Государственном экзамене по педагогике и психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственном экзамене по педагогике и психологии



 

При определении требований к оценке междисциплинарного государственного экзамена предлагается руководствоваться следующим:

Оценки «отлично» заслуживает выпускник, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, а также усвоивший взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии. Ответы на вопросы изложены логично, последовательно, с опорой на разнообразные источники. У студента четко определена своя позиции в раскрытии различных подходов к рассматриваемой проблеме; показано значение разработки данного теоретического вопроса для педагогической практики. Он свободно оперирует терминами, ориентирован в дополнительных источниках информации по данной проблеме.

Оценки «хорошо» заслуживает выпускник, обнаруживший систематический характер знаний учебного материала по дисциплинам; раскрывший различные подходы к рассматриваемой проблеме и опирающийся при рассмотрении ответа на обязательную литературу; включающий в свой ответ соответствующие примеры из педагогической практики; демонстрирующий знание основных понятий, однако, допускающий неточности и незначительные ошибки.

Оценки «удовлетворительно» заслуживает выпускник, обнаруживший знание основного программного материала на основе изучения какого-либо одного из подходов к рассматриваемой проблеме, но допустившего фактические ошибки в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий; в том числе терминологии и в форме построения ответа.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебного материала, допустившему принципиальные и существенные ошибки в выполнении заданий, которые искажают смысл изученного; излагающему логически не обработанную и не систематизированную информацию. В ответе содержатся житейские обобщения вместо научных терминов.

Выпускник соответствует квалификационным требованиям ГОС ВПО, если он в ходе итогового экзамена демонстрирует комплекс знаний и умений, свидетельствующий о его готовности решать задачи профессиональной деятельности в типовых ситуациях без погрешностей принципиального характера. Несоответствие уровня подготовки выпускника требованиям ГОС ВПО влечет не присвоение ему квалификации по специальности «Педагогика и психология».

К погрешностям принципиального характера следует отнести:

· отсутствие знаний по содержанию вопросов экзаменационного билета;

· отсутствие навыков анализа научной психолого-педагогической литературы;

· несформированность категориального аппарата;

· отсутствие владения методами психолого-педагогического исследования;

· отсутствие умения систематизировать приобретенные знания.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ междисциплинарного государственного экзамена по педагогике и психологии для студентов, обучающихся по специальности 050703.65 – «Дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «050706-Педагогика и психология» РАЗДЕЛ I. ПСИХОЛОГИЯ

 

Основы общей психологии

Предмет психологии. Психология как естественная и гуманитарная дисциплина. Научная и житейская психология, их сравнительный анализ. Житейские психологические знания как конкретные знания, субъективные, имеющие интуитивный характер, с трудом передающиеся от человека к человеку, основанные на наблюдении, ограниченные по объему и содержанию. Научные психологические знания как обобщенные, объективные, рациональные и осознанные, накапливающиеся и передающиеся, основанные на эксперименте, постоянно расширяющиеся. Значение термина «психология». Предмет и объект исследования в психологии. Психология как наука о психике и психических явлениях. Психика как свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъективной неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности. Классификация психических явлений: психические процессы (познавательные (ощущение, восприятие, представление, внимание, память, мышление, речь, воображение), эмоциональные (радость, злость, негодование и пр.), волевые (принятие решений, борьба мотивов, преодоление трудностей и пр.)), психические состояния (подъем, утомление, монотония, паника, бодрость и пр.), психические свойства (направленность личности, темперамент, характер, способности). Функции психики: отражение окружающей среды, обеспечение целостности организма, регуляция поведения. Свойства психики.

