Структура теоретической социологии. Логика социологической теории. Метод объяснения и метод понимания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура теоретической социологии. Логика социологической теории. Метод объяснения и метод понимания.



Головин

Структура теоретической социологии. Логика социологической теории. Метод объяснения и метод понимания.

Теория является формой достоверного научного знания об объектах

· система взаимосвязанных высказываний и доказательств

· содержит методы объяснения явлений данной предметной области

· является идеальной моделью объекта познания (то есть служит систематическому накоплению достоверного знания о реальности)

· является развитой формой и методом познания -> объяснение сложных проблем действительности и предлагающей пути поиска решений новых проблем.

Уровень знания Степень общности теории Примеры
фундаментальный Общие теории Общая теория социальных систем (Парсонс, Лукман)
средний Теории среднего уровня Теории модернизации
прикладной Гипотезы и обобщения эмпирических исследований Гипотеза о связи идеологии, ценностей и психологических архетипов народа (Касьянова «О русском нац. характере»)

Предмет изучения теоретической социологии - логика теоретического познания общества и ее результаты. Они содержатся в понятийном аппарате социологии, в теоретических направлениях фундаментального уровня и в теориях среднего уровня.

Логическая структура

Социологическая теория направлена на углубление понимания:

структуры и функционирования общества

места и поведения человека в обществе, в его институтах, организациях, социальных группах.

Для глубокого понимания общества и фундаментальных проблем теоретик сначала углубляет объяснительные принципы социальной теории, а затем дает панораму общественных явлений и процессов, т.е. глубокую теорию общества и человека в обществе.

В теоретическое знание включают взаимосвязанные высказывания, обладающие

• научной достоверностью, истинность которых проверена;

• обобщенным характером знания в форме законов, объясняющих определенный круг явлений;

• возможностью предсказания новых фактов;

• знания, полученные путем логического доказательства без непосредственного обращения к опыту;

• систематической связью между высказываниями, входящими в теорию.

Функции теории

Элементом теории является научное объяснение, которое раскрывает связи между явлениями на основе известных законов, обеспечивая тем самым объективную значимость и практическую ценность результатов научного познания.

Структура объяснения (схема Гемпеля — Оппенгейма)

• корректное описание явления, процесса, события

• поиск общего закона, относящегося к явлению или процессу

• сравнение граничных условий, указанных в законе с реальными условиями.

Понимающее объяснение (М. Вебер)

Понимающее объяснение (М. Вебер социология — наука, «которая пытается истолковывающее понять и социальное действие и тем самым причинно объяснить его протекание и последствия»):

• анализ мотивов, имеющих место в ситуации (понимание)

• объяснение выбора альтернатив действия из имеющихся альтернатив (объяснение)

• Объяснение или предсказание социальных последствий действия.

 

Макросоциологический аспект

2. Институциональное понятие - Институциональные образцы социальных ролей образуют социальную структуру. Они устанавливают границы произвольности социальных действий.

Элементы структуры: нормы, ценности, статусы, роли, социальные институты, определяющие поведение

· Используется в исследованиях культуры, субкультур, социального поведения

· Э. Дюргкейм, А. Рэдклиф-Браун, Р. Мертон, Т. Парсонс

микросоциологический аспект

Социальная функция

• В социологии функция означает объективное последствие, которое вызывает в обществе (его части) социальное отношение, вклад в его адаптацию к окружающей среде.

• Согласно Дюркгейму, соединившему понятие функции и понятие общественной потребности, функция есть способ удовлетворения объективной потребности общества.

Предмет и понятийный аппарат функционального анализа

• Какие функции должны выполняться, чтобы можно было обеспечить существование общества?

• Какие элементы социальной системы (подсистемы, институты, роли и пр.) важны для существования общества?

Основные понятия функционализма – явные и латентные функции, дисфункция (несоответствие вузовских специальностей потребностям рынка труда), функциональные требования

Правила функционального анализа в социологии

Американский социолог Р. Мертон предложил компактную схему функционального исследования социального поведения, включающую следующие шаги:

1. Систематическое наблюдение типичного поведения;

2. Его описание с помощью структурных понятий, т.е. статусов, социальных ролей, социальных групп и связей между ними;

3. Выдвижение на основе описания гипотезы о функции, выполняемой данным поведением;

4. Функциональная интерпретация поведения, то есть определение явных и неявных функций.

