познания и вместе с тем формой существования реальности.

Диалектический метод

Законы и категории диалектики

Материалистическая диалектика представляет собой совокупность законов и категорий для теоретического изучения развития сложных материальных и идеальных систем на больших отрезках времени, в частности, социальных систем.

Законы есть формы всеобщности природы и общества, есть отражение знания о них. В марксизме считается, что подлинной всеобщностью обладают лишь законы диалектики как философского метода познания. Наряду с законами диалектики есть общие и частные законы, составляющие основу содержательного знания положительных (нефилософских) наук.

В диалектике принято делить законы на основные и не основные. К основным законам относятся:

• закон единства и борьбы противоположностей;

• закон перехода количественных изменений в качественные;

• закон отрицания отрицания.

Категории относятся к не основным законам и представляют собой отражение бесконечного множества частностей внешнего существования.

Категории ― как правило парные понятия, например:

• основание и обоснованное

• форма и содержание

• необходимость и случайность

• причина и следствие

• количество и качество

• сущность и явление

 

Всякое развитие происходит путем возникновения, накопления и разрешения противоречий самого предмета. Развитие идет путем накопления количественных изменений и перехода объекта в новое качество, то есть путем отрицания (устранения) данного состояния, сохранения и утверждения старого в новом в снятом виде.

Диалектика является общей теорией развития, потому что все основные и не основные законы (категории) в совокупности дают идеальную модель любого процесса развития.

Метод восхождения об абстрактного к конкретному

В отличие от законов и категорий диалектики, которые дают глобальную картину развития сложных систем, метод восхождения от абстрактного к конкретному направлен на изучения генезиса отдельных ступеней такого развития. С логической точки зрения метод восхождения от абстрактного к конкретному представляет собой совокупность научных приемов в рамках диалектики, удобных для исследования и понимания сложных и изменчивых явлений, какими являются человеческие общества.

Основные теоретические положения исторического материализма

• Труд

• Производительные силы и производственные отношения,

• Общественно-экономической формации

 

Диалектика общественного развития

коммунизм капиталистическая ОЭФ

ЗОО ЗЕБП

феодальная ОЭФ

рабовладельческая ОЭФ

ЗПКК

первобытнообщинная ОЭФ

неэксплуататорские эксплуататорские

 

ОЭФ - Общественно-экономические формации

ЗПКК – закон перехода количества в качество

ЗАЕБП – закон единства и борьбы противоположностей

ЗОО – закон отрицания отрицания

 

Критика капиталистического общества

• Теория прибавочной стоимости и сущность эксплуатации

• Обоснование неизбежности гибели капитализма,

• исторической миссии пролетариата и социалистической революции

Будущее коммунистическое общество и реальный коммунизм

К. Маркс и Ф. Энгельс понимали будущее коммунистическое общество как противоположность капиталистического, основного на противоречии труда и капитала, где данное противоречие будет разрешено. В их сочинениях нет подробного описания коммунизма, но тем не менее можно отметить следующие черты коммунистического общества:

• это общество производителей, людей труда. Труд понимается широко, прежде всего, как творческий, духовный труд,

• это общества материального изобилия,

• это общество без государства, организованное в деловые коммуны с самоуправлением,

• это общество всесторонне развитых людей.

Недостатком этой концепции является то, что в действительности она никогда не осуществлялась.

 

18. Законы и категории материалистической диалектики, основные понятия исторического материализма.

Материалистическая диалектика представляет собой совокупность законов и категорий для теоретического изучения развития сложных материальных и идеальных систем на больших отрезках времени, в частности, социальных систем.

Законы есть формы всеобщности природы и общества, есть отражение знания о них. В марксизме считается, что подлинной всеобщностью обладают лишь законы диалектики как философского метода познания. Наряду с законами диалектики есть общие и частные законы, составляющие основу содержательного знания положительных (нефилософских) наук.

В диалектике принято делить законы на основные и не основные. К основным законам относятся:

• закон единства и борьбы противоположностей;

• закон перехода количественных изменений в качественные;

• закон отрицания отрицания.

Категории относятся к не основным законам и представляют собой отражение бесконечного множества частностей внешнего существования.

Категории ― как правило парные понятия, например:

• основание и обоснованное

• форма и содержание

• необходимость и случайность

• причина и следствие

• количество и качество

• сущность и явление

Всякое развитие происходит путем возникновения, накопления и разрешения противоречий самого предмета. Развитие идет путем накопления количественных изменений и перехода объекта в новое качество, то есть путем отрицания (устранения) данного состояния, сохранения и утверждения старого в новом в снятом виде.

Диалектика является общей теорией развития, потому что все основные и не основные законы (категории) в совокупности дают идеальную модель любого процесса развития.

