ТОП 10:

Возникновение и становление политических и правовых идей в средневековой Руси.



Лекция 6-7

Тема. Формирование и развитие русской политико-правовой мысли XI – XVII вв.

 

1) Политико-правовые идеи Древней Руси.

· Общая характеристика политико-правовой мысли Древнерусского государства. Первый русский политический трактат митрополита Илариона "Слово о законе и благодати". Соотношение Закона и Благодати (истины). О равноправии народов. Идеальный образ правителя: его права и обязанности.

· "Моление Даниила Заточника". Образ великого князя, его права и обязанности. Сила и Гроза в княжеской власти.

 

2) Политико-правовые учения России в XV-перв. полов.XVIIвв.

· Политическая полемика нестяжателей и иосифлян (стяжателей).

· Политическая концепция Филофея «Москва - Третий Рим».

· Политико-правовые идеи воззрения Федора Карпова.

· Политические и правовые взгляды Зиновья Отенского.

· Политическая программа И.С. Пересветова.

· Политические взгляды Ивана Грозного.

· Политические воззрения А.М. Курбского.

· Политические учения Ивана Тимофеева.

 

Главная задача гос-ва – помощь церкви в преследовании ее врагов – еретиков.

 

Учение Иосифа было значительным явлением в политич. мысли России XV-XVIвв. Он первым в истории русской полит. мысли показал, что священный характер верховной власти может быть утрачен, если власть реализуется с нарушением предъявляемых к ней требований.

 

Лекция 8

Лекция 6-7

Тема. Формирование и развитие русской политико-правовой мысли XI – XVII вв.

 

1) Политико-правовые идеи Древней Руси.

· Общая характеристика политико-правовой мысли Древнерусского государства. Первый русский политический трактат митрополита Илариона "Слово о законе и благодати". Соотношение Закона и Благодати (истины). О равноправии народов. Идеальный образ правителя: его права и обязанности.

· "Моление Даниила Заточника". Образ великого князя, его права и обязанности. Сила и Гроза в княжеской власти.

 

2) Политико-правовые учения России в XV-перв. полов.XVIIвв.

· Политическая полемика нестяжателей и иосифлян (стяжателей).

· Политическая концепция Филофея «Москва - Третий Рим».

· Политико-правовые идеи воззрения Федора Карпова.

· Политические и правовые взгляды Зиновья Отенского.

· Политическая программа И.С. Пересветова.

· Политические взгляды Ивана Грозного.

· Политические воззрения А.М. Курбского.

· Политические учения Ивана Тимофеева.

 

Возникновение и становление политических и правовых идей в средневековой Руси.

Генезис русской политической мысли связан с историей Древнерусского государства. Вечевые собрания, принятие христианства, составление первого правового сборника (Русская правда), установление сильной власти великого князя, феодальная раздробленность, татаро-монгольское иго, образование русского централизованного государства, абсолютизм – все это способствовало развитию политико-правового мышления.

 

До 15в. политико-правовая мысль находит отражение в летописях, исторических повестях, церковных проповедях, поэтических произведениях, «поучениях» князей.

 

С именем Великого киевского князя Ярослава Мудрого (1019-1054гг.), проводившего ряд серьезных мероприятий по укреплению суверенитета Русского государства, связана первая запись древнерусского права (Русская правда). Понятие «правда» обозначало волю верховной власти, право «карать и миловать», высшую справедливость (под законом понимается реализация божественной воли).

Ярослав ввел церковный Устав, который наряду с византийскими каноническими положениями содержал отечественные нормы. Он собрал вокруг себя переводчиков и писателей, которые знакомили русских людей с текстами Аристотеля, Платона, Демокрита и др. древнегреческих мыслителей.

 

Первый политический трактат «Слово о законе и благодати» написан киевским митрополитом Иларионом(середина XI в.), первого киевского митрополита русского происхождения, избрание которого поддержал Ярослав Мудрый в целях утверждения суверенитета государства, освобождения от опеки Византии в церковных делах. Вместе с Ярославом Мудрым участвовал в составлении Русской правды и церковного устава, определявшего политическое и правовое положение церкви.

 

«Слово о законе и благодати» состоит из 3-х частей:

 

1 часть – дает религиозно-правовую концепцию мира, определяет понятие «закон» как внешнее предписание, регулирующее насильственными мерами поведение человека в обществе, а «истину» - как выражение высокого нравственного состояния человека, не нуждающегося в силу своего совершенства в регулятивной деятельности закона, относительный и определяющий характер которого очевиден.

 

Закон определяет внешние проступки людей до того момента, пока люди не постигли истины. Закон – слуга истины – достигнутой благодати (Закон – свет луны, а истина – луч солнца).

Закон не делает людей свободными, ибо рабское исполнение внешних проявлений не есть свобода. Только познание истины предоставляет человеку свободу в выборе поведения.

Однако закон и истина не противопоставляются друг другу, - истина воспринимается человечеством благодаря закону.

2 часть – посвящена Русскому государству, сущностью которого провозглашается божественная воля. Глава государства – князь – является «наместником» небесного государства и занимает престол по наследству.

Государственная власть суверенна на территории всей русской земли и основана на законе.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.71.23 (0.007 с.)