Анализ психодиагностической информации и составление программы психолого-педагогической коррекции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ психодиагностической информации и составление программы психолого-педагогической коррекции.



Ме­тоды и средства психолого-педагогического воздействия. Групповая дискуссия: структурированная – неструктурированная; тематическая, биографическая, интеракционная. Игровые методы. Развитие игры как формы терапии. Психологические механизмы коррекционного воздействия игры. Основные виды и формы игротерапии. Ситуационно-ролевые игры, дидактические игры, творческие игры, организационно-деятельностные игры, деловые игры, имитационные игры. Игровая терапия в психоаналитическом направлении М. Клайн. Игровая терапия центрированная на клиенте. Освобождающая терапия (терапия отреагированием) Д. Леви. Структурированная терапия Г. Хембидж. Игровая терапия по Адлеру, М. Юру, Г. Хембидж. Поведенческая терапия С. Руссо. Недирективная терапия В. Экслайн. Игровая терапия детско-родительских отношений. Арттерапия и ее направления. Музыкотерапия. Библиотерапия. Танцевальная терапия. Проективный рисунок. Сочинение историй. Сказкотерапия. Куклотерапия. Методы направленные на развитие социальной перцепции. Вербальные и невербальные. Методы телесной терапии. Метод М. Фельденкрайса. Метод Ф. Александера. Метод А. Янова. Медитативные техники. Аутотренинг.

Групповые и индивидуальные формы работы. Индивидуальная психокоррекция. Показания к индивидуальной психокоррекционной работе. Выбор методов для индивидуальной работы. Специфические особенности индивидуальной работы. Стадии индивидуальной психологической коррекции. Групповая психокоррекция. Соотношение понятий “групповая психотерапия”, “групповая коррекция” и “групповой тренинг”. Общее представление о психологическом тренинге. Специфические черты и основные парадигмы тренинга. Психологические особенности тренинговой группы. Цели тренинговой группы. Преимущества групповой формы работы. Групповые нормы. Ролевые позиции в группе. Фазы развития группы. Понятие о групповой сплоченности. Гомогенность и гетерогенность тренинговых групп. Качественный и количественный состав тренинговых групп. Виды коррекционных групп. Т-группы. Социально-психологический тренинг. Коммуникативные тренинги. Группы личностного роста. Группы встреч. Балинтовские группы. Группы тренинга умений. Гештальт-группы.

Основные психолого-педагогические коррекционные подходы и технологии. Психопрофилактика и ее ос­новные принципы. Принципы организации психокоррекционного процесса. Принцип опоры на целостное развитие личности. Принцип активности всех сторон, участвующих в коррекции. Принцип оптимального сочетания “нормативного” развития с “личностными достижениями”. Принцип ориентации на зону “ближайшего развития”. Принцип моделирования личностно значимых отношений в личностно значимой деятельности. Принцип изменения системы значимых отношений. Программа психокоррекции. Принципы составления коррекционной программы. Основные требования к составлению психокоррекционных программ. Принцип системности коррекционных, профилактических, развивающих задач. Принцип приоритета коррекции каузального типа. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента. Принцип комплектности методов психологического воздействия. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной работе. Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов. Принцип программированного обучения. Принцип возрастания сложности. Принцип учета объема и степени разнообразия материала. Принцип учета эмоциональной сложности материала. Виды коррекционных программ. Общая модель коррекции. Типовая модель коррекции. Индивидуальная модель коррекции. Стандартизированная и свободная модель программы. Организация занятий. Задачи и структура программы коррекции. Психопрофилактические задачи при соматической патологии, вторичная и третичная профилактика в отношении основного заболевания. Динамичный характер соотношения методов психологической коррекции, психотерапии и психопрофилактики. Коррекция отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала – как основная задача психокоррекции. Психокоррекционный комплекс. Диагностический блок. Основные принципы организации работы. Установочный блок психокоррекции. Особенности организации адаптации участников группы. Принципы коррекционной группы. Специфические особенности реконструктивного блока. Методы и приемы работы. Детские и родительские группы. Оценка эффективности коррекционных воздействий. Факторы, определяющие эффективность психокоррекции. Требования к специалисту. Предварительная работа с участниками группы. Поведение тренера при ведении группы.

