Профориентационное консультирование старшеклассников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профориентационное консультирование старшеклассников



 

Традиционно смысл профконсультационной психологиче­ской помощи видится в «выдаче» профессионально самоопреде­ляющемуся старшекласснику рекомендаций по выбору личностно подходящей для него профессии и / или сферы деятель­ности (Н. С. Пряжников). В более современном понимании данных вопросов, смысл и значение профконсультативной пси­хологической помощи сводится к постепенному формированию у подростка / юноши внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализа­ции своих профессиональных планов и перспектив (В. В Гусей­нова). Е. А. Климов, отечественный классик по всем данным вопро­сам, предлагает следующий план психологической профориен­тационной работы с профессионально самоопределяющимся старшеклассником (старшим подростком).

Выяснить профессиональные намерения старшеклассника посредством получения ответов на вопросы:

1. Что собираешься делать после школы: учиться, рабо­тать, и то и другое?

2. В каком учебном заведении собираешься учиться (если клиент намерен получать дальнейшее среднее специальное или высшее образование)? 3. Опиши основное содержание будущей профессиональной деятельности и базовые профессиональные требо­вания, которые к предъявляются к человеку, овладева­ющему данной профессией.

Выявить интересы, склонности, способности, умения старшеклассника с помощью ряда вопросов. Назови свои любимые учебные предметы и занятия во внеучебное время. Что тебе в них нравится? Какие способности и умения ты находишь (видишь) у себя и насколько они развиты, по твоему мнению? Есть ли у тебя способности и умения для успешной дельности в выбранной профессии? Как ты развиваешь свои способности и умения? Как родители (другие взрослые) повлияли (влияют) на развитие твоих способностей и умений? Установить, совпадают ли выявленные выше интересы, склонности, способности, умения старшеклассника и объективные профессиональные требования (так называемая профессиограмма) к определенному конкретному виду профессиональной деятельности. Изучить, какие личностные качества (навыки, умения, психологическая направленность) у старшеклассника ярко выражены, а какие надо развивать. Проверить психологическую готовность старшеклассника к выбору профессии. Дать старшекласснику и его родителям психологические рекомендации, связанные с анализом личностных свойств старшеклассника, рекомендации по выбору им наиболее подходящей для него сферы деятельности / профессии.

Критерии правильного выбора профессии:

- клиент хорошо представляет себе будущую профессию, знает ее особенности, принимает (разделяет) профессио­нальные ценности этой профессии мотивы и интересы клиента согласованы с его способно­стями и знаниями;

- клиент имеет адекватную самооценку имеющихся у него на текущий момент умений и навыков, значимых для дан­ной конкретной профессии.

Этапы осуществления психологической профконсультации:

1.П ервичная консультация. На эт ом этапе психологической профориентационной консуль­тации, дается информация о многообразии профессий и т. п. Консультируемому, в контексте профессионального выбо­ра, открывается информация о его познавательных интересах и склонностях (клиенту сообщаются данные предварительного анализа его личностных профессионально значимых качеств). Возможна основанная на соответствующей психологической диагностике и предметном обсуждении специфики профессий и личностных склонностей консультируемых групповая форма такого рода психологического профконсультирования.

Результатом первичной профконсультации является повы­шение степени осознанности, ответственности выбора оптан­том (оптант (термин Е. А. Климова) – человек, профессио­нально самоопределяющийся, «входящий в профессию») сферы деятельности и профессии. Также результатом такой консуль­тации является общее профессиональное самоопределение кон­сультируемого и составление совместно с ним примерного пла­на его профессионального развития.

2.Углубленная индивидуальная профконсультация.

Эта форма профессионального консультирования основы­вается на глубоком, всестороннем изучении личности клиента, на исследовании его склонностей, интересов, состояния здо­ровья и физического развития, типа мышления, особенностей характера, задатков и способностей и пр. Здесь производится комплексная оценка всех базовых личностных свойств и ка­честв клиента. Итогом подобного рода психологической консультации выступает формирование крат­косрочного, среднесрочного и долгосрочного детального плана профессионально-личностного развития клиента. Также в этих случаях предполагается проведение ряда повторных психокон­сультационных профориентационных встреч с клиентом. Во всех случаях психолог-консультант, практикующий профори­ентационное консультирование, обязан четко разбираться в во­просах общей психологии (знать познавательные процессы и психологию личности), в социальной психологии, в психологии общения и взаимодействия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.109 (0.005 с.)