Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Раздел 4. Ознакомление с окружающим миром
4 Жигорева
Первая ступень (начальная)Вторая ступень (основная) Аппликация
| детей учат:
| Продолжается работа по совера
| узнавать в аппликации
| шенствованию приемов наклеиреальны
| предметы;
| вания, а также развитию проб
| подкладывать, сопоставляя,
| странственных представлений.
| аппликациiо к подходящему предмету (выбор из двух до семи
| детей учат выполнять более сложные изделия:
| предметов); в) находить одинаковые
| а) предметные аппликации из частей;
| предметы в ряду других, отлича-
| б) тематические апйликации
| ющихся по одному признаку (цвету, величине, форме).
| «Зима», «Колобок», «Золотая осень»;
| Совершенствуется ориентиров-
| в) по образцу — узоры из
| ка в пространстве листа бумаги.
| цветов, листьев, плодов;
| Дети учатся:
| г) из отдельных частей,
| а) изготовлять апвликации
| наклеивая, например, изображенесложны
| сюжетов, групп
| ния живых существ.
| зверей, гiредметов с различными
| дети учатся:
| узорами;
| а) изготовлять салфетки
| б) приемам наклеивания, намазывания изнаночной сторо- ны изделия, всей его поверхно-
| овальной, прямоугольной, треугольной форм; б) воспроизводить симметричсти
| снимания излишка ЮТСЯ, прижимания издетия салфеткой; в) составлению узоров, в
| ные узоры; в) располагать элементы по различным направлениям, на
| основе которых лежит ритмиче-
| середине листа и т.д.;
| ская смена элементов; г) равномерно распределять
| г) вырезать и наклеивать изображения предметов простых
| предметы при накТеивании ДЛЯ
| форм — овощей, фруктов
| составления узора в круге, в
|
| квадрате, по образцу;
|
| д)накладывать, например,
|
| одежду на готовый контур
|
| куклы, прикладьТвать крышу к
|
| дому и т. п.
|
| Конструирование
| В основе овладения конструиро- Продолжается совершенствовавание лежит совершенствова- ние двигательных навь[ков детей. ние двигательных навыков. дети учатся: Обучение предполагает овладе- а) работать со строительными ние различными способами наборами «Наш дом», «Ск0тнЫIй действий: двор» и др.;
|
Первая ступень (начальная)
| Вторая ступень (основная)
| а) их выполнением по подра-
| б) создавать постройки разных
| жанию, по наглядному образцу,
| размеров и форм — большой или
| по образцу, данному в рисунке,
| маленький дом, мебель для
| по неасчлененной модели, по
| куклы, дом с воротами;
| замыслу;
| в) создавать композицию на
| б) умением анализировать
| основе наблюдений («Улица«)
| построение, вычленять его
| или по рисунку-образцу;
| части, зрительно выделять
| г) складывать разрезные
| свойства предметов — форму,
| картинки с изображениями
| величину, цвет;
| животных, машин, предметов
| в) подбором предметов по
| быта;
| величине, цвету, форме в
| д) конструировать сюжетные
| соответствии с образцами;
| построения по иллюстрациям
| г) сравнением предметов
| («Магазин», «Больница»), по
| путем их накладывания (прикла-
| описанию (большой дом с
| дывания).
