Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Блок регуляции тонуса бодрствования.Стр 1 из 14Следующая ⇒
Чтобы протекание психических процессов было полноценным, человек должен находиться в состоянии бодрствования. Для этого необходимо поддерживать оптимальный тонус коры. Об этом убедительно писал знаменитый русский физиолог И.П. Павлов, который открыл основные нейродинамические законы возникновения такого оптимального состояния. Как указывал ученый, процессы возбуждения и торможения, которые протекают в бодрствующей коре, подчиняются закону силы и характеризуются определенной концентрированностью, уравновешенностью и подвижностью. Оптимальный тонус коры имеет решающее значение для протекания психической деятельности. Возникает вопрос: какой механизм обеспечивает этот тонус, какие участки мозга регулируют его работу? С большой долей достоверности можно утверждать, что «аппараты, обеспечивающие и регулирующие тонус коры, могут находиться не в самой коре, а в лежащих ниже стволовых и под-
46 НЕЙРОЛИНГВИСТИКАА.Р. ЛУРИЯ корковых отделах мозга и что эти аппараты находятся в двойных отношениях с корой, тонизируя ее и в то же время испытывая ее регулирующее влияние» [Лурия 1973: 86]. Роль механизма, который регулирует состояние мозговой коры, выполняет особое нервное образование, которое находится в стволовых отделах головного мозга. Оно построено по типу нервной сети, в которую вкраплены тела нервных клеток, соединяющиеся друг с другом короткими отростками. Образование это названо ретикулярной формацией. Возбуждение здесь распространяется не отдельными изолированными импульсами, а постепенно меняя свой уровень и, таким образом, модулируя состояние всего нервного аппарата. Она состоит из восходящей ретикулярной системы, которая регулирует активность коры, и нисходящей ретикулярной системы, волокна которой направлены к расположенным ниже структурам среднего мозга и гипоталамусу и контролирует программы, возникающие в коре головного мозга. Ретикулярная формация (от лат. reticulum - сеточка, formatio образование), сетевидное образование, совокупность нервных структур, расположенных в центральных отделах стволовой части мозга (продолговатом и среднем мозге, зрительных буграх). Ее составляющие, разнообразны по величине, строению и длине; их волокна густо переплетаются. Этот термин был введён немецким учёным О. Дейтерсом. Ретикулярная формация связана со спинным мозгом и корой больших полушарий - головного мозга. Здесь осуществляется взаимодействие поступающих в неё как восходящих афферентных, так и нисходящих эфферентных импульсов.
Возможна также циркуляция импульсов по замкнутым нейронным цепям. Таким образом осуществляется постоянный уровень возбуждения нейронов, вследствие чего обеспечиваются тонус и определённая степень готовности к деятельности различных отделов центральной нервной системы. Степень возбуждения ретикулярной формации регулируется. Нервная система всегда, находится в состоянии определенной активности, которая необходима для любого проявления жизнедеятельности. Можно выделить, по крайней мере, два основных источника активации. Первый источник -• обменные процессы организма, его «внутреннее хозяйство»; в наиболее простых формах они связаны с дыхательными и пищеварительными процессами, с процессами сахарного и белкового обмена, процессами внутренней секреции и т.п. Все они регулируются главным образом аппаратами гипоталамуса. К этому же виду активации нужно отнести наследственные программы 47 НЕЙРОЛИНГВИСТИКАА.Р. ЛУРИЯ
поведения, так называемые безусловные рефлексы (инстинкты пищевого и полового характера). Второй источник связан с поступлением в организм раздражения из внешнего мира; он приводит к возникновению совершенно иных форм активации, которые проявляются в виде ориентировочного рефлекса. Человек нуждается в притоке информации, сенсорной и рациональной. Если его лишить этого притока, выключить все его воспринимающие органы, он впадает в сон, из которого его может вывести только поступление новой информации. Помещая людей в условия резкого ограничения притока возбуждений («сенсорная депривация»), ученые вызывали у них психические нарушения, галлюцинации и т.п. В аппаратах ретикулярной формации имеются специальные механизмы, которые обеспечивают тоническую форму активации, основанной на притоке возбуждений из органов чувств.
