ТОП 10:

Методические указания по изучению курса



 

В условиях постоянных изменений рыночных отношений возникает необходимость в совершенствовании коммерческих операций, что требует от студентов освоения новых принципов и методов коммерческой деятельности на основе изучения технологий коммерции. Глубокое овладение специалистами теорией и практикой коммерческих операций с учётом специфики конкретных рынков позволяет эффективно организовать взаимодействие хозяйствующих субъектов, правильно организовать цепочку создания потребительской ценности.

Изучение курса «Коммерческая деятельность» опирается на знания, полученные студентами по основам права, психологии, маркетингу, менеджменту, бухгалтерскому учёту, экономике предприятия, основам товароведения и товарной экспертизы. Специфика дисциплины заключается в том, что при её изучении студенты сталкиваются с вопросами практического приложения знаний гражданского права к коммерческим операциям.

Особое внимание в изучении курса «Коммерческая деятельность» необходимо уделить вопросам организации взаимодействия продавца и покупателя на рынке, процессу подготовки и проведения деловых переговоров, организации договорной кампании на предприятии. На практических занятиях при изучении тем, посвящённых правовым основам коммерческой деятельности, студенту предлагается самостоятельно подготовить договоры купли-продажи, поставки, с особыми условиями при непосредственной консультации преподавателя. При выполнении контрольных работ по организации договорной работы студенту необходимо опираться на положения Гражданского кодекса России, формулируя положения проектов договоров в соответствии с его статьями.

В ходе изучения курса «Коммерческая деятельность» особое внимание следует уделить усвоению порядка планирования и организации снабжения и сбыта, технологиям оптовых закупок и продаж товаров. Студенту стоит уделить внимание вопросам ассортиментной и ценовой политики предприятий торговли, от эффективности которых зависит конкурентное положение предприятий на рынке, а следовательно, формирование их устойчивого развития в долгосрочном периоде времени.

Современное развитие различных форм торговых операций требует от специалиста понимания особенностей функционирования товарно-сырьевых бирж, аукционов, конкурсных комиссий, тендерных комитетов, ярмарок, выставок, что даёт возможность ориентироваться в особенностях заключения сделок при условии конкурентной, соревновательной торговли. При изучении различных организационно-правовых форм торговли необходимо уделить достаточное внимание торговому франчайзингу, который наиболее эффективен в малом и среднем бизнесе. В российском законодательстве понятие франчайзинга трактуется как коммерческая концессия, что является особенностью правового регулирования этих форм взаимоотношения контрагентов на рынке в нашей стране.

В курсе «Коммерческая деятельность» особо выделен раздел, посвящённый организации и функционированию розничной торговли. Студенту необходимо уяснить, что розничная торговля является «передним краем» борьбы за потребителя и от её эффективной организации зависит удовлетворение спроса и развитие потребительского рынка в нашей стране. Особое внимание следует уделить вопросам изучения особенностей различных форм розничной торговли и типов розничных предприятий, особенностям товароснабжения, управления запасами в магазинах и правовым особенностям взаимоотношений предприятий розничной торговли и поставщиков. При рассмотрении вопросов организации и технологии розничной торговли следует акцентировать внимание на проблемах организации движения потока покупателей в магазине, распределению зон магазина и правилах мерчандайзинга. При выполнении третьей (для специальности 080401 «Товароведение и экспертиза товаров» – второй) контрольной работы студенту предлагается произвести оценку предприятий розничной торговли в городе, причём критерии оценки и их значимость студент определяет самостоятельно, что, по мнению авторов настоящего пособия, даёт возможность студентам на практике определить эффективность расположения, организации работы и обслуживания покупателей местными магазинами различных типов и форматов торговли.

 

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛитературЫ

 

Основная литература

 

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.2. – М.: ИНФРА-М, 1996. – 352 с.

2. Балабанова Л. В.Оптовая торговля: маркетинг и коммерция / Л.В. Балабанова. – М.: Экономика, 1990.– 208 с.

3. Виноградова С.Н. Коммерческая деятельность: учебник / С.Н. Виноградова, О.В. Пигунова. – 2-е изд., испр. – Минск: Выш. школа, 2005. – 351 с.

4. Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли: учебник для студентов высших учебных заведений / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2006. – 700 с.

5. Дашков Л.П. Предпринимательство и бизнес: учеб. пособие / Л.П. Дашков, А. И. Данилов, Е. Б. Тютюкина. – М.: Маркетинг, 1995. – 304 с.

6. Кимбол Б. Торговля: секреты успеха / Кимбол Боб. – М.: Внешсигма, 1997. – 221 с.

7. Коммерческаядеятельность предприятия: стратегия, организация, управление: учебное пособие / В.К. Козлов, С.А. Уваров, Н.В. Яковлева [и др.]; под ред. В.К. Козлова, С.А. Уварова. – СПб.: Политехника, 2000. – 322 с.

8. Коммерческое(торговое) право: учебник / В. А. Язев, Ю. Е. Булатецкий, Н. А. Машкин [и др.]; под ред. Ю.Е. Булатецкого и В.А. Язева. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. – 960 с.

9. Книгаделового человека: справочник / Л. Е. Варданян, А. И. Канащенков, А. В. Носов [и др.]; Под ред. Г.А.Краюхина, Э.С.Минаева. – М.: Высш. школа, 1993. – 350 с.

10. Круглова Н.Ю.Коммерческое право: учебник для вузов / Н.Ю. Круглова. –2-е изд., испр. и доп. – М.: РДЛ, 2003. – 720 с.

11. Манько А.В. Коммерция: учеб.-метод. пособие / А.В. Манько. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 256 с.

12. Основыпредпринимательской деятельности: Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент / В. М. Власова, Д. Л. Волков, С. А. Кулаков [и др.]; под ред. В.М.Власовой. – М.: Финансы и статистика, 1995. – 496 с.

13. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность: учебник / Ф.Г. Панкратов. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2005. – 504 с.

14. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: учебник / Ф.П. Половцева. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 248 с.

15. Предпринимательскоеправо в XXI веке: преемственность и развитие. – М., 2002. – 192 с.

16. Предпринимательство: учебник для экон. спец. вузов / под ред. В.Я. Горфинкеля [и др.] – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 735 с.

17. Резго Г. Я. Биржевое дело: учебник для вузов / Г.Я. Резго, И.А. Кетова. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 272 с.

18. Рынок:Бизнес. Коммерция. Экономика: толковый терминолог. словарь / сост. В.А. Калашников; под общ. ред. Л.П. Дашкова. – М.: Информ.-внедренч. центр "Маркетинг", 1994. – 136 с.

19. Тестовыйпрактикум по русскому языку делового общения: Бизнес. Коммерция: Базовый уровень / Н. Р. Дынькина, Л. С. Журавлева, М. М. Калиновская [и др.]; Отв. ред. Л.С. Журавлева. – М.: Рус. путь, 2002. – 104 с.

20. Транспортноеобеспечение коммерческой деятельности: учеб. пособие для вузов / Г. Я. Резго, В. М. Самуйлов, С. В. Рачек, А. В. Вохмянина. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 128 с.

21. Ярных Э.А.Статистика финансов предприятия торговли: учеб. пособие для вузов / Э.А. Ярных. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 416 с.


Дополнительная литература

 

1. Альбеков А.У. Коммерческая логистика: учеб. пособие / А.У. Альбеков, О.А. Митько. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 416 с.

2. Аникин Б.А.Коммерческая логистика: учебник / Б.А. Аникин, А.П. Тяпухин. – М.: ТК Велби, Проспект, 2005. – 432 с.

3. Бродецкий Г. Л. Управление запасами: учеб. пособие / Г.Л. Бродецкий. – М.: Эксмо, 2007. – 400 с.

4. Голиков Е.А. Маркетинг и логистика – новые инструменты хозяйствования: учеб. пособие / Е.А. Голиков. – М.: Экзамен, 2006. – 220 с.

5. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и прак­тика / Е.П. Голубков – М.: Финпресс, 1998. – 416 с.

