Кандидат политических наук, доцент 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кандидат политических наук, доцент



Волгоградский филиал

Кафедра менеджмента

Составитель:

Н.В. Коваленко,

Кандидат политических наук, доцент

 

СТАТИСТИКА

Учебно-методический комплекс

для студентов специальности 081100 Государственное и муниципальное управление»

Бакалавриат

БкУ-200

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры

 

Протокол № …… от «…..»…………201 г.

 

 

Подпись заведующего кафедрой

 

………………………………………………

 

 

Волгоград 2012

 

 

Содержание

Наименование раздела Стр.
Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины  
1.1. Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по учебной дисциплине «Статистика»  
1.2. Цели и задачи учебной дисциплины  
1.3. Требования к уровню освоения дисциплины  
1.4. Тематический план учебной дисциплины  
1.5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины: программа курса (лекции и семинарские занятия)  
Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов  
2.1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса.  
2.2. Пожелания к изучению отдельных тем курса  
2.3. Рекомендации по работе с литературой  
2.4. Рекомендации по подготовке к семинарским занятиям  
2.5. Разъяснения по работе с тестовой системой курса  
2.6.Советы по подготовке к зачету Раздел 3. Материалы тестовой системы или практикум по решению задач по темам лекций  
Раздел 4. Словарь основных терминов (глоссарий) 39 Раздел 5. Методические указания для выполнения контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ 43 Раздел 6. Данные о мультимедийных лекциях 47  
   

РАЗДЕЛ 1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Требования образовательного стандарта

по учебной дисциплине «СТАТИСТИКА»

ОПД. Ф.О. 5 СТАТИСТИКА.

Статистика и ее информационная база; задачи статистики в государственном и муниципальном управлении; организация статистики в РФ; статистическое наблюдение и группировка; статистическая совокупность и ее характеристика; относительные и средние величины; статистические распределения и их основные характеристики; выборочный метод в изучении социально-экономических явлений и процессов; ряды динамики и их анализ; индексы и индексный метод в исследовании социально-экономических явлений и процессов.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «СТАТИСТИКА»

на 2012–2013 учебный год для студентов потока БкУ-200

 

№ п/п НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ Количество часов (в акад. часах)
Лекции Практические занятия Самостоятельная работа Всего часов по теме
1. Введение в статистику. Предмет, метод и основные категории статистики как науки.        
2. Статистическое наблюдение        
3. Сводка и группировка материалов статистического наблюдения. Ряды распределения и их анализ.        
4. Абсолютные и относительные статистические показатели        
5.. Метод средних величин и вариационный анализ        
6. Статистическое изучение динамики        
7. Индексный метод и его использование в статистике        
8. Выборочный метод в статистике.        
  ИТОГО:        

 

 

1.5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины

Теоретический курс представляет собой цикл проблемных лекций, в основу которых положены концепции зарубежных и отечественных ученых и специалистов по проблемам получения, анализа, обработки и сопоставления статистической информации, возможности применения систем показателей статистики для описания ситуации и принятия грамотных управленческих решений, направлений развития отечественной экономики и социальной сферы в рыночных условиях.

Лекция - главное звено дидактического цикла обучения. Ее цель - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция является ведущей формой организации учебного процесса в вузе.

Лекция обеспечивает:

• творческое общение лектора с аудиторией, сотворчество, эмоциональное взаимодействие;

• лекция – это экономный способ получения базовых знаний;

• лекция активизирует мысленную деятельность, развивает активное внимание студентов.

Цель курса лекций по статистике: овладение студентами систематическими знаниями по основным теоретическим и практическим проблемам статистического анализа и описания процессов развития современного российского общества, методикой сбора и обработки статистической информации, а также приемами научно-исследовательской работы будущего специалиста в области управления социальными и экономическими процессами, разработки и реализации мер государственной политики.

 

ПРОГРАММА КУРСА

ЛЕКЦИИ

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В СТАТИСТИКУ (2 ЧАСА)

История становления и развития статистики как науки. Вклад зарубежных и отечественных ученых в развитие науки, современное состояние и проблемы статистики и ее отраслевых дисциплин в России.

Статистика как наука, как область практической деятельности, как совокупность цифровых сведений, характеризующих массовые явления и процессы в различных сферах общественной жизни. Объект и предмет статистики. Структура учебного курса. Задачи статистики в государственном и муниципальном управлении.