| забором, мост и т.п.), сочетая
| детей учат:
| знакомые предметы, указанные в тексте
| а) воспроизводить постройки
|
| по образцу, по рисунку-образцу;
|
| б) конструировать сборноразборны
|
| игрушки (машинки),
|
| не валя ш ки
|
| в) складывать разрезные
|
| картинки;
|
| г) конструировать изделия из
|
| деревянного конструктора по
|
| рисунку-образцу — дорожку,
|
| башню, дом
|
|
Одежда и обувь — детей учат узнавать личные вещи Семья — СООТНОСИТЬ фотографии с реальными лицами; находить на фотографиях своих близких среди незнакомых людей Помещения (групповая комната, класс, спальня, туалет, раздевалка, уголок игрушек, природный уголок) — находить свой шкафчик в раздевалке, свое место за столом, свою кровать, стул и т.п. Игрушки — различать их (мишка, кошка и т.п.) Игровая площадка — уметь ориентироваться на игровой площадке, знать ее оборудование Знакомые лица — узнавать сотрудников, работающих в группе, и детей своей группы Посуда — различать посуду и столовые приборы, знать назначение каждого предмета Объекты неживой природы (вода, песок, глина, лед, снег и т.д.): а) ознакомиться с их свойствами — вода течет, снег тает, лед холодный, глина мажется и т. п.; б) уметь среди них различать съедобное и несъедобное 1 в) понимать смысл понятий: 1 «вкусно», «невкусно>, «можно», 1 «нельзя’>; 1 г) узнать элементарные свойства предметов (холодное— горячее, острое, колючее, мокрое, грязное и т.д.) Животные и растения: а) наблюдать за ними по возможности в естественных
Одежда и обувь: а) показать детям способы ухода за одеждой (как вешать, складывать, гладить, ЧИсТИТЬ, пришивать пуговицы, штопать, стирать и т.п.); б) ознакомить с названиями предметов одежды и обуви; в) научить производимьгм с ними действиям, показать места хранения и т.п.; г) приучить к употреблению коротких фраз типа: «Мама купила кофту», «У куклы красное платье», «Надень туфли», «Где пальто? — Пальто в шкафу», «Шапка Вовы» и т.п. Мебель и посуда: а) организовать рассматривание мебели в разных помещениях; б) ознакомить с назначением отдельных предметов (то, на чем сидят; то, на чем лежат, спят; то, в чем хранят Игрушки, книги, посуду; и т.д.); в) рассмотреть расстановку посуды на столе, в шкафу
Город, улица: а) ознакомить детей с различными объектами — магазином, школой, аптекой, кинотеатром и т.п.; б) провести наблюдения, направленные на выявление характерных признаков этих объектов: здесь люди ходят, здесь переходят улицу; здесь ездят и останавливаются машины, автобусы; здесь играют дети; здесь люди гуляют и отд ы хают; в) усвоить названия наблюдаемых объектов;
Продолжение табл. 2
Продолжение табл. 2
б) рассматривать деревья,
| г) понимать и восгiроизводить
| кустарники, траву, цветы на картинках и во время прогулок; в) узнавать повадки животных и особенности растений при проведении игр «У кого?», лото и т.д. Сезонные
| сообщения и вопросы типа: «Вот улица», «Идет в магазин» и т. п. Животные — проверяется знание названии животных и выполняе.. мых ими деиствий (бежит, сидит, лает, прыгает, ест и т.д.)
| явления — организовать наблюдения за ними на прогулках (идет снег, дует ветер, идет дождь, светит солнышко и т.д.) Окружающая территория — дом, сад, игровая площадка, помещения детского сада: кабинет врача, зал — а) ознакомиться с этими объектами; б) осознать их назначение и усвоить их названия; в) уметь описывать действия, выполняемые в том или ином месте, в форме коротких предложений. Эти фразы и слова дети могут читать по табличкам (Тут площадка». «Площадка». «Дети гуляют’>. «Тут спальня». «Спаль- ня». «Дети спят») Овощи и фрукты:
| Растения — проводятся наблю- дения за растениями на территории детского сада. Дети учатся использовать в речи фразы типа: «Дерево растет во дворе». «Тут высокое дерево». «Вот цветы. Цветы красивые!». «Можно поливать?». «Листья желтые, зеленые». «Зимой нет листьев» и т. п. Профессии людей — дети знакомятся с некоторыми профессия- ми (повар, врач, шофер, строи- тель, продавец, рыбак, швея, летчик, учительница и т. п.) по коротким рассказам о них Материалы и инструменты — организуются наблюдения за работой взрослых, использующих различные инструменты
| а) организуется наблюдение по натуральным объектам; б) дети рассматривают различные овощи и фрукты; в) сравнивают сырые и паре- ные, целые и измельченные;
| (иголку, вязальньте спицьт, ножницы, отвертки, молотки и др.) В игровой форме имитируются различные действия — дети подметают пол, пилят дрова,
| г) пробуют разные блюда из овощей и фруктов (овощной суп; салат, компот, сок, варенье
| забивают гвоздь и т. п. Они узнают и запоминают названия материалов и инстру
| т.п.); д) проводятся экскурсии в
| ментов Транспортные средства —
