Реберная клетка или реберный массаж. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реберная клетка или реберный массаж.



На самом деле ребра созданы в виде двенадцати пар рычагов,
согласованно двигающихся для того, чтобы обеспечить массаж
сердца и легких с каждым дыхательным движением. Этот массаж
поддерживает циркуляцию лимфы. К тому же, с каждым из 26 000
дыхательных движений, которые делает ваш ребенок за день, мас-
сируются мышцы вдоль позвоночника, плечи и связанные с грудью
органы сердца и легких. Когда нижняя реберная клетка игнориру-
ется и становится жесткой, дышать полной грудью становится тя-
желее, а глубокий вдох не получится до тех пор, пока она снова не
станет упругой и доступной для носового дыхания.

Естественной реакцией нашего организма на стресс и влияние
эластичного движения реберной клетки становится неэластичность
реберной клетки и закупоривание свободного доступа к нижним
долям легких. Именно по этой причине древние бегуны трениро-
вались с полным ртом мелких камней или воды, чтобы заставить
себя понять всю важность носового дыхания. У нас, как у родите-
лей, есть замечательная возможность научить детей дышать глу-
боко и разумно в течение всего наполненного стрессовыми ситуа-
циями детства. Снова обрести доступ к нижним долям легких че-
рез носовое дыхание не так уж трудно. Необходимо всего лишь
немного практики. Я обучал спортсменов и людей, далеких от
спорта, дышать таким способом в течение почти 20 лет, и видел
настоящие чудеса.

Глубокое носовое дыхание обеспечивает ощущение спокойствия,
которое я называю центром шторма. В центре шторма ребенок
учится умело справляться с большим количеством стрессовых
ситуаций внешнего мира, поддерживая внутри себя нерушимый
мир и спокойствие. _________________________________________

На поле боя в эпической поэме "Махабхарата" Кришна откры-
вает секрет победы великому воину Арджуне. Он говорит: "Иогас-

288

j/Ьорведа для детей

та куру кармани", что означает: "В первую очередь укрепи силу духа,
а потом действуй". Основная идея его высказывания заключается
в том, что необходимо зафиксировать внутреннее спокойствие или
силу духа, и только после этого человек сможет достичь победы.
Это похоже на действие шторма - чем больше центр его покоя,
тем сильнее ветер. По этому поводу очень хорошо сказала Билли
Джин Кинг, описывая арену во время соревнований: "потрясающая
смесь жестких действий происходила в атмосфере всеобщего спо-
койствия".

Секрет 10: Десятый секрет здоровья заключается
в том, чтобы практиковать носовое дыхание. Дыха-
ние через нос не только обеспечивает здоровье и
физическую выносливость, но и является ключом к
полному использованию нервной системы и способ-
ности постигать тонкую и духовную энергию орга-
низма.

ДавиД и Голиаф.

Давайте обсудим как влияет носовое дыхание на возможности
наслаждаться жизнью и физическими упражнениями.

В 90-ых годах я проводил тренинг по использованию техники
дыхания носом во время занятий спортом среди преподавателей
физкультуры в маленькой частной школе на Среднем Западе. В то
время их футбольная команда была маленькой, неопытной и счи-
талась одной из самых слабых в лиге. На самом деле, мне кажет-
ся, они не выиграли ни одной игры за сезон, хотя может я ошиба-
юсь? Определяется ли победа только финальным счетом очков?
Что-то поменялось в команде, когда игроки начали практиковать
носовое дыхание. Их внимание естественным образом переклю-
чилось с желания победить к наслаждению игрой. Вместо того что-
бы ориентироваться на цель, что обычно случается во время школь-
ных соревнований, они стали радоваться самому процессу игры.
Смена приоритетов позволила команде улучшить способность и 1
умения игроков без напряжения и стресса. 1

Этот новый подход изменил их отношение к игре с самой силь- 1
ной лидирующей командой лиги. В этом матче более сильная ко- j
манда выиграла со счетом 8:0, хотя от неопытных игроков ожида- S
ли проигрыша в 20 очков. ',

У лава 11. Секрет Т>есятый

289

Во время этого "убойного проигрыша" молодая и неопытная
команда нашла способ насладиться процессом матча. Для своего
уровня команда играла совсем неплохо и по праву гордилась сво-
ими достижениями. В течение всей игры мои подопечные наслаж-
дались собой и даже своим проигрышем. Они показали хорошие
спортивные качества и великолепный энтузиазм. Наслаждение
матчем и воодушевление, которое испытывали игроки, сбило стол-
ку лидирующую команду и сказалось на их способности играть.