Кроме названных выше, можно выделить и третий, наиболее важный в концепции А.Р. Лурия, источник активации. К нему нужно отнести намерения и планы, перспективы и программы, которые появляются у человека в процессе его сознательной жизни и которые являются социальными по своему заказу. Именно они могут быть реализованы при самом непосредственном участии сначала внешней, а потом - внутренней речи. Лурия в своей нейропсихологической концепции последовательно опирается на представление о поведении и деятельности, как активности, направленной в будущее, активности как принципиального свойства живой материи. Поэтому, с его точки зрения, «всякий сформулированный в речи замысел преследует некоторую цель и вызывает целую программу действий, направленных на достижение этой цели. Достижение цели прекращает активность. Было бы, однако, неправильным считать возникновение намерений и формулировку целей чисто интеллектуальным актом. Осуществление замысла или достижение цели требует определенной энергии и может быть обеспечено лишь при наличии некоторого уровня активности» [Лурия 1973: 96]. Источники этой активности следует искать в сфере отношений между высшими отделами коры нижележащей ретикулярной формацией. Сама кора головного мозга имеет активизирующие функции; раздражение определенных участков коры может оказывать как активизирующие, так и тормозящие влияния на нижележащие нервные образования. При этом «высшие отделы мозговой коры, непосредственно участвующие в формировании намерений и планов, управля-
48 НЕЙРОЛИНГВИСТИКА А.Р. ЛУРИЯ ют работой нижележащих аппаратов ретикулярной формации таламуса и ствола, тем самым модулируя их работу и обеспечивая наиболее сложные формы сознательной деятельности» [Там же: 98]. Итак, первый блок не только влияет на тонус коры мозга, но и сам испытывает ее воздействие, работая в непосредственной связи с высшими отделами мозга. 2. Блок приема, переработки и хранения информации. Второй функциональный блок коры головного мозга расположен в задних отделах полушарий и включает в свой состав зрительные (затылочные), слуховые (височные) и общечувствительные, связанные с кожными ощущениями, (теменные) отделы коры и соответствующие подкорковые структуры. Этот блок мозга обладает высокой модальной специфичностью: его компоненты приспособлены к тому, чтобы принимать информацию отдельных органов чувств и ощущений (зрительную, слуховую, вестибулярную, общечувствительную). Аппараты этого блока имеют иерархическую структуру, где можно выделить первичные зоны (они принимают информацию и раскладывают ее на мельчайшие составляющие части), вторичные зоны (они обеспечивают кодирование (синтез) частей) и третичные зоны (они обеспечивают совместную работу различных органов чувств и выработку символических схем, которые связаны с комплексными формами познавательной деятельности). А.Р. Лурия сформулировал три закона построения коры, входящей в состав второго функционального блока. .1. Закон иерархического строения корковых зон. Соотношение функций первичной, вторичной и третичной зон выглядит как система уровней на вертикали, где каждый следующий представляет более сложное образование, базирующееся на предшествующем.
При этом если «нарушение в раннем возрасте низших зон коры соответствующих типов неизбежно приводит к недоразвитию более высоких зон коры», то «у взрослого человека с полностью сложившимися психологическими функциями ведущее место переходит к высшим зонам коры. Даже воспринимая окружающий мир, взрослый человек организует свои впечатления в логические схемы; иными словами, наиболее высокие, третичные зоны коры у него управляют работой подчиненных им вторичных зон, а при поражении последних оказывают на их работу компенсирующее влияние» [Лурия 1973: 104].
49 НЕЙРОЛИНГВИСТИКА А.Р. ЛУРИЯ 2. Закон убывающей специфичности иерархически построенных 3. Закон прогрессивной латерализации функций, Он связан с 3. Блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности. Третий функциональный блок коры головного мозга связан с решением задач организации активной, сознательной психической деятельности человека. Элементы этого блока управляют формированием планов и программ действий, регулированием поведения, приведением его в соответствие с планами и программами, наконец, они выполняют функцию контроля за собственной сознательной деятельностью, сличая эффект произведенных действий с исходным намерением и корректируя допущенные ошибки.
