Раздел 4. Ознакомление с окружающим миром 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 4. Ознакомление с окружающим миром



4 Жигорева

 

Первая ступень (начальная)Вторая ступень (основная) Аппликация
детей учат: Продолжается работа по совера
узнавать в аппликации шенствованию приемов наклеиреальны
предметы; вания, а также развитию проб
подкладывать, сопоставляя, странственных представлений.
аппликациiо к подходящему предмету (выбор из двух до семи детей учат выполнять более сложные изделия:
предметов); в) находить одинаковые а) предметные аппликации из частей;
предметы в ряду других, отлича- б) тематические апйликации
ющихся по одному признаку (цвету, величине, форме). «Зима», «Колобок», «Золотая осень»;
Совершенствуется ориентиров- в) по образцу — узоры из
ка в пространстве листа бумаги. цветов, листьев, плодов;
Дети учатся: г) из отдельных частей,
а) изготовлять апвликации наклеивая, например, изображенесложны
сюжетов, групп ния живых существ.
зверей, гiредметов с различными дети учатся:
узорами; а) изготовлять салфетки
б) приемам наклеивания, намазывания изнаночной сторо- ны изделия, всей его поверхно- овальной, прямоугольной, треугольной форм; б) воспроизводить симметричсти
снимания излишка ЮТСЯ, прижимания издетия салфеткой; в) составлению узоров, в ные узоры; в) располагать элементы по различным направлениям, на
основе которых лежит ритмиче- середине листа и т.д.;
ская смена элементов; г) равномерно распределять г) вырезать и наклеивать изображения предметов простых
предметы при накТеивании ДЛЯ форм — овощей, фруктов
составления узора в круге, в  
квадрате, по образцу;  
д)накладывать, например,  
одежду на готовый контур  
куклы, прикладьТвать крышу к  
дому и т. п.  
Конструирование
В основе овладения конструиро- Продолжается совершенствовавание лежит совершенствова- ние двигательных навь[ков детей. ние двигательных навыков. дети учатся: Обучение предполагает овладе- а) работать со строительными ние различными способами наборами «Наш дом», «Ск0тнЫIй действий: двор» и др.;

 

Первая ступень (начальная) Вторая ступень (основная)
а) их выполнением по подра- б) создавать постройки разных
жанию, по наглядному образцу, размеров и форм — большой или
по образцу, данному в рисунке, маленький дом, мебель для
по неасчлененной модели, по куклы, дом с воротами;
замыслу; в) создавать композицию на
б) умением анализировать основе наблюдений («Улица«)
построение, вычленять его или по рисунку-образцу;
части, зрительно выделять г) складывать разрезные
свойства предметов — форму, картинки с изображениями
величину, цвет; животных, машин, предметов
в) подбором предметов по быта;
величине, цвету, форме в д) конструировать сюжетные
соответствии с образцами; построения по иллюстрациям
г) сравнением предметов («Магазин», «Больница»), по
путем их накладывания (прикла- описанию (большой дом с
дывания). забором, мост и т.п.), сочетая
детей учат: знакомые предметы, указанные в тексте
а) воспроизводить постройки  
по образцу, по рисунку-образцу;  
б) конструировать сборноразборны  
игрушки (машинки),  
не валя ш ки  
в) складывать разрезные  
картинки;  
г) конструировать изделия из  
деревянного конструктора по  
рисунку-образцу — дорожку,  
башню, дом  

 

Одежда и обувь — детей учат узнавать личные вещи
СемьяСООТНОСИТЬ фотографии с реальными лицами; находить на фотографиях своих близких среди незнакомых людей
Помещения (групповая комната, класс, спальня, туалет, раздевалка, уголок игрушек, природный уголок) — находить свой шкафчик в раздевалке, свое место за столом, свою кровать, стул и т.п.
Игрушки — различать их (мишка, кошка и т.п.)
Игровая площадка — уметь
ориентироваться на игровой площадке, знать ее оборудование Знакомые лица — узнавать
сотрудников, работающих в группе, и детей своей группы Посуда — различать посуду и столовые приборы, знать назначение каждого предмета
Объекты неживой природы (вода, песок, глина, лед, снег и т.д.):
а) ознакомиться с их свойствами — вода течет, снег тает, лед холодный, глина мажется и т. п.;
б) уметь среди них различать съедобное и несъедобное
1 в) понимать смысл понятий:
1 «вкусно», «невкусно>, «можно»,
1 «нельзя’>;
1 г) узнать элементарные свойства предметов (холодное— горячее, острое, колючее, мокрое, грязное и т.д.)
Животные и растения:
а) наблюдать за ними по возможности в естественных

