Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типы данных: общий, числовой, денежный, финансовый, время, дата, процентный, дробный, экспоненциональный, текстовый, дополнительный.
(см. ТИМОИ – экзамен – 18 вопрос) 2. Если какая-либо задача часто выполняется в Microsoft Word, ее выполнение можно автоматизировать с помощью макроса. Макрос — это набор команд и инструкций, выполняемых как одна команда. Макросы часто используются для следующих целей. · Для ускорения часто выполняемых операций редактирования или форматирования · Для объединения нескольких команд, например, для вставки таблицы с указанными размерами и границами и определенным числом строк и столбцов · Для упрощения доступа к параметрам в диалоговых окнах · Для автоматизации обработки сложных последовательных действий в задачах Для создания макроса в Microsoft Word существует два метода: использование средства для записи макросов и прямое программирование в редакторе Visual Basic. Для быстрого запуска макроса можно назначить ему кнопку панели инструментов, команду меню или сочетание клавиш. Если новому макросу задать имя встроенной команды Microsoft Word, то старый макрос будет заменен новым. Например, если записать новый макрос и задать для него имя FileClose, этот макрос будет связан с командой Закрыть. После этого при выборе команды Закрыть Microsoft Word будет выполнять действия, заданные в новом макросе Средства макропрограммирования Интегрированная система обработки электронных таблиц SC4 предоставляет пользователю средства макропрограммирования. Макропрограммы хранятся, как правило, вместе с электронными таблицами и используются для автоматизации их обработки. Макропрограмма состоит из макросов. Макрос - самостоятельная структурная единица макропрограммы. Он:бычно имеет имя и отделяется от остальных макросов пустыми клетками. Макрос состоит из макрокоманд. С помощью макрокоманд можно записать любые действия пользователя, выполняемые в ручном режиме. Работа с макросами включает в себя • создание; • наименование; • запись на диск; • отладку и исполнение. Создавать макросы лучше всего непосредственно в ЭТ в обычном режиме ввода данных ENTRY. Рекомендуется столбец А отводить для записи имен макросов, столбец В - для записи макрокоманд, а столбец С - для комментария, поясняющего действия макрокоманд. Макрокоманды записывают в клетки как текст. Прописные и заглавные буквы не различают. Например,
/Ьа1:а5~и/ВА1:А5~ одна и та же команда. (Также как \а и \А - одно и то же имя или метка макроса). Значок ~ означает нажатие клавиши ввода. При вводе слэш-команд начинаем с символа ", причем вводим не полное название пункта меню, а выделенную букву. Например, команда ввода /Blank,al:a2 запишется в виде макрокоманды так: "/bal:a2~. Билет 17 Задание 1. Создайте мультимедийную презентацию по теме школьного курса математики (технологии). Вопросы: 1. Каковы этапы разработки данного мультимедийного проекта. 2. Перечислите требования, предъявляемые к мультимедийным продуктам. 3. Как вы построите процесс обучения с использованием данной презентации. Задание 2. Создать базу данных, предназначенную для автоматизированного заполнения «Личной карточки студента». Кроме основной таблицы Т_студенты, содержащей сведения о студентах, предусмотреть создание таблиц Т_города и Т_специальности, связанные с таблицей Т_студенты связью типа один ко многим. Создать Списки подстановки в таблице Т_Студенты. Создать формы для ввода данных, запросы по специальностям, группам, месту рождения. Сформировать отчеты, используя Мастер отчетов, в которых сгруппировать данные по специальностям, фамилиям студентов. Вопросы: 1. Перечислите способы организации базы данных. 2. Перечислите основные объекты система управления базами данных MS Access и опишите их назначение. 3. Данные каких типов могут хранится в полях базы данных.