Победа не всегда означает большое количество забитых голов,
а победитель - это не всегда тот, кто набрал больше очков.
В данном случае победа была в сердце каждого игрока коман-
ды, забившей, может быть, меньше голов, но без сомнения по-
бедившей в этой схватке. ____________________________________

В конце игры, проигравшая команда праздновала свое пораже-
ние как самую большую победу. Это привело в ярость выигравшую
команду. По какой-то причине ее игроки не были удовлетворены
своим триумфом. Их так сильно раздражала реакция проигравших,
что они предложили сыграть матч-реванш. Они посчитали, что,
сыграв ещё раз, они не только наберут дополнительные очки, но и
сломят дух команды.

Когда игроки "проигравшей" команды услышали о реванше, они
рассмеялись и стали ещё больше поздравлять друг друга.

Как дыхание через нос может создать особую психологическую
атмосферу на футбольном поле? Для того чтобы ответить на этот
вопрос, в 1992 году мы изучили действие носового дыхания во вре-
мя физических упражнений. Десять учеников старших классов вы-
полняли тест на велотренажере, дыша носом. Затем те же самые
ученики сделали это упражнение, вдыхая через рот, и мы смогли
сравнить результаты. Мы измерили скорость сердцебиения, час-
тоту дыхания, уровень полученного напряжения, мозговые коле-
бания, кровяное давление и воздействие на симпатическую и па-
расимпатическую нервную систему.

Выполняя упражнение более активно, ученики, дышавшие но-
сом, справлялись с напряжением намного легче, чем те, кто ды-
шал ртом. Дышавшие носом выполняли упражнение с большим
уровнем сопротивления (200 Ватт) делая всего 14 дыхательных
движений в минуту. Если знать, что обычно мы дышим 16-18 раз в

290

^Аюрведа, для детей

минуту, этот результат выглядит очень значительным. Представь-
те, что вы делаете тяжелое физическое упражнение, но при этом
производите на 4 дыхательных движения меньше, чем обычно.

Во время измерения показателей тех, кто дышал через рот, та
же самая группа детей выполняла те же самые упражнения, тяже-
ло дыша и задыхаясь. Удивительно, но при этом они делали 48
дыхательных движений в минуту! В этом и заключается огромная
разница: дыша ртом, дети вдыхали 48 раз в минуту, а делая это
носом - всего 14 (см. график А).

Другими словами, они были готовы трансформировать свою
субъективную реакцию и увеличить энергичность выполнения
упражнения на 60%. ________________________________________

Когда участников попросили сравнить свои ощущения во время
выполнения упражнений, используя сначала носовое, а потом ро-
товое дыхание, результат оказался даже более впечатляющим. Для
того чтобы ответить на этот вопрос, их попросили использовать
шкалу Борга. От них требовалось указать уровень испытанного
напряжения, распределив его по шкале от одного до десяти, где
десять является самым высоким и сильным уровнем напряжения
(см. График Б). Дыша ртом, на самом высоком уровне сопротивле-
ния, все испытуемые отметили десятое деление. Однако уровень
испытанного напряжения заметно изменился, когда ученики стали
дышать носом при выполнении того же самого упражнения с тем
же самым уровнем сопротивления. В этом случае, уровень напря-
жения находился на отметке четыре, а не десять, как в предыду-
щем тесте.

Представьте, что вы выполняете то же самое количество
работы или испытываете то же самое количество стресса в
жизни, но вместо того чтобы ощущать предельное напряже-
ние, достигающее десятой отметки, вы без усилий справляе-
тесь со всем, напрягаясь только до отметки четыре. Это очень
похоже на то, что ощущали ученики, дышавшие через нос во
время выполнения упражнения.

