Причины возникновения нарушений звукопроизношений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины возникновения нарушений звукопроизношений.



Билет 16,вопрос 1

Нарушения групп звуков

Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются звуки простые по способу артикуляции м, н, т, п.

Чаще всего нарушается произношение трудных по артикуляции звуков: сонорных (р, л), свистящих (с, з, ц) и шипящих (ш, ж, щ, ч). Мягкие пары этих согласных (сь, зь, рь, ль) чаще всего произносятся правильно, так как они более просты по способу артикуляции, чем их твёрдые варианты.

Нарушения звукопроизношения у детей могут проявляться либо в отсутствии тех или иных звуков, либо в искажениях, либо в заменах.

Отсутствие звука в речи может выражаться в его выпадении в начале слова (например, вместо рыба ребёнок говорит «ыба», в середине слова (пароход – «паоход») и в конце слова (шар – «ша»).

Искажение звука выражается в том, что вместо правильного произноситься звук, которого нет в фонетической системе русского языка. Например: велярный и увулярный р (картавость), когда при произношении звука вибрирует тонкий край мягкого нёба или маленький язычок (увуля) вместо кончика языка; межзубные с, з, ц, ш, ж, щ, ч, когда при произнесении звука кончик языка вываливается между резцами; боковое произнесение звуков с, з, ц, ш, ж, щ, ч, когда при произнесении звука провисает край языка и звук приобретает хлюпающий оттенок; двугубный л, когда звук произноситься с помощью губ и похож на звучание английского звука w и др.

Замены звука другим звуком, имеющимся в фонетической системе русского языка. Замены звуков могут быть следующими:

  • Замены звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по месту артикуляции, например замена взрывных заднеязычных к и г взрывными переднеязычными т и дтулак» вместо кулак и т.п.);
  • Замена звуков одинаковых по месту образования и различающихся по способу образования, например замена щелевого переднеязычного звука с переднеязычным взрывным ттумка» вместо сумка ит.п.);
  • Замены звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по участию органов артикуляции, например щелевой переднеязычный с щелевым губно-зубным ффамки» вместо санки и т.п.);
  • Замена звуков одинаковых по способу и месту образования, но различающихся по участию голоса, например звонких звуков глухими («пулка» вместо булка и т.п.);
  • Замена звукеов одинаковых по способу образования и по активному органу артикуляции, но различающихся по признаку твёрдости и мягкости, например твёрдый мягким или мягкий твёрдым («сюп» вместо суп и т.п.).

Если дефект выражается в нарушении одной группы звуков, то это мономорфное нарушение звукопроизношения, если нарушено большее количество групп звуков – полиморфное нарушение звукопроизношения.

 

 

Причины возникновения нарушений звукопроизношений.

Билет 17,вопрос1

Уровни неправильного произношения звуков.

УРОВНИ НАРУШЕНИЙ

– 3 уровня произношения звуков.

I уровень – полное не умение произнести звук (ни во фразах, ни в отдельных словах, ни изолированно, ни повторить по образцу (порычи как тигр, воздух из насоса выходит: «с – с – с»)

II уровень – ребёнок правильно произносит звук изолированно, но искажает или пропускает во всех словах и во фразовой речи, то есть правильный звук есть, но он не АВТОМАТИЗИРОВАН.

III уровень – ребёнок может правильно произнести звук изолированно, в словах, при повторении фраз, но в речевом потоке смешивает его с другим, близким по артикуляции или звучанию. Наиболее часто дети смешивают звуки: С/Ш, З/Ж, СЬ/Щ, Ц/Ч, Б/П, Л/Р, Д/Т, Г/К, Ы/И.

Воспитатель должен точно знать уровень исправления произношения звука, так как от этого зависит характер коррекционной работы:

- ставить звук (I уровень)

- автоматизировать – постепенно вводить в речь (II уровень)

- проводить дифференциацию с другими звуками (III уровень)

Необходимо учитывать ещё и то, что нарушение произношения могут являться и самостоятельными дефектами речи, и частью других, более сложных речевых нарушений (дизартрии, алалии).

Вообще с неправильным произношения звуков у детей мы встречаемся очень рано – уже в младшей группе детского сада. Но там чаще наблюдаются ВРЕМЕННЫЕ (ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ) НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ, обусловленные недостаточной сформированности речевого слуха или артикуляционного аппарата.

При нормальных условиях: и в детском саду и дома, когда взрослые правильно разговаривают с малышом, когда проводится систематическая работа по формированию правильного произношения, которое способствует усвоению фонематической системы языка и развитию речедвигательных и речеслуховых анализаторов, эти нарушения постепенно исчезают.