(см. ТИМОИ – экзамен – 19 вопрос)
1. База данных - это реализованная с помощью компьютера информационная структура (модель), отражающая состояние объектов и их отношения. База данных – организованная совокупность данных, предназначенная для длительного хранения во внешней памяти ЭВМ и постоянного применения (документальные и фактографические) Следует учесть, что это определение не является единственно возможным. Информатика в отношении определений чаще всего не похожа на математику с ее полной однозначностью. Если подойти к понятию «база данных» с чисто пользовательской точки зрения, то возникает другое определение: база данных - совокупность хранимых операционных данных некоторого предприятия. Все дело в том, какой аспект доминирует в рассмотрении; в данной главе первое из определений более уместно.
Поскольку основу любой базы данных составляет информационная структура, базы данных делят на три рассмотренные выше типа: табличные (реляционные), сетевые, иерархические. Опыт использования баз данных позволяет выделить общий набор их рабочих характеристик: • полнота - чем полнее база данных, тем вероятнее, что она содержит нужную информацию (однако не должно быть избыточной информации); • правильная организация - чем лучше структурирована база данных, тем легче в ней найти необходимые сведения; • актуальность - любая база данных может быть точной и полной, если она постоянно обновляется, т.е. необходимо, чтобы база данных в каждый момент времени полностью соответствовала состоянию отображаемого ею объекта; • удобство для использования - база данных должна быть проста и удобна в использовании и иметь развитые методы доступа к любой части информации. Соответственно возможностям организации реляционных, иерархических и сетевых информационных структур, существуют и аналогичные виды баз данных. В них данные представлены в формах, адекватных соответствующим структурам. Однако иерархические и сетевые базы данных являются гораздо менее распространенными, чем реляционные и не могут быть реализованы с помощью наиболее популярных СУБД, входящих в состав программного обеспечения ЭВМ, поэтому на них далее останавливаться не будем. Реляционные базы данных Наиболее распространенными в практике являются реляционные базы данных. Название «реляционная» (в переводе с английского relation - отношение) связано с тем, что каждая запись в таблице содержит информацию, относящуюся только к одному конкретному объекту. Реляционные базы данных удобны еще и тем, что для получения ответов на различные запросы существует разработанный математический аппарат, который называется исчислением отношений или реляционной алгеброй. Ответы на запросы получаются путем «разрезания» и «склеивания» таблиц по строкам и столбцам. При * этом ясно, что ответы также будут иметь форму таблиц. Надо отметить, что база данных - это, собственно, хранилище информации и не более того. Однако, работа с базами данных трудоемкая и утомительная. Для создания, ведения и осуществления возможности коллективного пользования базами данных используются программные средства, называемые системами управления базами данных (СУБД).
2. К основным объектам Access относятся таблицы, запросы, формы, отчеты, макросы и модули. Таблица - это объект, который определяется и используется для хранения данных. Каждая таблица включает информацию об объекте определенного типа. Как уже известно, таблица содержит поля (столбцы) и записи (строки). Работать с таблицей можно в двух основных режимах: в режиме конструктора и в режиме таблицы. В режиме конструктора задается структура таблицы, т.е. определяются типы, свойства полей, их число и названия (заголовки столбцов). Он используется, если нужно изменить структуру таблицы, а не хранящиеся в ней данные. В этом режиме каждая строка верхней панели окна соответствует одному из полей определяемой таблицы.