Принципы психологии. Принципы психологического исследования. Детерминизм как один из главных объяснительных принципов научного познания, требующих объяснить изучаемые феномены закономерным взаимодействием доступных эмпирическому контролю факторов. Системность - объяснительный принцип научного сознания, требующий исследовать явления в их зависимости от внутренне связанного целого, которое они образуют, приобретая благодаря этому присущие целому новые свойства. Развитие как объяснительный принцип предполагает рассмотрение того, как явления изменяются в процессе развития под действием производящих их причин. Принцип единства сознания и деятельности С.Л. Рубинштейна. Принцип развития сознания в деятельности.

Методы психологии. Общее представление о методе психологического исследования. Понятие о методе науки как пути, способе, средстве познания изучаемой реальности. Различение научного подхода, конкретно-исследовательского метода, частной методики в психологии. Проблема объективного метода в психологии. Субъективные и объективные методы. Методы объяснительной психологии. Наблюдение, эксперимент, тесты, анализ продуктов деятельности, опросные методы. Методы описательной психологии. Методы практической психологии.

Этапы становления психологии. Становление предмета психологической науки.Различные подходы к пониманию предмета психологии. Представления о душе, сознании, проблема их изучения в истории философии. Явления сознания как предмет психологии. Основные психологические теории и их взаимосвязь.Предмет и задачи психологии поведения. Неосознаваемые процессы в поведении человека. Категория «бессознательного» в психоанализе. Гештальтпсихология как течение в психологии, ориентированное на целостное изучение человеческой психики. Гуманистическая психология как направление в психологии, ориентированное на уникальную личность человека. Когнитивизм как течение в психологии.

Теория деятельности. Понятие о деятельности. Предметный характер деятельности человека. Деятельность и активность субъекта. Общественная природа и совместный характер деятельности человека. Теория деятельности А.Н. Леонтьева. Структура деятельности. Действие как процесс, направленный на достижение поставленной цели. Действия и движения. Управление действием и его контроль. Единство сознания и деятельности. Теория деятельности С.Л.Рубинштейна. Происхождение внутренней психической деятельности из деятельности внешней и практической. Интериоризация как механизм перехода внешних практических действий во внутренние психические акты. Экстериоризация как механизм перехода внутренних психических действий во внешние практические действия. Освоение деятельности. Возникновение умений. Формирование навыков. Привычки и их роль в поведении человека. Основные виды деятельности. Психологические особенности игровой, учебной и трудовой деятельности. Деятельность и личность. Позна­вательная деятельность. Деятельность и обучение. Способности и деятельность.

Проблема личности в психо­логии. Личность, ее структура и проявления. Понятие личности в психологии и различные подходы к пониманию сущности личности. Теории личности в зарубежной и отечественной психологии. Естественная природа и социальная сущность человека как личности. Соотношение понятий: человек, личность, индивид, субъект, индивидуальность. Биологическое и социальное в психологической структуре личности. Человек в системе общественных отношений. Социализация индивида в онтогенезе. Роль общественно-исторического опыта в развитии личности. Личностное и психологическое развитие. Роль активности в формировании личности. Человек и культура. Проблема мотивации. Структура личности в различных психологических теориях. Типология личности.

Эмоционально-волевая сфера личности. Эмоции и чувства. Понятие об эмоциях. Эмоции как переживания субъективного отношения человека к предметам и явлениям окружающей и внутренней действительности. Связь эмоций с потребностями личности. Основные функции и теории эмоций. Формы переживания чувств. Чувственный тон. Эмоции. Аффект. Настроение. Стресс. Высшие чувства как результат развития личности. Формы выражения чувств. Проблема управления эмоциями. Эмоциональные черты личности. Роль эмоций в познавательной и практической деятельности. Органические потребности как первичные побудители эмоциональных проявлений у детей. Факторы, обуславливающие формирование положительных и отрицательных эмоций. Роль взрослых в формировании эмоций и эмоциональных состояний у детей. Индивидуальные различия в эмоциональных проявлениях.