Основная литература

1. Бекоева Д.Д. Практическая психология. - М.: Академия, 2009.

2. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, - Ростов н/Д: Феникс, 2010.

3. Колесникова Г.И. Основы психопрофилактики и психокоррекции - Ростов н/Д: Феникс, 2005.

4. Коррекционно-развивающие занятия. Комплекс мероприятий по развитию воображения. Занятия по снижению детской агрессии: метод. пособие / сост. С.В. Лесина, Г.П. Попова, Т.Л. Снисаренко. - Волгоград: Учитель, 2011.

5. Коррекция и развитие речи детей 5-7 лет на материале стихотворений о природе / авт.-сост. А.А. Гуськова. - Волгоград: Учитель, 2012.

6. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях.- М.: Эксмо, 2010.

7. Матросова Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями. - М.: В. Секачев, 2011.

8. Осипова А.А. Общая психокоррекция. - М.: ТЦ Сфера, 2008.

9. Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы) / авт.-сост. Е.Д. Шваб. - Волгоград: Учитель, 2011.

10. Романин А.Н. Практическая психология и психотерапия. - М.: КноРус, 2011.

11. Сорокина Н.А. Коррекционные речевые игры, упражнения и сценки. - М.: В. Секачев: ИОИ, 2010.

12. Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ/ авт.-сост. Г.Н. Сергиенко. - Воронеж: Лакоценин С.С., 2010.

Дополнительная литература

1. Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. – М.- Воронеж, 2000.

2. Петрушихина Е.Б. Психокоррекционные методы в работе школьного психолога: метод. пособие / Е.Б. Петрушихина, С.К. Хаидов - Мурманск: МГПУ, 2004.

3. Психологическая коррекция: Программа курса и методические рекомендации по его изучению. – Мурманск: МГПИ, 2002.

 

Психологическая служба в образовании

Роль психологической службы в образовании. Психологическая служба как теоретико-прикладной раздел возрастной и педагогической психологии, её роль в интеграции научно-психологического знания и его использования в образовании. Школьная психологическая служба как необходимый компонент системы народного образования на современном этапе развития общества и в перспективе. Факторы, определяющие создание и развитие психологической службы: научные психологические концепции, потребности и задачи народного образования, политические, экономические и другие особенности страны. Смена парадигмы воспитания и образования как основополагающий фактор развития службы. Школьная психологическая служба как интегральное образование, объединяющее в себе научные, прикладные и практические аспекты. Задачи и содержание трех аспектов.

История с тановления психоло­гической службы в системе образования России и за рубежом. Школьная психологическая служба в США. "Гайденс" - службы. Тестирование как основной инструмент деятельности первых психологов-практиков. Эволюция школьной психологии в Америке. Опыт развития школьной психологической службы во Франции. Вклад А. Бине, А. Валлона в становление и развитие психологической службы. Опыт организации и деятельности службы в странах Восточной Европы. Практическое использование психологии в обучении и воспитании детей в рамках педологии в России. Создание школьной психологической службы в Эстонии в 1980 г. Дальнейшее развитие психологической службы образования в нашей стране.

Концепции психологической службы образовательного учрежде­ния. Научные предпосылки создания психологической службы в нашей стране. Фундаментальные исследования, направленные на изучение условий психического и личностного развития ребенка (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Р. Натадзе, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.). Концепции психологической службы образования И.В. Дубровиной, Л.М. Фридмана, М.Р. Битяновой, Р.В. Овчаровой. Вариативность ожиданий участников образовательного процесса и психолога. Основные требования к статусу психолога. Специфичность деятельности практического психолога, необходимые знания, умения, навыки. Модели деятельности педагога-психолога, основные принципы определения приоритетов в его работе. Принцип индивидуального подхода к учащемуся как основной принцип работы практического психолога. Принцип профессиональной компетентности. Принцип не нанесения ущерба испытуемому. Принцип беспристрастности. Принцип конфиденциальности. Принцип позитивно-ориентированной активности. Взаимодействие психолога с участниками образовательного процесса.