Понятие о статистическом исследовании. Роль закона больших чисел в изучении статистических закономерностей. Специфические приемы и методы статистического изучения явлений. Понятие статистической совокупности, ее характерные особенности. Единицы совокупности и их признаки. Система признаков и их измерение. Вариация признаков в статистической совокупности. Статистические показатели и их виды. Понятие системы статистических показателей.

Понятие статистической информации, требования к ней и основные источники. Статистика и ее информационная база. Организация получения статистической информации на современном этапе (ЕГРПО, комбинированные методы статистического наблюдения, переписи, мониторинги, бюджетные и бизнес - обследования).

Задачи статистики и основные направления ее реформирования. Организация государственной статистики в Российской Федерации.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: «Школа политических арифметиков»; «государствоведение, или описательная статистика»; основные этапы статистического наблюдения; статистическая совокупность; единицы совокупности; признак единицы совокупности; вариация, варьирующие признаки; количественные и атрибутивные варьирующие признаки; факторные и результативные признаки; статистический показатель, его величина и значение; система статистических показателей; статистическая закономерность; статистическая информация; информационная инфраструктура.

ТЕМА 2. СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ (2 ЧАСА).

Основные этапы статистического исследования. Статистическое наблюдение как начальный этап статистического исследования. Понятие о статистическом наблюдении.

Программно-методологические вопросы статистического наблюдения. Объект и единица наблюдения. Программа наблюдения.

Формы, виды и способы статистического наблюдения. Оценка точности статистического наблюдения. Ошибки наблюдения и способы их недопущения.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: статистическое наблюдение; объект статистического наблюдения; программа и формуляр статистического наблюдения; срок наблюдения; критический момент статистического наблюдения; государственная и ведомственная отчетность; точность наблюдения; ошибки регистрации; ошибки репрезентативности; виды контроля – синтаксический, логический, арифметический (счетный).

 

ТЕМА 3. СВОДКА И ГРУППИРОВКА МАТЕРИАЛОВ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ. РЯДЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ИХ АНАЛИЗ (4 ЧАСА).

Статистическая сводка: понятие, основное содержание и задачи. Простая и сложная сводки, ручная и механизированная сводки. Программа и план статистической сводки.

Понятие о группировке и группировочных признаках. Значение и задачи метода группировок в статистике. Виды группировок: типологические, структурные и аналитические (факторные) группировки. Понятие вторичной группировки.

Принципы построения группировок. Выбор группировочного признака (количественного или атрибутивного). Определение количества групп и величины интервала. Формула Стерджесса для расчета количества групп. Факторы, влияющие на количество групп, выделяемых в совокупности. Определение границ интервала.

Статистические таблицы, их структурные элементы, правила построения, виды. Групповые и комбинационные таблицы. Сущность и назначение графиков. Основные виды графиков. Достоинства табличного и графического методов представления статистических материалов.

Понятие о статистических рядах распределения. Атрибутивные и вариационные (построенные по количественному признаку) ряды распределения. Основные элементы вариационных рядов распределения: варианты и частоты. Дискретные и интервальные ряды распределения.

Сущность и возможности графического анализа рядов распределения. Виды их графического изображения: огива, полигон, гистограмма и кумулята.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: статистическая сводка; децентрализованная и централизованная сводки; статистическая группировка; комбинационная группировка; группировочный признак; интервал группировки; нижняя и верхняя границы интервала; ширина интервала (размах вариации); закрытые и открытые интервалы; подлежащее и сказуемое статистической таблицы; графики, диаграммы, статистические карты: ряд распределения; атрибутивный и вариационный ряды распределения; дискретные и интервальные ряды; вариант; частота; частость; полигон; гистограмма; огива; кумулята.

ТЕМА 4. АБСОЛЮТНЫЕ И ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ (2 ЧАСА)

Абсолютные величины в статистике. Виды абсолютных величин: индивидуальные и суммарные. Единицы измерения абсолютных величин: натуральные, стоимостные и трудовые.

Относительные статистические величины. Виды относительных величин: динамики, плана, планового задания, структуры, интенсивности, координации и сравнения. Правила и способы расчета относительных величин.

