социологических исследований. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

социологических исследований.



Социология как инструмент научного познания и преобразования общества. Определение основных понятий: методология, методика, техника, процедура исследования. Классификация проблемных ситуаций социальной сферы, рассматриваемых как предмет социологических исследований. Типы исследований.

Концептуальная модель проекта социологического исследования. Виды исследования. Основные этапы конкретного социологического исследования. Программа социологического исследования: цели, задачи, гипотезы исследования; определение объекта и предмета, составление рабочего плана исследования; выборка. Измерение социальных явлений и процессов. Проблемы информационного обеспечения исследований. Особенности разработки инструментария исследования и применения методов в ходе изучения инновационных процессов.

Методы сбора первичной социологической информации. Наблюдение, опрос (анкетирование, интервьюирование, социологический тест). Анализ документов, контент-анализ, структурный анализ малых социальных групп, социальный эксперимент. Особенности, достоинства и недостатки каждого метода.

Методы обработки и анализа эмпирических данных. Подготовка первичной информации к ее обработке. Обобщение и отображение результатов исследования. Интерпретация полученных данных.

Социальная динамика как предмет социологического исследования. Социологические данные как основа для планирования и прогнозирования развития социальных процессов. Использование результатов социологических исследований в практике управления.

Литература: 2, 3, 16, 21, 28, 30, 32, 34, 36, 45, 46, 53, 58, 75.

 

Методические рекомендации

Настоящая тема предполагает комплексное изучение всех основных стадий и этапов прикладного социологического исследования, возможность дополнительного уяснения процесса профилизации образования, умение теоретически и практически исследовать управленческую сферу во всем ее разнообразии, стратегию и тактику PR, а также рекламного дела. Овладение ими должно быть направлено не только на усвоение вопросов разработки программы социологического исследования, всех необходимых процедур со сбором первичной социологической информации, обработке и анализа ее и т.д., но, прежде всего, умению придать этим классическим процедурам конкретный отраслевой характер, обусловленный теми особенностями, которыми обладают объекты и предметы социологического исследования в управленческой сфере.

Одним из важнейших аспектов рассматриваемой темы занятия является знакомство с одним из новых направлений в современной прикладной социологии – исследованиях социальных нововведений, то есть инновационной социологии. Здесь важно показать и понять, что классическая, традиционная социология, опирающаяся на преимущественно количественные, статистические методы анализа, не противоречит аналитической, инновационной методике и методологии, а существенно дополняет последнюю, выступая в качестве существенной и необходимой стороны всего социологического познавательного процесса.

 

 

Вопросы для самоконтроля

1.Социология изучает не только «человека в обществе», но и «общество через человека2. Согласны ли Вы с таким мнением? Да, нет. Почему7

2. Раскройте структуру программы конкретного социологического исследования и охарактеризуйте назначение каждого из ее раздела.

3. Что такое «генеральная» и «выборочная» совокупности. Охарактеризуйте процесс выборки.

4. Назовите основные методы и процедуры конкретного социологического исследования и охарактеризуйте их особенности.

5. Дайте развернутые характеристики методам «социометрии» и «контент-анализа».

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ.

1. Выбор темы контрольного задания (реферата) осуществляется в соответствии с последней цифрой номера студенческого билета — от 0 до 9. Для каждого номера предлагается 4 варианта тем. Студент может выбрать любую из пред­ложенных тем.

2. Реферат должен быть представлен в машинописном виде объемом 20—25 страниц для студентов 3-летнего срока обучения и 12—15 страниц для студентов 4- и 6-летнего сроков обучения. Превышение указанного количества страниц нежелательно. Основной критерий оценки — исчер­пывающие ответы на вопросы, поставленные в теме, и их аргументация..

3. В заключении следует сделать обобщение и сформулировать вы­воды.

4. В реферате должен быть представлен план работы, а также список используемой литературы. (Образец титульного листа см. в Приложении 1).

 

Темы контрольных заданий (рефератов)

Вариант 1

1. Социология как наука. Предмет социологии и ее основной вопрос.

2. О. Конт об иерархии наук и законе трех стадий развития.

3. Сущность субъективного метода в социологии П. Лаврова.

4. Социальные противоречия и конфликты.

Вариант 2

1. Структура и уровни социологического знания

2. Теория социального действия Вебера—Парсонса.

3. Культура и личность. Мировоззренческие факторы развития лич­ности.

4. Рабочая гипотеза в социологическом исследовании.

Вариант 3

1. Социология и другие общественные науки.

2. Основные черты западноевропейской социологии.

3. Социальные группы.

4. Качественные методы в социологии.

Вариант 4

1. Объект и предмет социологического исследования.

2. Концепция социальной солидарности Э. Дюркгейма.

3. Процесс социализации личности. Социальные роли и социальные статусы.

4. Анализ и обработка социологической информации.

Вариант 5

1. Понятия «социальный факт», «социальный фактор», «социальный закон», «закономерность».

2. Основные характеристики социологических школ «одного фактора».

3. Организация и управление: социологический аспект анализа.

4. Контент-анализ как метод сбора социологической информации.

Вариант 6

1. Социальные институты и организации.

2. Социологическая мысль в России. Особенности ее становления и развития.

3. Проблема объективности социологического знания. Роль субъек­тивного фактора в социологии.

4. Программа социологического исследования, ее структура и функ­ции.

Вариант 7

1. Современные социологические концепции и модели общественно­го развития.

2. Сущность материалистического понимания истории по К. Марксу.

3. Социометрический метод. Сущность и основные черты.

4. Социологический портрет предпринимателя.

Вариант 8

1. Социальная сущность личности и ее структура.

2. Теория социальной стратификации и социальной мобильности П. Сорокина.

3. Социальное неравенство.

4. Статистические методы анализа социологической информации.

Вариант 9

1. Социально-классовая структура общества и социальные отношения.

2. Русская социология как идеология национального духа. Понятие «русская идея», ее истоки и социальный смысл.

3. Сущность формационного и цивилизационного подходов в иссле­довании общественных систем.

4. Общественное настроение и коренной интерес: различие механиз­мов изучения и формирования.

Вариант 10

1. Социология конфликта.

2. Американская эмпирическая школа.

3. Теория рациональности М. Вебера.

4. Проекты «идеального государства» Платона и «наилучшего госу­дарства» Аристотеля.

 

 

КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ДИСЦИПЛИНЫ

(КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ).

Адаптация, анкетирование, бюрократия, взаимодействие социальное, власть, выборка, гипотеза, группа социальная, движение социальное, динамика социальная, закон социальный, институционализация социальная, интервью, исследование социологическое, квазигруппа, класс, кооперация, конкуренция, культура, коллективное сознание, контркультура, контроль социальный, конфликт, лидерство, личность, методы социологические, мировоззрение, мобильность социальная, нормы социальные, национальная идея, общество, общественная солидарность, отношения социальные, отклоняющееся поведение, прикладная социология, процессы социальные, роль социальная, социальная общность, социальное отношение, социальное, социологическое прогнозирование, страты социальные, субкультура, социальный закон, социальный конфликт, социальный факт, социальный фактор, социальный статус, социальная роль, стратификация, социальная мобильность, социальный процесс, социальная инновация, специальные социологические теории, ценностные ориентации, установка, формация, цивилизация, этнос.

 

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.77.88 (0.009 с.)