Пси­хологическая служба в образовательных учреждениях различного ти­па. Коррекция отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка – основная задача психокоррекции. Симптоматическая и каузальная коррекция. Некоторые варианты групповой коррекционной работы с детьми: коррекция школьной тревожности (А.М. Прихожан). Основные методы: последовательная десенсибилизация, отреагирование страхов, направленные игры. Коррекция поведенческих отклонений (В.И. Гарбузов). Коррекция предпосылок неврозов (А.С. Спиваковская). Реориентация жизненного стиля ребенка (Е.В. Сидоренко). Индивидуальная игровая терапия (Г.Л. Лэндрет).

Организация и развитие раз­личных видов деятельности педагога-психолога. Понятие психопрофилактики. Конкретные мероприятия в русле психопрофилактики: предупреждение дезадаптации детей при переходе на новую ступень в системе образования, оптимизация форм общения педагогов с детьми (взрослый-ребенок), в педагогическом коллективе (взрослый-взрослый) и т.д. Понятие школьной дезадаптации, ее поведенческие и личностные показатели. Место школьной дезадаптации в структуре общей социально-психологической дезадаптации. Внешние и внутренние факторы школьной дезадаптации. Прогноз и профилактика дезадаптации и проблем в обучении учеников начальной школы и среднего звена (Л.А. Ясюкова) Психопрофилактика среди младших школьников (О.В. Хухлаева). Психопрофилактика среди подростков (Б.М. Мастеров). Психологическое консультирование в практике психолога образовательного учреждения.Психодиагностическая работа. Особенности индивидуальной диагностики детей.

Документация психо­логической службы. Нормативные документы, определяющие профессиональную деятельность психолога образовательного учреждения. Федеральный закон об образовании. Конвенция о правах ребенка. Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации. Приказ об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации от 22.10.1999, №636. Письма и постановления об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения, об оплате труда, об определении уровня квалификации педагогических работников и т.д. Текущая и отчетная документация психологической службы образовательного учреждения.

Основная литература

1. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. - СПб.: Питер, 2007.

2. Психологическая безопасность ребенка раннего возраста: современные технологии, программа адаптации, диагностические методики, игровой материал / авт.-сост. Ю.А. Афонькина. - Волгоград: Учитель, 2013.

3. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития: пособие для педагогов-психологов / Под ред. Е.А. Савиной, О.В. Максименко. - М.: ВЛАДОС, 2008.

Дополнительная литература

1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М., 1998.

2. Гарбузов В.Н. Практическая психотерапия. - СПб,1994.

3. Овчарова Р.В. Практическая психология образования - М.: Академия, 2003.

4. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. - М., 2000.

5. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы /Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1994.

6. Рабочая книга практического психолога / Под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача. - М., 2001.

7. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога.- М., 2000.

8. Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М. Громбаха. - М., 1998.

ВОПРОСЫ ПО ПСИХОЛОГИИ

1. Предмет, принципы и методы психологии. Этапы становления психологии.

2. Основные психологические теории и их взаимосвязь. Теория деятельности.

3. Проблема личности в психо­логии. Механизмы разви­тия личности. Социализация и адаптация. Социальные установки личности.

4. Эмоционально-волевая сфера личности. Эмоции и чувства. Во­ля и произвольность.

5. Познание и отражение. Опосредование в познавательной деятельности. Характеристика познавательных процессов человека.

6. Категория развития. Теории психического развития. Источники, движущие силы и условия психического развития.

7. Самосознание личности. Структурные звенья самосоз­нания, их генезис.

8. Понятие возраста. Проблема периодизации психического развития. Основные этапы психического развития человека.