Во­ля и произвольность. Понятие о воле как процессе сознательного регулирования поведения. Регулирующая, стимулирующая и сдерживающая функции воли. Мотивационная сфера личности и волевая деятельность. Структура волевого действия: выбор или постановка цели, борьба мотивов, принятие решения, исполнение, преодоление трудностей, оценка и анализ результатов. Волевое усилие. Локус контроля. Ответственность. Волевые качества (сила воли, выдержка, самообладание, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, решительность, последовательность, и пр.) и их формирование. Значение воли в жизнедеятельности человека.

Познание и отражение. Опосредование в познавательной деятельности. Ощущение. Понятие об ощущении – как форме чувственного отображения отдельных свойств предметов. Физиологические механизмы ощущения. Понятие об анализаторах как активных органах, рефлекторно перестаивающихся под воздействием раздражителей. Рефлекторная природа ощущений. Классификация ощущений А.Р. Лурия: интероцептивные (органические ощущения, ощущения боли), проприоцептивные (ощущения равновесия и ощущения движения) и экстероцептивные (дистантные: зрительные, слуховые, обонятельные; контактные: вкусовые, температурные, тактильные и осязательные) ощущения. Общие свойства ощущений: качество, интенсивность, длительность, пространственная локализация. Чувствительность и ее измерение. Сенсорная адаптация как изменение чувствительности из-за приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям. Компенсаторные возможности в области ощущений.

Восприятие. Понятие о восприятии как отражении предметов во всей совокупности их свойств и качеств. Взаимосвязь ощущения и восприятия. Предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность восприятия. Апперцепция. Активный характер восприятия. Зависимость восприятия от характера деятельности. Объект и фон восприятия. Классификация основных видов восприятия: по модальности (зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое); по форме существования материи (восприятие пространства, времени, движения). Типы восприятия: аналитическое – синтетическое, объяснительное – описательное, объективное – субъективное. Зрительные иллюзии.

Мышление. Понятие о мышлении как высшей форме познавательной деятельности. Социальная природа мышления. Мышление и чувственное познание. Мышление и речь. Мышление и личность. Детерминация мышления. Изучение мышления в психологии и логике. Виды мышления: по форме (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое); по характеру (теоретическое, практическое); по степени развернутости (интуитивное, дискурсивное); по степени новизны результата (репродуктивное, продуктивное). Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, классификация, сравнение, конкретизация. Этапы протекания мышления и формы фиксации его результатов. Проблемная ситуация и задача. Мышление и решение задач. Мышление и практическая деятельность. Индивидуальные особенности в развитии мышления. Мышление и эмоции.

Память. Понятие о памяти. Теории памяти. Физиологические основы памяти. Память и представления. Виды памяти: по характеру психической активности (двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая); по характер целей (произвольная, непроизвольная); по продолжительности сохранения материала (долговременная, кратковременная, оперативная) и типы памяти. Ассоциация как один из видов памяти. Память и деятельность. Процессы памяти: запоминание, воспроизведение, сохранение, забывание. Непроизвольное и произвольное запоминание. Мотивы запоминания. Связь запоминания с особенностями деятельности. Память и мышление. Рациональные приемы заучивания материала. Воспроизведение и забывание. Непроизвольное и произвольное воспроизведение. Припоминание и воспоминания. Закономерности сохранения и забывания. Реминисценция. Ретроактивное и проактивное торможение. Способы управления памятью. Индивидуальные особенности памяти. Память и личность.

Внимание. Понятие о внимании. Физиологические основы внимания. Внимание как направленность и сосредоточенность деятельности. Внимание и сознание. Теории о внимании. Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Факторы, способствующие их возникновению. Свойства внимания: устойчивость, объем, переключение, распределение внимания. Рассеянность и ее виды. Внимательность как свойство личности. Условия и пути развития и формирования внимания. Теории внимания. Виды внимания. Методы исследования внимания.