Одежда и обувь:
а) показать детям способы ухода за одеждой (как вешать, складывать, гладить, ЧИсТИТЬ, пришивать пуговицы, штопать, стирать и т.п.);
б) ознакомить с названиями предметов одежды и обуви;
в) научить производимьгм с ними действиям, показать места хранения и т.п.;
г) приучить к употреблению коротких фраз типа: «Мама купила кофту», «У куклы красное платье», «Надень туфли», «Где пальто? — Пальто в шкафу», «Шапка Вовы» и т.п.
Мебель и посуда:
а) организовать рассматривание мебели в разных помещениях;
б) ознакомить с назначением отдельных предметов (то, на чем сидят; то, на чем лежат, спят; то, в чем хранят Игрушки, книги, посуду; и т.д.);
в) рассмотреть расстановку посуды на столе, в шкафу

Город, улица:
а) ознакомить детей с различными объектами — магазином, школой, аптекой, кинотеатром и т.п.;
б) провести наблюдения, направленные на выявление характерных признаков этих объектов: здесь люди ходят, здесь переходят улицу; здесь ездят и останавливаются машины, автобусы; здесь играют дети; здесь люди гуляют и отд ы хают;
в) усвоить названия наблюдаемых объектов;

Продолжение табл. 2

Продолжение табл. 2

 

б) рассматривать деревья, г) понимать и восгiроизводить
кустарники, траву, цветы на картинках и во время прогулок; в) узнавать повадки животных и особенности растений при проведении игр «У кого?», лото и т.д. Сезонные сообщения и вопросы типа: «Вот улица», «Идет в магазин» и т. п. Животные — проверяется знание названии животных и выполняе.. мых ими деиствий (бежит, сидит, лает, прыгает, ест и т.д.)
явления — организовать наблюдения за ними на прогулках (идет снег, дует ветер, идет дождь, светит солнышко и т.д.) Окружающая территория — дом, сад, игровая площадка, помещения детского сада: кабинет врача, зал — а) ознакомиться с этими объектами; б) осознать их назначение и усвоить их названия; в) уметь описывать действия, выполняемые в том или ином месте, в форме коротких предложений. Эти фразы и слова дети могут читать по табличкам (Тут площадка». «Площадка». «Дети гуляют’>. «Тут спальня». «Спаль- ня». «Дети спят») Овощи и фрукты: Растения — проводятся наблю- дения за растениями на территории детского сада. Дети учатся использовать в речи фразы типа: «Дерево растет во дворе». «Тут высокое дерево». «Вот цветы. Цветы красивые!». «Можно поливать?». «Листья желтые, зеленые». «Зимой нет листьев» и т. п. Профессии людей — дети знакомятся с некоторыми профессия- ми (повар, врач, шофер, строи- тель, продавец, рыбак, швея, летчик, учительница и т. п.) по коротким рассказам о них Материалы и инструменты — организуются наблюдения за работой взрослых, использующих различные инструменты
а) организуется наблюдение по натуральным объектам; б) дети рассматривают различные овощи и фрукты; в) сравнивают сырые и паре- ные, целые и измельченные; (иголку, вязальньте спицьт, ножницы, отвертки, молотки и др.) В игровой форме имитируются различные действия — дети подметают пол, пилят дрова,
г) пробуют разные блюда из овощей и фруктов (овощной суп; салат, компот, сок, варенье забивают гвоздь и т. п. Они узнают и запоминают названия материалов и инстру
т.п.); д) проводятся экскурсии в ментов Транспортные средства
сад, огород, магазин «Овощи — фруктьт>, на рынок и т.п.; е) дети узнают названия овощей и фруктов, их отличи- организуются наблюдения (во время экскурсий, при просмотре кинофильмов и телепередач) за движением автомашин, автобу98

 

Продолжение табл. 2

Внимание детей привлекается рассматраванаю лица и губ говоря щего (МОЖНО Посадить ребенка на колени, поставить перед собой)
Следует вызывать у них интерес к «говорящим игрушкам (кукле, мишке, собаке), показывая их, произносить слова «привет», «иди>, «на»

