Godfrey Devereux «The Elements Of Yoga» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Godfrey Devereux «The Elements Of Yoga»



Годфри Деверё

Йога

Godfrey Devereux «The Elements Of Yoga»

ВВЕДЕНИЕ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ, ЧТО ТАКОЕ ЙОГА

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЙОГИ

Значение йоги

Цель йоги

Эффект от йоги

2. ИСТОРИЯ ЙОГИ

Классическая литература по йоге

Веды

Упанишады

«Бхагавадгита»

Йога-сутры

Йога-упанишады

«Йога-тантры»

«Хатха-йога-прадипика»

«Гхерандха-самхита»

«Шива-самхита»

Разнообразие йоги в современном мире

Единство йогических практик

Школы йоги

Джняна-йога

Тантра-йога

Аштанга-виньяша-йога

Аштанга-йога

Раджа-йога

Хатха-йога

Бхакти-йога

Карма-йога

Мантра-йога

Современное развитие

ИЙЕНГАР

ШИВАНАНДА ЙОГА

ВИННИЙОГА

КРИЯ-ЙОГА

3. ФИЛОСОФИЯ ЙОГИ

Карма и колесо жизни

Майя, или иллюзия

Искусство «То Ты Есмь», или Атман и Брахман

Желание и привязанность

4. ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ И ТОНКОЕ ТЕЛО

Тонкое, или энергетической тело

5. СТУПЕНИ АШТАНГА-ЙОГИ: 1- 5

Ступень первая: Яма

Ненасилие (отказ от причинения вреда)

Честность

Отказ от стяжательства

Воздержание

Отказ от алчности

Ступень вторая: Нияма

Чистоплотность

Удовлетворенность

Обязательство

Самопознание

Самоотдача

Ступень третья: Асана

Ступень четвертая: Пранаяма

Ступень пятая: Пратьяхара

6. СТУПЕНИ АШТАНГА-ЙОГИ: 6—8

Ступень шестая: Дхарана

Ступень седьмая: Дхьяна

Ступень восьмая: Самадхи

Самьяма

Вспомогательные техники

Мудра, бандха и друшти

Бандха

Мула-бандха

Уддияна-бандха

Мудры

Друшти

Мантра, Мандола и Янтра

Шат-крия

7. ВОЗДЕЙСТВИЕ ЙОГИ

Физический эффект от занятий йогой

Психологическая польза от занятий йогой

ЧАСТЬ ВТОРАЯ ПРАКТИКА ЙОГА-САДХАНЫ

8. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Практические рекомендации

9. ПОЗЫ, ДЫХАНИЕ И МЕДИТАЦИЯ

Асаны, выполняемые стоя

1. Поза отдыха: тадасана

2. Поза горы: урдвахаштасана

3. Свернутая поза: уттанасана

4. Поза отдыха собаки, или поза лежачей собаки: адхо-мукхашванасана.

5. Поза треугольника: триконасана

6. Поза свернутого треугольника: падоттанасана

7. Боковая поза воина: паршва вирабадрасана

8. Поза воина: вирабадрасана

9. Выпад и прыжок. Поза выпада уттхита паршвако-насан и паршваконасана

10. Боковая сложенная поза: паршвоттанасана

11. Поза развернутого треугольника: уттхита трико-насана

12. Поза полумесяца: ардхачандрасана

Асаны, выполняемые на полу

13. Поза посоха: дандасана

14. Серия полулотоса: ардхападмапасимоттанасана

15. Полный наклон вперед: пасимоттанасана

16. Поза лодки: навасана

17. Поза «дыбы»: пурвот-танасана

18. Поза полуверблюда: ардхастрасана

19. Поза скручивания: парвритасана

20. Скручивание лежа на спине: суптаикападапарвритасана

Завершающий комплекс упражнений

21. Полустойка на плечах: ардхасарвангасана

22. Поза плуга: халасана

23. Поза эмбриона: карна-пидасана

24. Стойка на плечах: сарвангасана

25. Поза полурыбы: ардхаматсьясана

26. Поза релаксации: шавасана, или поза трупа

Позы, выполняемые сидя

Вытягивание позвоночника в сидячих асанах

Поза героя: вирасана

Легкая поза: сакасана

Завершенная поза: сидхасана

Поза лотоса: падмасана

Пранаяма

Процесс вдоха, или пурака

Выдох, или речака

ВАРИАНТЫ (ДЛЯ ПРОДВИНУТЫХ УЧЕНИКОВ)