Аппараты этого функционального блока расположены в передних отделах больших полушарий, кпереди от передней центральной извилины. ««Выходными воротами» этого блока, - пишет А.Р. Лурия, - является двигательная зона коры» [Там же: 108]. Эта зона так организована, что ее верхние отделы являются источниками волокон, которые идут к нижним конечностям противоположной стороны, средние - к верхним конечностям, нижние - направляются к мышцам лица, губ и языка.
50 НЕЙРОЛИНГБИСТИКА А..Р. ЛУРИЯ Первичная двигательная кора посылает импульсы на периферию; при этом двигательный состав этих импульсов должен быть хорошо подготовлен. Передняя центральная извилина является проекционной зоной, исполнительным аппаратом мозговой коры. Над ней надстраиваются вторичные и третичные зоны, которые играют решающую роль в подготовке двигательных импульсов. Иерархия зон третьего блока подчиняется тем же принципам убывающей специфичности, которые были описаны применительно ко второму функциональному блоку. Второй блок (афферентный) устроен так, что процессы идут от первичных к вторичным и третичным зонам. В третьем, эфферентном блоке процессы идут в диаметрально противоположном направлении, начинаясь в наиболее высоких - третичных и вторичных зонах (где формируются двигательные планы и программы), переходя затем к аппаратам первичной двигательной зоны, которая посылает подготовленные импульсы. Роль вторичной зоны третьего блока играют премоторные отделы лобной области. Раздражение этих отделов коры вызывает не сокращение отдельных мышц, а целые комплексы движений, имеющих системно организованный характер (повороты глаз, головы и всего тела, хватающие движения руки). Третичные зоны третьего функционального блока расположены у префронтальных отделах мозга. Именно они играют решающую роль в формировании намерений и программ, в регуляции и контроле наиболее сложных форм поведения человека. Префронтальные отделы мозга также тесным образом связаны практически со всеми основными зонами коры головного мозга. Они выполняют универсальную функцию общей регуляции поведения человека. Выше мы уже говорили о том, какую роль лобные отделы мозга играют в формировании эмоциональной сферы личности. Кроме этого, кора лобных' долей мозга участвует в генерации процессов активации, возникающих в результате наиболее сложных форм сознательной деятельности, которые осуществляются при ближайшем участии речи. Охарактеризовав принципы работы трех функциональных блоков мозга, А.Р. Лурия подчеркивает, что «каждая форма сознательной деятельности всегда является сложной функциональной системой и осуществляется, опираясь на совместную работу всех трех блоков мозга, каждый из которых вносит свой вклад в осуществление психического процесса в целом» [1973: 121].
НЕЙРОЛИНГВИСТИКА А. Р. ЛУРИЯ
Иными словами, любое целенаправленное действие опирается на совместную работу самых различных отделов мозга. Аппараты первого блока обеспечивают нужный тонус мышц; аппараты второго блока дают возможность через афферентные пути получить информацию о характере протекания движений; а аппараты третьего блока подчиняют действия намерениям, создают программы двигательных актов, обеспечивают контроль за их выполнением.