Когда на семинарах я спрашиваю людей, как они чувствуют себя.
в стрессовых ситуациях, большинство указывают на то, что посто-

306

Аюрведа для детей

из государственного университета штата Монтана тоже объявили
о разнице в когнитивном воздействии потоков воздуха через опре-
деленную ноздрю, а научная работа, проведенная в университете
Торонто, содержит описание воздействия на эмоции вдохов, сде-
ланных через разные ноздри. Итак, носовое дыхание обеспечива-
ет нас чем-то, чего не может дать дыхание через рот, а именно
связью с церебральными полушариями лобных долей, отвечаю-
щими за познавательную, думающую часть нашего мозга.

Это особенно важно в свете нового исследования умственного
здоровья и полушарий лобных долей. Оно показывает, что во вре-
мя таких состояний, как депрессия или беспокойство, одно цереб-
ральное полушарие мозга более активно, чем другое. Во многих
случаях, правое полушарие лобной доли указывает на большее
беспокойство, тогда как левое более активно во время депрессии.
В этом опыте участвовали только дети. Подобное исследование
было проведено Центральным институтом мозга в Германии в 2002
году. Оно не только доказало отличие беспокойных детей от спо-
койных, но и указало на разницу восприятия девочек и мальчиков,
а так же детей разных возрастов. Другая работа, выполненная в
том же институте, помогла обнаружить образцы асимметрии у де-
тей с СДВГ. Эта область изучения ещё очень молода, но целитель-
ная сила носового дыхания может оказать значительную помощью
при этом заболевании.

Древняя наука дыхания.

Дыхание на протяжении долгих веков во всем мире ассоцииро-
валось с силой жизни. В Китае эту энергию жизни называют чи, в
Японии - ки, а в Индии - прана. Интересно, что по-гречески дыха-
ние называется pneuma. Этим же словом греки обозначали душу
или дух. В боевых искусствах, стрельбе дзен, тай чи, цигун и йоге
знание и умение осуществлять контроль над праной считается клю-
чом к интеллектуальному и физическому успеху. Западная меди-
цина ещё не измерила прану, но это не означает, что ее не суще-
ствует. Просто ещё не был изобретен такой тонкий инструмент,
который позволил бы это сделать.

Прана, сила жизни организма, приходит в наше тело и клетки
через воду, пищу и воздух. Именно поэтому большое количество
воды, свежая хорошо приготовленная еда, физические упражне-
ния и дыхательная техника являются основными компонентами

J лава 11. Секрет Т)есятый

307

идеального здоровья.

Прана переносится воздухом и входит в носовой проход, когда
вы дышите. Находясь в носу, воздух очищается, согревается и
фильтруется перед тем, как попасть в полости и легкие. В Аюрве-
де сказано, что пока воздух движется через нос, прана передвига-
ется по обонятельному нерву прямо в кору головного мозга, отве-
чающую за эмоции, или в лимбическую систему. Говорят, что тех-
ника носового дыхания передвигает прану и тонкую энергию в мозг
и центральную нервную систему.

Прана - это жизненная сила, которая существует в каждом жи-
вом создании, то есть в растениях, животных, в нашей пище и в
нас самих. Даже та вода, которую мы пьем, может быть лишена
праны или наполнена ею. ____________________________________

Во время дыхания ртом воздух и прана попадают в организм и
выходят из него, не попадая в полости. Это означает, что меньшее
ее количество доходит до мозга и нервной системы.

Если цель упражнения заключается в том, чтобы укрепить ко-
ординацию тела и разума, не лучше ли в первую очередь открыть
проход к мозгу и нервной системе, а уже потом и к остальному
телу? Дыша через нос, вы не только увеличиваете количество по-
ступающей в нервную систему праны, но и обеспечиваете ей пря-
мой доступ в мозг. Согласно Аюрведе, прана, попадающая в орга-
низм через нос, достигает контролирующих центров мозга, откуда
имеется доступ ко всем возможностям нашего организма.