Уджайи

Мула-бандха

Покой

Длина дыхания

Джаландхара-бандха

Медитация

Счет вдохов и выдохов

Счет выдохов

Счет вдохов

Следование дыханию

Самостоятельная практика: йога-садхана

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ ЙОГА КАК СПОСОБ ЖИЗНИ

10. ЙОГА И ОБЫЧНАЯ ЖИЗНЬ

Йога и семья

Йога и питание

Йога и секс

Заключение

ГЛОССАРИИ

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Классические трактаты

Современные работы

ПОЛЕЗНЫЕ АДРЕСА

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

США

АВСТРАЛИЯ

НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ

ГОЛЛАНДИЯ

ГРЕЦИЯ

ИНДИЯ

БАЛИ

ГАВАИ

ВВЕДЕНИЕ

Йога — глубокий, действенный подход к жизни. Методики этого учения оказали воздействие на буддизм, джайнизм, суфизм, созерцательное христианство. Отождествление йоги с индуизмом ошибочно, так как она не принадлежит ни к одной из мировых религий и сама не является таковой. Скорее йогу можно назвать глубоким духовным опытом, порождающим религиозность. На практическом уровне — это методология проникновения в глубины человеческой природы и осознания тонкостей духовного и материального. То, что многие ассоциируют йогу с индуизмом, объясняется просто: исторически сложилось так, что первые йоги были выходцами из Индии, чаще всего индусами. Теперь ситуация начинает меняться. В наши дни это учение все большее распространение получает на Западе, в частности, в Великобритании и Соединенных Штатах. Однако наиболее «рафинированное» развитие йоги пришлось на последнее тысячелетие и выразилось в форме китайского и японского дзэн-буддизма.

Йога включает в себя совокупность методик, каждая из которых имеет свои особенности. Их объединяют общность цели и конечный результат. Цель йоги заключается в освобождении человека от ненужных страданий и беспорядка в мыслях. Результат — в достижении покоя, умиротворенности, остроты восприятия. Мир, радость и счастье; богатая, полная свершений жизнь. Йога — это скорее опыт духовной жизни, чем религия, глубоко практическое, а по теоретическое учение. Любое философское понятие, имеющее отношение к йоге, базируется на практическом опыте. Великие адепты йоги — не только мистики и провидцы, но и ученые, демонстрирующие на практике силу своего призвания. Основной побудитель йоги— вера, однако одной лишь веры недостаточно для достижения результата. Необходимы также объективный самоанализ, строгая самодисциплина и глубокое самопознание.

Три фактора делают йогу особенно привлекательной. Во-первых, для занятий йогой нужны лишь желание и опытной наставник. Все остальное и так есть у каждого: тело, сердце и разум. Не требуется никакого специального оборудования или помещения — минимум места и немного времени. Во-вторых, результаты занятий начинают сказываться немедленно и становятся все более глубокими и очевидными по мере освоения йоговской практики. Постепенно ум и тело дисциплинируются настолько, что печаль и тревога сменяются ощущением совершенного счастья. И это чувство является истинным. В-третьих, йога доступна всем, вне зависимости от таланта, интеллекта или творческих способностей. Не имеют значения и возраст или здоровье: главное — желание и готовность постоянно совершенствоваться. Гибкость, сила и выносливость играют второстепенную роль. Любой человек — высокий или низкий, полный или худой — может получить от йоги желаемый результат.

Если вы занимаетесь регулярно и последовательно, позитивные изменения не заставят себя ждать. Вы станете более гибкими, сильными, энергичными, приобретете душевное спокойствие, заметно улучшится ваше дыхание, кровообращение и пищеварение, в глазах появится яркий блеск, кожа станет гладкой и шелковистой, мышцы будут в тонусе, вес тела нормализуется, вы сможете ясно мыслить и легко излагать свои мысли. Вы научитесь концентрироваться, приобретете спокойствие, уверенность, открытость, воспитаете в себе честность и воздержанность, наконец, сделаетесь оптимистом, умеющим ценить жизнь и быть ей благодарным. Йога — это ключ к полной жизни, умение с радостью и энтузиазмом встречать любые ее проявления. Однако каждый идет здесь своим путем. Некоторые быстрее достигают физического прогресса, другим легче дается духовный и психологический рост. Но, в совокупности и того и другого, йога все же направлена на совершенствование разума и души. Лучше избегать конкретных целей, устоявшихся и лишенных реалистичности канонов. Не стоит и намечать себе «вехи», оглядываться на других и сравнивать себя с ними. Только работа над собой принесет вам истинное удовольствие, а не то, насколько быстро вы сумели приобрести гибкость, силу и выносливость. Все это придет со временем и практикой.