5. Указываются альтернативные модели поведения для удовлетворения данной потребности, которые исключаются через исполнение данного варианта поведения;

6. Выясняется эмоциональное и рациональное значение поведения для его участников, то есть его социальные последствия для участников. (Например, «демонстративное потребление», описанное Вебленом);

7. Проводится различие между субъективными мотивами участников поведения и его объективными следствиями. (Например, мотивы выбора спутника жизни могут быть весьма субъективными, но создание семьи имеет и объективные последствия для общества)

8. Выявляются закономерности и результаты поведения, не осознаваемые его участниками (неявные функции).

Марсель Мосс – функции дара

Латентная функция потлача

Потлач у индейцев = эквивалент кредита в современном общество

По Моссу Дар – целостный феномен, его функции: средство установления контакта с другими; социальная интеграция (поддерживает социальные связи); выражение политической лояльности.

Мы идентифицировали циркуляцию вещей в этих обществах с циркуляцией прав личностей.

На самом же деле отправной пункт это дар, сложный феномен, который … необходимостью порождает понятие кредита.

Именно из системы подарков, даваемых и получаемых через какой-то срок, выросли непосредственный обмен (через упрощение, сближение ранее разделенных сроков), покупка и продажа в рассрочку и за наличные, а также заем.

Потлач есть также феномен социально-морфологический:

собрание племен, кланов и семей, даже наций сообщает ему нервозность, чрезвычайное возбуждение.

Люди братаются и в то же время остаются чужими; они общаются и противодействуют друг другу в гигантской коммерции и постоянном турнире.

Обязанность достойно возмещать носит императивный характер.

Если не отдаривают или не разрушают эквивалентные ценности, навсегда теряют лицо.

Санкцией для обязанности отдаривать служит рабство за долги. Индивид, который не смог вернуть долг или потлач, теряет свой ранг и даже ранг свободного человека.

 

Фрейдо-марксистские идейные источники франкфуртской школы (По работам К. Маркса «Экономическо-философские рукописи 1844 года» и З. Фрейда «Недовольство культурой»). Понятие традиционной и критической теории общества.

Критическая теория общества Франкфуртской школы

Исходные положения и задачи теории

В отличие от ортодоксального марксизма считается, что диалектика истории в принципе не может завершиться. История не движется к социализму: сомнение в миссии пролетариата и пролетарской партии. После предыстории человечества сознание станет определять бытие.

Понятие традиционной и критической теории

1. Критическая теория показывает несоответствие общества некоторому идеалу и тем самым указывает, в каком направлении оно может быть изменено. Тем самым в социальную теорию вводятся ценностные суждения и отклоняется ценностная нейтральность позитивизма как несовместимая с предметом теории - обществом.

2. Исходя из ценностных суждений (п. 1) критическая теория изображает общество как негативную тотальность, то есть целостность с негативным эффектом (термин "тотальность" заимствован у Гегеля). Негативная тотальность (целостность) означает, что каждый социальный факт больше чем просто факт. С точки зрения критической теории каждый факт - это отрицание реальных возможностей. Например, факт наемного труда отрицает свободный труд как способ удовлетворения человеческих потребностей. Частная собственность отрицает коллективное освоение природы и т. п.

3. Опираясь на анализ существующего социального порядка (п.2) как негативной целостности, критическая теория предлагает возможность улучшения общества в форме утопии. Утопия в критической теории является теоретическим приемом, необходимым функциональным элементом самой теории. Утопия лучшего общественного устройства выводится не путем философского умозрения, а путем анализа существующих тенденций общественного развития. Утопия и тенденции развития общества образуют вместе ядро критической теории.

4. Опираясь на анализ тенденций трансформации общества в более свободное состояние (п.3) критическая теория должна заняться собой, то есть сама должна стать объектом собственного внимания. Она должна следить за тем, чтобы ее категории не стали бы описательными, конформными и консервативными по отношению к существующим социальным отношениям.

Таким образом, критическая теория:

• изучает существующие общественные отношения и тенденции развития общества.

• раскрывает сущность общества, полагая ее в процессе трансформации, а не в каком-либо статичном состоянии.

• в принципе не может быть завершена, так как теория, теория, которая остановиться на какой-либо достигнутой истине, уже не является больше критической.