В книге доктора Джеймса Фундерберка "Наука изучения йоги"
описан 67-летний йог, весивший 48 килограммов. Он владел уди-
вительной силой, которую черпал из йоги и дыхательных упражне-
ний. Этот человек обернул грудь и ноги металлической цепью ши-
риной в один сантиметр. Предварительно цепь прошла проверку,
и выяснилось, что она выдерживает давление в 300 килограммов.
После нескольких вдохов, сделанных через нос, он выдохнул и
надавил на цепь ногами. Цепь распалась на куски.

Человеческий организм обладает неограниченным потенциалом.
Эйнштейн сказал, что он использует 10% от всех своих умственных
способностей. Некоторые современные исследователи считают, что
мы используем только 0,01% потенциальных возможностей своего
мозга. Заложенная в нас с рождения информация поражает вооб-

ражение: даже по самым скромным подсчетам в человеческом моз-
гу содержится более 100 триллионов нейронных соединений или
окончаний. Скорость передачи сигналов через эти нейронные со-
единения измеряется тысячами и десятью тысячами долей секун-
ды. Существует доказательство того, что каждая наша мысль мгно-
венно влияет на каждую клетку организма. Способ для максималь-
ной интеграции разума и тела, видимо заключается в том, чтобы
постоянно поддерживать единство человеческого организма.

Каждый из нас обладает огромным количеством способностей,
поэтому логично предположить, что нам следует использовать их
для полного раскрытия человеческого потенциала. Если посмот-
реть на людей, соблюдающих традиции, кажется, что их культура
сохранила знания и методы, когда-то позволявшие раскрыть все
возможности человека. Тарахумара могут бегать на огромные рас-
стояния. Настоящие боевые искусства использовались для полно-
го раскрытия потенциала человеческого тела, и только монахи,
соблюдавшие строгую и жесткую дисциплину, имели к ним доступ.
Бегуны коренных жителей Америки покрывали чрезвычайно длин-
ные расстояния с полным ртом мелких камней или воды для того,
чтобы научиться дышать через нос. Такой подход требует концен-
трации и дисциплины, но результат стоит проделанной работы и
затраченных усилий. В современной культуре, лишенной каких-либо
неудобств, все получается так просто, что у нас редко появляется
стимул к великим свершениям.

Мы можем получить ощущение совершенного подвига, посмот-
рев телевизор. Однако согласно Аюрведе, этого недостаточно, по-
тому что у каждого из нас есть потенциал, который необходимо рас-
крыть. Ближе к концу, я поделюсь с вами древним секретом дыха-
ния, преимущества которого ещё предстоит понять западной науке.

Библия, Бытие 2:7:

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдохнул в
лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою.

ГЛАВА.12.

Безупречное

Психическое здоровье

"Палки и камни могут сломать мне спину, но словом меня не
обидеть". _________________________________________________

Я не думаю, что кто-нибудь верит в правдивость этой детской
поговорки. Дети точно знают, насколько обидным может быть сло-
во. В сущности, им можно ударить гораздо сильнее, чем палкой
или камнем. Физическая боль скоро проходит, дети выздоравлива-
ют и бегут играть уже на следующий день, если не происходит ни-
чего серьезного. Если же задеты чувства ребенка, это может по-
влиять на его развитие, поведение и личность. Травматичная и
постоянно повторяющаяся обида может изменить ход всей его
жизни.

Обида или стресс могут войти в жизнь ребенка по-разному. Про-
изойдет ли это на уровне эмоций или разума из-за отношений со
сверстниками, из-за спортивных неудач или во время семейных
конфликтов с братьями и сестрами, не имеет значения, так как все
эти причины приводят к негативным биохимическим процессам. Мы
уже знаем, что стресс является причиной 80% заболеваний. Хотя
напряжение и не может стать причиной серьезного заболевания
(приводящий к болезням эффект стресса накапливается в течение
всей жизни), стресс влияет на жизнь детей гораздо сильнее, чем
на жизнь взрослых.