Воображение. Понятие о воображении. Физиологические основы воображения. Роль воображения в жизни человека. Классификация воображения по степени преднамеренности: произвольное и непроизвольное. Воображение по результату: воссоздающее и творческое. Активное и пассивное воображение. Механизмы переработки представлений в воображаемые образы: агглютинация, типизация, схематизация, гиперболизация, акцентирование. Этапы развития воображения. Индивидуальный характер развития воображения.

Речь. Понятие о речи. Речь и язык. Лексический, грамматический и фонетический состав языка. Слово и его значение. Речь как процесс словесного общения. Физиологические системы речи: периферические и центральные. Центры Вернике и Брока. Основные виды речи. Устная и письменная речь. Разговорная и диалоговая речь. Монолог. Пассивная и активная речь. Кинетическая речь. Основные функции речи: выражение, воздействие, сообщение, обозначение. Этапы формирования речи.

Основная литература

1. Гуревич П.С. Психология: учебник для бакалавров: учебник для студ. вузов, обуч. по не­психол. направл. и спец. - М.: Юрайт, 2012.

2. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. – СПб.: Питер, 2008.

3. Краснов А.Н. Общая психология: учеб. пособие для студ. психолог. фак. вузов России / А.Н. Краснов, Е.В. Мензул, Н.М. Рязанцева. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.

4. Морозов С.М. Психологическая теория деятельности: история и перспективы. – М.: МГППУ, 2007.

5. Немов Р.С. Общая психология: учебник для студ. психол. фак. пед. вузов: в 3 т.: Т. 2. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011.

6. Немов Р.С. Психология: учебник для студ. вузов, обуч. по непсихол. спец. - М.: Юрайт, 2011.

7. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: учебник для студ.вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011.

8. Общая психология и психология личности / Под ред. А.А. Реана. – М.: АСТ: Астрель, 2011.

9. Общая психология: в 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Введение в психологию / Е.Е. Соколова. – М.: Академия, 2005.

10. Общая психология: в 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 2. Ощущение и восприятие / А.Н. Гусев. – М.: Академия, 2007.

11. Общая психология: в 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 3. Память / В.В. Нуркова. – М.: Академия, 2006.

12. Общая психология: в 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 4. Внимание / М.В. Фаликман. – М.: Академия, 2006.

13. Общая психология: курс лекций для первой ступени пед. образования / сост. Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2007.

14. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учебник для студ. вузов. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2006.

15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: монография. - 4-е изд. - СПб. [и др.]: Питер, 2011.

16. Синкевич И.А., Тучкова Т.В. Практикум по общей психологии. - Мурманск: МГГУ, 2012.

17. Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива /Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. – М.: Институт психологии РАН, 2007.

Дополнительная литература

1. Абрамова Г.С. Общая психология. - М., 2003.

2. Большой психологический словарь /Сост. и общ.ред. Б.Мещеряков, В.Зинченко. - СПб, 2003.

3. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – Ростов-на-Дону, 1999.

4. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 2001.

5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 2002.

6. Грановская Р.М. Психология в примерах. - СПб., 2002.

7. Ительсон И.В. Лекции по общей психологии. - М., 2002.

8. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. – М., 1999.

9. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии.- М., 2000.

10. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии.- СПб., 2004.

11. Общая психология /под ред. А.В. Карпова. - М.: Гардарики, 2005.

12. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2х т. - Ростов-на- Дону, 1996.

13. Психология ХХI века /Под ред. В.Н.Дружинина. - СПб.,2003.

14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.,1999.

15. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Основы педагогической антропологии. Введение в психологию субъективности.- М., 1995.

16. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону., 1996.

  1. Хозиев В.Б. Практикум по общей психологии: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии. - Изд. 2-е., стер. - М.: Академия, 2005.