| сад, огород, магазин «Овощи — фруктьт>, на рынок и т.п.; е) дети узнают названия овощей и фруктов, их отличи-
| организуются наблюдения (во время экскурсий, при просмотре кинофильмов и телепередач) за движением автомашин, автобу98
|
Продолжение табл. 2
Внимание детей привлекается рассматраванаю лица и губ говоря щего (МОЖНО Посадить ребенка на колени, поставить перед собой) Следует вызывать у них интерес к «говорящим игрушкам (кукле, мишке, собаке), показывая их, произносить слова «привет», «иди>, «на»
Сведения о человеке — детям даются Необходимые сведения о них самих и об их ближайших родственниках Части тела а гигиенические навыка — в процессе обучения дети учатся узнавать: а) части своего тела, усваивают их названия; б) чистить зубы и ухаживать за волосами; в) пользоваться теплой и холодной водой, мылом, зубной щеткой, пастой, полотенцем, салфетками, туалетной бумагой Праздника — детям рассказывают о различных праздниках, угренниках; они присутствуют на них, получают поэдравления и подарки
Работа по развитию речи продолжается. Вводятся новые, более сложные ее направления
Формирование привычка давать ответные реакции на обращение — утвердительным или отрицательным жестом, кивком головы, каким-либо звуком
Осмысление взаимосвязи предмета а действия с обозначаю щами ах словами детей учат: а) называть предметы и показывать таблички со словами и краткими фразами; б) указывать и называть знакомые предметы в дидактической игре;
Продолжение табл. 2 Первая ступень (начальная) Вторая ступень (основная) тельные признаки, связанные с сов, троллейбусов, трамваев, ними действия (где растет, где поездов, самолетов, пароходов. покупают, кто это ест и т. п.) Дети узнают различия между ними, знакомятся с их названил5.РАЗВИТИЕРЕЧИ
к
Первая ступень (начальная)
| Вторая ступень (основная)
| Детей учат:
| в) понимать и выполнять пору-
| а) воспринимать слова,
| чения по устным и письменным
| написанные на табличках (гло-
| вопросам и инструкциям («Где
| бальне чтение);
| Вова?>, «Что делает Ира?>,
| б) выполнять по словесному
| «Убери»);
| побуждению различные предмет-
| г) выкладывать из разрезной
| ные действия (захватывать
| азбуки надписи к картинкам;
| крупные и мелкие предметы,
| д) приближенно устно сопряпередвигат
| элементы мозаики и
| женно или отраженно прогонат.п.)
|
| ривать слова, фразы
| Обучение глобальному воспрая-
| Усложнение навыков глобального
| таю написанных слов а побужде-
| чтения, составление коротких
| ние к приближенному ах проазне-
| высказываний а описаний
| сенаю
| Детей учат:
| Детей учат:
| а) узнавать знакомые слова в
| - а) подкладывать таблички со
| книжках-малышках;
| словами, написанными печат-
| б) описывать сюжетные
| ным шрифтом, к соответствую-
| картинки короткими фразами;
| щим предметам и картинкам;
| в) задавать вопросы: «Что
| б) приближенно произносить
| это?», «Кто это?», «Где лежит?»
| изучаемые слова сопряженно
| Формирование умения составил
| отраженно при выполнении
| лять связные рассказы:
| предметных действий;
| а) короткие рассказы (три-
| в) находить объект только по
| четыре предложения);
| устному или только по письмен-
| б) пересказы известных детям
| ному (на табличке) обозначе-
| текстов;
| нию;
| в) описания сюжетных картиг
| узнавать предметы по их
| нок;
| изображению (картинки, фото-
| г) распространенные высказыграфии
| муляжи, макеты,
| вания с помощью наводящих
| предметы лепки, агiпликации),
| вопросов;
| называть их, либо показывая
| д) подробные описания
| соответствующую табличку,
| событий из собственной жизни
| либо устно проговаривая их
| Обучение элементарным навь’название
|
| кам чтения и понимания прочатанного
|
| Дети учатся:
|
| а) читать короткие тексты из двух-четырех предложений; б) читать тексты с заменой существительного на личное местоимение в соответствии с вопросом («Кто это?» — он, она, они);
|
11-.’ 1
Формирование реакции без звукоусилаваю щей аппаратуры на речевые (слогосочетания) а неречевые сигналы (барабан, бубен, дудка, металлофон, гармоника) при постепенно увеличивающемся расстоянии от источника звука Разлачение на слух с андавадуалЫ’ыма слуховыми аппаратами: а) звуков, резко противоположньгх по характеру звучания (барабан—дудка, бубен— свис-ток); б) звуков, отличающихся длительностью звучания Разлачение на слух с аппаратурой а без нее речевого материала при выборе из двух-трех, трех- четырех звукоподражаний (ав-ав — собака, у-у — паровоз, му — корова, ко-ко-ко — курица, ПИ-ПИ-ПИ — птичка и т.д.) Предъявляемый материал: Слова: дом, собака, мяч, мама, карандаш, бабушка, тетя, юла, пока, мальчик, девочка и т.д.; Фразы: дай карандаш (мяч, собаку). Убери бумагу (барабан, самолет) и т. п.