Находясь в состоянии напряжения, надпочечники вырабатыва-
ют большое количество таких антистрессовых гормонов, как кор-
тизол и адреналин. Они могут спасти нам жизнь в кризисной ситу-
ации и на короткий срок улучшить нашу способность действовать

310

Аюрведа. Эля детей

в критический момент. Для того чтобы подтолкнуть нас к действию,
эти гормоны поднимают кровяное давление и увеличивают уро-
вень сахара в крови, подавляя иммунную систему и работу пище-
варительной системы. Все это оказывает негативное воздействие
на наш организм, если длится в течение долгого периода времени.
Гормоны стресса необходимы для увеличения активности и для
решения проблемы в сжатые сроки.

В детстве у нас формируются привычки, и мы учимся навыкам,
помогающим нам справляться с неудобными и стрессовыми ситу-
ациями. В наше время мозг многих американцев слишком часто
находится в состоянии гормональной "боевой тревоги". Многие из
нас воспринимают жизнь как серию критических ситуаций или как
борьбу, и наши дети копируют это. Видя, что мама и папа постоян-
но работают на пределе своих возможностей, они будут делать то
же самое. Когда эмоциональная тревога ослабевает, мозг посыла-
ет "полноадресуемый бюллетень" о доставке всего доступного са-
хара или аварийного топлива к нему. В результате появляется тяга
к сладкому, уровень сахара в крови увеличивается, а затем падает,
настроение становится переменчивым, а весь поступающий жир
откладывается под кожу и закрывается в жировых клетках, пока не
минует кризис. К сожалению, сигнал о том, что все кончилось, от-
правляется редко и, в результате, мы становимся страной с самым
толстым населением в мире и самым высоким уровнем хроничес-
кого ожирения.

Детские стрессы оказывают большое влияние на эмоциональ-
ность детей и их социальное развитие. В первые 18 месяцев жиз-
ни обучение, социализация и самооценка подвержены наиболее
сильному влиянию стресса. Отказ вызывает самое сильное напря-
жение в жизни ребенка. На занятиях физкультурой детей постоян-
но оценивают учителя и их сверстники. Любовь - это естественная
потребность ребенка. Для того чтобы заслужить ее, они добивают-
ся одобрения. Когда дети чувствуют признание своих заслуг, они
ощущают себя защищенными. В такой обстановке надежности они
могут расти и развиваться физически, умственно и духовно.

Создаем ли мы необходимую среду для развития и обучения
наших детей? Для того чтобы помочь родителям, я поделюсь с ними
некоторыми знаниями о развитии ребенка согласно традициям
Аюрведы, прошедшими проверку временем.

"J лава 12. Ъезупречное психическое здоровье

311

Сигналы, которые мы шлем нашим детям во время обще-
ния в течение всего дня, чрезвычайно сильны. Родители и
учителя говорят 18 "нет" на одно "да", взаимодействуя со сво-
ими детьми и учениками. Опекуны раздают слово "нет" каж-
дые девять минут. Дети постоянно слышат, что их действия
неправильны. Вечное неодобрение и осуждение повышает их
ощущение ненадежности и превращают демонстрацию одоб-
рения и любви в исключение из правил.

"Грязные кухонные полотенца".

Неумение общаться является ещё одним результатом стресса,
который непосредственным образом влияет на здоровье детей и
жестоко отражается на их эмоциональном благополучии. Для того
чтобы уменьшить количество напряжения, детей необходимо на-
учить общаться со сверстниками, братьями и сестрами. Обида
может привести к злобе и негодованию, которые постепенно ста-
нут занимать большую часть разговоров детей, особенно с их близ-
кими друзьями и родственниками. Имея шестерых детей в доме,
легко довести проблемы общения до критического момента, пре-
вращая нехватку необходимых навыков в непереносимый недоста-
ток.

Обучая своих детей тому, как необходимо обращаться со свои-
ми чувствами и ощущениями других, я, наверное, научился самым
важным вещам, которые необходимы родителям. Я использовал
простую, но очень эффективную методику, которая учит детей и
взрослых общаться напрямую, от сердца к сердцу, с теми, кого мы
любим и со всеми, кто встречается на нашем пути.

Это упражнение помогло моим детям осознать, что то, как они
ощущают и то, как они выражают свои чувства, может мгновенно
распространить радость или злобу по всему дому.