 

Анализ проблем современного общества Ю. Хабермасом. Коммуникативное действие и коммуникативная рациональность. Двухкомпонентная теория общества (диалектика «жизненного мира» и «системы»). Теория социальной эволюции.

Теория коммуникативного действия и коммуникативной рациональности

 

Коммуникативное действие

Различие целерационального действия (труд) и коммуникативного действия (интеракция=взаимодействие), которое направлено на понимание.

Различие понятия действия для системы и жизненного мира

Понятие действия для системы: целерациональное действие

Понятие действия для жизненного мира: коммуникативное действие.

Действия относятся к трем областям реальности:

• объективный мир (внешняя природа, "совокупность фактов")

• социальный мир (мир норм и взаимодействий)

• субъективный мир (внутренний мир индивидов)

Каждой из них соответствуют разные виды социологического понятия действия: телеологическое, нормативное, драматургическое, коммуникативное.

Коммуникативное действие относится одновременно к трем областям реальности, так как оно составляет основу жизненного мира.

Коммуникативная рациональность

Становление человека основано не на производстве средств к жизни (по Марксу) и не на использовании орудий труда (по Руссо), а на использовании языка. Язык представляет собой универсальное средство для понимания.

В речевом действии содержаться требования к идеальному действию:

сказанное правдиво и правильно, говорящий всегда целенаправлен и правдив.

Новое понятие рациональности: коммуникативная рациональность, которая обладает свойством конструирования жизненного мира.

В коммуникативном действии люди ориентируются не на внешний успех, а на понимание и согласие. Они и преследуют свои личные цели при условии, что планы их действий согласуются между собой путем совместного определения ситуации. Отсюда возникают общие социальные нормы. В Ю. Хабермас пишет: “Понятие коммуникативного действия в конечном итоге основано на взаимодействии двух способностей субъектов к созданию межличностных отношений - способности к общению (как вербальному, так и невербальному) и способности к действию. Действующие люди ориентированы на понимание по поводу ситуации действия для того, чтобы скоординировать свои действия. При этом центральное место занимает интерпретация, которая направлена на согласие по поводу определения ситуации. В этой модели социального действия язык... играет центральную роль”. Такое понятие, как отмечалось, находится в центре теории Мида и Гарфинкеля.

Путь решения проблем современности состоит в усилении коммуникативной рациональности. В практическом плане - это защита демократического государства. Чтобы вновь овладеть историческим процессом, следует обратиться к первоначальным замыслам критической теории и реализовать их: Это вопросы о дифференциации системы и жизненного мира, формах интеграции человека и общества, содержании и формах воспитания, функциях искусства и задачах научной критики. Этот тезис направлен против пессимизма Хоркхаймера и Адорно, которые были убеждены в закате культуры. Так как системы не могут обойтись без коммуникации, коммуникация в силах противостоять целерациональности системы.

Двухкомпонентная теория общества: система и жизненный мир.

Хабермас интерпретирует современность как двухкомпонентную модель "система ― жизненный мир". Он перерабатывает теории Вебера, Дюркгейма, Парсонса, Мида, этнометодологов и пр. с целью разработать свой подход к анализу современности.

Капиталистическая современность есть результат односторонней рационализации, Рационализация представляет собой диалектический процесс:

Рационализация является предпосылкой современности, но она разрушает коммуникативную структуру жизненного мира. Рационализация ведет к иррациональному ведению жизни:

― овеществление при капитализме,

― овеществление коммуникативных отношений при социализме.

М. Вебер не до конца продумал диалектику рационализации.

Рационализация жизненного мира - это часть модернизации, и её постоянно оценивают положительно. Опасность заключается в том, что процесс рационализации приобретает собственную динамику, дифференцируется и отделяет себя от жизненного мира. Возникает угроза саморазрушения жизненного мира.

В результате возникают формально организованные области действия (система) и жизненный мир, которые противостоят друг другу. Дифференциация этих областей действия имеет преимущества, но разлагает жизненный мир. Системы обособляют себя и становятся безразличными к жизненному миру. Требования системы со стороны экономики и управления проникают в самих людей, овладевают их жизненным миром. Доминирование системы уничтожает традиционные формы человеческой солидарности и ведет к колонизации жизненного мира.