52 НЕЙРОЛИНГВИСТИКА А.Р. ЛУРИЯ §2. Система мозговых нарушений речи На основе многолетних исследований А.Р. Лурия создал типологию расстройств речи, возникающих при повреждении мозга. Ученый различает шесть форм афазии: (1) акустика-гностическая(сенсорная); (2) акустико-мнестическая (они возникают при поражении височных отделов коры головного мозга); (3) семантическая; (4) афферентная моторная (возникают при поражении нижних теменных отделов коры головного мозга); (5) эфферентная моторная; (6) динамическая (возникают при поражении премоторных и заднелобных отделов коры головного мозга). Охарактеризуем каждую типологическую разновидность [Подробнее: Логопедия 1995: 312-346]. 1. Акустика-гностическая, или сенсорная, афазия (иногда ее называют афазией Вернике) возникает при поражении задней трети верхней височной извилины левого полушария. Главный признак этого расстройства речи заключается в нарушении понимания речи при восприятии ее на слух: чужие высказывания воспринимаются как нечленораздельный набор звуков. Иногда понимание речи страдает в результате распадения представлений о звуках речи (фонематического слуха): больные могут принять один звук за другой, не разобрать звучание слова (слово «почка» афатик воспринимает как «бочка», «дочка» - как «точка» и т. п.). Нарушение фонематического слуха приводит к расстройству больного контроля за собственной речью. Его речь может превратиться в «речевую окрошку» («жаргонофазию»). Так например, на вопрос «вас голова болит?» больной отвечает: «Раз нас это и грамажим, нули их и так это давно было лет пять то же было а последних годах. Что очень болезня теня ну голова на вот надима». Чтение при сенсорной афазии остается наиболее сохранной речевой функцией. Однако при восприятии письменного текста появляются трудности в нахождении ударения в словах, что затрудняет понимание прочитанного. Письменная речь больных нарушена в большей степени, что обусловлено распадением фонематического слуха. 2. Акустико-мнестическая, или амнестическая афазия возникает при поражении средних и задних отделов височной области. Лурия считает, что в ее основе лежит снижение слухоречевой памяти. При этой форме речевого расстройства фонематический слух остается сохранным, больной правильно воспринимает " 53 НЕЙРОЛИНГВИСТИКА А.Р. ЛУРИЯ
родного языка, понимает обращенную к нему устную речь. Однако он не способен запомнить даже сравнительно небольшой речевой материал, при восприятии каждого нового слова и его осознании он утрачивает предыдущее слово. Для этого вида речевого расстройства характерно противоречие между относительно сохранной способностью повторить отдельные слова и нарушением возможности повторения трех-четырех не связанных по смыслу слов. В активной речи наблюдается забывание имен собственных, наименований и функций предметов и т.п. Например, больной может сказать: «Мне нужен... ну как его... такой узенький... ну чем рисуют... (имея в виду карандаш)». При амнестической афазии в письменной речи больше, чем в устной, проявляются такие явления аграмматизма, как смешение предлогов, флексий глаголов, существительных и местоимений в роде и числе. При записи под диктовку больные испытывают трудности в удерживании в памяти даже коротких фраз, состоящих их трех слов. То же наблюдается при восприятии печатного текста: больному трудно удерживать в памяти прочитанные предложения. 3. Семантическая афазия становится следствием поражения теменно-затылочной области левого полушария. Это нарушение речи характеризуется трудностями в поисках нужного слова при назывании предмета. В этом случае больные прибегают к эвфемизмам, указывая на признаки обозначаемого объекта: «Ну, это то, чем пишут», «Это то, чем режут». Кроме этого наблюдается нарушение понимания логико-грамматической стороны речи: а) больные не видят разницы в выражениях «круг над крестом», «круг под крестом» или «крест под кругом»; б) не могут сориентироваться в сравнительных словосочетаниях типа: «Коля выше Васи. Кто из них самый высокий? Кто самый низкий?»; в) не понимают словосочетания, передающие «коммуникацию отношений» типа «брат отца», «отец брата» и т. п.; г) затрудняются в понимании сложных синтаксических конструкций, которые передают причинно-следственные, временные и пространственные отношения, деепричастные и причастные обороты (например: «Прежде чем поехать в город, он зашел к товарищу» и т. п.) и др. Активная речь при рассматриваемом речевом расстройстве оказывается сохранной. Иногда, правда, возникают трудности при поминании нужного обозначения. При семантической афазии наблюдается своего рода блокирование механизма поиска слов в опре-