6. Голубков Е.П. Исследования и анализ рыночной ситуации / Е.П. Го­лубков // Маркетинг в России и за рубежом. – 2001. – №2 – С. 36–45.

7. Дибб С. Практическое руководство по маркетинговому планированию: пер. с англ. / С. Дибб, Л. Симкин, Дж. Брэдли. – СПб.: Питер, 2001. – 256 с.

8. Иванова Н.Ю. Экономико-математический подход к моделированию ма­лого бизнеса / Н.Ю. Иванова, А.В. Орлов // Научные труды Риж­ского института мировой экономики. Вып. 3. – Рига: РИМЭ, 1999. – С. 5–14.

9. Ильин А.А. Эффективная система материально-технического обеспече­ния промышленного производства / А.А. Ильин // Системный анализ. Тео­рия и практика: сб. науч. тр. – Кострома: Изд-во КГТУ, 2001. – С. 102–112.

10. Ильин А.А. Система производственно-коммерческой деятельности про­мышленного предприятия и некоторые аспекты её проектирования / А.А. Ильин // Практика системного анализа: сб. науч. тр. – Кострома: Костромское региональное отделение Международной академии информатизации, 2002. – С. 146–154.

11. Качалов И. Планирование продаж с точностью 90% и выше / Качалов И. – СПб.: Питер, 2008. – 304 с.

12. Литвинова Н. Антиэкономическая война / Н. Литвинова // Экс­перт. – 2006. – №10 – С. 22–25.

13. Миротин Л.Б. Логистика: обслуживание потребителей: учебник / Л.Б. Миротин, Ы.Э. Ташбаев, А.Г. Касенов. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 190 с.

14. Пешкова Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы / Е.П. Пешкова – М.: Ось-89, 1999. – 80 с.

15. Попов Е.В.Продвижение товаров и услуг: учеб. пособие для экон. спец. вузов / Е.В. Попов. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 320 с.: ил.

16. Статистика рынка товаров и услуг: учебник. / И.К. Беляевский, Г.Д. Кулагина, Л.А. Данченко [и др.]; под ред. И.К. Бе­ляевского. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 656 с.

17. Ткачук Т. Подкоп под опт / Т. Ткачук // Секрет фирмы. – 2004. – №18. – С. 14–17.

18. Успенский И.В. Интернет-маркетинг: учебник / И.В. Успенский. – СПб.: Изд-во СПбГУЭиФ, 2003. – 197 с.

Интернет-источники

1. Mystery shopping в магазинах одежды casual. – Режим доступа: http://salespro.ru/idpage_12/do_2/idg_32/idst_384.htm

2. Private label: вооружен и очень опасен. – Режим доступа: http://www.advertology.ru/article36536.html

3. POS-материалы: перспективы и тенденции в сфере оформления мест продаж. – Режим доступа: http://www.4p.ru/index.php?page=9744

4. Брэндинг в ритейле: "ре" или "мульти". – Режим доступа: http://www.retailer.ru/?cat=i_analytics&key=3014&d=2007-01-13

5. «Вещь!» на вырост. – Режим доступа: http://www.sostav.ru/articles/2006/08/01/mark2/

6. Витринные двигатели торговли. – Режим доступа: http://www.sostav.ru/articles/2006/11/20/ko3/

7. В точке перегиба. – Режим дос­тупа: http://www.smartcat.ru/p_plant/books/book_49/index.shtml

8. Главные задачи для менеджмента торгового центра. – Режим доступа: http://www.retailer.ru/?cat=im_article&key=67

9. Гора и Магомед. Нужны ли непродовольственной рознице private-лейблы. – Режим доступа: http://www.sostav.ru/articles/2006/08/29/ko3/

10. Деньги на полку. Продвижение товаров в розничных сетях приравнено к доходу. – Режим доступа: http://www.sostav.ru/news/2006/11/02/67/

11. Диктатура розничных сетей. – Режим доступа: http://www.advertology.ru/index.php?name=News&file=article&sid=41015

12. Динамика оборота розничной торговли. – Режим доступа: http://www.retailer.ru/?cat=i_analytics&key=3063&d=2007-02-01

