Педагогическая помощь детям с комплексными нарутлениями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогическая помощь детям с комплексными нарутлениями



В РАЗВИТИИ

Примерная программа дисциплины

Рекомендована
Министерством образования и науки Российской Федерации для специальности 031600 — Сурдопедагогика. Может быть использована в обучении студентов
всех дефектологическмх специальностей

1. Цели и задачи дисциплины
Ц е л ь
данной дисциплины — ознакомление студентов с методологией и практикой изучения структуры дефекта детей с комплексными нарушениями в развитии и оказание помощи в системе коррекционно-педагогической работы с ними в условиях специальных коррекционных образовательных учреждений.
Основные з ада ч и дисциплины:
— ознакомление студентов с теоретическими основами проблемы сложных нарушений развития;
— обеспечение студентов общетеоретическими знаниями и практическими навыками по организации педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития;
— формирование практических навыков построения индивидуальных образовательных траекторий воспитания и обучения детей с комплексными нарушениями развития.
2. Требования к уровню подготовки студента
В результате изучения дисциплины студент должен овладеть следующими знаниями:
— теоретико-методологическими основами обучения и воспитания детей с комплексными нарушениями развития;
— современными подходами к организации педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития;
— современными методами проектирования индивидуальных коррекционных программ обучения и воспитания;
— специфическими приемами логопедической работы по развитию коммуникативных навыков.
Студент должен уметь:
— ориентироваться в структуре комплексного нарушения развития;

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

II

11. Дети, страдающие нарушениями опорно-двигательной системьт и интеллекта (психолого-педагогическмй анализ).
12. Характеристика детей с нарушениями зрения и речи.
13. Дети с нарушениями речи и опорно-двигательной сферы (психолого-педагогический анализ).
14. Дети с нарушениями речи и интеллекта (психолого-педагогический анализ).
15. Дети с нарушениями слуха и речи первичного характера (психолого-педагогический анализ).
16. Система коррекционной помощи детям с комплексными нарушениями развития.
17. Индивидуальные коррекционные программы для обучения детей с комплексными нарушениями развития. Основные положения их проектирования.
18. Логопедическая работа в системе коррекционно-педагогической работы с детьми с комплексными нарушениями развития.
19. Особенности формирования коммуникативных навыков детей с множественными нарушениями развития.
20. Родители как участники единой системы коррекционной работы с детьми, имеющими комплексные нарушения развития.

ПРИЛОЖЕНИЕ З
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОКУМЕНТЫ,
ОТРАЖАЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ
ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ
УЧАЩИХСЯ,
ИМ1ЮЩИХ КОМПЛЕКСНЫЕ (СЛОЖНЫЕ)
I-ТАРУII1ЕНИЯ В РАЗВИТИИ
Об организации работы с обучающимися, имеющими
сложный дефект
В соответствии с Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. I’ 288 и от 10 марта 2000 г. I 212 в коррекционном учреждении могут открываться специальные классы, группы, группы продленного дня (в том числе для воспитанников, имеющих сложный дефект).
Настоящее письмо определяет специфику образовательного процесса в специальных классах, группах, группах продленного дня для обучающихся, воспитанников, имеющих сложный дефект, специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
Сложный дефект — любое сочетание психических и (или) физических недостатков, подтвержденных в установленном порядке.
1. Специальные классы, группы, группы продленного дня для обучающихся, воспитанников со сложным дефектом создаются в специальном (коррекционном) образовательном учреждении (далее — коррекционное учреждение) с целью максимально возможной социальной адаптации, вовлечения в процесс социальной интеграции и личностной самореализации этих обучающихся, воспитанников (далее — воспитанников).
2. Специальные классы, группы, группы продденного дня открываются в помещениях, оборудованных и оформленных с учетом особенностей воспитанников со сложным дефектом.
3 Количество специальных классов, групп, групп продленного дня в коррекционном учреждении определяется самим учреждением.

4. В специальный класс, группу, группу продленного дня коррекционного учреждения принимаются воспитанники школьного
возраста.

5. Направление детей в специальный класс, группу, группу

продленного дня коррекционного учреждения осуществляется органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психологомедико-педагогической комиссии.
6. В специальный класс, группу, группу продленного дня коррекционного учреждения воспитанники переводятся с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии. Специальные классы, группы, группы продленного дня коррекционного учреждения комплектуются по мере выявления таких воспитанников в ходе психолого-медико-педагогического наблюдения в условиях образовательного процесса.
7. Перевод воспитанников из специального класса, группы, группы продленного дня в класс, группу, группу продленного дня коррекционного учреждения осуществляется органом самоуправления учреждения.
8. Предельная наполняемость специальных классов, групп, групп продленного дня коррекционного учреждения — 5 человек. При наличии необходимых условий и средств возможно комплектование классов с меньшей наполняемостью.
В специальном классе, группе, группе продленного дня коррекционного учреждения должно быть не менее трех воспитанников, способных самостоятельно передвигаться и частично обслуживать себя.
9. Содержание образования в специальном классе, группе, группе продленного дня коррекционного учреждения определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой на базе образовательной программы (образовательньтх программ) данного учреждения с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников, принимаемой и реализуемой коррекционным учреждением самостоятельно. При разработке образовательной программы (образовательньтх программ) специальных классов, групп, групп продленного дня могут быть использованы образовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с иными отклонениями в развитии.
10. Содержание образования в специальных классах, группах, группах продленного дня коррекционного учреждения направлено на решение следующих задач:
— формирование представлений о себе;
— формирование навыков самообслуживания и жизнеобеспечения;
— формирование доступных представлений об окружающем мире и ориентации в среде;