Необходимость комплексного применения абсолютных и относительных величин.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: абсолютные величины; единицы измерения абсолютных величин; относительные величины; виды относительных величин; способы расчета относительных величин.

 

ТЕМА 5. МЕТОД СРЕДНИХ ВЕЛИЧИН И ВАРИАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ (4 ЧАСА).

Понятие о средних величинах. Виды средних и способы их вычисления: средняя арифметическая (простая и взвешенная); средняя гармоническая; средняя геометрическая; степенные средние. Расчет средней арифметической и средней гармонической в рядах распределения.

Структурные средние – мода и медиана, их расчет и графическое изображение. Порядковые статистики: квартели, квинтели, децели.

Показатели вариации: размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсия, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации. Правило сложения дисперсий. Расчет общей, межгрупповой и внутригрупповой дисперсий. Эмпирический коэффициент детерминации. Эмпирическое корреляционное отношение.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: средние величины; средняя арифметическая простая и взвешенная; средняя гармоническая; средняя геометрическая; степенные средние; мода; медиана; показатели вариации.

 

ТЕМА 6. СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДИНАМИКИ (2 ЧАСА).

Понятие о рядах динамики. Интервальные и моментные, полные и неполные ряды динамики. Правила построения рядов динамики. Расчет показателей анализа ряда динамики: абсолютного прироста, темпа роста, темпа прироста. Расчет средних показателей ряда динамики. Средний абсолютный прирост, средний темп роста, средний темп прироста. Графическое изображение рядов динамики.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: ряд динамики; моментные и интервальные ряды динамики; абсолютные и относительные показатели ряда динамики; расчет средних ряда динамики.

 

ТЕМА 7. ИНДЕКСНЫЙ МЕТОД И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СТАТИСТИКЕ (2 ЧАСА).

Понятие об индексах. Их роль в экономическом анализе. Классификация индексов. Индивидуальные и общие индексы. Различные способы построения общих индексов. Агрегатные индексы. Индексы средних величин. Индексы переменного и постоянного состава. Индекс структурных сдвигов. Значение индексов в анализе социальных и экономических явлений.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: индекс; индексируемая величина; индексы количественных и качественных показателей; индивидуальные и общие индексы; агрегатные индексы; индекс физического объема продукции; индекс товарооборота; индекс цен; агрегатные индексы цен Пааше и Ласпейреса; система взаимосвязанных индексов; индексы средних величин.

 

ТЕМА 8. ВЫБОРОЧНЫЙ МЕТОД В СТАТИСТИКЕ (2 ЧАСА).

 

Понятие о выборочном наблюдении, его задачи. Сплошное и выборочное статистическое наблюдение. Виды отбора (индивидуальный, групповой, комбинированный). Виды выборки (случайная, механическая, типическая, серийная (гнездовая). Схемы (методы) отбора: повторный, бесповторный, комбинированный. Определение объема выборки. Ошибки регистрации, ошибки репрезентативности, ошибки выборки. Методы расчета величины ошибки выборки.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: генеральная совокупность; выборочная совокупность; выборка; виды отбора; схемы отбора; объем выборки; ошибки регистрации; ошибка репрезентативности.

 

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1. ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОЙ СТАТИСТИКИ (2 ЧАСА).

1. История становления статистики как науки

2. Объект, предмет и метод статистики.

3. Современное состояние, проблемы, задачи и направления развития отечественной статистики

4. Органы государственной статистики Российской Федерации.

5. Организация получения статистической информации в России.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ И САМОКОНТРОЛЯ.

1. От какого латинского слова происходит термин «статистика»? Что он означает?

2. К какому времени относится становление статистики как науки?

3. Каковы основные черты предмета статистики? Дайте его определение.

4. Назовите основные стадии статистического исследования.

5. В чем состоит сущность статистической методологии (статистического подхода) к описанию явлений и процессов, происходящих в обществе.

6. Какова сущность закона больших чисел и практика его применения?

7. Назовите характерные черты динамических и статистических закономерностей.

8. Перечислите специфические методы, присущие статистическому исследованию.

9. Назовите основные разделы (отрасли) статистики как науки.

10. В чем заключается сущность реформирования статистики в РФ. Назовите основные направления развития современной отечественной статистики.

11. Что понимают под статистической информацией?