Этап постановки звуков.

Под постановкой звука понимают процесс вызывания звука, процесс обучения ребёнка правильному его произнесению. Звук формируется в речи заново, когда вообще отсутствует, либо заменяется каким - либо другим. В случае искажённого произнесения звука проводится не постановка звука, а его коррекция.

По подражанию.

1-ый вариант – логопед отчётливо произносит звук ребёнку, привлекая его внимание к положению и движению артикуляторных органов, а ребёнок по подражанию пытается произвести те же движения.

2-ой вариант - ребёнок по подражанию овладевает артикуляционными упражнениями, в результате выполнения которых формируется правильный артикуляторный речевой уклад звука.

3-ий вариант – механическая постановка звука, которая предполагает использование вспомогательных средств, в качестве которых используются чистые руки логопеда, шпатель, спички без серных головок, пузырьки аптечные, логопедические зонды (использовать, не причиняя неприятных ощущений).

Билет 18,вопрос 1

Способы постановки звуков.

Выделяют несколько способов постановки звука:
1. По подражанию – с опорой на слуховой образ, на зрительное восприятие артикуляции. Это связано с тем, что у детей достаточно хорошо развито подражание. Однако по подражанию чаще всего можно поставить звук лишь тогда, когда он отсутствует. У умственно отсталых детей постановка звука по подражанию осуществляется чрезвычайно редко.
2. Механический способ постановки с использованием вспомогательных средств (шпателя, зонда и т.д.). С механической помощью артикуляторным органам придается определенное положение. Например, ребенок произносит звук с, логопед помещает зонд или шпатель под язык и слегка приподнимает его в направлении верхних альвеол, слышится шипящий звук. При данном способе ребенок сам не осуществляет поиск, его органы артикуляции только подчиняются действиям логопеда. После длительных тренировок он без механической помощи принимает необходимую позу, помогая себе шпателем или пальцем.
3. Постановка от других звуков, правильно произносимых, без механической помощи. Например, звук с можно поставить от звука и. Предлагается произнести звук и, закусить боковые края языка коренными зубами, и подуть на спинку языка так, чтобы ветерок «погулял» по язычку.
4. Постановка звука от артикуляционного уклада. Например, звук ш можно поставить от «чашечки». Ребенку предлагают сделать «чашечку» вне ротовой полости, убрать ее внутрь рта и подуть на язык.

1. Смешанный способ постановки основывается на совмещении предыдущих способах постановки звука.

Перед проведением коррекционной работы необходимо провести тщательное логопедическое обследование строения и подвижности артикуляционного аппарата ребенка, оценить состояние фонематического слуха.

В случаях тяжелого нарушения звукопроизношения логопеду бывает необходимо провести курс массажа органов артикуляционного аппарата пальцами (Е.А. Дьякова. Логопедический массаж). И только после этого проводить работу по постановке звуков с механической помощью.

 

3) Приемы постановки с — с', зз', ц

СПОСОБЫ ПОСТАНОВКИ
С, З
1. По подражанию через демонстрацию правильной позы губ и зубов. Предлагается несильно и долго подуть на нижние зубы.
2. Во время многократного повторение слога та логопед зондом (спичкой, зубочисткой, стержнем) нажимает на среднюю линию вдоль языка, опуская тем самым язык вниз, а кончик языка за нижние зубы.
3. Чаще используется двухэтапная постановка свистящих звуков: межзубное произнесение и зазубное произнесение. Ребенку предлагается высунуть язык между зубами и плавно выдохнуть – звук похож на английский the. При достижении нужного эффекта ребенку предлагается убрать язык за зубы и упереться кончиком языка в основание нижних резцов. Плавно выдохнуть. Для образования нужного желобка используется зонд как в предыдущем способе.
С`, З`
1. Ставится по подражанию после постановки твердых свистящих
2. По аналогии с постановкой твердых свистящих, только от слога тя.
Ц
1. Вызывается при произнесении Т при опущенном к нижним резцам кончике языка и прижатой передней части спинки к верхним резцам и сильном коротком выдохе.
2. Частое последовательное произнесение сочетания тстстстстс.
3. Для укорочения свистящего элемента используется произнесение цепочек атсатсатс

Билет 19,вопрос 1

1)Физиология речевого акта.

 

Физиология речи

Единый речевой механизм

Распределение в правом и левом полушарии мозга такой высо­коспециализированной функции человека как речь, глубоко асим­метрично. Лингвистические способности человека определяются, пре­имущественно, левым полушарием. Три взаимосвязанные речевые зоны, расположенные в задней височной области, нижней цент­ральной извилине и в дополнительной моторной коре левого полу­шария, действуют как единый речевой механизм.