Методика "грязного кухонного полотенца".

Однажды, находясь на кухне, я услышал звук борьбы, происхо-
дящей на втором этаже нашего дома. "Мейсон!" - позвал я моего
5-летнего сына.

В ответ он рявкнул: "Что!" таким тоном, который ясно давал по-
нять: не трогайте меня, я зол на всех и вся.

В то же мгновение я созвал всех, кто был в доме, вниз: 12-, 10-, 8-
и 5-летнего.

312. ■ у ^Аюрведа для детей

Я подошел к шкафу, где хранились кухонные полотенца и, дос-
тав десять из них, протянул по одному каждому ребенку так, что
все они были соединены со мной и друг с другом с помощью этих
кусков ткани.

Сделав все это, они посмотрели на меня так, будто я сошел с
ума, поэтому я поспешил объяснить то, что я собираюсь сделать.

"Кухонные полотенца означают наши с вами отношения. По сути,
в каждом из нас живет два вида отношений. Первый - это наша
любовь друг к другу, а второй, который представляют сейчас эти
полотенца, обозначают способ нашего общения. Что касается люб-
ви, она, конечно, не всегда бывает видна, и сейчас она закрыта
тучей вашей борьбы и злобы", - сказал я и тут же продолжил: "Глу-
боко внутри нас живет любовь друг к другу, и эта любовь будет
длиться вечно. Что бы вы ни сделали, я всегда буду любить вас.

Я знаю, что вы можете не согласиться с тем, что я сейчас гово-
рю, но в каждом из вас живет эта любовь, и вы ничего не сможете
с ней сделать.

Однако существует одна проблема. Ваша злость друг на друга,
обиды, возмущение и разочарование могут испачкать полотенца-
отношения, которые у вас есть. Если вы позволите грязи скопить-
ся на вашем полотенце и не станете счищать ее, вы никогда не
познаете любви, которая живет в нашей семье".

Затем я повернулся к 5-летнему Мейсону и спросил: "Что ты
почувствовал, когда твой старший брат Остин забрал у тебя иг-
рушку?"

"Я разозлился", - быстро ответил Мейсон.

"Что ты ощущал перед тем, как разозлиться, в тот момент, когда
он забирал твою игрушку?", - спросил я ещё раз.

"Мне стало грустно".

"Мейсон, ты сказал Остину, что он обидел тебя?"

"Нет, - ответил Мейсон. - "Я просто разозлился и ударил его".

Затем, я спросил Остина: "Что ты почувствовал, получив удар?"

Остин ответил: "Я обиделся, а потом я разозлился ещё больше
и тоже ударил Мейсона".

Я продолжил: "Значит, вы затеяли драку. Я позвал Мейсона, он
нагрубил мне, тем самым обидев меня. Итак, что если теперь ваша
сестра Джанаки (моя 12-летняя дочь) придет ко мне и попросит
денег, чтобы пойти в кино? Что я ей скажу?"

Дети ответили одновременно: "Ты не дашь ей".

"Jлава 12. безупречное психическое здоровье

313

Я сказал: "Возможно, я даже нагрублю ей безо всякого на то
основания, просто потому что Мейсон нагрубил мне".

Я переключил их внимание на кухонные полотенца: "Теперь
посмотрите на полотенца, которые вы держите. Остин испачкал
то, что соединяет его с Мейсоном, когда отобрал у брата игруш-
ку. Чувства Мейсона были задеты, но вместо того, чтобы ска-
зать об этом Остину, он испачкал полотенце ещё больше, ис-
портив отношения с Остином. Чем больше грязи, тем меньше
общения. Скоро ваши отношения полностью нарушились, и вы
начали драку.

Когда я позвал Мейсона, чей голос я услышал, он нагрубил мне,
тем самым испачкав полотенце между Мейсоном и мной. Это по-
лотенце представляет собой наши с ним отношения".

Я сказал: "Теперь из-за этой грязи задеты и мои чувства. Я не
отличаюсь от вас и тоже могу обидеть кого-то!

Как я почувствую себя, обидевшись?" - спросил я.

"Ты разозлишься", - ответили дети.