12. Для чего и кому нужна статистическая информация в современных условиях?

13. Для чего необходимо введение Единого государственного регистра предприятий и организаций (ЕГРПО) и его субрегистров?

14. Перечислите принципы организации государственной статистики в Российской Федерации.

15. Опишите структуру органов государственной статистики в РФ.

16. Назовите основные специально организованные статистические наблюдения, которые проводят статистические органы России в настоящее время.

17. Назовите важнейшие информационные издания органов государственной статистики.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

 

Задание 1.

Назовите имена ученых, внесших большой вклад в рождение, становление и развитие статистики. Выделите временные периоды, когда работали эти ученые, и назовите основные труды.

 

Задание 2. Используя текст Федерального закона от 29 ноября 2007 года № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики Российской Федерации», опишите принципы организации государственного статистического учета, органы статистики разного уровня, задачи, которые они должны решать.

 

Аудиторный тестовый контроль по содержанию темы.

Примеры вопросов теста.

1. К какому периоду можно отнести становление государственной статистики в России?

А) к 1Х –Х11 векам (времена Киевской Руси)

Б) конец ХУ11 – начало ХУШ века

В) конец ХУШ – начало Х1Х века

 

2. Что является объектом изучения статистики?

А) социальная жизнь общества

Б) доходы и потребление населения

В) общество во всем многообразии его форм и проявлений

 

3. Какое требование положено в основу организации работы Росстата (Федеральной службы государственной статистики)?

А) соответствие административно-территориальному делению страны

Б) соответствие отраслевой структуре экономики России

В) соответствие делению территории страны по федеральным округам

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Учебники по общей теории статистики (см. список основной литературы).

2. Бессонов В.А. Взгляд на российскую статистику со стороны пользователя // Вопросы статистики. – 2009. - № 5. - С.

3. Кевеш А.Л. Российская государственная статистика в условиях развитого современного общества // Вопросы статистики. – 2012. - № 3. – С. 4 - 8

4. Костаков В.Г. Шаги прогресса современной статистики России // Вопросы статистики. – 2009. - № 4. – С. 3 – 7

5. Кузнецова Е.В., Масляненко А.П., Пашинцева Н.И. Использование современных коммуникационных каналов для повышения статистической грамотности общества // Вопросы статистики. – 2012. - № 7. – С. 6 - 9

6. Лайкам К.Э. Основные итоги и направления развития государственной статистики // Вопросы статистики. – 2009. - № 3. – С. 3 – 13

6. Лайкам К.Э., Голованов Ю.К. Внедрение современных информационных технологий распространения статистических данных // Вопросы статистики. – 2009. - № 11. – С. 47 – 7. Олейник О.С., Тарасова А.А. Об опыте работы по обеспечению качества статистической информации // Вопросы статистики. – 2009. - № 11. – С. 67 – 72

8. Пашинцева Н.И., Шашнов С.А. Об оценке удовлетворенности пользователей статистической информацией и деятельностью органов государственной статистики // Вопросы статистики. – 2009. - № 7. – С. 78

9. Пашинцева Н.И. Практические рекомендации по применению основополагающих принципов официальной статистики // Вопросы статистики. – 2010. - № 11. – С. 3 - 11

10.Соколов Я.В., Еременко Т.В. Первая научная парадигма статистики // Вопросы статистики. – 2011. - № 1. – С.71 - 74

11. Закон от 29 ноября 2007 года № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики Российской Федерации»

12..Шустова Е.А., Савочкина Е.А., Пашинцева Н.И. Основные принципы распространения Росстатом оперативных данных // Вопросы статистики. – 2010. - № 12. – С.5 – 12

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2. СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ КАК СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ (2 ЧАСА)

1. Наблюдение как первая стадия статистического исследования: общая характеристика, программа и методология.

2. Основные формы и виды наблюдения.

3. Основные проблемы организации наблюдения.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Дайте определение статистического наблюдения.

2. Кем может проводиться статистическое наблюдение?

3. Что является целью наблюдения?

4. Что такое «объект наблюдения» и как он определяется?

5. Что представляет собой единица наблюдения

6. В каких формах осуществляется наблюдение?

7. Перечислите основные виды ошибок, возникающих при наблюдении, и поясните, какие приемы используются, чтобы избежать их появления.

