Речевое мышление в свете нёйропсихолингвистики 107 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Речевое мышление в свете нёйропсихолингвистики 107



Он представлен двумя подуровнями - смыслообразующим и формулирующим. Смыслообразующая стадия фор­мирующего уровня «образует и развертывает общий замысел говоря­щего, формируя смысловую канву высказывания». Он «связан именно с формированием смысла высказывания, или с тем, что называется семантической записью» [Там же]. Фаза смыслообразования, по мыс­ли И.А. Зимней, соотнесена с программированием будущего высказы­вания, в начальной стадии которого появляется замысел будущего дискурса.

А.И. Новиков считает, что «замысел - информационное образо­вание, еще не закрепленное в определенных словах и рассчитанное на задуманное воздействие» [Новиков 1983: 107]. С замыслом сопоставимо понятие темы, которая представляет собой сверну­тое содержание, и «формируется на одном из этапов понимания тек­ста. Хотя тема может и не совпадать с замыслом, тем не менее, в определенной степени она эксплицирует его. Будучи сверткой, тема всегда может быть развернута в полный связный текст, внутренняя форма которого по своей структуре должна быть близкой к внутрен­ней форме исходного текста, несмотря на различие их внешних форм. Такая содержательная близость этих текстов является крите­рием правильности выделения темы, а значит и замысла автора» [Там же: 23].

На второй, формулирующей стадии формирующего уровня происходит лексическое, грамматическое и артикуляционное оформление высказывания. Обе эти фазы речепорождения - нераз­делимо связаны друг с другом. «Первая фаза может быть уподоблена устройству, программирующему грамматическое оформление свер­нутых опорных форм слов, а вторая является собственно граммати­ческим развертыванием высказывания (или грамматическим струк­турированием в узком смысле этого слова)» [Там же: 96].

Наконец, третий - реализующий уровень речепорождения - «это уровень собственно артикуляции (произнесения) и интониро­вания» [Там же: 97].

Концепция формирования высказывания, на которой базируется настоящее исследование, представлена в книге [Горелов, Седов 2004]. Мы выделяем следующие стадии превращения мысли в дис­курс:

1. Высказывание стимулируется мотивом данного акта ре­чевой деятельности (Для чего, с какой целью я говорю?), а предва­рительно у говорящего должна быть сформирована установка на общение в целом (ее нет, например, во сне).

 

 

108 РЕЧЕВОЕ МЫШЛЕНИЕ В СВЕТЕ НЕЙРОПСИХОЛИНГВИСТИКИ

Иногда мотив очевиден: мы испытываем голод и просим бабуш­ку (или маму) нас покормить; у нас па лекции не пишет ручка и мы просим у соседа одолжить ручку или карандаш. Однако иногда мо­тив не только не очевиден, но и не ясен самому автору речи. Неко­торые наши высказывания (как, впрочем, и некоторые наши поступ­ки) мы не можем объяснить самим себе. Мы торопимся высказать свое мнение, а потом жалеем о содеянном; нам кажется, что мы ре­жем правду-матку, а на самом-то деле мы стараемся показать себя; мы выкрикиваем на лекции, пытаясь уточнить мысль преподавателя, а настоящим мотивом нашего высказывания является расположение симпатичной блондинки на соседнем ряду и т. д. и т. п.

2. Первичная стадия формирования высказывания - стадия коммуникативного намерения, которое реализуется прежде всего в виде готовности/неготовности, желания/нежелания вступать в коммуникацию. В случае такой готовности у говорящего появляется настрой на определенную типичную ситуацию социаль­ного взаимодействия людей - на конкретный речевой жанр, будь то жанр приветствия, комплимента, ссоры, доклада, болтовни и т. п. На ЭТОМ этапе говорящий не знает, о чем он будет говорить. В зависи­мости от конкретной ситуации социального взаимодействия у него (часто на подсознательном уровне) формируется общая эмоциональ­ная установка на определенную интонационную тональности ком­муникации, модальность речи (на кооперативное или конфликтное общение, на понимание или коммуникативный саботаж и т. п.). В этой же стадии в сознании говорящего образуется представление о цели (интенции, иллокуции) будущего высказывания (На какой тип общения я настраиваюсь?).

3. От коммуникативного намерения процесс переходит к момен­ту формирования смыслового содержания будущего вы­сказывания (Не только «для чего», но и «что именно буду говорить», начну с вопроса или с констатации?) в УПК (по Жинкину). Это ста­дия общего замысла. На этом этапе речепорождения говорящий знает, о чем он будет говорить, но еще не знает как. Чем сложнее информативное наполнение будущего высказывания (дискурса), тем менее ясно автору речи, как оно будет разворачиваться и какие внешние формы примет. Здесь формируется целостная (может быть, пока еще неотчетливая, диффузная) семантическая «картина» буду­щего высказывания: смысл, семантика уже есть, а конкретных слов и синтаксических структур еще нет.