Разлаченае на слух с индивидуальными слуховыма аппаратами: а) звучаний игрушек при выборе из трех-четырех (одновременно произносятся звукоподражательны слогосочетания та-та-та и Называется звучаший инструмент (барабан)); б) темпа звучания; в) местоположения источника звука; г) игры звучащих инструментов с одновременным произнесением слогов; д) количества звучаний, называя «один—много» «один— два» и т.д. Разлачение и опознавание на слух со стационарной аппаратурой и без нее при выборе из четырех— пяти, пяти—семи: а) звукоподражаний и слов; б) фраз при выборе из трех— пяти; в) речевого материала в виде небольших текстов Предъявляемый материал Слова: рыба, папа, самолет, бумага Словосочетания и фразы: Тетя Катя, тут кукла. Самолет летит, дай дом, дай мяч. Убери бумагу. Нарисуй дом, дай красный карандаш
Продолжение табл. 2
Продолжение табл. 2 Первая ступень (начальная) Вторая ступень (Основная) Раздел 6. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ Продолжение работы по формированию реакции без звукоусалаваю щей аппаратуры на неречевые аречевые сигналы при постоянно - увеличивающемся расстоянии от источника звука
Первая ступень (начальная)
| Вторая ступень (основная)
|
| в) подбирать картинки к про-
|
|
|
| читанному тексту; г) свое отношение
|
| к узнанному, прочитанному
|
| В повседневной
|
| процессе взаимосвязанной работы дети овла деваумениями:
|
|
|
| а) угадывать предметы по их
|
|
| .
| описанию; б) осознавать более точное значение слов; в) вести короткие беседы на заданную тему; г) разучивать стихотворения Наступает момент, когда можно приступать к обучению письму
|
| Сначала дети пишут: а) элементы отдельных букв; б) затем короткие фразы; в) и, наконец, слова в небольших личных словариках
| Используемый словарь: имена
| Используемый словарь: попроси,
| детей, Привет, пока, дай, иди, сядь, встань, беги, вот, на, Что там? Смотри, эаiо...(название знакомого предмета)
| помоги, включи, выключи, поливать, свежий, чистить, петь, пьет, смеяться, устал, горки, санки, весна, солнце, мыло, полотенце, двор и др. Кто это? Что это? Это мяч. Где мишка? — Тут мишка. Там мишка. Чья? У кого есть? Какая кукла? Что делает? С кем? С чем? Где живет? Где растет? Какой формы? Я люблю. Мне нравится. Я умею. Не понимаю. Обрадовалась. О ком? О чем?
| Темы для работы: «Игрушки», «Фрукты», «Овощи», «Продукты питания», «Посуда», «)Кивот- ные», «Одежда», «Мебель>, «Транспорт», «Части тела», «Учебные принадлежности»
| Темы для работы: «Люди», «Участок», «Игровая площадка», «Одежда и обувь», «Времена года>У, «Предметы гигиены», «Праздники», «Магазин», «Рынок», «Жилище>, «Профессии людей», «Учебные принадлежности», «Развлечения»
|
Продолжение табл. 2
Продолжение табл. 2
Первая ступень (начальная) (до трех), пространственному взаимоположению (используются дидактические игрушки, лото, наборы кубиков и т.д.); б) противопоставлять пары предметов по величине, разли- чая среди них большой и маленький Формирование количественных представлений детей учат: а) составлять множества из групп предметов (например, кукол — много и одна); б) составлять разные по количеству (от трех до пяти) множества предметов, одинаковых по всем признакам. действия выполняются по подражанию и по словесной инструкции: «Возьми столько же’>; в) группировать предметы по заданному призцаку — форме, величине, цвету; г) осознавать преобразования количества в процессе манипуляций с предметами и дифференцировать значения слов сколько? — столько, одинаковое количество; д) понимать значения слов один — много; Знакомство с понятиями часло>.’ в <цвфра Наглядно демонстрируются значения этих понятий с последующим увеличением счета. детей учат: а) подкла.дьтвать к предметам таблички со словом и с цифрой 1 (устно и устно-дактяльно проговаривать это слово);