Награда за занятия столь щедрая, что просто удивляют люди, которые не занимаются йогой. Это объясняется следующим: на Западе йогу представляли прежде всего академики, а не сами йоги. В результате вокруг нее был создан ореол эзотерического мистицизма, что является весьма произвольной трактовкой. В первую очередь йога — это средство освобождения и развития скрытого потенциала человеческого тела и духа; такая оптимизация и гармонизация дает человеку возможность жить более глубокой, богатой, творческой и приносящей радость жизнью. Что касается мистико-эзотерической стороны йоги, то это лишь один из многих аспектов, который искусственно выделяется людьми, склонными к мистицизму и культуре, активно поддерживающей культ эзотерики в жизни. Такой подход все меньше импонирует современному з'ападному миру. Сторонникам мистики и посвященности лучше съездить в Гималаи, где этот аспект йоги не исчез окончательно, как почти исчез в Индии. Занятия йогой прежде всего улучшают нашу обычную повседневную жизнь, это не средство ухода от реальности, а пропуск в самое сердце действительности, где мы начинаем видеть

«В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир — в зерне песка, В единой горсти — бесконечность, И небо — в чашечке цветка».

Именно такое радостное восприятие жизни позволяет оценить всю ее щедрость и глубину.

С глубокой благодарностью:

Пэт Хадсон, Филу Поурье, Кэрин Стефэн, Лейле Шварц, Мире и Шьяму Мета, Нараяни, Дереку Айрленду, Б.К.С. Ийенгару, Дэнни Пэрадайз, Б.Н.С. Ийенгару, Дэвиду Свенсону, Джону Скотту и всем другим моим учителям, притворяющимся моими учениками.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ЧТО ТАКОЕ ЙОГА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЙОГИ

Значение йоги

В переводе с санскрита слово «йога» означает связь, единение, сосредоточение, усилие. Это относится как к самой практике, так и к цели йоги. Объединяя различные аспекты человеческого тела и разума, мы вступаем в прямой контакт с потоком действительности. Такое единение достигается разными способами, каждый из которых предназначен для преодоления обычного чувства одиночества, характерного, для индивидуального сознания.

На смену одиночеству приходит слияние с широкой рекой действительности — и именно в обретении этого чувства кроется подлинная сущность человека. Осознание своего единства со Вселенной — ключ к свободе, избавление от неведения, основной причины страданий человека. Вы постепенно обретаете свободу — свободу от незнания, от рецидивной модели страдания, от колеса жизни и смерти.

Совершенно неважно, адептом какого учения вы являетесь — йоговские методики не сакраментальны. Они лишь средство к достижению цели, которая ими же и подтверждается. Назначение этих методик — усмирить импульсивную деятельность разума и его привычку ограниченного восприятия преходящих аспектов жизни, изменить наше сознание, преобразовав сознание отделенности и одиночества в сознание отождествления и объединения.

Процесс постепенного объединения в каждой системе имеет свои особенности. Конечный результат подразумевает состояние глубокой внутренней концентрации, сосредоточения или медитации. Так, традиция бхакти-йоги выражается через религиозное самовверение себя Господу и забвения себя ради Него. В джняна-йоге сознание единства достигается путем объединения различных проявлений человеческого интеллекта — памяти, способности разумно мыслить, анализировать, строить концепции. В карма-йоге акцент делается на интеграцию и духовный путь личности посредством бескорыстных деяний с отречением от их плодов. В тех системах, которые используют йоговские позы (асаны), — а это: хатха-йога, аштанга-йога, тантра-йога и кунда-лини-йога — единение происходит на еще более ощутимых уровнях. На первых порах речь идет об этапах объединения и гармонизации тела с чисто анатомической точки зрения, о перестройке костно-мышечного аппарата человека. По мере продвижения у практикующего происходит гармонизация функций и взаимосвязей внутренних органов, то есть нормализуется физиология. На третьем этапе происходит слияние тела с разумом и гармонизация зачастую конфликтующих между собой тенденций и энергий разума. На конечных стадиях процессы объединения в различных йогов-ских системах сближаются.