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Учебники из списка основной литературы
  2. Елисеева И.И. Уроки российских переписей населения // Вопросы статистики. – 2009. - № 4. – С. 8 – 10
  3. Основные итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года (по материалам Росстата) // Вопросы статистики. – 2009. - № 1. – С. 17 – 30
  4. Об итогах Всероссийской переписи населения 2010 г. // Вопросы статистики. – 2012. - № 2. – С. 3 – 9
  5. Суринов А.Е. Об итогах всероссийской переписи населения 2010 года в Северо-Кавказском федеральном округе // Вопросы статистики. – 2012. - № 6. – С. 6 – 9
  6. Клупт М.А., Никифоров О.Н. Альтернативные методы проведения переписей населения: применимы ли они в России? // Вопросы статистики. – 2010. - № 9
  7. Чудилин Г.И. Перепись населения как инструмент оценки устойчивости социально-экономических систем: региональный аспект // Вопросы статистики. -2010. - № 10

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

 

Задание 1.

Для изучения состава студентов, поступающих на подготовительное отделение какого-то вуза, сформулируйте вопросы программы наблюдения и составьте проект первичного статистического бланка в виде карточки, в которой фиксировались бы основные социально-демографические характеристики поступающих.

 

Аудиторный тестовый контроль основных понятий темы. Примеры вопросов теста:

1. Объект статистического наблюдения – это:

А) единица наблюдения;

Б) статистическая совокупность;

В) единица статистической совокупности;

Г) совокупность признаков изучаемого явления.

 

2. Срок статистического наблюдения – это время, в течение которого:

А) заполняются статистические формуляры;

Б) обучается кадровый состав для проведения наблюдения;

В) обрабатывается полученный в ходе наблюдения материал.

 

3.По охвату единиц совокупности статистическое наблюдение бывает:

А) периодическое;

Б) в виде отчетности

В) документальное;

Г) монографическое.

 

4. Ошибки регистрации возникают:

А) только при сплошном наблюдении

Б) только при несплошном наблюдении

В) как при сплошном, так и при несплошном наблюдении.

 

5. При изучении продолжительности срока службы кинескопов целесообразно наблюдение:

А) сплошное

Б) методом основного массива

В) монографическим методом

Г) выборочное

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задание 1.

Используя сборники Волгоградского областного комитета по статистике (выдает преподаватель), найдите примеры:

- простых группировок;

- сложных комбинированных группировок.

Поясните, в чем различие между ними. Определите возможность трансформации нескольких простых группировок в комбинированную.

 

Задание 2.

Используя данные о численности постоянного населения Волгоградской области за период с 1979 по 2010 годы, постройте линейный график и столбиковую диаграмму. Поясните достоинства каждого из видов графических построений.

 

Задание 3.

Отметьте в таблице, к каким группировочным признакам относятся признаки, перечисленные в таблице. Ваш ответ по строке обведите кружком.

 

Признак Атрибутивный Количественный
Форма собственности    
Пол человека    
Возраст человека    
Стаж работы    
Профессия    
Национальность    
Отрасль производства    
Объем продукции    
Наименование продукции    
Размер стипендии    
Балл успеваемости    

 

Задание 4.

Разработайте макеты таблиц для статистической характеристики населения Российской Федерации:

1) по полу и возрасту

2) по брачному состоянию

3) по образованию

4) по источникам доходов

Задача 1.

Имеются следующие данные об успеваемости 30 студентов: 5, 4, 4, 5, 3, 3, 4, 4, 4, 5, 5, 2, 5, 4, 4, 2, 3, 3, 4, 4, 4, 5, 4, 5, 4, 4, 3, 4, 5, 5. Постройте дискретный ряд распределения студентов по баллам, полученным в сессию. Постройте ряд распределения студентов по уровню успеваемости, выделив в нем две группы студентов: не успевающие и успевающие. Изобразите ряды графически.

 

Задача 2.

Пользуясь формулой Стерджесса, определите интервал группировки сотрудников фирмы по уровню доходов, если общая численность сотрудников составляет 100 человек, а минимальный и максимальный доход соответственно равен 5 000 и 10 000 рублей.

 

Задача 3.