Режим таблицы используется для просмотра, добавления, изменения, простейшей сортировки или удаления данных. Чтобы перейти в режим таблицы, надо дважды щелкнуть мышью по имени нужной таблицы в окне базы данных (или, выделив в окне БД имя нужной таблицы, воспользоваться кнопкой открытого окна БД). Из режима конструктора перейти в режим таблицы можно, щелкнув по кнопке таблицы на панели инструментов. В режиме конструктора и в режиме таблицы перемещение между полями осуществляется с помощью клавиши TAB, а также вверх или вниз по записям с помощью клавиш, но в большинстве случаев пользоваться мышью гораздо удобнее. Вследствие того, что в таблицах, как правило, содержится большое количество записей, размещение всех их на экране невозможно. Поэтому для перемещения по таблице используют полосы прокрутки, расположенные в нижней и правой части окна. Левее нижней полосы прокрутки выводится номер текущей записи и общее число записей таблицы. Для перехода к записям с нужным номером необходимо активизировать поле Номера записи, щелкнув по нему, или нажать клавишу F5, после чего набрать на клавиатуре новый номер записи и затем нажать клавишу <Enter>. Запрос - это объект, который позволяет пользователю получить нужные данные из одной или нескольких таблиц. Можно создать запросы на выбор, обновление, удаление или на добавление данных. С помощью запросов можно создавать новые таблицы, используя данные уже существующих одной или нескольких таблиц. По сути дела, запрос - это вопрос, который пользователь задает Access о хранящейся в базе данных информации. Работать с запросами можно в двух основных режимах: в режиме конструктора и в режиме таблицы. Здесь надо вспомнить о том, что ответы на запросы получаются путем «разрезания» и «склеивания» таблиц по строкам и столбцам, и что ответы будут также иметь форму таблиц. В режиме конструктора формируется вопрос к базе данных. Форма - это объект, в основном, предназначенный для удобного ввода отображения данных. Надо отметить, что в отличие от таблиц, в формах не содержится информации баз данных (как это может показаться на первый взгляд). Форма - это всего лишь формат (бланк) показа данных на экране компьютера. Формы могут строиться только на основе таблиц или запросов. Построение форм на основе запросов позволяет представлять в них информацию из нескольких таблиц.
В форму могут быть внедрены рисунки, диаграммы, аудио (звук) и видео (изображение). Режимы работы с формой: • режим формы используется для просмотра и редактирования данных; предоставляет дружественную среду для работы с данными и удобный дизайн их представления на экране; • режим конструктора форм необходим, если необходимо изменить определение формы (структуру или шаблон формы, а не представленные в ней данные), надо открыть форму в режиме конструктора; • режим таблицы позволяет увидеть таблицу, включающую все поля формы; чтобы переключиться в этот режим при работе с формой, надо нажать кнопку таблицы на панели инструментов. Отчет - это объект, предназначенный для создания документа, который впоследствии может быть распечатан или включен в документ другого приложения. Отчеты, как и формы, могут создаваться на основе запросов и таблиц, но не позволяют вводить данные. Режимы работы с отчетом: Режим предварительного просмотра позволяет увидеть отчет таким, каким он будет воплощен при печати. Для того чтобы открыть отчет в режиме предварительного просмотра, надо • щелкнуть по вкладке Отчеты; • кнопкой выбрать необходимый отчет в окне базы данных; • щелкнуть по кнопке Просмотра. Режим конструктора предназначен для изменения шаблона (структуры отчета). Макрос - это объект, представляющий собой структурированное описание одного или нескольких действий, которые должен выполнить Access в ответ на определенное событие. Например, можно определить макрос, который в ответ на выбор некоторого элемента в основной форме открывает другую форму. С помощью другого макроса можно осуществлять проверку значения некоторого поля при изменении его содержания. В макрос можно включить дополнительные условия для выполнения или невыполнения тех или иных включенных в него действий. Возможно также из одного макроса запустить другой макрос или функцию модуля. Работа с формами и отчетами существенно облегчается за счет использования макрокоманд. В MS Access имеется свыше 40 макрокоманд, которые можно включать в макросы. Макрокоманды выполняют такие действия, как открытие таблиц и форм, выполнение запросов, запуск других макросов, выбор опций из меню, изменение размеров открытых окон и т.п. Макрокоманды позволяют нажатием одной (или нескольких одновременно) кнопки выполнять комплекс действий, который часто приходится выполнять в течение работы. С их помощью можно даже осуществлять запуск приложений, поддерживающих динамический обмен данных (DDE), например MS Excel, и производить обмен данными между вашей базой данных и этими приложениями. Один макрос может содержать несколько макрокоманд. Можно также задать условия выполнения отдельных макрокоманд или их набора. Модуль - объект, содержащий программы на MS Access Basic, которые позволяют разбить процесс на более мелкие действия и обнаружить те ошибки, которые невозможно было бы найти с использованием макросов.