Свое высшее проявление процесс единения различных ипостасей человеческого существа находит в духовном союзе индивидуального сознания с универсумом или Богом. Ориентация энергии духа на эти тонкие уровни приводит к гармонии и успокоению, к глубокому ощущению единения. Именно тогда йога начинает приносить свои самые ценные плоды. Концентрация сознания порождает спокойствие, позволяющее подняться на новую, доселе не изведанную ступень, и характеризуется внутренним покоем, ощущением радости, сострадания, а также проницательностью, энергией, свободой и беспристрастностью — это и есть йога. В результате занятий йогой жизнь становится более гармоничной, радостной и щедрой.

Цель йоги

В основе йоговской практики лежит высокое самосознание. Пример тому — личный опыт тысячи адептов: успеха можно добиться только при условии регулярности занятий и правильном выполнении упражнений. Именно в этом заключается способ достижения жизни, приносящей радость, спокойствие и самореализацию. Такой опыт переживается без воздействия внешних сил. Он — в источнике силы и жизненной энергии, который обычно не находится в поле зрения нашего восприятия, но при этом является основой любого религиозного или духовного свершения. Некоторые называют такой опыт познанием Бога, другие именуют просветлением. Слова здесь не важны, главное — сам опыт.

Не имеет значения, какой дорогой вы идете — все они ведут к одной цели. Не важен и вид йоги, эффект от занятий будет один и тот же. Пусть вас не пугает неясность конечной цели — самореализации, уже на пути к ней вы добьетесь многочисленных позитивных изменений. Дорога самопознания усеяна цветами энергии, здоровья, спокойствия, сострадания, щедрости, понимания и т.д. Изюминка йоги в ее специфичности. В течение тысячелетий она обогащалась опытом бесчисленных последователей, практикующих изучение разума и тела. Но если мы твердо решили ступить на этот путь, цель будет достигнута.

Цель йоги имеет много определений, каждое из которых описывает ту или иную перспективу, характеризуя высшую реализацию человека с различных точек зрения, трактующих одно и то же состояние.

Итак, йога означает связь, единение, сосредоточение, усилие. Высшая цель или конечный результат ее в союзе индивидуального с универсальным, в тождестве собственного «Я» с единым первоначалом сущего, внутреннего с внешним, конечного с бесконечным.

Самадхи (сосредоточение) определяет состояние сознания, при котором переживается освобождение. Речь идет об очищении сознания от таких проявлений, как желание, путаница в мыслях, привязанность. Достижение высшего уровня сознания — конечная цель йоги. Достигнув ее, вы не будете знать, что такое страдание, привязанность, иллюзия. Вы обретете счастье подлинной свободы, свободы от всяких ограничений и отождествления конечного эго с бесконечной действительностью.

Мокша означает пребывание в себе. Бытует ошибочное мнение, будто это уход от мира. Ни в коем случае. Йога — путешествие в самое сердце мира. Занимаясь ею, мы не покидаем мир, а только лишь расстаемся с нашими иллюзиями, предрассудками, с нашей ошибочной самоизоляцией от Бога, от других элементов жизни. Освободившись от иллюзий, мы ощущаем свое единение со Вселенной.

Каивалья — состояние единения. Поясним: осознавая единство с Богом, со всей жизнью, человек понимает, что другого не существует, все, что есть, одно. Но каивалья не синоним одиночества и изолированности. Это определение взаимосвязанности всего сущего.

Эффект от йоги

К несчастью, цель занятий йогой часто понимается неправильно. Многие надеются, что достижение состояний самад-хи, мокша или кайвалья освободит их от стресса и приведет в совершенный рай, отличный от мира, в котором живем мы, обыкновенные смертные. По их мнению, в обретенном раю они будут наслаждаться совершенством человеческой природы и высшим трансцендентным опытом. Эти люди надеются на освобождение от одиночества, на избавление от желаний, на приобретение совершенной мудрости, спокойствия и любви, «не запятнанных» проявлениями человеческих эмоций.

Йога не делает из нас богов. Такие особенности человеческой природы, как ограниченность и болезнь, не могут быть игнорированы — их надо принимать настолько, чтобы они стали второстепенными при подлинном расцвете личностного потенциала. Занимаясь йогой, мы становимся на путь самопознания и сосредоточения. Эти качества помогут нам более творчески подходить к нашим нежелательным эмоциям. Так, например, гнев — обычное проявление человеческих эмоций — можно искоренить лишь холодным и бесчувственным отношением к жизни. Многие люди знакомы с огнем праведного гнева. Это естественная реакция на смерть тысяч эфиопских детей, погибающих от голода в мире, где достаточно пищи, чтобы накормить всех голодных, или на загрязнение окружающей среды, когда сама жизнь на Земле становится рискованной.