Возрастная психология

Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Возрастная психология как наука о психическом развитии человека. Предмет возрастной психологии. История становления возрастной психологии. Социально-историческая природа детства (Ф. Арьеса, Д.Б. Эльконина). Актуальные проблемы современной психологии развития. Связь возрастной психологии с другими науками. Возрастная психология в системе психологической науки. Методологические принципы изучения процессов развития психики человека. Специфика исследования в возрастной психологии. Организация исследования в возрастной психологии; этапы психологического исследования. Стратегии исследования в возрастной психологии: поперечных срезов, лонгитюд, комбинированный (когортно-последовательный). Формирующая стратегия в исследовании психического развития в онтогенезе. Кросс-культурные и биографические исследования. Наблюдение, его виды и принципы организации. Эксперимент, его виды и принципы организации. Лабораторный и естественный эксперимент. Использование опросных методов в возрастной психологии. Метод анализа продуктов деятельности. Социометрический метод в исследовании межличностных отношений. Тесты, их характеристика, виды, особенности их использования в возрастной психологии. Близнецовый метод и его роль в решении вопроса о влиянии наследственности и среды на развитие психики человека. Специфика изучения детей психологом. Этика научного исследования в возрастной психологии.

Факторы, опреде­ляющие развитие возрастной психологии как науки. Исторический очерк. Возникновение возрастной психологии в середине XIX в. Систематические наблюдения за ребенком Ч.Дарвина, В.Прейера, И. Тэна, Б. Перэ. Становление идеи развития в возрастной психологии (Г.В. Лейбниц, Г. Гегель, Г. Спенсер и др.). Роль эволюционной теории Ч.Дарвина и открытий в естественных науках в становлении возрастной психологии. Натуралистические концепции психического развития человека. Биогенетическое направление в исследовании психического развития. Биогенетический закон Э. Геккеля. Теория рекапитуляции С. Холла, Д. Болдуина. Периодизация психического развития К. Гетчинсона. Нормативный подход к психическому развитию. Теория созревания А. Гезелла. Теория трех ступеней детского развития К. Бюлера. Теория конвергенции двух факторов психического развития В. Штерна. Этологический подход к психическому развитию. Исследование инстинктивного поведения и импринтинга (К. Лоренц). Теория привязанности Дж. Боулби. Фазы развития привязанности. Развитие теории привязанности в работах М. Эйнсворт. Основные типы привязанности.

Теории научения. Законы научения. Проблема движущих сил психического развития ребенка в бихевиоризме. Исследование эмоций Дж. Уотсона. Вклад Б.Ф. Скиннер в теорию научения. Теории социального научения. Социально-когнитивная теория А. Бандуры. Научение через наблюдение. Косвенное подкрепление. Проблема самоэффективности. Исследования социализации. Теория Р. Сирса. Формы зависимого поведения.

Психическое развитие с позиций классического психоанализа. Модель психики З. Фрейда и ее становление. Стадии психосексуального развития. Проблема фиксации и регрессии. Роль раннего опыта в формировании личности: концепции З. Фрейда и А. Адлера. Проблемы развития в концепции К. Юнга. Кризис середины жизни. Эпигенетическая концепция развития личности (теория психосоциального развития) Э. Эриксона. Понятие идентичности. Синдром социальной патологии идентичности. Психосоциальные кризисы развития. Понятие психического моратория. Хронология развития моральных чувств. Характеристика восьми стадий психосоциального развития личности (Э. Эриксон).

Развитие взглядов Ж. Пиаже на интеллектуальное развития ребенка.

Эгоцентризм и его феномены. Проблема эгоцентрической речи и мышления в отечественной и зарубежной психологии. Критический анализ представлений Ж. Пиаже Л.С. Выготским. Операциональная концепция развития интеллекта. Ассимиляция и аккомодация. Развитие интеллекта ребенка: периоды и стадии развития. Характеристика стадий сенсомоторного интеллекта. Особенности дооперационального интеллекта. Характеристика особенностей интеллекта на уровне конкретных и формальных операций. Стадии нравственного развития по Л. Колбергу. Гендерные различия в развитии нравственности (К. Джиллиган).