9. Динамика психи­ческого развития от младенческого к дошкольному детству.

10. Динамика психи­ческого развития от младшего школьного к юношескому возрасту.

11. Динамика психи­ческого развития от молодости к старости.

12. Основные области и методы иссле­дования в социальной психологии.

13. Психология общения: содержание, цели, средства формы, функции, виды, стороны и уровни общения.

14. Малая группа, основные параметры и структу­ры. Модели развития групп. Проблема группового сознания. Психология педагогического коллектива.

15. Соци­ально-психологическая диагностика и прогнозирование со­циального поведения человека.

16. Концепции педагогического процесса и их психологические основания.Психология учения и обучения.

17. Психология воспитания. Соотношение развития, обу­чения и воспитания.

18. Профес­сиональная подготовка и личностное развитие учителя.

19. Психологические основы организации педагогической дея­тельности. Мотивы, структура, стили, способности педагогической деятельности.

20. Психология педагогического воздействия. Приемы и техника управления учащимися на уроке.

21. Психодиагностические методы. Основные диагностические подходы. Классификация. Этапы диагностического обследования.

22. Психологический диагноз. Объекты диагноза. Уровни диагноза. Психологический прогноз.

23. Психометрические критерии научности психо­диагностических методик. Стандартизованные и нестандартизован­ные диагностические методики. Тестовые нормы.

24. Профессионально-этические нормы работы психолога. Этика практического психолога.

25. Структурные компоненты, этапы и фазы психологического кон­сультирования. Техники и методы консультирования.

26. Теоретические основы и основные направления коррекции. Сущность, цели и задачи психолого-педагогической коррекции. Основные направления в психолого-педагогической коррекции.

27. Анализ психодиагностической информации и составление программы психолого-педагогической коррекции. Ме­тоды и средства психолого-педагогического воздействия.

28. Психопрофилактика и ее ос­новные принципы. Групповые и инди­видуальные формы работы.

29. Роль психологической службы в образовании. Организация и развитие видов деятельности педагога-психолога.

30. Концепции психологической службы образовательного учрежде­ния. Пси­хологическая служба в образовательных учреждениях различного ти­па.


РАЗДЕЛ II. ПЕДАГОГИКА

Общие основы педагогики

Педагогика как наука, ее объект. Возникновение и развитие педагогики. Возникновение и развитие педагогики. Социально-экономические потребности общества в подготовке подрастающих поколений к жизни как объективная предпосылка возникновения и развития педагогической теории. Выделение педагогики в особую отрасль научного знания и ее ведущие деятели (Джон Локк, Генрих Песталоцци, А. Дистервег, Я.А., Каменский, Ж.-Ж. Руссо, П.Ф. Каптерев, И.А. Данилов, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский). Влияние политики и идеологии общества на развитие педагогической теории. Формирование народной педагогики.

Объект педагогики. Воспитание, образование как предмет педагогики. Задачи педагогики. Системный, личностный, деятельностный подходы. Функции педагогики (теоретическая, практическая, прогностическая). Философские основы педагогики. Педагогическая наука и педагогическая практика.

Образование как общественное явление и педагогический процесс. Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен. Основные свойства образования. Образование как цель и содержание педагогического процесса. Образование как ведущий механизм присвоения среды, национальных и культурно – исторических факторов в воспитании и образовании. Аксиологические основы образования. Базовое образование и культура как цель образования. Образовательные стандарты. Утверждение личностно-ориентированной модели образования. Тенденции гуманизации образования.

Понятие системы образования. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования. Образование и самообразование: взаимосвязь и непрерывность. Принципы построения и функционирования системы непрерывного образования в России. Современные концепции реформирования и модернизации системы образования и школы. Приоритеты, основные направления и этапы реализации образовательной политики России. Вариативные типы и виды образования.