Завершив работу с Access (или с ее приложением), надо корректно закончить сеанс. Простое выключение компьютера - плохой метод, который может привести к возникновению проблем. При работе WINDOWS приложения используют множество файлов, о существовании которых пользователь может даже не подозревать. После выключения машины эти файлы останутся открытыми, что в будущем может сказаться на надежности файловой системы жесткого диска. Безопасно выйти из Access можно несколькими способами: • двойным щелчком мыши на пиктограмме системного меню в строке заголовка главного окна Access; • из меню Access выбором пункта Файл Выход', • нажатием комбинации клавиш Alt + F4.
3. В реляционных базах данных используются четыре основных типа полей: числовой, символьный (текстовый), дата/время, логический, гиперссылка (ссылки на информационный ресурс в Интернете), счетчик (целые числа, которые задаются автоматически при вводе записи, эти числа не могут быть изменены пользователем),. Числовой тип имеют поля, значения которых могут быт! только числами. Например, в БД «Погода» три поля числового типа: ТЕМПЕРАТУРА, ДАВЛЕНИЕ, ВЛАЖНОСТЬ. Символьный тип имеют поля, в которых будут храниться символьные последовательности (слова, тексты, коды и т.п.). Примерами символьных полей являются поля АВТОР и НАЗВАНИЕ в БД «Домашняя библиотека»; поле ТЕЛЕФОН в БД «Школы». Тип «дата» имеют поля, содержащие календарные даты в форме «день/месяц/год» (в некоторых случаях используется американская форма: месяц/день/год). Тип «дата» имеет поле ДЕНЬ в БД «Погода». Логический тип соответствует полю, которое может принимать всего два значения: «да» — «нет» или «истина» — «ложь» или (по-английски) «true» — «false». Если двоичную матрицу представить в виде реляционной БД (табл. 6.4, 6.5), то ее полям, принимающим значения «О» или «1», удобно поставить в соответствие логический тип. При этом «1» заменится на значение «истина», «О» — на значение «ложь». Итак, значения полей — это некоторые величины определенных типов. От типа величины зависят те действия, которые можно с ней производить. Например, с числовыми величинами можно выполнять арифметические операции, а с символьными и логическими — нельзя. Билет 18 Задание 1. Оцените качество предлагаемого Вам программного средства учебного назначения. Вопросы: 1. Каковы эргономические требования к созданию и использованию программных средств учебного назначения. 2. Каковы психолого-педагогические требования к созданию и использованию программных средств учебного назначения. 3. Что требуется от учителя, решившего использовать программные средства учебного назначения в своей практике. Задание 2.
Вопросы: 1. На чем основан принцип восстановления удаленных файлов и каталогов? 2. Для чего предназначены программы-архиваторы и за счет чего происходит сжатие файлов при архивации? 3. Назовите основные меры по защите от компьютерных вирусов?
