Право на защиту чести, достоинства и доброго имени 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Право на защиту чести, достоинства и доброго имени



 

Право на достоинство является, по существу, основной целью всех ос­тальных прав человека. В этом смысле достоинство человека – источник его прав и свобод. Разделы о правах и свободах человека во многих современных конституциях открываются понятием «достоинство человека», например, ст. 1 Конституции ФРГ гласит: «Достоинство человека неприкосновенно. Уважать и защищать его – обязанность всякой государственной власти»[21].

 

«Человеческое достоинство как сложное и многогранное яв­ление – это самоуважение личности, ее нравственное, справедливое от­ношение к себе, стремление к снисканию уважения других людей и необхо­димость уважать других индивидов. Это то, что отличает человека от иных живых существ, превалирует над биологическими инстинктами и, не теряя своей сущности после смерти индивида, выражает абсолютную цен­ность человека, его неповторимость, автономию его личности и индивиду­альную свободу, свободу духовно-нравственных исканий и творчества. В то же время рассматриваемый феномен – это совокупность социально-этических качеств человека, таких как великодушие, принципиальность, мужество, справедливость, гражданственность, честность, совестливость, добродетельность, отзывчивость, благоразумие, стремление к познанию истины и творческому самовыражению»[22].

Посягательство на достоинство человека может быть средством как физического, так и психического воздействия. «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, а также без добровольного согласия – медицинским, научным или иным опытам» (ч. 2 ст. 21 Конституции Российской Федерации).

Право на достоинство – абсолютное субъективное право, по­скольку ему корреспондируется обязанность неопределенного круга лиц, состоящая в том, чтобы не препятствовать управомоченному ли­цу (обладателю субъективного права) осущест­влять свое субъективное право[23].

Достоинство, как субъективное право человека, включает в себя и охрану чести, репутации и доброго имени. Защита достоинства личности безусловна и осуществляется государством: никакие обстоятельства не могут служить осно­ванием для его умаления.

Достоинство гарантируется и защищается личными правами (правом на свободу и личную неприкосновенность, правом па защиту чести и доброго имени и др.). Реальная правовая защита достоинства человека обеспечивается и рядом социально-экономических прав, например, правом на свободный труд при запрещении принудительного труда, правом на социальное обеспечение, гарантирующим достойный уровень жизни. В развитие конституционных норм достоинство личности охраняется нормами ряда отраслей права, вплоть до уго­ловного, предусматривающего такие составы преступлений против чести и дос­тоинства, как клевета и оскорбление.

Право на защиту доброго имени, также как и на защиту чести, закреплено в ст. 23 ч. 1 Конституции Российской Федерации. В ст. 150 ГК РФ честь и доб­рое имя объединя­ются в одно общее нематериальное благо. Очевидно, в данном случае законода­тель стремился максимально полно определить нематериальное благо, отра­жающее идеальное представление о морально-этических качествах личности.

Традиционно в юриспруденции понятие честь ассоциируется с личностью человека, т. е. персонифицируется. Однако, история, психология социология исследуют такой феномен, как «коллективная честь». Поведение привилегиро­ванных военизированных сословий средневековья регламентировалось мораль­ными нормами, формализованными кодексами чести. Например, кодекс чести самурая «бушидо» в средневековой Японии, в основе которого лежала готов­ность к самопожертвованию в сословных интересах. Проступок, нарушающий данные нормы, воспринимался как посягательство на честь всей корпорации в общем, и на честь каждого ее члена в отдельности. На сегодняшний день по­добное положение вещей можно встретить в обычаях горских народов Кавказа, проявлением чего является существующий и поныне институт кровной мести[24].

Первоначально честь вытекает из самой природы человека и обусловли­вает определение его принадлежности и места в группе. В дальнейшем она формируется под воздействием общества. У каждого социума свои представле­ния о чести. Отдельный индивид может иметь свое представление по этому по­воду, но реализуется такой феномен как честь в рамках социальных представ­лений о ней. «В отличие от иных объектов правовой охраны честь обладает двумя особенными признаками:

1) отсутствием очевидности (ее нельзя взвесить на весах или метрически измерить, а определить денежный эквивалент можно лишь весьма условно, проблематично установить величину ущемления чести);

2) отсутствием стабильности (представления о чести подвержены измене­ниям как в социально историческом плане, так и в личностном: в недалеком прошлом появление женщины прилюдно в мужской одежде или «простоволо­сой» рассматривалось как бесчестие, ныне же это повседневная обыденность и даже мода; то, что еще вчера человек считал для себя бесчестным, ныне тако­вым не является, так, законопослушный человек вполне справедливо обижается на эпитет «вор», но если он в дальнейшем становится на криминальный путь и рассчитывает сделать карьеру в преступной иерархии, то этот же эпитет будет восприниматься им в качестве лестного)»[25].

Институт чести в юриспруденции образуется единством двух ее аспектов:

1) Право на честь – каждая личность имеет право требовать от общества признания ее статуса полноправного члена социума, право требовать уважи­тельного отношения к себе. Но правомочием требования рассматриваемый ас­пект права на честь не ограничивается. Субъект обладает также и правомочием обладания честью: каждый человек имеет право обладать честью и, как следст­вие, государство не вправе ему в этом отказать и обязано воспринять его как носителя чести и гарантировать ее охрану от различных посягательств.

2) Честь как субъективное право, т. е. мера возможного поведения, гаран­тированная государственным принуждением. Особенностью исследуемого ин­ститута является то, что меру чести определяет не столько право, сколько нормы обычаев, морали и нравственности; а государство встает на защиту от­ношений, урегулированных не правовыми нормами, и придает им черты право­отношений. По своему характеру право чести относится к категории абсолют­ных прав: правомочный субъект обладает абсолютным правом требования ко всем членам общества, которые обязаны это право признать и не нарушать. Данное право реализуется самим субъектом, все остальные обязываются к пас­сивному поведению – воздержанию от его нарушения. Не смотря на свое част­ное происхождение, право чести юридически не значимо до тех пор, пока не будет нарушено; а в таком случае его защита приобретает публичный характер. Как мера возможного поведения, право чести предоставляет субъекту выбор: воспользоваться им и отстаивать нарушенную честь или избрать вариант бесче­стного существования[26].

Доброе имя выступает средством индивидуализации репутации гражда­нина, как внешнего проявления общественной оценки личности и ее внутрен­ней самооценки.

В литературе высказывается предложение о выделении доброго имени в качестве самостоятельного объекта защиты, поскольку целью восстановления репутации является, прежде всего, восстановление доброго имени[27]. «Честь, дос­тоинство, деловая репутация гражданина в совокупности определяют «доброе имя», неприкосновенность которого гарантирует Конституция РФ»[28].

Понятие «доброе имя», как совокупность положительных качеств лично­сти, отраженных в общественном сознании, т. е. общественная оценка конкрет­ного индивида, близко понятию «честь» и включает в себя положительную ре­путацию гражданина, с учетом ее деловой составляющей.

Таким образом, доброе имя, также как честь и достоинство, сочетают в себе объективную и субъективную стороны. Объективная составляющая доб­рого имени основывается на идеализированном представлении о человеке как совокупности положительных качеств, присущих ему от рождения и сохра­няющихся на протяжении всей жизни. Субъективная составляющая основыва­ется на результатах фактического поведения лица, выраженных в профессио­нальных успехах или неудачах, отношениях с окружающими, количестве на­град либо взысканий и иных аналогичных факторах, отражающих отношение общества к данной персоне.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 1387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.197 (0.007 с.)