13. Другой двигатель торговли. – Режим доступа: http://www.expert.ru/printissues/expert/2006/45/rossiyskiy_rynok_reklamy/

14. Как организовать эффективную работу с покупателями? – Режим доступа: http://www.4p.ru/index.php?page=24128

15. Культура обслуживания покупателей. – Режим доступа: http://www.4p.ru/index.php?page=15338

16. Мерчандайзинг – прибыль без затрат. – Режим доступа: http://www.natahaus.ru/category/money/page/26/

17. Мерчандайзинг – это искусство. – Режим доступа: http://www.cfin.ru/press/practical/2001-07/03.shtml

18. На все деньги. – Режим доступа: http://www.advertology.ru/print36836.html

19. Низкие цены и хорошая репутация — рецепт успеха магазина бытовой техники. – Режим доступа: http://www.adme.ru/research/2006/12/01/12967.html

20. Обзор рынка розничной торговли России в 2006 году. – Режим доступа: http://www.advertology.ru/index.php?name=News&file=article&sid=41500

21. Открытие новых магазинов с точки зрения рекламы. – Режим доступа: http://www.advertology.ru/article34281.html

22. Особенности построения магазина одежды. – Режим доступа: http://www.advertology.ru/index.php?name=News&file=article&sid=42893

23. Охота на ягуара. Как сделать из обычной покупки праздник. – Режим доступа: http://www.sostav.ru/articles/2006/09/20/ko1/

24. Планирование мероприятий маркетинга на предприятиях розничной торговли. – Режим доступа: http://www.cfin.ru/press/marketing/2001-1/mardanova.shtml

25. Популярный магазин. – Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/lib-mm/sales/popular_shop.htm

26. Потребительская электроника. – Режим доступа: http://www.expert.ru/topics/128835/

27. Практические методы разработки и анализа товарной стратегии предприятия на основе внутренней вторичной информации. – Режим доступа: http://www.cfin.ru/marketing/quasi_bcg.htm

28. Принципы сбыта техники для дома и быта. – Режим доступа: http://www.advertology.ru/index.php?name=News&file=article&sid=42988

29. Продает только имидж.– Режим доступа: http://www.sostav.ru/articles/2006/07/21/mark2/

30. Разложить все по полочкам. – Режим доступа: http://www.sostav.ru/articles/2007/01/10/ko2/

31. Реклама в местах продаж эффективнее телевизионной. – Режим доступа: http://www.marketingnews.ru/?id=1084

32. Розничные иллюзии. Частные марки не так выгодны, как кажутся. – Режим доступа: http://www.adme.ru/research/2007/02/06/14848.html

33. Российский рынок розничной торговли входит в десятку крупнейших в мире. – Режим доступа: http://www.sostav.ru/news/2006/08/17/27/

34. Своя марка ближе к полке. – Режим доступа: http://www.advertology.ru/index.php?name=News&file=article&sid=42957

35. Леонов С. Розничная торговля – древнейший бизнес / Сергей Леонов. – Режим доступа: http://www.retailer.ru/?cat=i_analytics&key=3093

36. Системная оценка эффективности коммерческой деятельности предприятий торговли. – Режим доступа: http://www.cfin.ru/press/marketing/2000-4/11.shtml

37. Составляющие бренда розничной сети. – Режим доступа: http://www.4p.ru/index.php?page=13563

38. Торговля – двигатель прогресса. – Режим доступа: http://www.marketingnews.ru/?id=976

39. Торговый комплекс – это конвейер. – Режим доступа: http://www.retailer.ru/?cat=i_analytics&key=2971&d=2006-12-26

40. Успех торговой сети формируют ее узнаваемость и концептуальность. – Режим доступа: http://www.marketologi.ru/lib/balashova/success.html

41. Число торговых брендов сократится на порядок. – Режим доступа: http://www.sostav.ru/articles/2006/06/02/mark3/

42. Чужая наука, своя техника. – Режим доступа: http://www.sostav.ru/articles/2006/08/09/mark1/

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.74.184 (0.011 с.)