2. Архивирование – это упаковка (сжатие) файла или группы файлов с целью уменьшить место, занимаемое ими на диске. Архиватором (упаковщиком) называется программа, позволяющая за счет применения специальных методов сжатия информации создавать копии файлов меньшего размера. Архивирование используют при хранении запасных (резервных) копий на дискетах или жестких дисках. Для упаковки файлов используются служебные программы–архиваторы, каждая из которых вместо одного или нескольких файлов создает один архивный файл. Основными характеристиками программы–архиватора являются:
Резервное копирование – создание архивированных копий файла или группы файлов. Если вам нужно передать много файлов по электронной почте, то для экономии времени и трафика их следует заархивировать. А так же при создании резервных копий на CD или DVD исходные данные необходимо сжать, чтобы на диске их уместилось как можно больше. Сжатием информации в памяти компьютера называют такое ее преобразование, которое ведет к сокращению объема занимаемой памяти при сохранении закодированного содержания. Существуют разные способы сжатия для разных типов данных. Только для сжатия графической информации используется около десятка различных методов. Здесь мы рассмотрим один из способов сжатия текстовой информации. В восьмиразрядной таблице символьной кодировки (например, ASCII) каждый символ кодируется восемью битами и, следовательно, занимает в памяти 1 байт. В разд. 1.3 нашего учебника рассказывалось о том, что частота встречаемости разных букв (знаков) в тексте — разная. Там же было показано, что информационный вес символов тем больше, чем меньше его частота встречаемости. С этим обстоятельством и связана идея сжатия текста в компьютерной памяти: отказаться от кодирования всех символов кодами одинаковой длины. Символы с меньшим информационным весом, то есть часто встречающиеся, кодировать более коротким кодом по сравнению с реже встречающимися символами. При таком подходе можно существенно сократить объем общего кода текста и соответственно места, занимаемого им в памяти компьютера. Такой подход известен давно. Он используется в широко известной азбуке Морзе, несколько кодов которой приведены в табл. 3.1, где «точка» кодируется нулем, а «тире» — единицей. Таблица 3.1 Как видно из этого примера и табл. 1.3, чаще встречающиеся буквы имеют более короткий код. В отличие от кодов равной длины, которые используются в стандарте ASCII, в этом случае возникает проблема разделения между кодами отдельных букв. В азбуке Морзе эта проблема решается с помощью «паузы» (пробела), которая, по сути, является третьим символом алфавита Морзе, то есть алфавит Морзе не двух-, а трехсимвольный. А как быть с компьютерной кодировкой, где используется двоичный алфавит? Одним из простейших, но весьма эффективных способов построения кодов разной длины, не требующих специального разделителя, является алгоритм Д. Хаффмена (D. A. Huffman, 1952 г.). С помощью этого алгоритма строится двоичное дерево, которое позволяет однозначно декодировать двоичный код, состоящий из символьных кодов различной длины. Двоичным называется дерево, из каждой вершины которого выходят две ветви. На рис. 3.2 приведен пример такого дерева, построенного для алфавита английского языка с учетом частоты встречаемости его букв. Полученные таким образом коды можно свести в таблицу -Таблица 3.2 С помощью табл. 3.2 легко кодировать текст. Так, например, строка из 29 знаков WENEEDMORESNOWFORBETTERSKIING преобразуется в код: ОНО 1100 1110 011101 01001 1110 1011 011100 100 001 001 100 1011 ОНО 110100011 1010 1010 1100 00001, который при размещении его в памяти побайтно, примет вид: 01110110 01100100 10011011 00011111 01011100 01101100 11100111 01010011 11010110 11100100 00100110 01011011 01101000 11101010 10110000001. Таким образом, текст, занимающий в кодировке ASCII 29 байтов, в кодировке Хаффмена займет только 16 байтов. Обратная же задача, переход от кодов Хаффмена к буквам английского алфавита, осуществляется с помощью двоичного дерева (рис. 3.2). При этом перекодировка происходит путем сканирования текста слева направо с первого разряда, продвигаясь по соответствующим (имеющим тот же двоичный код) ветвям дерева до тех пор, пока не попадем в концевую вершину с буквой. После выделения в коде буквы процесс раскодирования следующей буквы начинаем снова с вершины двоичного дерева. Нетрудно догадаться, что дерево на рис. 3.2 представляет сокращенный вариант кода Хаффмена. В полном объеме в нем должны быть учтены все возможные символы, встречающиеся в тексте: пробелы, знаки препинания, скобки и др.