Теория социальной эволюции

Целью теории коммуникативного действия Юргена Хабермаса является описание развертывания "жизненного мира" в эволюционной перспективе. Социальная эволюция состоит в развитии когнитивных способностей человека. Сравнивая мифический и современный способ понимания мира, мы вслед за Хабермасом приходим к выводу о том, что различие между ними основано на фундаментальном различии понятийных систем, в которых интерпретируется мир. Основываясь на работах К. Леви-Стросса и Ш. Годелье, Хабермас характеризует мифический способ понимания мира как неразрывное единство, в котором каждый пункт опыта ассоциируется с любым другим пунктом. Это ассоциирование происходит посредством бинарных отношений сходства и различия. Мифическое понимание мира, по словам Ш. Годелье создает "гигантский лабиринт зеркал, в котором противостоящие образы мира и человека непрерывно отражаются друг в друге и отношения природы и культуры непрерывно разделяются и объединяются, будто в призме"

Диаметрально противоположным мифическому пониманию мира является разделение объективного, субъективного и социального миров, основополагающее для современного разума. Хабермас показывает, что недостаточность различения сфер отнесения "жизненного мира" характерна не только для мифической стадии развития так называемых "примитивных народов", но существует и в современном типе общества, особенно у детей и подростков. Противопоставление "закрытого" (мифического) и "открытого" (современного) взглядов на мир дает Хабермасу возможность утверждать, что второе понимание мира является более рациональным. Это превосходство в рациональности обусловлено превосходством познавательного потенциала современного человека над мифологическим и рлигиозно-метафизическим познанием. Таким образом, социальная эволюция, по мнению Юргена Хабермаса, прежде всего развитие познавательных способностей человека. Стержнем эволюционного процесса становится веберовская концепция рационализации. Однако Хабермас утверждает, что в современных условиях эта концепция требует критической адаптации.

Эволюция "жизненного мира" приводит к тому, что изначально неразрывное единство опыта дифференцируется, в нем постепенно выделяются структуры, управляющие отнесением опыта к трем сферам "жизненного мира": объективному, социальному и субъективному мирам. Эти миры отличны от самого "жизненного мира", они есть сферы референции, приписываемые "жизненному миру". Одно и то же явление реальности может быть рассмотрено по-разному в соответствии с избранной нами схемой референции. Так, например нормы и ценности могут быть рассмотрены как в рамках объективного мира, в качестве неких образцов поведения, так и в рамках социального (как культурные явления) и субъективного (в плане их переживания и интериоризации индивидом) миров.

 

Основные понятия и теоретические положения феноменологической социологии (по работе А. Шюца «Структура повседневного мышления»).

Основы феноменологической социологии в творчества А. Шюца

Феноменология и жизненный мир

Шюц основывает свою социологию на феноменологии Э. Гуссерля, согласно которой познающий субъект является первоосновой всякого объективного смыслополагания. К социальному опыту людей относится жизнь в общем, само собой разумеющемся мире. Такой мир называется жизненным миром. Он является простой данностью. Люди обладают по отношению к нему естественной установкой. Жизненный мир является несомненной реальностью. Основной вопрос феноменологии заключается в способах вхождения людей в такую реальность.

Конституирование и конструирование жизненного мира

Феноменологическая социология показывает, как сознание конституирует жизненный мир, а следовательно и как его конструирует человек. Мир конституируется путем накопления человеком переживаний. Такие отложения уже создают первичный порядок мира, не осознаваемый в повседневной жизни. Лишь когда возникает новая ситуация, в которой вспоминается первичное переживание, можно говорить об опыте, о сознании. Прежний опыт сравнивается с новым опытом. Сравнение позволяет приписать опыту смысл. Смысл позволяет использовать опыт в будущем. Ожидание относительно будущего действия называется, по терминологии Шюца, проектом.

Структуры жизненного мира

В сочинении “Структуры жизненного мира” (1975) дается обобщенное описание жизни человека в мире повседневности, в котором господствует естественная установка. Далее показывается, как человек накапливает социальный опыт и как типичные аспекты опыта превращаются в его запас знаний. Благодаря личному запасу знаний человек создает свой субъективный мир и одновременно познает себя в качестве части всего сообщества наряду с другими людьми. Мир повседневности является наличным бытием уже перед выходом человека на социальную сцену. Он является объективным, в нем уже имеется знание, которое собрано предшествующими поколениями. Человек не может не считаться с этим знанием. Тем самым действительность задает человеку пределы мышления и действия.

