Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основы марксистской социальной философии
Основы марксистской теории общества Идейные источники марксизма • Немецкая классическая философия, прежде всего идеалистическая диалектика Г. Гегеля; • Критика гегелевской философии Л. Фейербахом и его материалистическая философская антропология; • Французский утопический социализм, особенно Ш. Фурье; • Английская классическая политэкономия, прежде всего трудовая теория стоимости А. Смита. Центральным вопросом научного творчества К. Маркса и Ф. Энгельса является проблема социального развития. Они разработали общую теорию социального развития на основе диалектики. Диалектика с точки зрения марксизма является методом научного познания и вместе с тем формой существования реальности. Диалектический метод Законы и категории диалектики Материалистическая диалектика представляет собой совокупность законов и категорий для теоретического изучения развития сложных материальных и идеальных систем на больших отрезках времени, в частности, социальных систем. Законы есть формы всеобщности природы и общества, есть отражение знания о них. В марксизме считается, что подлинной всеобщностью обладают лишь законы диалектики как философского метода познания. Наряду с законами диалектики есть общие и частные законы, составляющие основу содержательного знания положительных (нефилософских) наук. В диалектике принято делить законы на основные и не основные. К основным законам относятся: • закон единства и борьбы противоположностей; • закон перехода количественных изменений в качественные; • закон отрицания отрицания. Категории относятся к не основным законам и представляют собой отражение бесконечного множества частностей внешнего существования. Категории ― как правило парные понятия, например: • основание и обоснованное • форма и содержание • необходимость и случайность • причина и следствие • количество и качество • сущность и явление
Всякое развитие происходит путем возникновения, накопления и разрешения противоречий самого предмета. Развитие идет путем накопления количественных изменений и перехода объекта в новое качество, то есть путем отрицания (устранения) данного состояния, сохранения и утверждения старого в новом в снятом виде.
Диалектика является общей теорией развития, потому что все основные и не основные законы (категории) в совокупности дают идеальную модель любого процесса развития. Метод восхождения об абстрактного к конкретному В отличие от законов и категорий диалектики, которые дают глобальную картину развития сложных систем, метод восхождения от абстрактного к конкретному направлен на изучения генезиса отдельных ступеней такого развития. С логической точки зрения метод восхождения от абстрактного к конкретному представляет собой совокупность научных приемов в рамках диалектики, удобных для исследования и понимания сложных и изменчивых явлений, какими являются человеческие общества. Основные теоретические положения исторического материализма • Труд • Производительные силы и производственные отношения, • Общественно-экономической формации
Диалектика общественного развития коммунизм капиталистическая ОЭФ ЗОО ЗЕБП феодальная ОЭФ рабовладельческая ОЭФ ЗПКК первобытнообщинная ОЭФ неэксплуататорские эксплуататорские
ОЭФ - Общественно-экономические формации ЗПКК – закон перехода количества в качество ЗАЕБП – закон единства и борьбы противоположностей ЗОО – закон отрицания отрицания
Критика капиталистического общества • Теория прибавочной стоимости и сущность эксплуатации • Обоснование неизбежности гибели капитализма, • исторической миссии пролетариата и социалистической революции Будущее коммунистическое общество и реальный коммунизм К. Маркс и Ф. Энгельс понимали будущее коммунистическое общество как противоположность капиталистического, основного на противоречии труда и капитала, где данное противоречие будет разрешено. В их сочинениях нет подробного описания коммунизма, но тем не менее можно отметить следующие черты коммунистического общества: • это общество производителей, людей труда. Труд понимается широко, прежде всего, как творческий, духовный труд, • это общества материального изобилия, • это общество без государства, организованное в деловые коммуны с самоуправлением,
• это общество всесторонне развитых людей. Недостатком этой концепции является то, что в действительности она никогда не осуществлялась.