4. Сформировавшаяся внутренняя программа (замысел) начина­ет трансформироваться: начинает работать механизм перекоди-


РЕЧЕВОЕ МЫШЛЕНИЕ В СВЕТЕ НЕЙРОПСИХОЛИНГВИСТИКИ 109

ровки, перевода смысла с языка образов и схем на конкрет­ный национальный язык - язык значений. Здесь появляются пер­вичная вербальная запись будущего высказывания: клю­чевые понятия, предложения обрывки фраз, которые несут ядерный (рематический) смысл. Первичный словесный конспект будущего высказывания, который возникает в сознании человека, наполнен личностными смыслами: первые вербальные образования (если их озвучить) понятны только самому говорящему..

5. Дальнейшее формирование речи представляет собой разво­рачивание ядерного смысла (темы) в построенное в соответст­вии с психолингвистической нормой текстовости речевое целое. Именно здесь происходит то, что Л. С. Выготский называл «совершением мысли в слове». Мы должны еще раз подчеркнуть, что всякое речевое высказывание - будь то предложение или текст - именно формируется, порождается, а не переходит «в готовом виде» из мысли в речь.

6. При этом сначала образуется синтаксическая схема будущего высказывания. «Внутренние слова», т. е. значения слов уже становятся «прообразами» слов внешних и занимают постепенно «свои» синтаксические позиции.

7. Следующая стадия речепорождения - грамматическое структурирование и морфемный отбор конкретной лексики, после чего:

8. Реализуется послоговая моторная программа внешней речи, артикуляция.

Рассматривая в свете теории взаимодействия мозговых полуша­рий процессы порождения и понимания речи, мы можем наполнить нейропсихолингвистическим содержанием описанные главе модели.

Так, мотив располагается за пределами сознания. Мотив апел­лирует к обоим полушариям: он может быть вполне осознанным и контролироваться аналитическими усилиями левого полушария; но зачастую мотив - результат деятельности нашего подсознания и то­гда его воздействие больше направлено в правое полушарие. Однако в любом случае мотив запускает механизм речепорождения.

Порождение речи начинается в правом полушарии, где на пер­вом этапе начинается формирование коммуникативного намере­ния. Здесь возникает готовность вступить в коммуникацию или же нежелание общаться; здесь появляется эмоционально окрашенная тональность, неясная самому говорящему цель. На этой же стадии появляется установка на конкретный тип социального взаимодейст­вия, на типическую коммуникативную ситуацию.

 

110 РЕЧЕВОЕ МЫШЛЕНИЕ В СВЕТЕ НЕЙРОПСИХОЛИНГВИСТИКИ

правом же полушарии появляется замысел. Он возникает в

виде диффузного гештальта, который имеет характер смутного представление о цели и общем содержании будущего высказывания, когда говорящий в самых общих чертах знает, о чем он будет гово­рить, но не знает, как он реализует замысел в речь. В правом же по­лушарии замысел постепенно начинает оформляться в знаковом ма­териале УПК (диффузный гештальт начинает приобретать более или менее видимые контуры в образах, схемах, фреймах воображаемых ситуаций). Эта первичная эмоционально окрашенная запись еще не имеет четкой линейной структуры. При этом в ней совершенно от­сутствуют пока еще знаки национального языка.

Дальнейший этап запускает механизм перекодирования со­держания высказывания с УПК на национальный язык. Этот процесс начинается также в правом полушарии. Здесь происходит переоде­вание мысли, ее перевоплощение с использованием ресурсов право-полушарной грамматики (появляются элементы структурирования на уровне темарематического членения, возникает интонация, кон­кретная лексика и т.п.).

Затем к этому процессу подключается левое полушарие, кото­рое добавляет недостающий синтаксический и лексический матери­ал, имеющий пока еще характер личностных смыслов, понятных только говорящему.

Усилиями левого полушария мозга первичный конспект буду­щего высказывания разворачивается в связный текст. Под руко­водством передних речевых зон левого полушария происходит вы­бор синтаксических схем и моделей предложений.

Только потом эти схемы наполняются лексикой, подбор грам­матического одеяния для которой происходит под руководством задних отделов левого полушария.

Наконец, левое полушарие осуществляет процесс послоговой артикуляции, контролируя соответствие звукового облика слова фонематическим требованиям.

Процесс «переодевания» мысли в слова проходит под неусып­ным контролем обоих полушарий. При этом левое полушарие сле­дит за формально-грамматическим оформлением дискурса, исправ­ляя и корректируя неверные употребления лексики, морфологиче­ских форм, неверное построение синтаксических конструкций. Пра­вое полушарие контролирует смысловое содержание, постоянно сверяя полученные результаты с исходным замыслом и реальной действительностью, которая стоит за текстом.


РЕЧЕВОЕ МЫШЛЕНИЕ В СВЕТЕ НЕЙРОПСИХОЛИНГВИСТИКИ 111

На схеме 3 покажем последовательность операций речевого мышления и степень участия в нем разных полушарий мозга.

Схема 3.

Мотив

Левое полушарие

Правое полушарие

Коммуникативное намерение

Замысел

Первичная запись в УПК

Начало перекодирование с ис­пользованием элементов пра- вополушарной грамматики

Продолжение процесса переко­дирования. Начало разворачи­вания замысла в текст



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.244.83 (0.01 с.)