Йога не вырабатывает иммунитета к чувствам, она подводит к осознанию наших эмоций с творческих позиций, ответственно и с оптимизмом. Мы учимся видеть сильные, раньше казавшиеся нам разрушительными эмоции как небольшие волны, покрывающие рябью гладь нашего сознания. Учимся избавляться от привычки ставить знак равенства между преходящими чувствами и состояниями нашего сознания. Иными словами, когда нас охватывает чувство страха, печали или гнева, мы принимаем и переживаем его, не подавляя свои эмоции, не делая из них источника неосознанного конфликта, не закрепляя их, как автоматические модели поведения. Мы берем на себя ответственность за наши эмоции, концентрируя на них внимание настолько, что они проходят так же естественно, как возникают. Мы не цепляемся за них, видим их в более широком контексте, понимаем их причину. И начинаем осознавать, как много мы расходуем энергии, подчиняясь своему первому импульсу — узкой, ограниченной реакции, далекой от взвешенного и широкого видения перспективы развития событий и адекватного на них ответа. Научившись видеть это, мы легко и естественно отказываемся от таких разрушительных реакций. Высвобожденная энергия может быть использована на развитие творческого процесса нашей жизни.

Йога приводит к очищению характера и воспитанию мудрости, но она не делает из нас сверхчеловека. Она не строит стену между нами и жизнью. Напротив, йога учит нас умению жить, учит отвечать за свои поступки, чувства и мысли. Она — ключ к более гармоничной жизни, к лучшему контакту с другими людьми и иными формами жизни. Однако очень важно понять, что воспитание мудрости и добродетели — процесс тонкий и постепенный, форсировать его ни в коем случае не следует. Средство достижения здесь одно — проницательность, умение добираться до сути вещей. Эти качества нельзя приобрести лишь одним желанием. Их нельзя надеть, как новый костюм. Только через осознание непостоянства, неделимости и бесконечности природы всего сущего мы культивируем в себе стабильность и спокойствие и отказываемся от тех поведенческих моделей, которые не дают проявиться присущим нам добродетели и мудрости. Бесполезно претендовать на добродетель и мудрость. Считая свое поведение образцом совершенства, мудрости и чистоты, мы еще глубже погружаемся во внутренний конфликт незнания и разочарования в себе.

ИСТОРИЯ ЙОГИ

История йоги насчитывает пять тысячелетий. Значительные археологические находки были сделаны в 1922 году в Мохенджо-Даро в долине Инда, среди них — отпечатки мужей или божеств, медитирующих в йогических позах. Рисунки, возраст которых не менее четырех тысяч лет, — художественное свидетельство древнейшего происхождения йоги. Художники той далекой эпохи вряд ли бы стали изображать что-то чуждое культуре своего времени или лишь зарождающееся. Более раннее существование йоги является предметом споров — речь может идти как о тысячах, так и о сотнях лет.

Веды, упанишады, «Бхагавадгита», сутры и тантры, а также серия трактатов по хатха-йоге — вот основная литература по данному вопросу, параллельно существуют также и другие источники. Эти источники охватывают период с четвертого тысячелетия до нашей эры до восемнадцатого века. Благодаря произведениям Ауробиндо Гхоша, Шивананды, Сатьянанды, Ийенгара и других авторов, древняя литературная традиция йоги жива и современна. Однако важнейшими источниками являются «Бхагавадгита» и сутры. В этих текстах содержатся ссылки на многочисленные йоговские техники и методики, но акценты расставлены не одинаково. Если в «Бхагавадгите» подчеркивается роль бескорыстного и самозабвенного служения, то в сутрах выделяется аспект самоанализа и медитации.

Однако нигде нет письменного упоминания о происхождении йоговской науки. Вероятнее всего, более ранние источники фиксировали уже опробованные и передаваемые из уст в уста методики. Учитывая, что устная традиция в Индии существует с древних времен и поныне, такое предположение кажется достаточно вероятным, к тому же оно находит немало подтверждений. Один из археологических памятников свидетельствует, что медитация практиковалась по крайней мере за тысячу лет до появления первого письменного документа и за две с половиной тысячи лет до письменной систематизации медитативных практик. Другая находка интересна синтаксическими особенностями языка — речь идет об «Аштанга-виньяша-йоге». Этому памятнику, написанному на пальмовых листьях, около 1500 лет. Но структура языка и его связь с санскритом говорят о том, что сам документ по крайней мере на 3500 лет старше, чем его письменное изложение.