3. Наиболее эффективны в борьбе с компьютерными вирусами антивирусные программы. Антивирусные программы могут использовать различные принципы для поиска и лечения зараженных файлов. Полифаги. Самыми популярными и эффективными антивирусными программами являются антивирусные программы полифаги (например, Kaspersky Anti-Virus, Dr.Web). Принцип работы полифагов основан на проверке файлов, загрузочных секторов дисков и оперативной памяти и поиске в них известных и новых (неизвестных полифагу) вирусов. Для поиска известных вирусов используются так называемые маски. Маской вируса является некоторая постоянная последовательность программного кода, специфичная для этого конкретного вируса. Если антивирусная программа обнаруживает такую последовательность в каком-либо файле, то файл считается зараженным вирусом и подлежит лечению. Для поиска новых вирусов используются алгоритмы «эвристического сканирования», то есть анализ последовательности команд в проверяемом объекте. Если «подозрительная» последовательность команд обнаруживается, то полифаг выдает сообщение о возможном заражении объекта. Полифаги могут обеспечивать проверку файлов в процессе их загрузки в оперативную память. Такие программы называются антивирусными мониторами. К достоинствам полифагов относится их универсальность. К недостаткам можно отнести большие размеры используемых ими антивирусных баз данных, которые должны содержать информацию о максимально возможном количестве вирусов, что, в свою очередь, приводит к относительно небольшой скорости поиска вирусов. Ревизоры. Принцип работы ревизоров (например, ADinf) основан на подсчете контрольных сумм для присутствующих на диске файлов. Эти контрольные суммы затем сохраняются в базе данных антивируса, как и некоторая другая информация: длины файлов, даты их последней модификации и пр. При последующем запуске ревизоры сверяют данные, содержащиеся в базе данных, с реально подсчитанными значениями. Если информация о файле, записанная в базе данных, не совпадает с реальными значениями, то ревизоры сигнализируют о том, что файл был изменен или заражен вирусом. Недостаток ревизоров состоит в том, что они не могут обнаружить вирус в новых файлах (на дискетах, при распаковке файлов из архива, в электронной почте), поскольку в их базах данных отсутствует информация об этих файлах. Блокировщики. Антивирусные блокировщики — это программы, перехватывающие «вирусоопасные» ситуации и сообщающие об этом пользователю. К таким ситуациям относится, например, запись в загрузочный сектор диска. Эта запись происходит при установке на компьютер новой операционной системы или при заражении загрузочным вирусом. Наибольшее распространение получили антивирусные блокировщики в BIOS компьютера. С помощью программы BIOS Setup можно провести настройку BIOS таким образом, что будет запрещена (заблокирована) любая запись в загрузочный сектор диска и компьютер будет защищен от заражения загрузочными вирусами. К достоинствам блокировщиков относится их способность обнаруживать и останавливать вирус на самой ранней стадии его размножения. Билет 19 Задание 1. Дана последовательность целых положительных чисел. Найти произведение только тех чисел, которые больше заданного числа М. Если таких нет, то выдать сообщение об этом. Вопросы: 1. Спланируйте урок, содержащий данную задачу. При этом продемонстрируйте следующие умения: - организовать деятельность учащихся и управлять ею в процессе решения задачи; - подбирать средства для решения учебной задачи; - формулировать организационные и управляющие вопросы по решению задачи; - предусмотреть адекватные ответам учащихся возможные приемы реакции учителя на этот ответ. Задание 2. Создайте файловую структуру, используя три файловых менеджера. Вопросы: 1. Что такое файл и каковы его характеристики? 2. Что входит в понятие файловой структуры диска? 3. Роль файловой системы? 