ТОП 10:

Сопоставительный анализ различных типов телеинтервью в российской коммуникативной культуре



 

Организационно-структурный аспект

Вид диалога

Российские и деловые и политические телеинтервью являются информативными диалогами с включением личностных элементов в значительном объеме. В деловом интервью личностный элемент представлен в меньшей степени, чем в политическом. Творческое интервью содержит самый большой объем личностной информации. Творческое интервью является наименее информативным с точки зрения его общественно-политической значимости.

 

2. Тип интервью

Ни одно из проанализированных в данной работе телеинтервью не может быть представлено как интервью-факт в чистом виде, хотя в каждом из типов интервью озвучивается та или иная фактическая информация. Наибольшее количество фактической информации содержит политическое интервью.

Деловое интервью проводится с целью узнать мнение эксперта относительно ситуации в сфере экономики и бизнеса. Мнение наиболее широко представлено в деловом интервью. На втором месте по этому параметру располагается политическое интервью.

Интервью – портрет – самая характерная форма творческих интервью. Но определенная доля портретных характеристик приглашенного в студию обязательна в деловом и политическом интервью. Сведения о статусе интервьюируемого, личностная информация являются своего рода индикатором («лакмусовой бумагой»), сопровождающим общественно значимую информацию.

 

3. Тематическое развертывание

Тематическое развертывание позволяет определить степень монотематичности / политематичности теледиалога.

Российский теледиалог практически всегда политематичен. Тема интервью обычно не оговаривается ни в одном из типов интервью. Все проанализированные в данной работе интервью длятся около 40 минут. Журналисты «разрабатывают» в интервью несколько тем и подтем (6 - 8).

Для российского телеинтервью характерна тематическая свобода.

Изменение темы в ходе беседы не всегда целенаправленно обозначено. Интервью протекает в форме естественной беседы, смена тем происходит в соответствии с «принципом ассоциативного присоединения» (вводится при помощи слов: кстати, между прочим). Ведение диалога сразу по нескольким тематическим линиям также является характерной чертой большинства российских интервью.

 

4. Цель интервью

Российское деловое и политическое интервью проводится с целью

проинформировать зрителя о событиях в политической и общественной жизни страны. Как правило, информация сопровождается комментариями, переходящими в убедительную аргументацию со стороны гостя студии.

Знакомство – это жанр, мало распространенный на российском телевидении. Немногие телепрограммы могут быть номинированы как «Новые имена». Российские журналисты предпочитают интервью «со звездой» с целью создать имидж программы, привлечь к ней внимание телезрителей.

Панегирик – явление крайне редкое на российском телевидении. Чаще всего этот вид интервью имеет место в программах, посвященных юбилярам.

Интервью для развлечения представлены на российском телевидении в большом количестве и разнообразии. Жанр развлекательного интервью активно используется в таких программах, как «Смак», «Про это», «»Большая стирка» и т.д.

Разоблачение есть разновидность сенсации. Но ввиду негативной составляющей подобного рода передач, подход к подаче информации и комментарий к ней тщательно продумывается. Стратегия и тактика ведения интервью в таких программах очень специфичны и требуют отдельного рассмотрения. Интервью-реклама в российском политическом интервью практически не встречается.

Данные о процентном соотношении целевой направленности диалогических единств, составляющих политическое интервью: комментарий составляет 44,9 %, информация – 10 %, информация + комментарий – 12,2 %, информация + сенсация + разоблачение – 2 %, информация + комментарий + разоблачение 2 %, сенсация + разоблачение – 4 %, комментарий + разоблачение – 4 %, комментарий + панегирик – 2%.

В российском деловом интервью информирование как целевая составляющая соответствует приблизительно 35%, комментарий – 45%, 20% - это то, что дополняет интервью, превращая его из статистического отчета в светскую беседу.

 

5. Тип монологического речевого действия

Для разных типов российских интервью характерно разное сочетание используемых в интервью типов монологического речевого действия.

Для российского политического интервью характерны активное высказывание мнения(34,7%) и объяснение (36,7%), менее употребительными являются свидетельство(16%) и рассказ (4%).

В деловом интервью превалируют мнение (34,5%) и объяснение (38,4%), затем следуют рассказ (6%) и свидетельство (17%).

В творческом интервью чаще звучит рассказ (44%) и мнение (36%), чем объяснение (8%) и свидетельство (12%).

Следовательно, самым популярным видом монологического действия для всех трех типов интервью является мнение (35%), чуть менее употребительным – объяснение (27,7%). Затем следует рассказ (18%). Свидетельство (15%) – наименее употребительный тип монологического речевого действия.

Характерной чертой российского телеинтервью является журналистский комментарий сказанного гостем студии и \ или высказывание собственного мнения по поводу. Практически каждое российское интервью, независимо от типа интервью, содержит комментарий журналиста. Наиболее широко он представлен в политическом интервью.