Отцом йоги принято считать Патанджали. Однако индийский бог Шива традиционно рассматривается как источник эзотерических йоговских знаний. Многие из тантр и агам начинаются с утверждения о том, что информация, заключенная в них, была передана Шивой его супруге Парвати, чей диалог подслушал царь рыб Матсьяендра, который принял человеческий облик и стал основателем хатха-йоги. Популярный бог индусов Кришна цитируется в «Бхагавадгите» как источник йогического учения, проповедник самозабвенного служения и действия.

Классическая литература по йоге

Веды

Это древнейший из сохранившихся памятников индийской литературы. Хотя трактат не целиком посвящен йоге, в нем содержатся сведения о йоговских практиках. Вся ведическая литература концентрируется вокруг четырех наиболее древних памятников, представляющих собой собрания гимнов, молитв, ритуальных формул, как обобщения медитативного опыта пророков и жрецов. Самой древней книгой считается «Ригведа», датируемая приблизительно 1550 годом до н. э. Это первый из дошедших до нас литературных памятников, описывающий практику медитации и результаты ее воздействия. «Ахтарваведа», включенная в ведийский свод позднее, также содержит рекомендации по йоговс-ким техникам, в частности по контролю над дыханием. Две книги — «Самаведа» и «Яджурведа» — считаются божественными откровениями древнеиндийских жрецов, священными текстами индуизма.

Упанишады

Упанишады охватывают временной промежуток с 900 года до н. э. вплоть до двадцатого столетия. Они представляют собой мистические откровения о природе действительности, человеческой природе и процессе освобождения от пут неведения. Упанишады существенно отходят от ритуальных и нравственно-философских канонов Вед и в большей степени посвящены йоге. Однако упанишады XIV—XV вв., проникнутые духом йоги (в частности, трактаты по хатха-йоге и кун-далини-йоге), не входят в канонический свод Вед.

«Бхагавадгита»

Написанная приблизительно в 350 году до н. э., «Бхагавадгита» является самым популярным и наиболее известным произведением йогической и древнеиндийской литературы. Многие современные жители Индии наизусть знают все ее 700 строф. В отличие отупанишад гита описывает альтернативный подход к йоге, не требующий обязательного отказа от обычной человеческой жизни. Так, бог Кришна убеждает принца Арджуна в необходимости одержать победу над многочисленными родственниками и выполнить свою земную роль и открывает ему путь йоги: вера в Бога (бхакти-йога), медитативный процесс различения и познания (джняна-йога), отказ от результатов своих действий (карма-йога) — только так можно достичь освобождения.

Йога-сутры

Этот памятник, датируемый приблизительно 150 годом до н.э. (хотя некоторые исследователи относят его к более ранней эпохе), был написан мудрецом Патанджали и является «библией» эзотерической йоги. В нем дается описание природы человеческого сознания, способов преодоления обусловленных ограничений и результатов освобождения с использованием терминов, определяющих особые состояния сознания и особые силы. Большинство великих последователей йоги, живущих в наше время, считают йога-сутры начальной точкой своей родословной. Книга имеет четыре раздела: в первом речь идет о состоянии священного экстаза, второй говорит о самом пути, третий повествует о силе, которую приобретаешь на этом пути, четвертый рассказывает о конечной цели — освобождении. Сутры описывают восемь составляющих или ступеней йоговской практики (аштанга) и три основных принципа йоговского действия (рвение, самопознание и самоотдача). В более поздних комментариях появляется термин раджа-йоги, что значит королевская йога. Авторство часто приписывается йогу Даршана. Самое большое значение придается развитию наиболее эффективных медитативных состояний.

Йога-упанишады

Они были написаны позднее йога-сутр. Включают в себя «Йога-таттва-упанишады», «Йога-раджа-упанишады», «Йога-сиккха-упанишады», «Амрита-бинду-упанишады», «Амрита-надо-упанишады», «Дхайана-бинду-упанишады» и др. Все они являются подробным описанием методик йоги, их результатов и представлены как учения, переданные мудрецами и богами духовным искателям. Йога, которую они исповедуют, основана на мистицизме, аскетизме и практике отречения.