Возникновение и становление возрастной психологии и психологии развития в России. Роль К.Д. Ушинского в разработке психологических проблем воспитания и обучения. Материалистический подход И.М. Сеченова к формированию психических процессов у ребенка. Рефлексологический подход к проблеме психического развития (В.М. Бехтерев, Н.М. Щелованов). Становление и развитие возрастной психологии после 1917 года. Педологический подход к изучению проблем детства (М.Я. Басов, П.П. Блонский, А.В. Залкинд). Исследование социальных условий развития ребенка (С.С. Моложавый, А.С. Залужный и др.). К.Н. Корнилов о проблемах возрастной психологии. Вклад Л.С. Выготского в развитие возрастной психологии. Законы психического развития. Генетические аспекты культурно-исторической теории развития высших психических функций. Понятие о «зоне ближайшего развития» и «уровне актуального развития». Системное и смысловое строение сознания. Деятельностный подход к психическому развитию (С.Л. Рубинштейн, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). История становления методов возрастной психологии. Основные направления исследований в отечественной и зарубежной возрастной психологии на современном этапе.

Категория развития. Ориентировочная и исполнительская часть деятельности. Гипотеза о происхождении внутренней деятельности (интериоризация).

Психическое развитие, его источники, движущие силы и условия. Понятие о психическом развитии с точки зрения диалектики. Биологические предпосылки психического развития: наследственные и врожденные особенности. Социальные условия психического развития. Психическая активность ребенка как важнейшее условие его развития. Закономерности и принципы психического развития. Неравномерность и стадиальность психического развития. Понятие о сенситивных периодах. Пластичность психики, способность к компенсации. Дифференциация и интеграция психических процессов. Противоречия как движущие силы психического развития. Отклонения в психическом раз­витии:задержки психического развития, умственная отсталость, ода­ренность. Развитие личности в экстремальных условиях и в условиях депривации. Акселерация и ретардация.

Механизмы разви­тия личности. Психическое развитие и общение. Детерминированность психического развития ребенка общением со взрослыми и сверстниками. Понятие о госпитализме и его причинах. Основные виды общения ребенка со сверстниками и взрослыми. Психическое развитие, воспитание и обучение. Роль воспитания и обучения в психическом развитии. Проблема единства воспитания, обучения и развития. Обучение и сенситивные периоды развития психики. Зависимость психического развития от содержания и структуры деятельности человека. Понятие о ведущей деятельности. Роль различных видов деятельности в психическом развитии.

Проблема периодизации психического развития. Исторический, диалектический подход к проблеме детства. Понятие возраста: житейское, социальное и научное. Паспортный, биологический и психологический возраст. Структура возраста: социальная ситуация развития, ведущая деятельность и возрастные новообразования. Динамика возраста: стабильные и кризисные периоды. Значение кризисов для психического развития. Особенности критического периода. Типы периодизаций психического развития, критерии построения периодизаций. Периодизация психического развития в отечественной психологии (Д.Б. Эльконин, А.В.Петровский, Д.И. Фельдштейн, В.И. Слободчиков). Современное состояние проблемы периодизации в отечественной и зарубежной психологии

Основные этапы психического развития человека. Психи­ческое развитие в младенчестве. Общие закономерности психического развития ребенка в первые три года жизни. Общая характеристика периода новорожденности. Безусловные и условные рефлексы. Особенности высшей нервной деятельности. Сенсорные реакции новорожденного. Специфика социальной ситуации развития, основные новообразования. Развитие привязанности. Комплекс “оживления”. Критерии завершения кризиса новорожденности. Социальная ситуация развития в младенчестве. Эмоционально-непосредственное общение как ведущий вид деятельности. Роль общения с матерью в психическом развитии младенца. Становление потребности в общении. Формы и средства общения со взрослыми. Эмоциональное развитие младенца. Движения и действия с предметами. Познавательное развитие младенца: сенсорные ориентировки, реакция сосредоточения, узнавание как процесс памяти, установление первых причинно-следственных связей. Становление предпосылок усвоения речи. Развитие фонематического слуха, звукопроизношения и понимания речи взрослых. Активность как предпосылка развития личности. Становление элементов самосознания, индивидуальные различия младенцев. Кризис первого года жизни.

