Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методики психологической диагностики используемые
В консультировании В зависимости от продолжительности диагностической процедуры, содержания получаемой информации, степени ее надежности и достоверности можно выделить три уровня психологической диагностики: экспресс-, углубленная и глубинная диагностика. Экспресс-диагностика характеризуется компактностью, экономичностью, простотой, возможностью проведения тестирования неспециалистами и самотестирования, возможностью выявления групп риска. Может включать в себя анкету «Ориентация», характерологическую анкету, анкету профессиональной направленности личности Голланда, индикатор типов личности Майерс-Бриггс, интеллектуальный тест Вандерлика, личностный опросник Айзенка и т. п. Экспресс-диагностика на основе бланкового или компьютерного тестирования с немедленной обработкой предназначена для решения следующих задач: - оперативное получение информации о некоторых профессионально важных качествах клиента, прежде всего о его профессиональных интересах и склонностях, а также общих способностях; - выбор направления для профессионального обучения в соответствии с интересами, склонностями и способностями клиента; - выявление лиц, нуждающихся в более серьезной и продолжительной работе, включая углубленную диагностику. Использование методик экспресс-диагностики не следует считать основанием для оценки профпригодности и выявления психологических противопоказаний к конкретным профессиям; оно недопустимо в целях профотбора. Углубленная диагностика характеризуется максимальной валидностью и надежностью результатов, избыточностью получаемой информации, возможностью выявления профессиональных противопоказаний. К данной категории могут быть отнесены Патохарактерологический диагностический опросник Личко (ПДО), Миннесотский многошкальный личностный опросник (MMPI), Калифорнийский личностный опросник (CPI), тест структуры интеллекта Амтхауэра (1ST), тест прогрессивных матриц Равена, Интеллектуальный тест Кеттелла, тест социального интеллекта Гилфорда, тест творческого мышления Торренса, фрустрационный тест Розенцвейга и др. Углубленная психологическая диагностика на основе индивидуального или группового бланкового тестирования с последующей компьютерной обработкой или на основе индивидуального тестирования на компьютере предназначена для решения следующих задач:
- прогнозирование вероятности и содержания затруднений в обучении, трудоустройстве и профессиональной деятельности; - оценка психологической профессиональной пригодности к различным типам и классам профессий; - выявление психологических противопоказаний к конкретной профессии; - уточнение оценки нервно-психического состояния клиента и выявление скрытых психологических отклонений. Использование методов углубленной психодиагностики для профориентации клиента целесообразно в случаях, когда: - профессиональные интересы и склонности клиента слабо выражены или недостаточно дифференцированы; - существует противоречие между профессиональными склонностями и представлениями клиента о своих профессиональных способностях; - клиент стремится выбрать профессию, предъявляющую повышенные требования к человеку; - нужна объективная информация о клиенте для оказания ему психологической поддержки; - специалист испытывает затруднения в работе с клиентом, вызванные теми или иными психологическими барьерами в общении или излишним эмоциональным напряжением клиента. Глу бинная диагностика предназначена для выявления скрытых или скрываемых мотивов, отношений, структуры сознания и бессознательных переживаний. Включает в себя ряд проективных и психосемантических методов, таких как методика рисуночных метафор «Жизненный путь», методика психосемантической диагностики скрытой мотивации (ПДСМ), методика цветовых метафор. В частности, методика ПДСМ позволяет получать точную количественную информацию о содержании и степени выраженности потребностей, мотивов и отношений конкретного человека. Методика в достаточной мере защищена от неискренности испытуемого. Она дает возможность выявлять не только те мотивы, о которых испытуемый сообщает другим людям, но также которое от скрывает от других или даже от самого себя. Если традиционно психологические тесты и анкеты позволяют получить ответы на вопросы о том как человек ведет себя в разных ситуациях, что он говорит о себе и другим, то методика ПДСМ дает возможность узнать, что человек думает и чувствует на самом деле. В профконсультировании методы глубинной диагностики могут использоваться для определения подлинных мотивов выбора профессии, интересов и увлечений, отношения к учебе, работе и другим видам деятельности, планов, отношения к себе и другим людям, ведущих жизненных ценностей, планов и представлений о будущем, содержания забот, источников страхов, проблем, вытесненных комплексов и т. д. При этом методики цветовых и рисуночных метафор сочетают в себе свойства экспресс-диагностики и глубинной диагностики. С одной стороны, они требуют незначительных временных затрат на проведение, с другой стороны – ориентированы на выявление глубинных переживаний и отношений.
Все этапы профориентационной консультации служат цели – активизировать учащегося, сформировать у него стремление к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных с помощью профконсультанта знаний о своих способностях и перспективах их развития.