«Йога-тантры»

Так же, как и «упанишады», это собрание текстов посвящено ритуалам и практике тантра-йоги. Акцент делается на технику пробуждения силы кундалини — физическую и психическую концентрацию, которая активизирует духовный канал внутри позвоночника, заряжая его энергией. Тантры также содержат описание тонкого энергетического тела, чакр (энергетических центров) и нади (пронизывающих тело энергетических каналов). Они утверждают, что в наш век материалистических иллюзий тантра-йога — единственная достаточно мощная йога, способная вывести нас из заблуждения.

«Хатха-йога-прадипика»

Этот самый авторитетный источник по хатха-йоге был написан в 1350 году Сватмарамой. Уже в первом абзаце говорится о том, что хатха-йога — ступенька к достижению раджа-йоги. Дальше автор утверждает, что совершенство в овладении хатха-йогой невозможно без овладения раджа-йогой и наоборот. Текст разделен на четыре раздела: в первом описываются позы, второй посвящен технике дыхания (пранаяме), в третьем речь идет о том, как с помощью дыхательных упражнений снять «замки и печати» с организма и освободить преобразующую энергию кундалини, которая поднимается по позвоночнику, приводя в гармонию энергетические центры тонкого тела. Четвертый раздел повествует о плодах занятий йогой. В нем перечисляются семь компонентов йогической практики: очищение, статические упражнения, динамические упражнения, работа с внутренними органами, контроль за дыханием, созерцание, транс.

«Гхерандха-самхита»

Написанная в семнадцатом веке, эта книга является одним из наиболее важных руководств по хатха-йоге. В ней также представлены семь основных компонентов йоговской практики: очищение, статические асаны, динамические упражнения, работа с внутренними органами, дыхательный контроль, созерцание, транс. Книга начинается с тезиса о том, что хатха-йога — необходимая ступень для достижения высот раджа-йоги.

«Шива-самхита»

Этот трактат написан примерно в конце семнадцатого века. В нем, как и в двух предыдущих книгах, пробуждению спящей силы кундалини посвящен целый раздел. Техники, приведенные в этом трактате, не упоминаются в более ранних источниках, таких, как Веды, упанишады, «Бхагавадги-та» и сутры. Они характеризуют тантрический подход к йо-гической науке, свойственный хатха- и кундалини-йоге, который в первую очередь рассматривает тонкие энергии тела, а не души, как средство достижения пробуждения и освобождения.

Единство йогических практик

Каждая йоговская методика обращается к своему аспекту человеческого сознания, являясь своего рода линзой, через которую можно увидеть и усилить всеобъемлющую энергию человеческого сознания. Комбинации различных систем применяются для того, чтобы использовать эту особенность человеческого сознания. Часто их различие несколько искусственно, надуманно. Углубление в ту или иную систему снимает или затушевывает эти различия.

Желание четко классифицировать йоговские системы, разбить их на' отдельные школы возвращает нас к тому образу мыслей, от которого йога нас освобождает. Йоговская методология, как и сама действительность, не может быть втиснута в линейные рамки без противоречий и путаницы, так как йога — эмпирическая действительность, а не теоретическое построение. Йога в точности повторяет непредсказуемый, парадоксальный характер жизни, освобождая нас от ограниченного менталитета последовательности и рациональной рассудочности.

Если вы встанете на путь йоги и будете искренне следовать ему, вы непременно приобретете мудрость джняна-йоги, получите святую веру бхакти-йоги, научитесь беззаветному служению карма-йоги, проникнетесь глубоким спокойствием раджа-йоги, овладеете стабильностью и силой хатха-йоги и научитесь освобождать духовно-сексуальную энергию (кун-далини) тантра-йоги. Вдумчивый последователь йоги обладает такими качествами, как глубокая концентрация, открытость и ясность ума, спокойствие и жизненная сила. Итак, в какой-то определенный момент благодаря процессу объединения все йоговские методики сливаются и становятся единым учением. Различия между ними носят скорее дидактический характер, что делает йогу доступной людям самых разных характеров и наклонностей.