Психическое развитие в раннем детстве. Социальная ситуация развития. Развитие предметно-манипулятивной (предметно-орудийной) деятельности. Орудийные и соотносящие действия. Становление игровой деятельности. Сюжетные игры детей третьего года жизни. Предпосылки сюжетно-ролевой игры. Зарождение трудовой и продуктивных видов деятельности. Когнитивное развитие в раннем детстве. Развитие предметного восприятия и ориентировки в свойствах предметов. Наглядно-действенное мышление. Особенности внимания и памяти. Начало развития воображения. Развитие речи в раннем возрасте. Основные тенденции в развитии речи: усвоение фонетической, грамматической, лексической, синтаксической структуры речи. Переход к активной речи. Ситуативная речь. Общение со взрослыми в раннем детстве, стремление к сотрудничеству. Возникновение потребности в общении со сверстниками. Предпосылки формирования личности у преддошкольника. Развитие самосознания. Становление половой идентичности. Освоение правил поведения. Эмоциональное развитие. Осознание себя субъектом деятельности. Стремление к самостоятельности. Кризис трех лет, его симптомы, причины возникновения. Гордость за собственные достижения как личностное новообразование.

Пси­хологическая характеристика дошкольного возраста. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольника, ее значение, структура, развитие на протяжении дошкольного детства. Виды игр (подвижные, дидактические и пр.) и их влияние на психическое развитие. Развитие продуктивных видов деятельности дошкольника (изобразительная, трудовая, конструирование, бытовая, музыкальная). Формы общения со взрослыми и сверстниками. Взаимоотношения с ровесниками в разных видах деятельности. Специфика познавательной сферы дошкольника. Особенности внимания, восприятия и памяти. Развитие мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и предпосылки словесно-логического. Развитие воображения. Речь в дошкольном детстве. Словотворчество как возрастной феномен. Детские вопросы. Эгоцентрическая речь (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский). Развитие личности дошкольника. Мотивационно-потребностная сфера дошкольника. Соподчинение мотивов. Формирование элементов произвольного поведения. Моральное развитие дошкольника. Особенности эмоциональной сферы. Развитие самосознания у дошкольников. Специфика образа Я и самооценки детей в дошкольном детстве. Кризис семи лет, его сущность и особенности. Проблема психологической готовности ребенка к обучению в школе. Компоненты психологической готовности к школе: личностный, интеллектуальный, эмоционально-волевой, социально-психологической.

Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Социальная ситуация развития младшего школьника. Особенности и типы адаптации ребенка к обучению в школе. Значение режима дня на первых этапах обучения в школе. Главные приобретения и основные направления психического развития в младшем школьном возрасте. Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьного возраста, ее структура, закономерности становления и развития. Формирование и динамика мотивов учения у младшего школьника. Роль учебной деятельности в психическом развитии. Место других видов деятельности в психическом развитии младшего школьника. Особенности общения с родителями и учителями. Взаимоотношения между сверстниками в классном коллективе и вне его. Дружба и товарищество у младших школьников. Индивидуальные и половые различия в общении и поведении. Интеллектуализация психических процессов. Развитие сенсомоторных навыков, освоение сенсорных эталонов. Ориентировка во времени и пространстве. Особенности восприятия условных обозначений. Развитие наблюдательности. Внимание младшего школьника: виды и свойства. Причины рассеянности внимания. Развитие произвольной, опосредованной памяти. Освоение приемов запоминания. Рост продуктивности мнемических функций. Специфика мышления младших школьников. Развитие наглядно-образного мышления, а также обобщающей и абстрагирующей функции мышления. Овладение понятиями. Роль практических действий в решении интеллектуальных задач. Развитие знаково-символической функции сознания. Особенности видов, процессов и образов воображения. Развитие устной речи. Слушание как вид учебной деятельности. Освоение письменной речи. Личностное развитие младших школьников. Эмоционально-волевые особенности. Нарастание самостоятельности и инициативности. Развитие самосознания и самооценки. Возникновение и развитие познавательных интересов и способностей в разных видах деятельности. Моральное развитие младшего школьника. Особенности поведения детей с разной успеваемостью и социальным статусом в классе. Проблема перехода от младшего школьного к подростковому возрасту.