54 НЕЙРОЛИНГВИСТИКА А.Р. ЛУРИЯ деленном семантическом поле, что мешает безошибочно выбрать слово из серии близких по категориальной отнесенности. Причиной этого становится бедность лексики, редкое употребление прилагательных, наречий, описательных оборотов, причастных и деепричастных оборотов, пословиц, крылатых слов и т.п. Письменная речь больных отличается бедностью, стереотипностью синтаксических форм. 4. Афферентная моторная афазия возникает при поражении нижних отделов теменной области коры головного мозга. Выделение двух типов моторной афазии - эфферентной и афферентной - одно из достижений А.Р. Лурия. Как мы уже говорили, на предположение о том, что моторная афазия состоит из двух форм, ученого натолкнули работы НА. Бернштейна, который установил, что «регуляция движений осуществляется не только эфферентными нервными импульсами, приводящими в движение мышечные нейроны, но также афферентными нервными импульсами, дающими о состоянии двигательного аппарата.... В тех случаях, когда система афферентных импульсов нарушается, страдает и организованное движение» [Лурия2001: 126]. Основная причина речевого дефекта заключается в том, мозг не регистрирует «обратную» информацию от движений речевого аппарата, производящего отдельные звуки. Поэтому больные, страдающие этим типом речевой патологии, испытывают трудностях в различении близких по артикуляции звуков речи. Вследствие этого у афатика либо вообще отсутствует ситуативная речь, либо возникают нарушения произношения слов, замены одних звуков другими (например, слово «халат» произносится как «хадат», «слон» - как «снол» или «слод» и т. п.). На ранних этапах развития афферентной афазии может наблюдаться (грубое нарушение понимания речи. Это объясняется тем, что в процессе понимания определенную роль играет кинестетический контроль, скрытое артикулирование воспринятого на слух сообщения. 5. Эфферентная моторная афазия появляется при поражении нижних отделов коры премоторной области («зоны Брока»). В этом случае часто больные вообще не могут произнести почти ни одного членораздельного звука. В то же время они в определенной степени понимают обращенную к ним речь (отдельные слова и целые фразы). Более легкие формы этого речевого нарушения могут характеризоваться аграмматизмом в речевом порождении (пропуске НЕЙРОЛИНГВИСТИКА А.Р. ЛУРИЯ 55 глаголов, трудности в употреблении предлогов, флексий существительных; аграмматизме типа «телеграмного стиля» и т. п.). При эфферентной моторной афазии наблюдается выраженная аграфия. В тяжелых случаях бывает невозможна запись слова даже при правильном его проговаривании по слогам. «Когда письмо становится автоматическим навыком, - писал Лурия, - некоторые слова, особенно знакомые, пишутся единым сложным движением и теряют свою, составленную из отдельных звеньев структуру. В осуществлении автоматизированного письма решающую роль играют различные области коры, особенно передние отделы «речевой зоны» и нижние отделы премоторной зоны. Повреждение этих отделов коры приводит к трудностям в переключении от одного движения к другому и в результате письмо становится неавтоматизированным. Иногда нарушается правильный порядок букв в слове или повторяются некоторые элементы слова» [Лурия 2001: 336]. 6. Динамическая афазия возникает при поражении заднелобных отделов левого полушария мозга, расположенных вблизи от зоны Брока. Это, как мы помним, отделы третьего функционального блока - блока активации, регуляции и планирования речевой деятельности. Основным речевым дефектом при этой форме речевого расстройства является трудность, а иногда и полная невозможность активного развертывания высказывания. У больных страдает способность дать развернутое речевое высказывание, что свидетельствует о нарушениях в области внутренней речи. Это проявляется в примитивности синтаксической структуры, наличии речевых шаблонов, клише. При составлении рассказа по картинке, при пересказе текста произносятся отдельные, не связанные между собой фрагменты, например: «Вот... у хозяина была курица... и золотые яйца... и он ее убил... вот!» и т.д. При динамической афазии страдает не только механизм развертывания, но и механизм свертывания: выделения ядерного смысла при смысловом восприятии текста. Понимание элементарной ситуативной речи при легких формах этого речевого расстройства остается сохранным. Однако при этом наблюдается нарушение «чувства языка», возникают затруднения, в понимании сложных фраз, страдательных конструкций и т.д. Чтение и письмо остаются сохранными и обычно служат задачам речевой реабилитации.