Я продолжал говорить с ними на эту тему: "Итак, если бы Джа-
наки попросила у меня денег, чтобы пойти в кино, я бы разозлился
на нее и испачкал бы полотенце наших с ней отношений. Теперь
грязные полотенца соединяют меня с Мейсоном и Джанаки, но моя
обида ещё не прошла.

Итак, я все ещё обижен, и тут подошла бы мама и попросила
бы меня вынести мусор. Как бы я отреагировал?"

Они сказали: "Ты бы разозлился на нее".

"При том, без причины, - добавил я. - Что мне нужно было сде-
лать, когда Мейсон нагрубил мне?"

Они ответили: "Ты должен был рассказать Мейсону о том, что
ты почувствовал".

"Точно", - сказал я. "Теперь, Остин, - задал я вопрос, - Если бы
Мейсон сказал тебе, как сильно ты его обидел, забрав его игрушку,
как ты думаешь, стали бы вы драться?"

"Конечно, нет", - сказал Остин.

"Почему?" - спросил я.

Он ответил: "Потому что мои чувства не были бы задеты, а Мей-
сон почувствовал бы себя лучше".

Я сказал: "Уверен, что Остин забрал игрушку в первую очередь
потому, что кто-то обидел его до этого, и обида заставила его ра-
зозлиться на весь мир".

314

^Аюрведа для детей

Скоро мои дети осознали связывающие нас отношения и
выбор, имеющийся у каждого из нас: мы можем сказать прав-
ду о наших отношениях, основанных на любви, или мы мо-
жем грубо отреагировать на обиду, которую причинили нам
другие.

"В такой большой семье, как у нас, - сказал я им, - мы должны
научиться выражать свои чувства и уважать чувства других".

Я спросил их: "Вы думаете люди начинают войны, потому что
хотят убить друг друга или вы считаете, что это происходит из-за
чьей-то обиды? Когда людей обижают снова и снова, как вы дума-
ете, что они чувствуют?"

Дети ответили: "Люди злятся и начинают воевать".

Я задал ещё один вопрос: "Что вы будете делать, чтобы избе-
жать подобных войн?"

"Мы будем просить обиженных людей, чтобы они рассказали
нам о своих чувствах".

"Как вы думаете, люди, наносившие обиды, понимали, что за-
дели их чувства?"

Дети сказали: "Наверное, нет. Если обе стороны были бы чест-
ны друг с другом и рассказали о том, что они действительно ощу-
щают, может быть, они бы даже подружились".

"Трудно быть честным и рассказать о своих чувствах, не правда
ли? А теперь сравните свои ощущения теперь и во время драки и
расскажите мне о них".

Мальчики ответили, что чувствуют себя намного лучше. "Ты
любишь своего брата?" - спросил я Мейсона: Он ответил: "Да".

"Я тоже тебя люблю, Мейсон. Мы - друзья" - отреагировал Ос-
тин.

Я попросил детей взглянуть на полотенца, которые мы держа-
ли, и сказал:" Если мы будем оставлять грязь на этих полотенцах,
сможем ли мы любить друг друга и наслаждаться временем, про-
веденным вместе? Когда вас обижают, сердце, источник ваших
чувств, закрывается. Не ощущая любви в своем сердце, вы стано-
витесь злыми и неосознанно обижаете друг друга так же, как Мей-
сон обидел меня, потому что став слишком грязными, ваши отно-
шения уже не смогли бы стать прежними. Любовь и желание об-
щаться, живущие в вашем сердце, уходили бы все глубже и глуб-
же, пока вы не ощутили бы себя старыми и больными".

"Jлава 12. ЗЬезупречное психическое здоровье

315

Остин крикнул: "Группа, обниматься!!!" и кризис завершился
большой давкой и чистыми полотенцами.

Я постоянно использую этот метод и другие известные мне ме-
тодики, включающие и сказки на ночь, и футбол на заднем дворе,
для того, что иметь возможность показать детям, как их действия
влияют на других. Наши занятия футболом бывают довольно на-
пряженными, и всякий раз во время игры, мы получаем урок, как
общаться друг с другом, и, что ещё важнее, как понять чувства
друг друга. Каждый хочет быть любимым, моя цель показать де-
тям, как замечательно бывает проявить свою любовь.