Приложения Профессиональные и этические принципы и нормы работы, регламентирующие и определяющие деятельность консультанта: • принцип ответственности. Это означает, что профконсультант несет персональную ответственность за адекватность используемых методов, правильность проведения диагностических процедур, обоснованность суждений, выводов, рекомендаций; • принцип компетентности, предполагающий наличие у профконсультанта необходимой специальной теоретической и практической подготовки, а также использование им приемов и методов, соответствующих его квалификации и личным возможностям. В связи с этим профконсультант обязан: - постоянно повышать свою квалификацию; «знакомиться с новыми разработками в области своей профессиональной деятельности; - выбирать методы адекватно конкретной ситуации консультирования. • принцип добровольности, предполагающий личное желание клиента участвовать в профконсультации и гарантирующий ему право отказа от какого-либо вида работы с консультантом (тестирования, анкетирования и т. п.) без объяснения причин; • принцип конфиденциальности, означающий, что вся информация, полученная профконсультантом в процессе работы с клиентом, не подлежит разглашению (сознательному или случайному), а передача ее другим лицам возможна лишь с согласия консультируемого и если это соответствует его интересам. Также суждения и оценки профконсулътанта в процессе работы с клиентом не должны ограничивать свободу последнего в принятии им решений; • принцип активности, предполагающий, что клиент самостоятельно принимает решение по проблеме, с которой обратился к профконсультанту или в службу занятости, а задача профконсулътанта — оказание информационной и психологической помощи в ответ на запрос клиента, а также создание условий и поощрение активности и самостоятельности консультируемого в принятии им решения; • принцип позитивности, означающий, что профконсультант интерпретирует полученные результаты с позиции соответствия индивидуально-психологических особенностей клиента требованиям конкретной профессии с учетом перспектив ее развития и возможностей компенсации. Он акцентирует внимание на возможностях и ресурсах клиента, а не на его недостатках и слабых местах и поддерживает и стимулирует поисковую активность клиента;
• принцип лояльности, предполагающий, что профконсультант уважает личность клиента и защищает его право на свободу в профессиональном самоопределении и интересы клиента, даже если они не соответствуют интересам службы занятости, являются приоритетными. · принцип системности, предполагающий, что результаты психодиагностики должны рассматриваться в системе общих знаний о клиенте, а психологическое заключение не должно быть основано только на результатах психодиагностики, без учета информации, полученной с помощью других способов изучения личности и проблем клиента
Схема поэтапного решения задач профориентационной консультации: • подготовительный этап, где главная задача консультанта – составление общего представления о проблеме клиента. Для решения этой задачи консультант предпринимает следующие действия: - анализирует имеющиеся у него данные о проблеме клиента; - подбирает справочно-информационный материал, соответствующий запросу клиента; «подбирает необходимые диагностические методики; - продумывает общую стратегию работы; • первый этап, в процессе которого решается задача формулирования профконсультационной проблемы, то есть консультанту необходимо увидеть проблему глазами клиента. Данный этап имеет следующие характеристики: - должен начинаться со знакомства, создания атмосферы безопасности и формирования доверия клиента к консультанту; - консультанту необходимо оценить исходную ситуацию консультирования по следующим критериям: = в чем заключается проблема клиента; = каково отношение клиента к консультации и профконсультанту; = каково общее психоэмоциональное и физическое состояние клиента; = каков внутренний мотив обращения к консультанту; = каковы условия для проведения консультирования с данным клиентом: организационные, временные составляющие, информационная и методическая оснащенность; = насколько данная ситуация и проблематика клиента соответствуют профессиональной квалификации и компетентности консультанта, какова готовность консультанта к консультированию; • второй этап предполагает решение задачи выдвижения и проверки профконсулътационных гипотез, которая осуществляется следующими способами:
- выдвижение профконсультационной гипотезы, то есть рассмотрение проблемы клиента глазами специалиста; - уточнение либо изменение предварительной гипотезы; - определение пути совместного решения проблемы; - разработка общего плана дальнейшей консультации, коррекция условий ее проведения; • третий этап предполагает равную степень активности консультанта и клиента и совместное определение ими конкретной цели и характера данной консультации, которая может быть: - информационно-справочной; - диагностико-рекомендательной; - диагностико-корректирующей; - формирующей; • четвертый этап, предполагающий совместную работу консультанта и клиента по достижению цели, определенной ими на предыдущем этапе. На данном этапе в зависимости от поставленной цели консультант может применять и использовать: - психодиагностические методики; - наблюдение за клиентом, за его высказываниями о себе, самооценкой; - постановку профориентационных задач; - совместное обсуждение различных ситуаций; - профориентационные игры и упражнения; • пятый этап предполагает совместное подведение итогов консультации, которые могут быть окончательными или промежуточными. Эта задача решается с помощью постановки консультантом специальных вопросов клиенту: - каковы результаты данной консультации для клиента, что она ему дала; - достигнуты ли поставленные вначале цели; - какие выводы сделал клиент и к какому решению пришел; - в случае многоразовой консультации консультант и клиент определяют пути дальнейшей работы и намечают цели; - в случае если данная консультация является единственной, то составляется более совершенный вариант профессионального плана; • завершающий этап предполагает подведение консультантом итогов проведенной консультации, для этого он может запротоколировать следующие сведения: - анкетные данные клиента; - общие выводы по предварительным данным; - первоначальное понимание клиентом своей проблемы; - гипотезу профконсультанта; - совместно конкретизированную цель и шаги, предпринятые для ее достижения; - итоги консультации, сформулированные клиентом и консультантом; - примечания.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 574; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.54.103.76 (0.05 с.) |