Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Право на защиту чести, достоинства и доброго имени
Право на достоинство является, по существу, основной целью всех остальных прав человека. В этом смысле достоинство человека – источник его прав и свобод. Разделы о правах и свободах человека во многих современных конституциях открываются понятием «достоинство человека», например, ст. 1 Конституции ФРГ гласит: «Достоинство человека неприкосновенно. Уважать и защищать его – обязанность всякой государственной власти»[21].
«Человеческое достоинство как сложное и многогранное явление – это самоуважение личности, ее нравственное, справедливое отношение к себе, стремление к снисканию уважения других людей и необходимость уважать других индивидов. Это то, что отличает человека от иных живых существ, превалирует над биологическими инстинктами и, не теряя своей сущности после смерти индивида, выражает абсолютную ценность человека, его неповторимость, автономию его личности и индивидуальную свободу, свободу духовно-нравственных исканий и творчества. В то же время рассматриваемый феномен – это совокупность социально-этических качеств человека, таких как великодушие, принципиальность, мужество, справедливость, гражданственность, честность, совестливость, добродетельность, отзывчивость, благоразумие, стремление к познанию истины и творческому самовыражению»[22]. Посягательство на достоинство человека может быть средством как физического, так и психического воздействия. «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, а также без добровольного согласия – медицинским, научным или иным опытам» (ч. 2 ст. 21 Конституции Российской Федерации). Право на достоинство – абсолютное субъективное право, поскольку ему корреспондируется обязанность неопределенного круга лиц, состоящая в том, чтобы не препятствовать управомоченному лицу (обладателю субъективного права) осуществлять свое субъективное право[23]. Достоинство, как субъективное право человека, включает в себя и охрану чести, репутации и доброго имени. Защита достоинства личности безусловна и осуществляется государством: никакие обстоятельства не могут служить основанием для его умаления. Достоинство гарантируется и защищается личными правами (правом на свободу и личную неприкосновенность, правом па защиту чести и доброго имени и др.). Реальная правовая защита достоинства человека обеспечивается и рядом социально-экономических прав, например, правом на свободный труд при запрещении принудительного труда, правом на социальное обеспечение, гарантирующим достойный уровень жизни. В развитие конституционных норм достоинство личности охраняется нормами ряда отраслей права, вплоть до уголовного, предусматривающего такие составы преступлений против чести и достоинства, как клевета и оскорбление.
Право на защиту доброго имени, также как и на защиту чести, закреплено в ст. 23 ч. 1 Конституции Российской Федерации. В ст. 150 ГК РФ честь и доброе имя объединяются в одно общее нематериальное благо. Очевидно, в данном случае законодатель стремился максимально полно определить нематериальное благо, отражающее идеальное представление о морально-этических качествах личности. Традиционно в юриспруденции понятие честь ассоциируется с личностью человека, т. е. персонифицируется. Однако, история, психология социология исследуют такой феномен, как «коллективная честь». Поведение привилегированных военизированных сословий средневековья регламентировалось моральными нормами, формализованными кодексами чести. Например, кодекс чести самурая «бушидо» в средневековой Японии, в основе которого лежала готовность к самопожертвованию в сословных интересах. Проступок, нарушающий данные нормы, воспринимался как посягательство на честь всей корпорации в общем, и на честь каждого ее члена в отдельности. На сегодняшний день подобное положение вещей можно встретить в обычаях горских народов Кавказа, проявлением чего является существующий и поныне институт кровной мести[24]. Первоначально честь вытекает из самой природы человека и обусловливает определение его принадлежности и места в группе. В дальнейшем она формируется под воздействием общества. У каждого социума свои представления о чести. Отдельный индивид может иметь свое представление по этому поводу, но реализуется такой феномен как честь в рамках социальных представлений о ней. «В отличие от иных объектов правовой охраны честь обладает двумя особенными признаками:
1) отсутствием очевидности (ее нельзя взвесить на весах или метрически измерить, а определить денежный эквивалент можно лишь весьма условно, проблематично установить величину ущемления чести); 2) отсутствием стабильности (представления о чести подвержены изменениям как в социально историческом плане, так и в личностном: в недалеком прошлом появление женщины прилюдно в мужской одежде или «простоволосой» рассматривалось как бесчестие, ныне же это повседневная обыденность и даже мода; то, что еще вчера человек считал для себя бесчестным, ныне таковым не является, так, законопослушный человек вполне справедливо обижается на эпитет «вор», но если он в дальнейшем становится на криминальный путь и рассчитывает сделать карьеру в преступной иерархии, то этот же эпитет будет восприниматься им в качестве лестного)»[25]. Институт чести в юриспруденции образуется единством двух ее аспектов: 1) Право на честь – каждая личность имеет право требовать от общества признания ее статуса полноправного члена социума, право требовать уважительного отношения к себе. Но правомочием требования рассматриваемый аспект права на честь не ограничивается. Субъект обладает также и правомочием обладания честью: каждый человек имеет право обладать честью и, как следствие, государство не вправе ему в этом отказать и обязано воспринять его как носителя чести и гарантировать ее охрану от различных посягательств. 2) Честь как субъективное право, т. е. мера возможного поведения, гарантированная государственным принуждением. Особенностью исследуемого института является то, что меру чести определяет не столько право, сколько нормы обычаев, морали и нравственности; а государство встает на защиту отношений, урегулированных не правовыми нормами, и придает им черты правоотношений. По своему характеру право чести относится к категории абсолютных прав: правомочный субъект обладает абсолютным правом требования ко всем членам общества, которые обязаны это право признать и не нарушать. Данное право реализуется самим субъектом, все остальные обязываются к пассивному поведению – воздержанию от его нарушения. Не смотря на свое частное происхождение, право чести юридически не значимо до тех пор, пока не будет нарушено; а в таком случае его защита приобретает публичный характер. Как мера возможного поведения, право чести предоставляет субъекту выбор: воспользоваться им и отстаивать нарушенную честь или избрать вариант бесчестного существования[26]. Доброе имя выступает средством индивидуализации репутации гражданина, как внешнего проявления общественной оценки личности и ее внутренней самооценки. В литературе высказывается предложение о выделении доброго имени в качестве самостоятельного объекта защиты, поскольку целью восстановления репутации является, прежде всего, восстановление доброго имени[27]. «Честь, достоинство, деловая репутация гражданина в совокупности определяют «доброе имя», неприкосновенность которого гарантирует Конституция РФ»[28]. Понятие «доброе имя», как совокупность положительных качеств личности, отраженных в общественном сознании, т. е. общественная оценка конкретного индивида, близко понятию «честь» и включает в себя положительную репутацию гражданина, с учетом ее деловой составляющей. Таким образом, доброе имя, также как честь и достоинство, сочетают в себе объективную и субъективную стороны. Объективная составляющая доброго имени основывается на идеализированном представлении о человеке как совокупности положительных качеств, присущих ему от рождения и сохраняющихся на протяжении всей жизни. Субъективная составляющая основывается на результатах фактического поведения лица, выраженных в профессиональных успехах или неудачах, отношениях с окружающими, количестве наград либо взысканий и иных аналогичных факторах, отражающих отношение общества к данной персоне.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 1387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.197 (0.007 с.) |