ТОП 10:

Модель описания речевого жанра телеинтервью



Существует множество работ, в которых содержатся интересные наблюдения над особенностями общения того или иного народа. Но при этом необходимо отметить, что систематизация фактов, касающихся национальной специфики общения оказывается на практике делом весьма нелегким, поскольку еще нет научной традиции подобных описаний:

- нет достаточно четкого определения самого явления « коммуникативное поведение», не описана его структура;

- отсутствует разработанный терминологический аппарат системного описания коммуникативного поведения;

- нет моделей системного описания коммуникативного поведения - неясно, что и в какой последовательности, в какой форме надо описывать, чтобы получить комплексное, системное описание коммуникативного поведения народа;

- не разработаны методы и приемы изучения коммуникативного поведения (Американское коммуникативное поведение, 2001, С.14).

В работе И.А.Стернина «Модели описания коммуникативного поведения» (2000) предложено несколько типов моделей описания коммуникативного поведения: – ситуативная, аспектная, и параметрическая. Все три модели призваны обеспечить комплексность описания коммуникативного поведения, но различаются своим назначением. В нашей исследовательской работе мы используем все три модели.

Для описания телевизионного интервью релевантными оказались два основных аспекта: организационно-структурный и коммуникативно-языковой, Организационно-структурный аспект отражает структурные особенности интервью как жанра. Коммуникативно-языковой аспект отражает коммуникативную и языковую специфику жанра интервью. Фактор речевого воздействия раскрывает речевое взаимоотношение коммуникантов.

Предлагаемая модель имеет следующий вид:

фактор параметр подпараметр признак
       

где признак – отдельная черта коммуникативного поведения (коммуникативное действие или коммуникативный факт), параметр коммуникативного поведения - совокупность однородных, однотипных коммуникативных признаков, характеризующих коммуникативное поведение народа, фактор - совокупность сходных коммуникативных параметров, наиболее обобщенная единица описания коммуникативного поведения [Стернин, 2000, с. 4].

Ситуативная дифференциация интервью была проведена по линии: политическое, деловое и творческое интервью.

Параметрическое описание телеинтервью проведено в двух вариантах: формализованном (при котором фиксируются только конкретные параметры с использованием единиц метаязыка) – в таблице, приведенной ниже, и содержательном (при котором раскрывается содержание каждого параметра через перечисление коммуникативных признаков, характеризующих данный параметр в конкретной коммуникативной культуре, то есть с приведением соответствующих примеров) – в главе второй и третьей.

Модель составлена на основе предварительного анализа эмпирического материала: видеозаписи телевизионных программ российского и американского телевидения, содержащих интервью. Для анализа были отобраны тридцать телеинтервью, которые были условно обозначены как политические, деловые и творческие.

В структурированном виде предлагаемая модель описания телеинтервью имеет следующий вид:

1.Организационно-структурный аспект

Факторы: вид диалога; тип интервью; тематическое развертывание; цель интервью; тип монологического речевого действия; повод приглашения гостя; текстоформирующие факторы; структурно-композиционная организация; характеристика участников интервью

2.Коммуникативно-языковой аспект

Факторы: характер коммуникации; частеречный состав реплик; стилистические характеристики реплик; синтаксический состав речи; использование экспрессивных средств; характер речи; текстовые явления; лингвокультурологические особенности.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.210.11.249 (0.007 с.)