Психологические особенности подростка. Социальная ситуация развития подростка. Кризис подросткового возраста. Главные приобретения и основные направления психического развития в подростковом возрасте. Анатомо-физиологическая перестройка организма и ее влияние на психические особенности, и поведение подростка. Изменение внешности и адаптация к нему подростка. Физическое Я подростка. Психосексуальное развитие подростка, полоролевая идентификация и взаимоотношения полов. Осознание норм жизни взрослых. Становление нового типа взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Интимно-личностное общение с ровесниками. Развитие потребности в одобрении, самоутверждении, признании. Дружба подростков и особенности ее развития. Первая любовь. «Неформальные» объединения. Развитие личности подростка. Особенности самосознания. Нравственные убеждения и ценностные ориентации, их формирование. Негативные установки, конфликтность и причины их возникновения. Уровень притязаний. Развитие оценочного отношения с взрослым и сверстникам. Эмоционально-волевое развитие в подростковом возрасте. Проблема самовоспитания. Идеалы и интересы, мировоззрение. Особенности развития характера, способностей и темперамента. Специфика познавательной сферы подростка. Рост произвольности внимания, восприятия, памяти. Развитие творческого, рассуждающего мышления. Совершенствование форм и функций речи. Воображение и творчество в разных видах деятельности. Учебная деятельность подростка, отношение к учебе, мотивы учения. Освоение способов учебной деятельности.

Психология ранней юности. Социальная ситуация развития в ранней юности как «порог взрослой жизни». Главные приобретения и основные направления психического развития в ранней юности. Профессионально-учебная деятельность как ведущая деятельность в период ранней юности. Развитие учебной мотивации и проблема дифференциации обучения. Личностное развитие в ранней юности. Проблема профессионального и личностного самоопределения. Построение жизненных планов, осознание временной перспективы. Развитие самосознания и самооценки. Стремление к самоопределению и самовыражению. Осознание собственной психической жизни. Чувство одиночества. Самопознание, самовыражение и самообразование в ранней юности. Юношеские дневники и их значение. Развитие позитивного самовосприятия. Мировоззрение, мотивы, идеалы, ценностные ориентации юношей и девушек. Развитие творческого потенциала личности. Особенности эмоционально-волевой сферы. Этапы, условия и закономерности выбора профессии. Осознание планов на будущее, временной перспективы. Единство познавательных и профессиональных интересов. Общение с родителями и учителями. Развитие оценочных отношений со взрослым. Взаимоотношения с ровесниками, между юношами и девушками. Неформальные юношеские объединения. Юношеская субкультура. Дружба, товарищество, любовь. Ранние браки. Психосексуальное развитие. Специфика познавательной сферы в ранней юности. Овладение способами умственной деятельности. Развитие внимания, памяти, наблюдательности. Развитие теоретического мышления, способности к обобщению и абстрагированию, качеств ума. Философская, отвлеченная направленность мышления. Стиль умственной деятельности. Знаково-символическая функция сознания. Творческая активность в разных видах деятельности. Научное, техническое, художественное творчество и развитие способностей. Совершенствование форм и функций речи. Особенности трудовой деятельности и специальной подготовки (техникумы, училища и пр.) в ранней юности.

Психологи



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.137 с.)