Вторая ступень (основная) детей учат: а) сравнивать числа, например 2 и З — «2 меньше, а З больше»; б) выравнивать количество путем добавления: «Тут два, тут три», «Тут больше, тут меньше» Начинается освоение математических действий: а) сложения в пределах пяти (объясняется значение слова «плюс»); б) прямого и обратного счета до пяти; в) вычитания; г) решения примеров в пределах пяти. Знакомство с количеством и числом <шесть, цифрой б (аналогичная работа ведется до десяти) дети выполняют следующие действия: а) прямой и обратный счет в пределах десяти; б) счет от заданного числа; в) определение места цифры в числовом ряду (например, цифра 5 находится между цифрой 4и цифрой б); г) решение примеров в пределах десяти; д) сравнение условных знаков «=» (равно), «» (больше), «‘» (меньше); Ознакомление с нумерацией в пределах двадцати Формирование представлений о величине и форме предметов дети выполняют следующие упражнения: а) наглядные сопоставления понятий «большой — меньше —
Первая ступень (начальная)
|
| Вторая ступень (основная)
| б) осмысливать понятие
| •
| маленький>, «узкий — шире —
| «два», число, цифру и входя-
|
| широкий», «высокий — ниже —
| щее в них количество
|
| низкий»;
| Введение в учебный процесс термвнологвческвх оборотов:
|
| б) сравнение плоскостных фигур, имеющих формы круга,
| «Считай (1, 2...)», «Сколько? Столько» дети а) знакомятся с количеством три и цифрой З (аналогичная работа ведется до пяти); б) сравнивают количества
|
| овала, треугольника, четырех- угольника; сравнение объемных фигур (шар, куб) Продолжается работа по про- странственной и временнёй ориентировке Уточняются и дополняются
| предметов до пяти («Тут и iуiравно»; «Тут 5 и тут 5»);
|
| представления: а) о времени — сегодня,
| в) учатся прямому и обрат-
|
| вчера, завтра, позавчера, после-
| ному счету в пределах пяти Формирование представлений о величине и форме предметов дети учат: а) различать большие и
|
| завтра; б) о временах года (зима, лето, весна, осень), о частях суток (утро, день, вечер, ночь); в) о последовательности и названиях месяцев, дней недели;
| маленькие, длинные и корот-
|
| г) о направлениях — вперед,
| кие, высокие и низкие предме-
|
| назад, влево, вправо, вверх,
| ты; б) выбирать предметы, имеющие форму круга, среди
|
| вниз; д) о мерах времени (с точно- стью до часа) в связи с обсужпредметов
| одинаковых по
|
| дением режима дня.
| цвету, по величине и по форме; в) различать объемные и
|
| дети учатся определять время по часам
| гiлоскостные фигуры, имеющи
|
|
| формы квадрата и треугольника
|
|
|
|
|
| Продолжается работа над пространственной ориентировкой
|
|
| детей учат различать расположени
|
|
| предметов: близко—
|
|
| далеко, внизу—вверху, слева—
|
|
| справа
|
|
|
1!‚ме —— ___.iЛiТ —
Формирование навыков эмоционального восприятия музыки: а) внимание детей привлекается к звукам музыки; б) их учат реагировать на музыкальные звучания Совершенствование восприятия Этому спо’собствуют упражнения: а) на развитие слухозрительного и слухового восприятия музыки; б) на вызывание ответной реакции на звуки, например звучание фортепиано, различных опен ков детей учат: а) определять начало и конец звучания; б) различать темп музыки (быстрый, медленный); в) различать звучащие регистры (низкий, средний, высокий), используя для наглядности соответствующие характерные образы (например, игрушки — медведя, зайку, лтичку) Побуж дение к голосовым проявлениям в ответ на звучание музыки детей учат: а) протяжно произносить гласные, слоги; б) двигаться туловищем или руками (в зависимости от их возможностей), подражая ритму музыкальных инструментов
Продолжение работы по развитию слухового восприятия. музыки При этом широко используется умение детей реагировать на начало и окончание музыки (в каждом регистре отдельно) Дети учатся: а) внимательно слушать музыку, различать и словесно определять силу звучания (громко—тихо), темп (быстрый— медленный—умерснный), регистрм (низкий, средний, высокий); б) различать на слух музыкальные пьесы в быстром и медленном темпе; в) чувствовать громкие и тихие звучания музыкальных отрывков; г) сопоставлять звучания музыкальных и шумовых инструментов с соответствующими регистрами фортепиано; д) узнавать различные музыкальные формы — марш, вальс, польку; е) давать эмоциональные характеристики — радостная музыка, грустная, бодрая, плавная Формирование навыков управления собственным голосом Детей учат: а) воспроизводить долгие и короткие по длительности ритмы; б) изменять силу и высоту голоса в звукоподражательных упражнениях («Три медведя»; «Мышка-норушка»)
Первая ступень (начальная)
Продолжение табл. 2
Вторая ступень (основная)
|