1. Файл – это определенное количество информации (программа или данные), имеющие имя и хранящиеся в долговременной (внешней) памяти. В каждом файле хранят какую-то однотипную информацию, например статью или документ, числовой массив, текст программы. Эта информация становится активной, то есть может быть обработана только после того, как соответствующий файл будет загружен в оперативную память. Чтобы найти нужный файл, пользователю должно быть известно: а) какое имя у файла; б) где хранится файл. Имя файла Практически во всех операционных системах имя файла составляется из двух частей, разделенных точкой. Например: myprog.pas Слева от точки находится собственно имя файла (тур-rog). Точка и следующая за ней часть имени называется расширением или типом файла (.pas). Обычно в именах файлов употребляются латинские буквы и цифры. В большинстве ОС длина основной части имени не превышает 8 символов, а расширения — 3 символов. Кроме того, имя файла может и не иметь расширения. В операционной системе Windows в именах файлов допускается использование русских букв; максимальная длина имени — 255 символов. Расширение (тип) указывает, какого рода информация хранится в данном файле. Например, расширение.txt обычно обозначает текстовый файл (содержит текст); расширение.рсх — графический файл (содержит рисунок),.zip или.гаг — архивный файл (содержит архив — сжатую информацию),.pas — программа на языке Паскаль. Файлы, содержащие исполняемые компьютерные программы, имеют расширения.ехе или.com. Например программа популярной игры «Тетрис» хранится в файле tet-ris.exe. Инициализация программы происходит путем записи ее в оперативную память и перехода работы процессора к ее исполнению. Полное имя файла состоит из имени диска, пути к файлу на диске и имени файла. 2. Файловые структуры Далее мы будем рассматривать лишь файлы, хранящиеся на дисках (магнитных, оптических). На одном компьютере может быть несколько дисководов — устройств работы с дисками. Каждому дисководу присваивается однобуквенное имя: А, В, С. Часто на персональных компьютерах диск большой емкости, встроенный в системный блок (его называют жестким диском), делят на разделы. Каждый из таких разделов называется логическим диском, и ему присваивается имя: С, D, Е и так далее. Имена А и В обычно относятся к сменным дискам малого объема — гибким дискам (дискетам). Их тоже можно рассматривать как имена логических дисков, каждый из которых полностью занимает реальный (физический) диск. Следовательно, А, В, С, D — все это имена логических дисков. Первой «координатой», определяющей место расположения файла, является имя логического диска, содержащего файл. Вся совокупность файлов на диске и взаимосвязей между ними называется файловой структурой. Различные ОС могут поддерживать разные организации файловых структур. Существуют две разновидности файловых структур: простая, или одноуровневая, и иерархическая — многоуровневая. Одноуровневая файловая структура — это простая последовательность файлов. Для отыскания файла на диске достаточно указать лишь имя файла. Например, если файл tetris.exe находится на диске в дисководе «А», то его «полный адрес» выглядит так: A: tetris.exe. Операционные системы с одноуровневой файловой структурой используются на простейших учебных компьютерах, оснащенных только гибкими дисками. Многоуровневая файловая структура — древовидный (иерархический) способ организации файлов на диске. Для облегчения понимания этого вопроса воспользуемся аналогией с традиционным «бумажным» способом хранения информации. В такой аналогии файл представляется как некоторый озаглавленный документ (текст, рисунок) на бумажных листах. Следующий по величине элемент файловой структуры называется каталогом. Продолжая «бумажную» аналогию, каталог будем представлять как папку, в которую можно вложить множество документов, то есть файлов. Каталог также получает собственное имя (представьте, что оно написано на обложке папки). Каталог сам может входить в состав другого, внешнего по отношению к нему каталога. Это аналогично тому, как папка вкладывается в другую папку большего размера. Таким образом, каждый каталог может содержать внутри себя множество файлов и вложенных каталогов (их называют подкаталогами). Каталог самого верхнего уровня, который не вложен ни в какие другие, называется корневым каталогом. Каталог иногда называют директорией (от английского слова «directory» — справочник, указатель). А теперь полную