6. Повод приглашения гостя для интервью

Российские политические, деловые, и творческие интервью – это часто «диалоги обо всем».

Независимо от цели, с которой проводится интервью, поводом для приглашения гостя студии служит его известность в политической, деловой или творческой сфере.

Оба упомянутых фактора свидетельствуют о том, что российскому зрителю важно не только то, о чем сообщают, но и то, как это комментируют популярные в стране люди.

 

7. Текстоформирующие факторы

Для российских политических, деловых и творческих интервью характерны тексты больших объемов. По количеству словоупотреблений объемы телеинтервью колеблются от 2000 до 3500, в секундах – от 1000 до 2400.

Объем речевого вклада журналиста колеблется в пределах 25 – 40 % общего объема, объем речевого вклада гостя студии составляет 55 – 75 %. Процентная составляющая участия в диалоге гостя, превышает по объему значение составляющей тележурналиста. Но участие российского журналиста в теледиалоге является самым активным, скорее «наступательным», чем «выжидательным». Журналист комментирует высказывание гостя, предлагает свою точку зрения, является активным слушателем.

В российской коммуникативной культуре выступление гостя студии относится к разряду политематических, то есть за один эфир обсуждается несколько вопросов. Поэтому для российского интервью характерна сжатая подача информации по каждому вопросу.

В последнее время на российском телевидении появились краткие интервью (интервью – включения в программу) появилась возможность классифицировать интервью на интервью-программы (вся программа построена на интервью) и экспресс - интервью- включения в программу (эпизодические интервью, составляющие часть программы).

 

8. Структурно-композиционная организация интервью

В зависимости от степени структурированности телеинтервью можно представить следующим образом.

Деловое и политическое интервью являются умеренно структурированными. В ходе ведения интервью «просматривается» предварительное планирование интервью, примерный круг задаваемых в ходе интервью вопросов.

Низко структурированным является творческое интервью. Оно носит характер непринужденной беседы с приблизительно намеченной тематикой. Момент смены темы беседы и новое направление разговора является загадкой не только для зрителя, но и для участников диалога.

Высокоструктурированное интервью мало характерно для российского типа коммуникации.

 

Стандартное (полнопредставленное) интервью – это интервью, включающее в себя все виды структурных блоков: экспозицию, зачин, основную часть (обсуждение темы, развитие темы, завершение темы, смена темы), подведение итогов, концовку. Отсутствие отдельных компонентов делает интервью неполнопредставленным.

Экспозиция не является обязательным компонентом российского интервью. В политическом интервью она встречается в 40% интервью, в деловом интервью – в 80%, в творческом – в 40%. Экспозиция редко представлена видеоклипом (10%). В 90% случаев используется вербальная экспозиция. Иногда экспозиция не совпадает с темой интервью, т.е. тема интервью не является логическим продолжением экспозиции, которая используется иногда для интриги, привлечения зрительского внимания.

Зачин – обязательная составляющая большинства российских телеинтервью (бывают исключения). В это части программы ведущий представляет гостя передачи, представляется сам.

Основная часть представлена различным сочетанием вопросов, ответов, комментариев (см. далее).

Интервью завершается подведением итогов и концовкой.

Подведение итогов интервью – это попытка очень кратко сформулировать вывод, которым можно закончить разговор.

Концовка – заключительное слово журналиста телезрителям.

Подведение итогов присутствует в 60% политических интервью, в 100% деловых интервью, в 60 % творческих интервью. При этом подведение итогов может иметь самый необычный вид.

В нестандартном построении интервью прослеживается стремление журналиста уйти от шаблона, создать собственный почерк, подчеркнуть индивидуальность.

Для российского интервью характерными является такой структурный компонент, как смена темы.

 

За основную единицу коммуникативно-речевой структуры диалога в данном исследовании принято диалогическое единство, понимаемое как «обмен двумя высказываниями, из которых второе зависит от первого, порождено им и в своей языковой форме отражает эту зависимость» (определение Н.Ю Шведовой).

Исследования показали, что в российском телеинтервью представлены следующие диалогические единства: «повествование – повествование», «вопрос – повествование», «повествование+вопрос – повествование», «вопрос+повествование – повествование». По развернутости диалогические единства в российских интервью представлены следующими сочетаниями: краткий вопрос – краткий ответ, краткий вопрос – развернутый ответ, развернутый вопрос – краткий ответ, развернутый вопрос – развернутый ответ.

