Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профориентационное консультирование старшеклассников
Традиционно смысл профконсультационной психологической помощи видится в «выдаче» профессионально самоопределяющемуся старшекласснику рекомендаций по выбору личностно подходящей для него профессии и / или сферы деятельности (Н. С. Пряжников). В более современном понимании данных вопросов, смысл и значение профконсультативной психологической помощи сводится к постепенному формированию у подростка / юноши внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и перспектив (В. В Гусейнова). Е. А. Климов, отечественный классик по всем данным вопросам, предлагает следующий план психологической профориентационной работы с профессионально самоопределяющимся старшеклассником (старшим подростком). Выяснить профессиональные намерения старшеклассника посредством получения ответов на вопросы: 1. Что собираешься делать после школы: учиться, работать, и то и другое? 2. В каком учебном заведении собираешься учиться (если клиент намерен получать дальнейшее среднее специальное или высшее образование)? 3. Опиши основное содержание будущей профессиональной деятельности и базовые профессиональные требования, которые к предъявляются к человеку, овладевающему данной профессией. Выявить интересы, склонности, способности, умения старшеклассника с помощью ряда вопросов. Назови свои любимые учебные предметы и занятия во внеучебное время. Что тебе в них нравится? Какие способности и умения ты находишь (видишь) у себя и насколько они развиты, по твоему мнению? Есть ли у тебя способности и умения для успешной дельности в выбранной профессии? Как ты развиваешь свои способности и умения? Как родители (другие взрослые) повлияли (влияют) на развитие твоих способностей и умений? Установить, совпадают ли выявленные выше интересы, склонности, способности, умения старшеклассника и объективные профессиональные требования (так называемая профессиограмма) к определенному конкретному виду профессиональной деятельности. Изучить, какие личностные качества (навыки, умения, психологическая направленность) у старшеклассника ярко выражены, а какие надо развивать. Проверить психологическую готовность старшеклассника к выбору профессии. Дать старшекласснику и его родителям психологические рекомендации, связанные с анализом личностных свойств старшеклассника, рекомендации по выбору им наиболее подходящей для него сферы деятельности / профессии.
Критерии правильного выбора профессии: - клиент хорошо представляет себе будущую профессию, знает ее особенности, принимает (разделяет) профессиональные ценности этой профессии мотивы и интересы клиента согласованы с его способностями и знаниями; - клиент имеет адекватную самооценку имеющихся у него на текущий момент умений и навыков, значимых для данной конкретной профессии. Этапы осуществления психологической профконсультации: 1.П ервичная консультация. На эт ом этапе психологической профориентационной консультации, дается информация о многообразии профессий и т. п. Консультируемому, в контексте профессионального выбора, открывается информация о его познавательных интересах и склонностях (клиенту сообщаются данные предварительного анализа его личностных профессионально значимых качеств). Возможна основанная на соответствующей психологической диагностике и предметном обсуждении специфики профессий и личностных склонностей консультируемых групповая форма такого рода психологического профконсультирования. Результатом первичной профконсультации является повышение степени осознанности, ответственности выбора оптантом (оптант (термин Е. А. Климова) – человек, профессионально самоопределяющийся, «входящий в профессию») сферы деятельности и профессии. Также результатом такой консультации является общее профессиональное самоопределение консультируемого и составление совместно с ним примерного плана его профессионального развития. 2.Углубленная индивидуальная профконсультация. Эта форма профессионального консультирования основывается на глубоком, всестороннем изучении личности клиента, на исследовании его склонностей, интересов, состояния здоровья и физического развития, типа мышления, особенностей характера, задатков и способностей и пр. Здесь производится комплексная оценка всех базовых личностных свойств и качеств клиента. Итогом подобного рода психологической консультации выступает формирование краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного детального плана профессионально-личностного развития клиента. Также в этих случаях предполагается проведение ряда повторных психоконсультационных профориентационных встреч с клиентом. Во всех случаях психолог-консультант, практикующий профориентационное консультирование, обязан четко разбираться в вопросах общей психологии (знать познавательные процессы и психологию личности), в социальной психологии, в психологии общения и взаимодействия.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.109 (0.005 с.) |