Сведения о человеке — детям даются Необходимые сведения о них самих и об их ближайших родственниках
Части тела а гигиенические навыка — в процессе обучения дети учатся узнавать:
а) части своего тела, усваивают их названия;
б) чистить зубы и ухаживать за волосами;
в) пользоваться теплой и холодной водой, мылом, зубной щеткой, пастой, полотенцем, салфетками, туалетной бумагой Праздника — детям рассказывают о различных праздниках, угренниках; они присутствуют на них, получают поэдравления и подарки

Работа по развитию речи продолжается. Вводятся новые, более сложные ее направления

Формирование привычка давать ответные реакции на обращение — утвердительным или отрицательным жестом, кивком головы, каким-либо звуком

Осмысление взаимосвязи предмета а действия с обозначаю щами ах словами
детей учат:
а) называть предметы и показывать таблички со словами и краткими фразами;
б) указывать и называть знакомые предметы в дидактической игре;

Продолжение табл. 2
Первая ступень (начальная) Вторая ступень (основная)
тельные признаки, связанные с сов, троллейбусов, трамваев, ними действия (где растет, где поездов, самолетов, пароходов.
покупают, кто это ест и т. п.) Дети узнают различия между
ними, знакомятся с их названил5.РАЗВИТИЕРЕЧИ

к

 

Первая ступень (начальная) Вторая ступень (основная)
Детей учат: в) понимать и выполнять пору-
а) воспринимать слова, чения по устным и письменным
написанные на табличках (гло- вопросам и инструкциям («Где
бальне чтение); Вова?>, «Что делает Ира?>,
б) выполнять по словесному «Убери»);
побуждению различные предмет- г) выкладывать из разрезной
ные действия (захватывать азбуки надписи к картинкам;
крупные и мелкие предметы, д) приближенно устно сопряпередвигат
элементы мозаики и женно или отраженно прогонат.п.)
  ривать слова, фразы
Обучение глобальному воспрая- Усложнение навыков глобального
таю написанных слов а побужде- чтения, составление коротких
ние к приближенному ах проазне- высказываний а описаний
сенаю Детей учат:
Детей учат: а) узнавать знакомые слова в
- а) подкладывать таблички со книжках-малышках;
словами, написанными печат- б) описывать сюжетные
ным шрифтом, к соответствую- картинки короткими фразами;
щим предметам и картинкам; в) задавать вопросы: «Что
б) приближенно произносить это?», «Кто это?», «Где лежит?»
изучаемые слова сопряженно Формирование умения составил
отраженно при выполнении лять связные рассказы:
предметных действий; а) короткие рассказы (три-
в) находить объект только по четыре предложения);
устному или только по письмен- б) пересказы известных детям
ному (на табличке) обозначе- текстов;
нию; в) описания сюжетных картиг
узнавать предметы по их нок;
изображению (картинки, фото- г) распространенные высказыграфии
муляжи, макеты, вания с помощью наводящих
предметы лепки, агiпликации), вопросов;
называть их, либо показывая д) подробные описания
соответствующую табличку, событий из собственной жизни
либо устно проговаривая их Обучение элементарным навь’название
  кам чтения и понимания прочатанного
  Дети учатся:
  а) читать короткие тексты из двух-четырех предложений; б) читать тексты с заменой существительного на личное местоимение в соответствии с вопросом («Кто это?» — он, она, они);

 

11-.’ 1

Формирование реакции без звукоусилаваю щей аппаратуры на речевые (слогосочетания) а неречевые сигналы (барабан, бубен, дудка, металлофон, гармоника) при постепенно увеличивающемся расстоянии от источника звука
Разлачение на слух с андавадуалЫ’ыма слуховыми аппаратами:
а) звуков, резко противоположньгх по характеру звучания (барабан—дудка, бубен— свис-ток); б) звуков, отличающихся длительностью звучания Разлачение на слух с аппаратурой а без нее речевого материала при выборе из двух-трех, трех- четырех звукоподражаний (ав-ав — собака, у-у — паровоз, му — корова, ко-ко-ко — курица, ПИ-ПИ-ПИ — птичка и т.д.) Предъявляемый материал:
Слова: дом, собака, мяч, мама, карандаш, бабушка, тетя, юла, пока, мальчик, девочка и т.д.;
Фразы: дай карандаш (мяч, собаку). Убери бумагу (барабан, самолет) и т. п.