— формирование коммуникативных умений;
— обучение предметно-практической и доступной трудовой деятельности;
— обучение доступным знаниям по общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность и соответствующим психофизическим возможностям воспитанников;
— овладение доступными образовательными уровнями.
11. Организация образовательного процесса в специальных классах, группах, группах продленного дня коррекционного учреждения регламентируется учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий, учитывающими особенности психофизического развития воспитанников со сложными дефектами и разрабатываемыми и утверждаемыми коррекционным учреждением самостоятельно.
12. Сроки освоения образовательной программы (образовательных программ) воспитанниками специальных классов, групп, групп продленного дня коррекционного учреждения могуг быть увеличены и определены в зависимости от индивидуальных возможностей конкретного воспитанника и не должны превышать 12 лет.
13. Выпускникам специальных классов коррекционных учреждений, имеющих государственную аккредитацию, выдается в установленном порядке документ государственного образца об уровне образования и (или) квалификации или свидетельство об окончании этого коррекционного учреждения.
14. Коррекцию сенсорных и двигательных недостатков воспитанников осуществляет учитель-дефектолог в тесном сотрудничестве с учителем, воспитателем класса, группы, группы продленного дня, педагогом-психологом, медицинскими работниками коррекционного учреждения.
15. Коррекцию речевых недостатков и формирование речевых средств коммуникации осуществляет учитель-логопед в тесном сотрудничестве с учителем, воспитателем класса, группы, группы продленного дня, педагогом-психологом, медицинскими работни ками коррекционного учреждения.
16. Занятия ЛФК, массаж, физиотерапевтические и другие лечебно-оздоровительные мероприятия осуществляют работники, имеющие соответствующую квалификацию.
17. Социальную помощь, связь с родителями (законными представителями), органами социальной защиты, здравоохранения, заiщтости населения и другими организациями осуществляет социальный педагог.
18. В штат коррекционного учреждения, имеющего в своей структуре специальные классы, группы, а таюке группы продленного дня, вводятся дополнительные ставки воспитателя, помощника воспитателя для постоянного обеспечения охраны жизни и здоровья воспитанников, оказания им помощи по обслуживанию себя.

Изменения и дополнения1,
которые вносятся в Типовое положение о специальном
(коррекционном) образовательном учреждении
для
обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии
1. Пункт 1 изложить в следующей редакции:
1. Настоящее Типовое положение регулирует деятельность государственных, муниципальных специальных (коррекционных)
образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с
отклонениями в развитии.
для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии создаiт следующие специальные (коррекционные) образовательные учреждения:
— специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад;
— специальная (коррекционная) общеобразовательная школа;
— специальная (коррекционная) общеобразовательная школаинтернат.
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения создаются для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других детей с отклонениями в развитии.
Настоящее Типовое положение распространяется также на специальные.классы, группы (в том числе для детей со сложными дефектами) и группы продленного дня, создаваемые в установленном порядке в образовательном учреждении.
Специфика образовательного процесса, направление деятельности по реабилитации обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, а также уровень реализуемых образовательных программ определяются Министерством образования Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации в зависимости от вида специального (коррекционного) образовательного учреждения.
2. В абзаце четвертом пункта 13 слова: «Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации» заменить словами: «Министерством образования Российской Федерации».
3. Пункт 16 дополнить текстом следующего содержания: -
«В коррекционном учреждении устанавливается следующая предельная наполняемость классов, групп (в том числе специальУтверждены постановлением правительства Российской Федерации от
10 марта 2000 г. 3 212.
236

ных классов (групп) для детей со сложными дефектами) и групп продленного дня:
—для глухих -— б человек;
— для слабослышащих и позднооглохших с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха, — 10 человек;
— для слабослышащих и позднооглохших с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха, — б человек;
—для слепых — 8 человек;
—для слабовцдящих и поздноослепших — 12 человек;
—для имеющих тяжелые нарушения речи — 12 человек;
— для имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата — 10 человек;
—для имеющих задержку психического развития — 12 человек;
—для умственно отсталых — 12 человек;
—для глубоко умственно отсталых — 10 человек;
—для имеющих сложные дефекты — 5 человек.
4. Пункт 24 после слова «педагогические» дополнить словом «инженерно-педагогические>.
5. В пункте 26 слова «Во вспомогательный класс (группу)» заменить словами «В специальный класс (группу)».
б. Пункт 27 изложить в следующей редакции:
«27. Специальные классы (группы) коррекционного учреждения комплектуются из воспитанников со сложными дефектами по мере выявления...»

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.204 (0.053 с.)