Запоминание наизусть.

Дети испытывают напряжение не только на игровой площадке.
Многие дети считают, что учеба может быть ещё худшим "медве-
дем в лесу". Концентрация на уроке и сохранение полученной ин-
формации стали настоящей проблемой современной образователь-
ной системы.

Исследования показали, что дети сохраняют в памяти:

-10% того, что они читают,

· 20% того, что они слышат,

· 30% того, что они видят,

· 50% того, что они слышат и видят,

· 70% того, что они проговаривают,

· 90% того, что они проговаривают или делают.

Большая часть преподавания в американских школах сводится
к простому вербальному общению, поэтому у детей нет возможно-
сти запоминать столько, сколько от них ждут. В странах, где все
ещё сильны традиции, обучение происходило на примере и наделе.
Дети могли, посмотрев на плотницкую работу своего отца, захо-
теть повторить ее. Они могли подобрать несколько инструментов,
как это всегда делают мои дети, и "поиграть" с ними. Делая что-то
в атмосфере игры, дети обучаются. Дело заключается в том, что
не все дети воспринимают информацию одинаково. Разные типы
детей, по Аюрведической классификации, так же имеют свои осо-
бенности восприятия.

Ребенок зимнего типа - слуховая память.

Ребенок летнего типа - визуальная память.

Ребенок весеннего типа - моторная память.

У всех детей развита слуховая, визуальная и моторная память,

316

^Аюрведа для детей

но зная тип своего ребенка, вы сможете понять то, каким способом
он легче всего воспринимает информацию. Далее в этой главе вы
найдете эти и другие различия и некоторые способы лечения на-
рушений восприятия, но помните, что лучше всего ребенок запо-
минает и учится в атмосфере игры, имитируя ваши действия.

"Зимний" слух.

Ребенок зимнего типа или Вата бывает беспокойным и легко
перевозбуждается, поэтому иногда его нелегко успокоить, заста-
вить сконцентрироваться и выучить что-то. По своей природе их
ум очень чувствительный и легче всего воспринимает информа-
цию на слух, потому что это самая быстрая система передачи зна-
ний. Когда у таких детей нет нарушений, они легко и быстро запо-
минают новое, но с трудом удерживают его. У них очень развита
краткосрочная память.

"Летнее" зрение.

У ребенка летнего типа или Питта чаще всего не бывает труд-
ностей с учебой. Они горячи, энергичны и стремятся к лидерству.
Они прекрасно ощущают себя в нашем вечно спешащем и ярост-
ном обществе. Лучше всего они воспринимают информацию визу-
ально, поэтому им достаточно прочитать книгу или посмотреть на
школьную доску, чтобы извлечь пользу из своей способности. Так
как их натура стремится к умеренности во многих вещах, и распо-
ложены они между зимой и весной, эти дети хорошо владеют как
краткосрочной, так и долгосрочной памятью.

"Весеннее" движение.

Обычно дети весеннего типа отличаются склонностью к лени,
медлительностью и методичностью, что отражается на их манере
восприятия. Часто они не справляются с быстрым темпом обуче-
ния в классе, основанном на звуках. Если они что-то запомнили,
они хранят эту информацию всю жизнь, но запоминание нового
дается им с трудом. Это особенно сильно проявляется в то время,
когда они находятся в весеннем цикле жизни (до 12 лет). Лучше
всего они учатся, когда в процесс обучения включено движение,
модели или предметы, которые они могут передвигать, так как ис-
пользование всех чувств позволяет им полностью запомнить полу-
ченный опыт. Они обладают тем, что можно назвать безлимитной

J"лава 12. Ъезупречное психическое здоровье

317

долгосрочной памятью, но часто страдают от проблем с краткос-
рочной, отчего окружающие часто считают их забывчивыми.

Помните, дети, представляющие собой один тип, встречаются
редко. Обычно они сочетают в себе характеристики двух типов,
которые смягчают и сглаживают острые углы характера каждого из
них.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.106.241 (0.289 с.)