Тема 2. Западноевропейская социология. Классический период. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Западноевропейская социология. Классический период.



Социально-политические, экономические и теоретические предпосылки возникновения социологии как науки в Западной Европе.

О. Конт - основоположник научной социологии. Эволюционный принцип в социологии. О. Конт о классификации наук и "Законе трех стадий развития". Социальная статика и социальная динамика. Социальный прогресс и социальная гармония в учении О. Конта. Политическая концепция О. Конта.

Сущность концепции эволюции Г. Спенсера и его натуралистического подхода к анализу общественных явлений. Основные понятия социологической теории Г. Спенсера. Социальная интеграция и социальная дифференциация как выражение внутренней динамики и разнообразия форм жизнедеятельности общества.

Натуралистические социологические школы «одного фактора»: механическая, географическая, расово-антропологическая, биоорганическая, социал-дарвинистская, психологическая. Их сущность и основные черты.

Социология Э. Дюркгейма. Критика биологического и психологического редукционизма в социологии. Сущность «социологизма» Э. Дюркгейма. Концепция социальной солидарности.

Материалистическое понимание истории К. Маркса. Определяющая роль способа материального производства в развитии общества. Диалектический принцип развития в социологии.

Проблема социального конфликта и классовой борьбы в марксистской социологии.

М. Вебер - основоположник «понимающей социологии» и теории социального действия. Концепция «идеального типа». Социологический анализ типологии власти.

Литература: 1, 2, 9, 15, 17, 24, 31, 44, 52, 62

 

Методические рекомендации

При изучении данного раздела необходимо усвоить, что возникновение социологии в качестве самостоятельной области научного знания обусловлено воздействием целого ряда факторов, объективно сложившихся в ряде западноевропейских стран – Франции, Англии, Германии и др. Это - дезинтеграция, неравенство, социальное расслоение, урбанизация, рост преступности и др.

Огюст Конт (1798-1857), французский философ – позитивист, был одним из основоположников социологии как науки. Он впервые ввел в научный оборот и сам термин "социология".

Концепция Конта, суть которой отражена в его основных произведениях "Курс позитивной философии" и "Система позитивной политики", базируется на натуралистических подходах к явлениям общественной жизни, на попытках построить систему социологического звания на основе использования естественнонаучной методологии. Натуралистическую традицию в социологии продолжил Г. Спенсер. Главная идея эволюционистской концепции Г. Спенсера состоит в систематическом проведении им прямой аналогии между биологическим и социальным организмами. Основное внимание на данной теме следует обратить на основателя "собственно социологической школы" Э. Дюркгейма, девизом которой стало положение "социальное объяснить социальным". Критикуя натуралистический подход в социологии своих предшественников, Дюркгейм подчеркивает, что общество – это особая реальность, обладающая качественной спецификой, и она не сводима ни к каким природным основаниям, ни к механике, ни к физике, ни к биологии. Концепции «понимающей социологии» М. Вебера и Материалистического понимания истории К.Маркса помогут более глубоко осмыслить суть социума и закономерности его развития.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте в целом характеристику западноевропейской социологии.

2. Укажите различие подходов к изучению общества О.Контом и Э. Дюркгеймом.

3. Раскройте сущность материалистического понимания истории по К.Марксу.

4. Что означает выражение «понимающая социология» (М.Вебер) и «коллективное сознание» (Э.Дюркгейм).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.004 с.)