После того, как акустическая информация, заключенная в слове, обрабатывается в слуховой системе и в других «неслуховых» обра­зованиях мозга, она поступает в первичную слуховую кору. Однако, для понимания человеком смысла речи и выработки программы речевого ответа необходима дальнейшая обработка полученной ин­формации. Она осуществляется в зоне Вернике, расположенной в височной области, в непосредственной близости к первичной слу­ховой коре. Именно здесь обеспечивается понимание смысла посту­пившего сигнала — слова. Для произнесения слова необходимо, чтобы активировалось его представительство в зоне Брока, располо­женной в третьей лобной извилине. Активация зоны Брока после понимания смысла речи, благодаря участию зоны Вернике, обеспе­чивается группой волокон, называемой дугообразным пучком.

В зоне Брока сведения, поступившие из зоны Вернике, приводят к возник­новению детальной программы артикуляции. Реализация этой про­граммы осуществляется через активацию лицевой проекции мотор­ной коры, управляющей речевой мускулатурой и связанной с зоной Брока короткими волокнами. Если воспринимается письменная речь, то сначала включается первичная зрительная кора. После этого информация о прочитанном слове поступает в угловую извилину, которая связывает зрительную форму данного слова с его акусти­ческим аналогом в зоне Вернике. Дальнейший путь, приводящий к возникновению речевой реакции, такой же, как и при чисто акус­тическом восприятии. Аналогичный путь восприятия письменной речи и у глухих людей.

При повреждении различных участков коры левого полушария и соединяющих эти участки нервных путей возникают нарушения речи — афазии. Формы и проявления афазий различны: это нару­шение артикуляции речевых звуков, неспособность к построению осмысленной речи, даже если произнесение звуков не нарушено, это также неспособность понимать устную речь.

 

Билет 16,вопрос 1

Нарушения групп звуков

Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются звуки простые по способу артикуляции м, н, т, п.

Чаще всего нарушается произношение трудных по артикуляции звуков: сонорных (р, л), свистящих (с, з, ц) и шипящих (ш, ж, щ, ч). Мягкие пары этих согласных (сь, зь, рь, ль) чаще всего произносятся правильно, так как они более просты по способу артикуляции, чем их твёрдые варианты.

Нарушения звукопроизношения у детей могут проявляться либо в отсутствии тех или иных звуков, либо в искажениях, либо в заменах.

Отсутствие звука в речи может выражаться в его выпадении в начале слова (например, вместо рыба ребёнок говорит «ыба», в середине слова (пароход – «паоход») и в конце слова (шар – «ша»).

Искажение звука выражается в том, что вместо правильного произноситься звук, которого нет в фонетической системе русского языка. Например: велярный и увулярный р (картавость), когда при произношении звука вибрирует тонкий край мягкого нёба или маленький язычок (увуля) вместо кончика языка; межзубные с, з, ц, ш, ж, щ, ч, когда при произнесении звука кончик языка вываливается между резцами; боковое произнесение звуков с, з, ц, ш, ж, щ, ч, когда при произнесении звука провисает край языка и звук приобретает хлюпающий оттенок; двугубный л, когда звук произноситься с помощью губ и похож на звучание английского звука w и др.

Замены звука другим звуком, имеющимся в фонетической системе русского языка. Замены звуков могут быть следующими:

  • Замены звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по месту артикуляции, например замена взрывных заднеязычных к и г взрывными переднеязычными т и дтулак» вместо кулак и т.п.);
  • Замена звуков одинаковых по месту образования и различающихся по способу образования, например замена щелевого переднеязычного звука с переднеязычным взрывным ттумка» вместо сумка ит.п.);
  • Замены звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по участию органов артикуляции, например щелевой переднеязычный с щелевым губно-зубным ффамки» вместо санки и т.п.);
  • Замена звуков одинаковых по способу и месту образования, но различающихся по участию голоса, например звонких звуков глухими («пулка» вместо булка и т.п.);
  • Замена звукеов одинаковых по способу образования и по активному органу артикуляции, но различающихся по признаку твёрдости и мягкости, например твёрдый мягким или мягкий твёрдым («сюп» вместо суп и т.п.).

Если дефект выражается в нарушении одной группы звуков, то это мономорфное нарушение звукопроизношения, если нарушено большее количество групп звуков – полиморфное нарушение звукопроизношения.

 

 

Причины возникновения нарушений звукопроизношений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.225.24.249 (0.019 с.)