картину файловой структуры представьте себе так: вся внешняя память компьютера — это шкаф с множеством выдвижных ящиков. Каждый ящик — аналог диска; в ящике — большая папка (корневой каталог); в этой папке множество папок и документов (подкаталогов и файлов). Самые глубоко вложенные папки хранят в себе только документы (файлы) или могут быть пустыми. Графическое изображение иерархической файловой структуры называется деревом. Второй координатой, определяющей место положения файла, является путь к файлу на диске. Путь к файлу — то последовательность, состоящая из имен каталогов, начиная от корневого и заканчивая тем, в котором непосредственно хранится файл. Вот всем знакомая сказочная аналогия понятию «путь к файлу»: «На дубе висит сундук, в сундуке — заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо, в яйце — игла, на конце которой смерть Кощеева». Последовательно записанные имя логического диска, путь к файлу и имя файла составляют полное имя файла. Если представленная на рис. 2.5 файловая структура хранится на диске С, то полные имена некоторых входящих в нее файлов в символике операционных систем MS-DOS и Windows выглядят так: C:\fin.com C:\IVANOV\PROGS\progl.pas C:\PETROV\DATA\task.dat Еще раз повторим, что на диске корневой каталог представлен в виде своеобразного оглавления этого диска. В ОС с многоуровневой файловой структурой корневой каталог содержит имена входящих в него файлов и каталогов. В свою очередь, каждый каталог содержит аналогичную информацию о своем составе. Используя файловую систему ОС, пользователь может последовательно просматривать на экране содержимое каталогов, продвигаясь по дереву файловой структуры вниз или вверх. Найдя запись о нужном файле, применяя команды ОС, пользователь может выполнить с ним различные действия: инициализировать программу, содержащуюся в файле; удалить, переименовать, скопировать файл. При просмотре каталога, кроме имени файла, пользователь может узнать его размер, дату и время создания. Например: primer.txt 32456 3-11-95 10.35. Файл с именем primer.txt имеет объем 32456 байт, создан 11 марта 1995 года в 10 часов 35 минут.
3.Файловая система – это функциональная часть ОС, обеспечивающая выполнение операций с файлами. Задание 1. Преобразовать приведенную ниже информацию к табличному виду, определив имя таблицы, название каждого поля и первичный ключ: +18, Москва, северный, Пермь, дождь, дождь, южный, +20, +15, Санкт-Петербург, южный, без осадков, без осадков, Екатеринбург,+17, восточный. Вопросы: 1. При изучении какой темы школьного курса информатики встречаются задачи подобные данной? 2. Сформулируйте основные понятия, которые должны быть сформированы у учащихся при изучении этой темы. 3. Предложите форму организации учебного процесса для успешного решения задачи. Какие умения учащихся можно проверить в процессе решения задачи? Задание 2. Используя графический редактор CorelDraw, создайте рекламное объявление образовательного учреждения. При создании иллюстрации можно использовать готовые символы из библиотеки символов CorelDraw. Объявление должно быть контрастным, поэтому используйте только один цвет — черный. При создании текста объявления используйте различные типы шрифтов, при необходимости отформатируйте и отредактируйте текст, а также примените такие дополнительные эффекты, как перспектива, тень или выдавливание. Вопросы: 1. Перечислите и охарактеризуйте основные цветовые модели: RGB, CMYK, HSB. 2. Назовите основные компьютерные графические форматы.
1. Аддитивная световая модель (RGB) – используется для описания цветов, которые получаются с помощью излучающих устройств. Базовые цвета: красный, зеленый, синий. При смешивании указанных цветов получаем другие цвета и оттенки. Все три цвета дают белый. Данная система имеет не полный цветовой обхват.Стр.115 Угринович CMY модель - желтый, пурпурный, голубой. Данная цветовая модель используется для описания цвета для получения изображения, который реализуют принцип поглощения или вычитания цветов. При смешивании получаем черный.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 810; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.50.83 (0.111 с.) |