Разлаченае на слух с индивидуальными слуховыма аппаратами:
а) звучаний игрушек при выборе из трех-четырех (одновременно произносятся звукоподражательны слогосочетания та-та-та и Называется звучаший инструмент (барабан));
б) темпа звучания; в) местоположения источника звука;
г) игры звучащих инструментов с одновременным произнесением слогов;
д) количества звучаний, называя «один—много» «один— два» и т.д.
Разлачение и опознавание на слух со стационарной аппаратурой и без нее при выборе из четырех— пяти, пяти—семи:
а) звукоподражаний и слов; б) фраз при выборе из трех— пяти;
в) речевого материала в виде небольших текстов Предъявляемый материал Слова: рыба, папа, самолет, бумага Словосочетания и фразы:
Тетя Катя, тут кукла. Самолет летит, дай дом, дай мяч. Убери бумагу. Нарисуй дом, дай красный карандаш

Продолжение табл. 2

Продолжение табл. 2
Первая ступень (начальная) Вторая ступень (Основная)
Раздел 6. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ
Продолжение работы по формированию реакции без звукоусалаваю щей аппаратуры на неречевые аречевые сигналы при постоянно - увеличивающемся расстоянии от источника звука

 

Первая ступень (начальная) Вторая ступень (основная)
  в) подбирать картинки к про-
   
  читанному тексту; г) свое отношение
  к узнанному, прочитанному
  В повседневной
  процессе взаимосвязанной работы дети овла деваумениями:
   
  а) угадывать предметы по их
   
. описанию; б) осознавать более точное значение слов; в) вести короткие беседы на заданную тему; г) разучивать стихотворения Наступает момент, когда можно приступать к обучению письму
  Сначала дети пишут: а) элементы отдельных букв; б) затем короткие фразы; в) и, наконец, слова в небольших личных словариках
Используемый словарь: имена Используемый словарь: попроси,
детей, Привет, пока, дай, иди, сядь, встань, беги, вот, на, Что там? Смотри, эаiо...(название знакомого предмета) помоги, включи, выключи, поливать, свежий, чистить, петь, пьет, смеяться, устал, горки, санки, весна, солнце, мыло, полотенце, двор и др. Кто это? Что это? Это мяч. Где мишка?Тут мишка. Там мишка. Чья? У кого есть? Какая кукла? Что делает? С кем? С чем? Где живет? Где растет? Какой формы? Я люблю. Мне нравится. Я умею. Не понимаю. Обрадовалась. О ком? О чем?
Темы для работы: «Игрушки», «Фрукты», «Овощи», «Продукты питания», «Посуда», «)Кивот- ные», «Одежда», «Мебель>, «Транспорт», «Части тела», «Учебные принадлежности» Темы для работы: «Люди», «Участок», «Игровая площадка», «Одежда и обувь», «Времена года>У, «Предметы гигиены», «Праздники», «Магазин», «Рынок», «Жилище>, «Профессии людей», «Учебные принадлежности», «Развлечения»

 

 


Продолжение табл. 2

Продолжение табл. 2

Первая ступень (начальная)
(до трех), пространственному взаимоположению (используются дидактические игрушки, лото, наборы кубиков и т.д.);
б) противопоставлять пары предметов по величине, разли- чая среди них большой и
маленький
Формирование количественных представлений
детей учат:
а) составлять множества из групп предметов (например, кукол — много и одна);
б) составлять разные по количеству (от трех до пяти) множества предметов, одинаковых по всем признакам. действия выполняются по подражанию и по словесной инструкции:
«Возьми столько же’>;
в) группировать предметы по заданному призцаку — форме, величине, цвету;
г) осознавать преобразования количества в процессе манипуляций с предметами и дифференцировать значения слов сколько?столько, одинаковое количество;
д) понимать значения слов одинмного;
Знакомство с понятиями часло>.’ в <цвфра
Наглядно демонстрируются значения этих понятий с
последующим увеличением счета.
детей учат:
а) подкла.дьтвать к предметам таблички со словом и с цифрой 1 (устно и устно-дактяльно проговаривать это слово);