Жизненный мир ― мир естественной установки

Жизненный мир повседневности представляет собой область действительности, в которой человеку гарантирование взаимопонимание с другими на основе естественной установки. Существуют другие области действительности, которые человек не разделяет с другими. В противоположность этому мир повседневности является самоочевидной данностью. Установка человека по отношению к нему определяется прагматическим мотивом, то есть человек должен и желает действовать в нем.

Типизации

Опыт, накапливаемый в запасе знания, является типичным. Типизация представляет собой процесс создания смысловых связей. В основе типизации также лежит прагматический мотив. В запасе знаний человека накапливается не только его собственное знание, но и опыт других людей. Типизации, которые отвлекаются от субъективного и непосредственного опыта, то есть являются в некоторой степени анонимными, приобретают объективный характер. Язык представляет собой одну из форм конденсации типичных результатов опыта. Благодаря общему языку мы полагаем, что наши типизации соответствуют типизациям других людей, по меньшей мере, до того, пока мы не столкнемся с противоположным фактом.

Идеализации

Человек непрерывно интерпретирует жизненный мир, даже когда он не предается длительным размышлениям. Каждое истолкование жизненного мира основано на безусловном доверии его действительности. “Я верю, что мир, который я знаю, останется прежним” (Шюц). Такую идеализацию Шюц называет вслед за Гуссерлем идеализацией “И-так-далее”. Термин показывает, что человек исходит из само собой разумеющего убеждения о том, что ситуация, которую он переживает, в своей типической основе сохраниться в будущем. Из такой идеализации следует другая идеализация, согласно которой успешное действие можно повторить в будущем. Ее Шюц обозначил термином “Я-могу-это-снова.”

Социальная структура жизненного мира

Возможность социального взаимодействия в жизненном мире основано на том, что отношения действующих лиц строятся на двух взаимных перспективах. Тезис о взаимозаменяемости перспектив является основным тезисом феноменологической социологии о социальном взаимодействии, он включает две идеализации:

• во-первых, идеализацию о взаимозаменяемости точек зрения и,

• во-вторых, идеализацию о совпадении систем релевантностей.

Первая идеализация предполагает, что другой человек на нашем месте будет воспринимать вещи, исходя из нашей точки зрения, как и мы и что мы, будучи на его месте, будем воспринимать вещи согласно его позиции.

Вторая идеализация предполагает, что различия в восприятии и представлениях о социальном мире, возникающие благодаря разной личной биографии, в принципе являются несущественными. Люди действуют в социальном мире и понимают его так, как будто пользуются одинаковыми критериями, имеют одинаковый жизненный опыт.

Темпоральная и смысловая структура социального действия

Социальное действие является процессом, в котором что-либо осуществляется. Его результатом является поступок. Шюц рассматривает временную и смысловую структуру социального действия.

Темпоральная структура

В социальном действии всегда содержится будущее; в поступке всегда содержится прошлое. Иначе говоря, действие всегда предшествует поступку. С социологической точки зрения интересно отметить, что социальное действие как процесс обладает временной структурой, в которой мыслиться в первую очередь то, что наступает в последнюю очередь, а именно: поступок. Согласно тезису Шюца, прежде чем начать действие, мы должны иметь представление о его результате, то есть о поступке. Поступок является целью, исходя из которой планируется действие. Для ее достижения мобилизуются определенные средства.

Смысловая структура

В совместных действиях играют роль и другие допущения, в частности, допущения о мотивах действия. Шюц выделяет два мотива действия: мотив “Для-того-чтобы” и мотив “Потому-что”. Первый мотив относится к проекту действия, второй - к биографической обусловленности установки действия. Как отмечалось, действие всегда ориентировано на результат, который существует в представлении и руководит действием. Каждый шаг социального действия совершается для-того-чтобы получить определенный результат. Мотив “Для-того-чтобы” направлен в будущее. С другой стороны, известно, что наше действие имеет предысторию. За ним стоит накопленный опыт, субъективные структуры релевантности. Поэтому люди не просто действуют, а действуют, потому-что для этого имеются определенные основания. Мотив “потому-что” основан на прошлом.