Цель как компонент педагогического процесса. Иерархия целей воспитания и образования: общие (государственные), среднего уровня (отдельных педагогических систем) оперативные. Роль и значение национальных и культурно-исторических факторов в образовании и воспитании. Цели воспитания и образовательные стандарты. Всестороннее развитие личности и другие цели воспитания в мировой практике. Цели воспитания в современной российской школе.

Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Сущность педагогического процесса. Педагогический процесс как целостное явление. Педагогический процесс как динамическая педагогическая система. Педагогический процесс как деятельность. Целеполагание в педагогическом процессе. Движущие силы, противоречия и закономерности педагогического процесса. Компоненты системы: педагоги, воспитуемые, условия воспитания. Основные структурные элементы целостного педагогического процесса: целевой, содержательный, деятельностный, результативный. Основные функции педагогического процесса (образовательная, воспитательная, развивающая). Этапы педагогического процесса.

Понятие о закономерностях и принципах педагогического процесса. Принципы организации и функционирования педагогического процесса. Правила, логика и условия построения целостного педагогического процесса. Принципы ориентации педагогического процесса и основные направления его совершенствования. Понятие о педагогической технологии. Педагогическое взаимодействие и его виды. Принципы управления деятельностью воспитанников.

Взаимосвязь педагогической науки и практики. Взаимосвязь педагогической науки и педагогического опыта как предпосылка их дальнейшего развития. Авторские школы. Инновационная педагогика. Инновации в профессиональной деятельности педагогов-новаторов. Проблемы современной школы. Понятие «передовой педагогический опыт». Взаимосвязь педагогической науки и практики. Методическая, консультативная деятельность по внедрению в практическую педагогическую деятельность результатов психолого-педагогических исследований.

Связь педагогики с другими науками. Место педагогики в общей системе наук о человеке, связь педагогики с другими науками (философией, психологией, биологией, антропологией, экономическими науками, социологией и др.). Структура педагогики (общая, возрастная, коррекционная педагогика, частные методики, история педагогики и образования, отраслевая педагогика). Новые отрасти педагогики (сравнительная, социальная). Источники педагогического знания.

Понятие «методология педагогической науки». Понятие о методологии науки. Методология педагогической науки. Структура методологического знания: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический уровни. Понятие о методологии в педагогике. Содержание методологического знания: системный, личностный, деятельностный. Методологическое обеспечение преобразований в педагогике.

Методологическая культура педагога. Значение методологии в педагогической деятельности. Методы изучения педагогического опыта. Применение результатов исследований в практике преподавания. Методологическая компетенция учителя.

Научные исследования в педагогике, их основные характеристики. Научное исследование в педагогике, его основные характеристики. Методологические принципы и виды научно-педагогического исследований. Структура, организация и логика педагогического исследования. Научный аппарат педагогического исследования: объект, предмет, тема, цель, задачи, гипотеза.

Методы и логика педагогических исследований. Система методов и методика педагогического исследования. Эмпирическое знание. Эмпирические методы исследования: анализ школьной документации, педагогическое наблюдение, опрос, интервью, анкетирование, тестирование, социометрия, парное сравнение, интроспекция, определение рейтинга, изучение и обобщение опыта, педагогический эксперимент.
Теоретическое знание. Теоретическое обобщение. Методы теоретического исследования: логический анализ фактов. Абстрагирование, раскрытие общих закономерностей, сравнение, классификация, систематизация, аналогия, моделирование. Математические и статические методы педагогических исследований.

Литература

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А Педагогика. - СПб.: Питер, 2011.
  2. Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; под ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2009.

3. Бухарова Г.Д., Старикова Л.Д. Общая и профессиональная педагогика: учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Академия, 2009.

4. Вайндорф-Сысоева М.Е. Методы исследования в психологии и педагогике / Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П., Юркина Л.В. // Школьные технологии. - 2012. - № 1. - С. 36-47.

5. Голованова Н.Ф. Педагогика. - М. Академия, 2011.

6. Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособие. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2010.

7. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 6-е изд., стер. - М.: Академия, 2010.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.057 с.)