Вторая ступень (основная)
детей учат:
а) сравнивать числа, например 2 и З — «2 меньше, а З больше»;
б) выравнивать количество путем добавления: «Тут два, тут три», «Тут больше, тут меньше»
Начинается освоение математических действий:
а) сложения в пределах пяти (объясняется значение слова «плюс»);
б) прямого и обратного счета до пяти;
в) вычитания;
г) решения примеров в пределах пяти.
Знакомство с количеством и числом <шесть, цифрой б (аналогичная работа ведется до десяти)
дети выполняют следующие действия:
а) прямой и обратный счет в пределах десяти;
б) счет от заданного числа; в) определение места цифры в числовом ряду (например, цифра 5 находится между цифрой 4и цифрой б);
г) решение примеров в пределах десяти;
д) сравнение условных знаков «=» (равно), «» (больше), «‘» (меньше);
Ознакомление с нумерацией в пределах двадцати
Формирование представлений о величине и форме предметов
дети выполняют следующие упражнения:
а) наглядные сопоставления понятий «большой — меньше —

 

Первая ступень (начальная)   Вторая ступень (основная)
б) осмысливать понятие маленький>, «узкий — шире —
«два», число, цифру и входя-   широкий», «высокий — ниже —
щее в них количество   низкий»;
Введение в учебный процесс термвнологвческвх оборотов:   б) сравнение плоскостных фигур, имеющих формы круга,
«Считай (1, 2...)», «Сколько? Столько» дети а) знакомятся с количеством три и цифрой З (аналогичная работа ведется до пяти); б) сравнивают количества   овала, треугольника, четырех- угольника; сравнение объемных фигур (шар, куб) Продолжается работа по про- странственной и временнёй ориентировке Уточняются и дополняются
предметов до пяти («Тут и iуiравно»; «Тут 5 и тут 5»);   представления: а) о времени — сегодня,
в) учатся прямому и обрат-   вчера, завтра, позавчера, после-
ному счету в пределах пяти Формирование представлений о величине и форме предметов дети учат: а) различать большие и   завтра; б) о временах года (зима, лето, весна, осень), о частях суток (утро, день, вечер, ночь); в) о последовательности и названиях месяцев, дней недели;
маленькие, длинные и корот-   г) о направлениях — вперед,
кие, высокие и низкие предме-   назад, влево, вправо, вверх,
ты; б) выбирать предметы, имеющие форму круга, среди   вниз; д) о мерах времени (с точно- стью до часа) в связи с обсужпредметов
одинаковых по   дением режима дня.
цвету, по величине и по форме; в) различать объемные и   дети учатся определять время по часам
гiлоскостные фигуры, имеющи    
формы квадрата и треугольника    
     
Продолжается работа над пространственной ориентировкой    
детей учат различать расположени    
предметов: близко—    
далеко, внизу—вверху, слева—    
справа    

 

1!‚ме —— ___.iЛiТ —

Формирование навыков эмоционального восприятия музыки:
а) внимание детей привлекается к звукам музыки;
б) их учат реагировать на музыкальные звучания
Совершенствование восприятия
Этому спо’собствуют упражнения:
а) на развитие слухозрительного и слухового восприятия музыки;
б) на вызывание ответной реакции на звуки, например звучание фортепиано, различных опен ков
детей учат:
а) определять начало и конец звучания;
б) различать темп музыки (быстрый, медленный);
в) различать звучащие регистры (низкий, средний, высокий), используя для наглядности соответствующие характерные образы (например, игрушки — медведя, зайку, лтичку)
Побуж дение к голосовым проявлениям в ответ на звучание музыки
детей учат:
а) протяжно произносить гласные, слоги;
б) двигаться туловищем или руками (в зависимости от их возможностей), подражая ритму музыкальных инструментов

Продолжение работы по развитию слухового восприятия. музыки
При этом широко используется умение детей реагировать на начало и окончание музыки (в каждом регистре отдельно)
Дети учатся:
а) внимательно слушать музыку, различать и словесно определять силу звучания (громко—тихо), темп (быстрый— медленный—умерснный), регистрм (низкий, средний, высокий);
б) различать на слух музыкальные пьесы в быстром и медленном темпе;
в) чувствовать громкие и тихие звучания музыкальных отрывков;
г) сопоставлять звучания музыкальных и шумовых инструментов с соответствующими регистрами фортепиано;
д) узнавать различные музыкальные формы — марш, вальс, польку;
е) давать эмоциональные характеристики — радостная музыка, грустная, бодрая, плавная
Формирование навыков управления собственным голосом
Детей учат:
а) воспроизводить долгие и короткие по длительности ритмы;
б) изменять силу и высоту голоса в звукоподражательных упражнениях («Три медведя»; «Мышка-норушка»)

Первая ступень (начальная)

Продолжение табл. 2

Вторая ступень (основная)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.189.85 (0.023 с.)