Значение феноменологической социологии

Феноменологическая социология раскрывает процесс создания человеком социальной действительности. Она отражает активность человека, взимопроникновение человека и социального мира.

 

Иванов

Описание в социологии.

Описание — это процесс закрепления и передачи информации, полу-ченной в результате как эмпирического, так и теоретического изучения объективно существующих социальных явлений; это первый этап научного изучения социального явления; в его ходе не ставится задача проникновения в сущность явлений, а производится подробная фиксация внешних сторон объекта.

Описание включает: 1. Логическое расчленение эмпирических данных. 2. Отбор одних данных и отвлечение (абстрагирование) от других. 3. Сравнение отдельных эмпирических данных с соответствующими понятиями науки (отождествление). 4. Обозначение отобранных данных в научных терминах и интерпретация данных в совокупности научных суждений. В состав описания входят три основных компонента:

1) эмпирические данные исследования; 2) система обозначений, которая придаст описанию экономную и строгую форму и наглядность; 3) понятия науки, связанные с этими системами обозначений.

Описание упорядочивает эмпирические данные и подготавливает их для объяснения. Результатами описания являются различные социальные факты, т. е. единичные соц факты, сводные социальные факты, сводно-статистические факты и эмпирические связи и закономерности. Основными методами описания являются: группировка (процедуру упорядочивания данных по признаку подобия или различия), Типологизация (процедура поиска устойчивых сочетаний свойств того или иного объекта, позволяющих его идентифицировать и отличить от другого объекта), обобщение, систематизация.

В результате осуществления процедур описания может быть создана эмпирическая модель изучаемого объекта, т. е. такая модель, которая даст исследователю целостное описание закономерностей, относящихся к исследуемому объекту.

 

Головин

Структура теоретической социологии. Логика социологической теории. Метод объяснения и метод понимания.

Теория является формой достоверного научного знания об объектах

· система взаимосвязанных высказываний и доказательств

· содержит методы объяснения явлений данной предметной области

· является идеальной моделью объекта познания (то есть служит систематическому накоплению достоверного знания о реальности)

· является развитой формой и методом познания -> объяснение сложных проблем действительности и предлагающей пути поиска решений новых проблем.

Уровень знания Степень общности теории Примеры
фундаментальный Общие теории Общая теория социальных систем (Парсонс, Лукман)
средний Теории среднего уровня Теории модернизации
прикладной Гипотезы и обобщения эмпирических исследований Гипотеза о связи идеологии, ценностей и психологических архетипов народа (Касьянова «О русском нац. характере»)

Предмет изучения теоретической социологии - логика теоретического познания общества и ее результаты. Они содержатся в понятийном аппарате социологии, в теоретических направлениях фундаментального уровня и в теориях среднего уровня.

Логическая структура

Социологическая теория направлена на углубление понимания:

структуры и функционирования общества

места и поведения человека в обществе, в его институтах, организациях, социальных группах.

Для глубокого понимания общества и фундаментальных проблем теоретик сначала углубляет объяснительные принципы социальной теории, а затем дает панораму общественных явлений и процессов, т.е. глубокую теорию общества и человека в обществе.

В теоретическое знание включают взаимосвязанные высказывания, обладающие

• научной достоверностью, истинность которых проверена;

• обобщенным характером знания в форме законов, объясняющих определенный круг явлений;

• возможностью предсказания новых фактов;

• знания, полученные путем логического доказательства без непосредственного обращения к опыту;

• систематической связью между высказываниями, входящими в теорию.

Функции теории

Элементом теории является научное объяснение, которое раскрывает связи между явлениями на основе известных законов, обеспечивая тем самым объективную значимость и практическую ценность результатов научного познания.

Структура объяснения (схема Гемпеля — Оппенгейма)

• корректное описание явления, процесса, события

• поиск общего закона, относящегося к явлению или процессу

• сравнение граничных условий, указанных в законе с реальными условиями.

Понимающее объяснение (М. Вебер)

Понимающее объяснение (М. Вебер социология — наука, «которая пытается истолковывающее понять и социальное действие и тем самым причинно объяснить его протекание и последствия»):

• анализ мотивов, имеющих место в ситуации (понимание)

• объяснение выбора альтернатив действия из имеющихся альтернатив (объяснение)

• Объяснение или предсказание социальных последствий действия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 510; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.221.45.48 (0.099 с.)