Располагая данными об урожайности (ц / га) по группе колхозов области за отчетный год:

 

28 25 45 38 25 30

40 30 40 40 30 45

38 45 25 45 38 40

25 28 38 25 40 30

30 40 30 30 28 38

Построить:

5) дискретный ряд и полигон распределения

6) интервальный ряд распределения, образовав пять групп с равными интервалами.

7) Построить гистограмму распределения.

 

По теме проводится аудиторная контрольная работа. Студент письменно отвечает на один теоретический вопрос и решает одну задачу.

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ 4. АБСОЛЮТНЫЕ И ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ В СТАТИСТИКЕ (2 ЧАСА).

1. Абсолютные величины: виды, единицы измерения, возможности использования.

2. Относительные величины: понятие, виды и формулы для расчета.

3. Решение задач

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Что такое абсолютные статистические величины и каково их значение? Приведите примеры абсолютных величин.
  2. В каких единицах измерения выражаются абсолютные статистические величины? Приведите примеры.
  3. Всегда ли для анализа изучаемого явления достаточно одних абсолютных показателей?
  4. Что называется относительными величинами?
  5. Каковы основные условия правильного расчета относительной величины?
  6. В какой форме могут быть выражены относительные величины? От чего она зависит?
  7. Какие виды относительных величин Вы знаете? Приведите примеры.

 

ЛИТЕРАТУРА:

Учебники по курсу «Общая теория статистики» из общего списка литературы

 

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ 5. СРЕДНИЕ ВЕЛИЧИНЫ В СТАТИСТИКЕ, ИХ ВИДЫ И РАСЧЕТ. СТРУКТУРНЫЕ СРЕДНИЕ. ПОКАЗАТЕЛИ ВАРИАЦИИ (2 ЧАСА).

 

  1. Виды средних и их расчет.
  2. Структурные средние – мода и медиана, их расчет и графическое изображение.
  3. Порядковые статистики и их расчет (децили, квартили, квинтили)
  4. Показатели дифференциации и концентрации, их расчет.
  5. Понятие вариации признака совокупности, значение исследования вариации в статистике.
  6. Показатели вариации и их расчет:
  7. Решение задач по теме

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Дайте определение средней величины.

2. Какова роль средних в регулировании действия случайных причин и определении среднего уровня явления?

3. Какие виды средних величин применяются в статистике? Какие средние величины используются чаще всего?

4. Как исчисляются средняя арифметическая простая и взвешенная и в каких случаях они применяются?

5. Для чего служит средняя гармоническая? Чем она отличается от средней арифметической?

6. Как исчисляются средняя гармоническая простая и взвешенная и в каких случаях они применяются?

7. Как исчисляется средняя геометрическая? Где она применяется?

8. Какие показатели относятся к структурным средним и как они рассчитываются?

9. Как графически можно определить моду и медиану? Поясните ответ.

10. Поясните принцип расчета порядковых статистик – децилей, квинтилей и квартилей. Поясните, в каких случаях эти показатели применяются и что характеризуют.

11. Поясните, что означает децильный коэффициент дифференциации и что он характеризует?

12. Поясните, как рассчитывается коэффициент Джини, что он характеризует

13. Поясните, как строится кривая Лоренца, что она характеризует.

14. Что представляет собой вариация признака, от чего зависят ее размеры?

15. Что такое размах вариации, по какой формуле он исчисляется, в чем его недостаток как показателя вариации?

16. Какой показатель вариации называется дисперсией? По каким формулам она рассчитывается?

17. Почему дисперсия и среднее квадратическое отклонение не всегда являются достаточными для характеристики вариации признака в изучаемых совокупностях?

18. На какие две большие группы делятся причины, факторы, вызывающие вариацию признака?

19. Что собой представляет коэффициент вариации как показатель? Каковы формула для его вычисления и значение для экономического анализа?

20. Что называется эмпирическим коэффициентом детерминации? Каков его смысл?

21. Что называется эмпирическим корреляционным отношением? В чем его смысл?

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

 

Задача 1.

Имеются следующие данные:

 

Задача 2.

По данным таблицы определите удельный вес женщин по трем фабрикам

 

Задача 3.

 

По данным таблицы рассчитать средний возраст студентов заочного факультета вуза

 

Возраст студентов вечернего факультета

Возраст в годах Число студентов
До 20  
20 – 24  
25- 29  
30 – 34  
Старше 35  
Итого  

 

Задача 4.