Основные теоретические положения исторического материализма

• Труд

• Производительные силы и производственные отношения,

• Общественно-экономической формации

Производственные отношения

Человек Человек

 

Общество

 

Труд Труд

Природа

 

Фрейдо-марксистские идейные источники франкфуртской школы (По работам К. Маркса «Экономическо-философские рукописи 1844 года» и З. Фрейда «Недовольство культурой»). Понятие традиционной и критической теории общества.

Критическая теория общества Франкфуртской школы

Исходные положения и задачи теории

В отличие от ортодоксального марксизма считается, что диалектика истории в принципе не может завершиться. История не движется к социализму: сомнение в миссии пролетариата и пролетарской партии. После предыстории человечества сознание станет определять бытие.

Понятие традиционной и критической теории

1. Критическая теория показывает несоответствие общества некоторому идеалу и тем самым указывает, в каком направлении оно может быть изменено. Тем самым в социальную теорию вводятся ценностные суждения и отклоняется ценностная нейтральность позитивизма как несовместимая с предметом теории - обществом.

2. Исходя из ценностных суждений (п. 1) критическая теория изображает общество как негативную тотальность, то есть целостность с негативным эффектом (термин "тотальность" заимствован у Гегеля). Негативная тотальность (целостность) означает, что каждый социальный факт больше чем просто факт. С точки зрения критической теории каждый факт - это отрицание реальных возможностей. Например, факт наемного труда отрицает свободный труд как способ удовлетворения человеческих потребностей. Частная собственность отрицает коллективное освоение природы и т. п.

3. Опираясь на анализ существующего социального порядка (п.2) как негативной целостности, критическая теория предлагает возможность улучшения общества в форме утопии. Утопия в критической теории является теоретическим приемом, необходимым функциональным элементом самой теории. Утопия лучшего общественного устройства выводится не путем философского умозрения, а путем анализа существующих тенденций общественного развития. Утопия и тенденции развития общества образуют вместе ядро критической теории.

4. Опираясь на анализ тенденций трансформации общества в более свободное состояние (п.3) критическая теория должна заняться собой, то есть сама должна стать объектом собственного внимания. Она должна следить за тем, чтобы ее категории не стали бы описательными, конформными и консервативными по отношению к существующим социальным отношениям.

Таким образом, критическая теория:

• изучает существующие общественные отношения и тенденции развития общества.

• раскрывает сущность общества, полагая ее в процессе трансформации, а не в каком-либо статичном состоянии.

• в принципе не может быть завершена, так как теория, теория, которая остановиться на какой-либо достигнутой истине, уже не является больше критической.

 

Анализ проблем современного общества Ю. Хабермасом. Коммуникативное действие и коммуникативная рациональность. Двухкомпонентная теория общества (диалектика «жизненного мира» и «системы»). Теория социальной эволюции.

Теория коммуникативного действия и коммуникативной рациональности

 

Коммуникативное действие

Различие целерационального действия (труд) и коммуникативного действия (интеракция=взаимодействие), которое направлено на понимание.

Различие понятия действия для системы и жизненного мира

Понятие действия для системы: целерациональное действие

Понятие действия для жизненного мира: коммуникативное действие.

Действия относятся к трем областям реальности:

• объективный мир (внешняя природа, "совокупность фактов")

• социальный мир (мир норм и взаимодействий)

• субъективный мир (внутренний мир индивидов)

Каждой из них соответствуют разные виды социологического понятия действия: телеологическое, нормативное, драматургическое, коммуникативное.

Коммуникативное действие относится одновременно к трем областям реальности, так как оно составляет основу жизненного мира.

Коммуникативная рациональность

Становление человека основано не на производстве средств к жизни (по Марксу) и не на использовании орудий труда (по Руссо), а на использовании языка. Язык представляет собой универсальное средство для понимания.

В речевом действии содержаться требования к идеальному действию:

сказанное правдиво и правильно, говорящий всегда целенаправлен и правдив.

Новое понятие рациональности: коммуникативная рациональность, которая обладает свойством конструирования жизненного мира.

В коммуникативном действии люди ориентируются не на внешний успех, а на понимание и согласие. Они и преследуют свои личные цели при условии, что планы их действий согласуются между собой путем совместного определения ситуации. Отсюда возникают общие социальные нормы. В Ю. Хабермас пишет: “Понятие коммуникативного действия в конечном итоге основано на взаимодействии двух способностей субъектов к созданию межличностных отношений - способности к общению (как вербальному, так и невербальному) и способности к действию. Действующие люди ориентированы на понимание по поводу ситуации действия для того, чтобы скоординировать свои действия. При этом центральное место занимает интерпретация, которая направлена на согласие по поводу определения ситуации. В этой модели социального действия язык... играет центральную роль”. Такое понятие, как отмечалось, находится в центре теории Мида и Гарфинкеля.