В российских интервью возможно пронаблюдать динамику смены одних видов диалогических единств другими. В интервью продолжительностью до 40 минут для начала интервью характерно употребление диалогических единств «повествование-повествование», а также «повествование плюс вопрос – повествование». При этом реплики журналистов носят развернутый характер («разогрев» интервьюируемого – создание контекста, в котором гость студии раскрывается полностью) - это явление характерно для всех типов российских интервью. Середина интервью отдается «на откуп» гостю студии. Диалогические единства в этой части интервью имеют структуру краткий вопрос – развернутый ответ. Интервью завершается увеличением речевого вклада журналиста и носит характер «повествование – повествование», так как следует подведение итогов.

Функциональную единицу «диалогическое единство» можно использовать для сравнительной характеристики объемов тестов различных типов интервью как в одной национальной культуре, так и в случае контрастивного описания текстов различных национальных культур.

В российском политическом интервью на обсуждение одной темы может потребоваться 32 ДЕ, а на смену темы и ее развитие – 4 ДЕ. В российском деловом интервью объемом в 19 ДЕ может развиваться лишь одна тема. В творческом интервью основная тема может развиваться в 45 ДЕ, при этом происходит отклонение от первоначальной темы и возврат к ней, а также возникают несколько подтем. Творческому интервью в российской коммуникативной культуре свойственно дробление общего контекста на небольшие по словоупотреблению ДЕ с отдельными крупными повествовательными репликами интервьюируемого.

Развернутый ответ гостя насчитывает в российском интервью до 246

слов; краткие реплики составляют одно слово.

В российском интервью используются следующие типы вопросов: прямой, биполярный, ведущий, провокационный, открытый, вопрос – подсказка, «зеркальный», «зондирующий», гипотетический, вопрос- возражение.

К наиболее часто употребляемым в российских политических интервью вопросам относятся зондирующий, зеркальный, биполярный и открытый. Редко употребляется наводящий вопрос.

К наиболее часто употребляемым в российском деловом интервью относятся зондирующий и прямой вопросы. К редко употребляемым в этой категории интервью являются открытый, прогнозирующий и риторический вопрос.

В творческом интервью чаще других звучат провокационный и биполярный вопросы. Редко звучат отраженный, прогнозирующий и условный вопрос.

В целом, самыми популярными у российских журналистов являются зондирующий (15,5%), биполярный (11,8%), провокационный (10,6%) и зеркальный (9%) вопросы. Умеренно используются такие типы вопросов, как прямой (8,3%), подсказка (7,1%), открытый (6,9%) и альтернативный вопросы(6,5%). Еще реже журналисты прибегают к использованию наводящего (5,5%), риторического (5,4%) и прогнозирующего (3,6%) вопросов. В 11,4% случаев российские журналисты «смягчают» вопрос, добавляя к нему частицу «ли».

По-разному сформулированный вопрос требует по-разному акцентированного ответа. Постановка разных типов вопросов делает интервью не похожими друг на друга.

 

9.Характеристика участников интервью

Число участников интервью может варьироваться: один журналист –

один гость студии, два журналиста – один гость, один журналист – два

гостя. Количество журналистов не превышает двух (исключение - пресс-конференция). Количество гостей обычно не более двух. Если интервью организованно в форме беседы экспертов, то их количество может быть увеличено до пяти – шести участников, хотя такая форма подачи информации не является «чистым» интервью.

В целом, для российского телеинтервью характерна ситуация, когда один журналист задает вопросы одному гостю студии. Лишь два вида телеинтервью: пресс-конференция и ток-шоу предполагают наличие зрителей в студии. Участники пресс-конференции всегда активны – они задают вопросы, комментируют факты. Ток – шоу может происходить с активизацией зрителей в студии, например, в программах: «Моя семья», «Большая стирка» или с меньшей активизацией, например: «Времена».

Обычно в российском интервью не наблюдается явного доминирования в общении между партнерами по интервью.

Российские журналисты серьезны, внимательны к собеседнику и информации, выдаваемой им, иногда ироничны, конфликтны, многословны.

Российские гости студии, как правило, деловиты, серьезны, мало улыбаются. Не всегда кратки (чаще многословны).

Российские журналисты обязательно называют свое имя, фамилию, также как фамилию приглашенного в студию.

Наблюдения в течение нескольких лет (с 1996 по 2002 гг.) показали, что на российском телевидении есть основной, стабильный штат ведущих (если не считать масштабных изменений в руководстве). Это - профессиональные журналисты в возрасте от 25 до 50 лет. Соблюдается примерное равновесие между количеством мужчин и женщин – ведущих программ.

Но столь продолжительное наблюдение позволяют сделать и другой вывод. До недавнего времени для российских телевизионных ведущих была характерна узкая специализация – комментатор спортивных событий, политический комментатор. В последнее время появляются новые и новые передачи, по форме напоминающие ток-шоу, в основе которых лежит краткое интервью







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.167.166 (0.007 с.)