 

Распределение населения РФ по размеру среднемесячного душевого денежного дохода в апреле 1993 года характеризовалось данными, приведенными в таблице:

 

Среднемесячный душевой доход, тыс. руб Численность населения, млн. чел.
До 5 6,6
5 – 10 39,8
10 – 15 45,6
15 – 20 33,4
20 – 25 21,6
Свыше 25 1,7
ИТОГО: 148,7
  1. Определите среднемесячный душевой доход в апреле 1999 года на основе средней арифметической, моды и медианы
  2. Рассчитайте коэффициент Джини и постройте кривую Лоренца
  3. Сделайте выводы по задаче.

 

 

Задача 5.

 

По данным таблицы рассчитать все доступные показатели вариации:

 

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ 6. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА РЯДОВ ДИНАМИКИ (2 ЧАСА).

1. Ряды динамики и привила их построения.

2. Решение задач на расчет показателей анализа рядов динамики.

3. Графические построения при анализе рядов динамики.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Для чего нужно изучать динамику явлений?

2. Дайте определение ряда динамики. Из каких элементов он состоит и каков их смысл?

3. Какие существуют виды рядов динамики?

4. Какие динамические ряды называются моментными и почему их уровни нельзя суммировать?

5. Какие ряды статистических величин называются интервальными? Почему их уровни можно суммировать? Приведите примеры.

6. Назовите важнейшее условие правильного построения динамического ряда.

7. Как исчисляются средние для моментного и интервального рядов? Приведите формулы.

8. Какая существует взаимосвязь между последовательными цепными коэффициентами роста и базисным коэффициентом роста за соответствующий период? Каково практическое применение этой взаимосвязи?

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задача 1 ( Расчет средней в моментных рядах динамики).

 

По следующим данным вычислите среднемесячные остатки материалов за полугодие:

 

Дата 1.01 1.02 1.03 1.04 1.05 1.06 1.07
Остатки материалов на начало месяца, тыс. руб 464,8 446,0 428,0 436,0 423,8 421,4 410,2

 

Задача 2.

 

По приведенным в таблице данным рассчитайте все возможные показатели динамики. Изобразите динамику изменения численности населения графически.

 

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ 7. ИНДЕКСНЫЙ АНАЛИЗ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СТАТИСТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ (2 ЧАСА).

1. Понятие индекса, его содержание и значение в экономике.

2. Общие индексы количественных показателей (решение задач).

3. Индексы цен, их расчет и использование в экономике и статистике.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И КОНТРОЛЯ:

1. Что называется индексом в статистике?

2. Какие задачи решают с помощью индексов?

3. Что характеризуют индивидуальные индексы? Приведите примеры.

4. Для чего необходимо деление на индексы объемных (количественных) и качественных показателей и какая система взвешивания принята в теории индексов?

5. Как исчисляется агрегатный индекс физического объема продукции (товарооборота) и что он характеризует? Напишите формулу.

6. Как исчисляются агрегатные индексы цен (Пааше и Ласпейреса), чем они отличаются и что они показывают? Напишите их формулы.

7. В чем выражается взаимосвязь индексов цен, физического объема продукции и товарооборота, как практически она используется?

8. Как определить долю влияния различных факторов на изменение результативного показателя?

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задача 1.

 

В фермерском хозяйстве «Рассвет» урожайность в отчетном периоде увеличилась на 10 %, а посевные площади – на 5%. Найти индекс урожайности по хозяйству.

 

Задача 2.

 

По колхозному рынку имеются следующие данные:

 

Задача 1.

 

Среди выборочно обследованных 1000 семей региона по уровню душевого дохода (выборка 2%-ная, механическая) малообеспеченных оказалось 300 семей. Требуется с вероятностью 0,997 определить долю малообеспеченных семей во всем регионе.

Задача 2.

Для определения среднего возраста 1200 студентов факультета необходимо провести выборочное обследование методом случайного бесповторного отбора. Предварительно установлено, что среднее квадратическое отклонение возраста студентов равно 10 годам.

Сколько студентов нужно обследовать, чтобы с вероятностью 0,954 средняя ошибка выборки не превышала 3 года?

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

График самостоятельной работы по курсу «Статистика»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.102.178 (0.232 с.)