Путь решения проблем современности состоит в усилении коммуникативной рациональности. В практическом плане - это защита демократического государства. Чтобы вновь овладеть историческим процессом, следует обратиться к первоначальным замыслам критической теории и реализовать их: Это вопросы о дифференциации системы и жизненного мира, формах интеграции человека и общества, содержании и формах воспитания, функциях искусства и задачах научной критики. Этот тезис направлен против пессимизма Хоркхаймера и Адорно, которые были убеждены в закате культуры. Так как системы не могут обойтись без коммуникации, коммуникация в силах противостоять целерациональности системы.

Двухкомпонентная теория общества: система и жизненный мир.

Хабермас интерпретирует современность как двухкомпонентную модель "система ― жизненный мир". Он перерабатывает теории Вебера, Дюркгейма, Парсонса, Мида, этнометодологов и пр. с целью разработать свой подход к анализу современности.

Капиталистическая современность есть результат односторонней рационализации, Рационализация представляет собой диалектический процесс:

Рационализация является предпосылкой современности, но она разрушает коммуникативную структуру жизненного мира. Рационализация ведет к иррациональному ведению жизни:

― овеществление при капитализме,

― овеществление коммуникативных отношений при социализме.

М. Вебер не до конца продумал диалектику рационализации.

Рационализация жизненного мира - это часть модернизации, и её постоянно оценивают положительно. Опасность заключается в том, что процесс рационализации приобретает собственную динамику, дифференцируется и отделяет себя от жизненного мира. Возникает угроза саморазрушения жизненного мира.

В результате возникают формально организованные области действия (система) и жизненный мир, которые противостоят друг другу. Дифференциация этих областей действия имеет преимущества, но разлагает жизненный мир. Системы обособляют себя и становятся безразличными к жизненному миру. Требования системы со стороны экономики и управления проникают в самих людей, овладевают их жизненным миром. Доминирование системы уничтожает традиционные формы человеческой солидарности и ведет к колонизации жизненного мира.

Теория социальной эволюции

Целью теории коммуникативного действия Юргена Хабермаса является описание развертывания "жизненного мира" в эволюционной перспективе. Социальная эволюция состоит в развитии когнитивных способностей человека. Сравнивая мифический и современный способ понимания мира, мы вслед за Хабермасом приходим к выводу о том, что различие между ними основано на фундаментальном различии понятийных систем, в которых интерпретируется мир. Основываясь на работах К. Леви-Стросса и Ш. Годелье, Хабермас характеризует мифический способ понимания мира как неразрывное единство, в котором каждый пункт опыта ассоциируется с любым другим пунктом. Это ассоциирование происходит посредством бинарных отношений сходства и различия. Мифическое понимание мира, по словам Ш. Годелье создает "гигантский лабиринт зеркал, в котором противостоящие образы мира и человека непрерывно отражаются друг в друге и отношения природы и культуры непрерывно разделяются и объединяются, будто в призме"

Диаметрально противоположным мифическому пониманию мира является разделение объективного, субъективного и социального миров, основополагающее для современного разума. Хабермас показывает, что недостаточность различения сфер отнесения "жизненного мира" характерна не только для мифической стадии развития так называемых "примитивных народов", но существует и в современном типе общества, особенно у детей и подростков. Противопоставление "закрытого" (мифического) и "открытого" (современного) взглядов на мир дает Хабермасу возможность утверждать, что второе понимание мира является более рациональным. Это превосходство в рациональности обусловлено превосходством познавательного потенциала современного человека над мифологическим и рлигиозно-метафизическим познанием. Таким образом, социальная эволюция, по мнению Юргена Хабермаса, прежде всего развитие познавательных способностей человека. Стержнем эволюционного процесса становится веберовская концепция рационализации. Однако Хабермас утверждает, что в современных условиях эта концепция требует критической адаптации.

Эволюция "жизненного мира" приводит к тому, что изначально неразрывное единство опыта дифференцируется, в нем постепенно выделяются структуры, управляющие отнесением опыта к трем сферам "жизненного мира": объективному, социальному и субъективному мирам. Эти миры отличны от самого "жизненного мира", они есть сферы референции, приписываемые "жизненному миру". Одно и то же явление реальности может быть рассмотрено по-разному в соответствии с избранной нами схемой референции. Так, например нормы и ценности могут быть рассмотрены как в рамках объективного мира, в качестве неких образцов поведения, так и в рамках социального (как культурные явления) и субъективного (в плане их переживания и интериоризации индивидом) миров.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.122.246 (0.034 с.)