18. Законы и категории материалистической диалектики, основные понятия исторического материализма. Материалистическая диалектика представляет собой совокупность законов и категорий для теоретического изучения развития сложных материальных и идеальных систем на больших отрезках времени, в частности, социальных систем. Законы есть формы всеобщности природы и общества, есть отражение знания о них. В марксизме считается, что подлинной всеобщностью обладают лишь законы диалектики как философского метода познания. Наряду с законами диалектики есть общие и частные законы, составляющие основу содержательного знания положительных (нефилософских) наук. В диалектике принято делить законы на основные и не основные. К основным законам относятся: • закон единства и борьбы противоположностей; • закон перехода количественных изменений в качественные; • закон отрицания отрицания. Категории относятся к не основным законам и представляют собой отражение бесконечного множества частностей внешнего существования. Категории ― как правило парные понятия, например: • основание и обоснованное • форма и содержание • необходимость и случайность • причина и следствие • количество и качество • сущность и явление Всякое развитие происходит путем возникновения, накопления и разрешения противоречий самого предмета. Развитие идет путем накопления количественных изменений и перехода объекта в новое качество, то есть путем отрицания (устранения) данного состояния, сохранения и утверждения старого в новом в снятом виде. Диалектика является общей теорией развития, потому что все основные и не основные законы (категории) в совокупности дают идеальную модель любого процесса развития. Основные теоретические положения исторического материализма • Труд • Производительные силы и производственные отношения, • Общественно-экономической формации Производственные отношения Человек Человек
Общество
Труд Труд Природа
Фрейдо-марксистские идейные источники франкфуртской школы (По работам К. Маркса «Экономическо-философские рукописи 1844 года» и З. Фрейда «Недовольство культурой»). Понятие традиционной и критической теории общества. Критическая теория общества Франкфуртской школы Исходные положения и задачи теории В отличие от ортодоксального марксизма считается, что диалектика истории в принципе не может завершиться. История не движется к социализму: сомнение в миссии пролетариата и пролетарской партии. После предыстории человечества сознание станет определять бытие. Понятие традиционной и критической теории 1. Критическая теория показывает несоответствие общества некоторому идеалу и тем самым указывает, в каком направлении оно может быть изменено. Тем самым в социальную теорию вводятся ценностные суждения и отклоняется ценностная нейтральность позитивизма как несовместимая с предметом теории - обществом. 2. Исходя из ценностных суждений (п. 1) критическая теория изображает общество как негативную тотальность, то есть целостность с негативным эффектом (термин "тотальность" заимствован у Гегеля). Негативная тотальность (целостность) означает, что каждый социальный факт больше чем просто факт. С точки зрения критической теории каждый факт - это отрицание реальных возможностей. Например, факт наемного труда отрицает свободный труд как способ удовлетворения человеческих потребностей. Частная собственность отрицает коллективное освоение природы и т. п.
3. Опираясь на анализ существующего социального порядка (п.2) как негативной целостности, критическая теория предлагает возможность улучшения общества в форме утопии. Утопия в критической теории является теоретическим приемом, необходимым функциональным элементом самой теории. Утопия лучшего общественного устройства выводится не путем философского умозрения, а путем анализа существующих тенденций общественного развития. Утопия и тенденции развития общества образуют вместе ядро критической теории. 4. Опираясь на анализ тенденций трансформации общества в более свободное состояние (п.3) критическая теория должна заняться собой, то есть сама должна стать объектом собственного внимания. Она должна следить за тем, чтобы ее категории не стали бы описательными, конформными и консервативными по отношению к существующим социальным отношениям. Таким образом, критическая теория: • изучает существующие общественные отношения и тенденции развития общества. • раскрывает сущность общества, полагая ее в процессе трансформации, а не в каком-либо статичном состоянии. • в принципе не может быть завершена, так как теория, теория, которая остановиться на какой-либо достигнутой истине, уже не является больше критической.
Анализ проблем современного общества Ю. Хабермасом. Коммуникативное действие и коммуникативная рациональность. Двухкомпонентная теория общества (диалектика «жизненного мира» и «системы»). Теория социальной эволюции. Теория коммуникативного действия и коммуникативной рациональности
Коммуникативное действие Различие целерационального действия (труд) и коммуникативного действия (интеракция=взаимодействие), которое направлено на понимание. Различие понятия действия для системы и жизненного мира Понятие действия для системы: целерациональное действие Понятие действия для жизненного мира: коммуникативное действие. Действия относятся к трем областям реальности:
• объективный мир (внешняя природа, "совокупность фактов") • социальный мир (мир норм и взаимодействий) • субъективный мир (внутренний мир индивидов) Каждой из них соответствуют разные виды социологического понятия действия: телеологическое, нормативное, драматургическое, коммуникативное. Коммуникативное действие относится одновременно к трем областям реальности, так как оно составляет основу жизненного мира. Коммуникативная рациональность Становление человека основано не на производстве средств к жизни (по Марксу) и не на использовании орудий труда (по Руссо), а на использовании языка. Язык представляет собой универсальное средство для понимания. В речевом действии содержаться требования к идеальному действию: сказанное правдиво и правильно, говорящий всегда целенаправлен и правдив. Новое понятие рациональности: коммуникативная рациональность, которая обладает свойством конструирования жизненного мира. В коммуникативном действии люди ориентируются не на внешний успех, а на понимание и согласие. Они и преследуют свои личные цели при условии, что планы их действий согласуются между собой путем совместного определения ситуации. Отсюда возникают общие социальные нормы. В Ю. Хабермас пишет: “Понятие коммуникативного действия в конечном итоге основано на взаимодействии двух способностей субъектов к созданию межличностных отношений - способности к общению (как вербальному, так и невербальному) и способности к действию. Действующие люди ориентированы на понимание по поводу ситуации действия для того, чтобы скоординировать свои действия. При этом центральное место занимает интерпретация, которая направлена на согласие по поводу определения ситуации. В этой модели социального действия язык... играет центральную роль”. Такое понятие, как отмечалось, находится в центре теории Мида и Гарфинкеля. Путь решения проблем современности состоит в усилении коммуникативной рациональности. В практическом плане - это защита демократического государства. Чтобы вновь овладеть историческим процессом, следует обратиться к первоначальным замыслам критической теории и реализовать их: Это вопросы о дифференциации системы и жизненного мира, формах интеграции человека и общества, содержании и формах воспитания, функциях искусства и задачах научной критики. Этот тезис направлен против пессимизма Хоркхаймера и Адорно, которые были убеждены в закате культуры. Так как системы не могут обойтись без коммуникации, коммуникация в силах противостоять целерациональности системы. Двухкомпонентная теория общества: система и жизненный мир. Хабермас интерпретирует современность как двухкомпонентную модель "система ― жизненный мир". Он перерабатывает теории Вебера, Дюркгейма, Парсонса, Мида, этнометодологов и пр. с целью разработать свой подход к анализу современности. Капиталистическая современность есть результат односторонней рационализации, Рационализация представляет собой диалектический процесс:
Рационализация является предпосылкой современности, но она разрушает коммуникативную структуру жизненного мира. Рационализация ведет к иррациональному ведению жизни: ― овеществление при капитализме, ― овеществление коммуникативных отношений при социализме. М. Вебер не до конца продумал диалектику рационализации. Рационализация жизненного мира - это часть модернизации, и её постоянно оценивают положительно. Опасность заключается в том, что процесс рационализации приобретает собственную динамику, дифференцируется и отделяет себя от жизненного мира. Возникает угроза саморазрушения жизненного мира. В результате возникают формально организованные области действия (система) и жизненный мир, которые противостоят друг другу. Дифференциация этих областей действия имеет преимущества, но разлагает жизненный мир. Системы обособляют себя и становятся безразличными к жизненному миру. Требования системы со стороны экономики и управления проникают в самих людей, овладевают их жизненным миром. Доминирование системы уничтожает традиционные формы человеческой солидарности и ведет к колонизации жизненного мира. Теория социальной эволюции Целью теории коммуникативного действия Юргена Хабермаса является описание развертывания "жизненного мира" в эволюционной перспективе. Социальная эволюция состоит в развитии когнитивных способностей человека. Сравнивая мифический и современный способ понимания мира, мы вслед за Хабермасом приходим к выводу о том, что различие между ними основано на фундаментальном различии понятийных систем, в которых интерпретируется мир. Основываясь на работах К. Леви-Стросса и Ш. Годелье, Хабермас характеризует мифический способ понимания мира как неразрывное единство, в котором каждый пункт опыта ассоциируется с любым другим пунктом. Это ассоциирование происходит посредством бинарных отношений сходства и различия. Мифическое понимание мира, по словам Ш. Годелье создает "гигантский лабиринт зеркал, в котором противостоящие образы мира и человека непрерывно отражаются друг в друге и отношения природы и культуры непрерывно разделяются и объединяются, будто в призме" Диаметрально противоположным мифическому пониманию мира является разделение объективного, субъективного и социального миров, основополагающее для современного разума. Хабермас показывает, что недостаточность различения сфер отнесения "жизненного мира" характерна не только для мифической стадии развития так называемых "примитивных народов", но существует и в современном типе общества, особенно у детей и подростков. Противопоставление "закрытого" (мифического) и "открытого" (современного) взглядов на мир дает Хабермасу возможность утверждать, что второе понимание мира является более рациональным. Это превосходство в рациональности обусловлено превосходством познавательного потенциала современного человека над мифологическим и рлигиозно-метафизическим познанием. Таким образом, социальная эволюция, по мнению Юргена Хабермаса, прежде всего развитие познавательных способностей человека. Стержнем эволюционного процесса становится веберовская концепция рационализации. Однако Хабермас утверждает, что в современных условиях эта концепция требует критической адаптации. Эволюция "жизненного мира" приводит к тому, что изначально неразрывное единство опыта дифференцируется, в нем постепенно выделяются структуры, управляющие отнесением опыта к трем сферам "жизненного мира": объективному, социальному и субъективному мирам. Эти миры отличны от самого "жизненного мира", они есть сферы референции, приписываемые "жизненному миру". Одно и то же явление реальности может быть рассмотрено по-разному в соответствии с избранной нами схемой референции. Так, например нормы и ценности могут быть рассмотрены как в рамках объективного мира, в качестве неких образцов поведения, так и в рамках социального (как культурные явления) и субъективного (в плане их переживания и интериоризации индивидом) миров.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.122.246 (0.034 с.) |