Школы йоги

Джняна-йога

Джняна-йога — это йога мудрости. Это йога Вед и ранних упанишад, в которых действительное отличается от недействительного благодаря свету мудрости п процессе медитативного созерцания. Встав на путь внутреннего поиска, адепт джняна-йоги культивирует глаз мудрости и с его помощью постигает незнание, ослепляющее и связывающее нас, и правду, освобождающую нас. К адептам этой ветви йоги могут быть причислены такие великие мистики современной Индии, как Рамакришна, Рамана Махарши, Кришнамурти. Джняна-йога, как и раджа-йога, глубоко исследует тонкости человеческого разума, но в отличие от раджа-йоги исповедует необходимость исследования сути рационального ментального плана. Вопрос тщательно рассматривается, пока не исчерпываются когнитивные возможности разума и его способность рассуждать. Например, вопрос: «Кто я?» Когда рассудок исчерпал свои возможности и более не может дать четкого ответа, начинает свою работу подсознание. Сконцентрировавшись на внутреннем без внешней поддержки, ментальный уровень делает резкий сдвиг, погружаясь в пустоту, оставшуюся после неудавшегося размышления. Именно в этом вакууме, а не в лихорадочной деятельности мозга, какой бы ясной и сложной она ни была, происходит осознание своего подлинного «Я».

Тантра-йога

В йогических тантрах эта ветвь считается единственной дорогой, способной привести нас к освобождению в современную эпоху Кали-юга, отличительной чертой которой является разрушительная сила эгоистичного желания. Тантра обуздывает основную энергию человека — сексуальную — и использует ее для преображения сознания. Это необычайно мощная энергия, требующая определенного риска, который тем не менее необходим, ибо инерционная сила нашего времени слишком велика и прогресс в других формах йоги может быть еще менее ощутим. Трансформация желания в духовный экстаз всегда шла двумя путями. Внешний, «левосторонний» путь — наиболее экстремальная и неверно толкуемая форма тантрической йоги, выраженная в ритуале священного соития. Это способ разрешения поляризованности энергии с помощью осознанного и бесстрастного полового акта. Ритуальное соитие лишь внешне похоже на обычное. Его внутренняя подоплека совершенно иная — это опыт, при котором сексуальное влечение и наслаждение от близости используются для вертикализации и прояснения сознания. Другой, «правосторонний» путь заключается в вертикализации сознания с помощью асан, пранаямы и мощных медитативных визуализаций. Все йоговские системы, связанные с физическим телом и его энергией, в особенности те, которые предполагают активное использование асан и пра-наямы (см. ее. 51—52), имеют печать тантризма. Именно тантра-йога утверждает и доказывает, что духовное и материальное суть одно, тело и дух нераздельны, а самсара и нирвана (рабство и освобождение) не являются противоположными категориями. Соответственно и хатха-йога (см. ниже) и кундалини-йога (форма йоги, направленная на пробуждение сексуально-духовной энергии кундалини, дремлющей в основании позвоночника) могут быть отнесены к категории тантра-йоги. Тонкое тело с помощью асаны и пранаямы переживает опыт, при котором просветление сознания и избавление от полярности происходит спонтанно через достижение внутреннего равновесия мужского и женского начал, ида и пингала (см. с. 45).

Аштанга-виньяша-йога

Эта древняя система, заново открытая в 1930 году покойным Кришнамахарья, была записана на пальмовых листьях 1500 лет назад. Синтаксический строй языка указывает возраст источника — 5000 лет. Данная система основана на применении четырех видов асан с одновременным использованием пранаямы, мудры, бандха и друшти с целью вхождения в глубокое медитативное состояние (см главы 5 — 7). Аштанга-виньяша-йога насчитывает сотни различных асан. Они даются в строгой последовательности, каждая предназначена для гармонизация определенного уровня тела и духа.

Первая группа асан перестраивает анатомическое тело (аннамаякоша), вторая — пробуждает праническое тело (пранамаякоша), третья —психическое тело (маномаякоша), четвертая — сознание (вижнанамаякоша). После такой «проработки» четыре внешние тела интегрируются с пятым причинным телом (анандамаякоша), объединяющим индивидуальное с абсолютным.

Создавая связь между физическим (хатха) и ментальным (раджа), аштанга-виньяша-йога является практическим выражением единства йоги. Виньяша означает «отправляться и возвращаться» и воплощает процесс взаимосвязи и синтеза в йоговской практике. На ближайшем уровне это находит свое выражение в цепочке индивидуальных поз, взаимосвязанных непрекращающимся потоком виньяша. Виньяша — это последовательность асан, выполняемых в быстром темпе с вдохом и выдохом. Ключ этой системы в использовании определенного количества так называемых замков (бандха), упражнений, которые помогают концентрировать сознание и тонкие энергии тела, в особенности мула-бандха (см. с. 61), важный также при занятиях пранаямой.

Аштанга-йога



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.243.160 (0.063 с.)