56 НЕЙРОЛИНГВИСТИКА А.Р. ЛУРИЯ §3. Структура языка и строение мозга Теоретические положения, представленные в этом разделе главы уместно будет назвать концепцией Лурия/Якобсона. В ее основе лежат лингвистические идеи Р. О. Якобсона, которые появились у него отчасти под влиянием работ Лурия. В 1963 году на симпозиуме по проблемам речевых нарушений, проходившего в Англии, Якобсон сделал доклад, который был посвящен лингвистическому анализу типологии афазий, о которой мы вели речь в предыдущем разделе. А.Р. Лурия развил некоторые мысли русско-американского лингвиста и наполнил их нейропсихологическим содержанием. Якобсон обратил внимание на то, что разные мозговые нарушения соотносятся с распадением разных механизмов построения языка. Универсальными принципами организации любых языковых знаков являются механизмы метафоризации (сочетание знаков на основе смыслового сходства) и метонимии (сочетание на основе смежности). Эта двойственная природа языкового знака в речи реализуется в селекции лингвистических единиц, а также в комбинации этих единиц в речевые произведения. «Комбинация: любой знак состоит из знаковых компонентов и/или встречается в комбинации с другими знаками. Это значит, что любая языковая единица одновременно функционирует в качестве контекста для более простых единиц и/или стремится к собственному контексту в пределах более сложной языковой единицы. Следовательно, любое возможное объединение лексических единиц создает другую группу, существующую уже в качестве новой единицы высшего порядка» [Якобсон 1996: 32]. Иными словами, механизм комбинации реализуется в виде соединения: звуки соединяются в слова, слова в предложения, предложения в сверхфразовые единства и т.п. А.Р. Лурия вместо термина, который употребляет Якобсон, предложил использовать термин синтагматика. «Селекция: Селекция между альтернативными вариантами предполагает возможность замены одного варианта на другой, эквивалентный предыдущему в одном отношении и совершенно отличный от него в другом» [Там же]. Представленный механизм реализует себя в выборе нужного языкового компонента из ряда сходных: нужного звука из близких по акустическим и артикуляционным показателям, лексемы из составляющих семантического поля, морфемы и т.д. Для этого феномена Лурия предложил термин парадигматика. 57 НЕЙРОЛИНГВИСТИКА А.Р. ЛУРИЯ Механизмы комбинации (синтагматики) Р.О. Якобсон связывал с процессом кодирования речи; механизмы селекции (парадигматики) - с процессами декодирования. Опираясь на результаты многолетних наблюдений Лурия, О.Р. Якобсон сделал попытку соотнести типологию афатических расстройств, о которой у нас шла речь выше, с механизмами построения языка. Такая закономерность, по мнению ученого, прослеживается уже на основе сопоставления двух наиболее известных типов афазии - моторной и сенсорной. «Классическая моторная (alias Брокерская) афазия - это основная разновидность кодирующих нарушений; соответственно т.н. сенсорная (alias Верниковская) афазия - основная форма декодирующих нарушений» [Якобсон 1996: 58]. Зоны, открытые Брока и Вернике, как это видно на рисунке, находятся в центральной и срединной частях мозга. Мозг человека отличается от мозга питекантропа и неандертальца увеличенной лобной и затылочной областями. Логично предположить, что именно здесь находятся наиболее «человеческие» центры, и в том числе центры, ответственные за более тонкие речевые функции. Клинические наблюдения А.Р. Лурия показали, что нарушения передних отделов речевых зон приводят к распадению синтагматических механизмов порождения речи. В этом случае больной сохраняет способность произносить слова, но не может сформировать связное сообщение. Речевые расстройства, вызванные поражением премоторной зоны лобных отделов мозга, лобных отделов мозга, приводит к нарушениям в области грамматической структуры связной, синтагматически построенной речи. При этом артикуляция и повторение отдельных слов (или цепи отдельных слов) остаются достаточно сохранными. Трудности начинаются, когда от названия предметов больной переходит к построению целого предложения. Из его речи как бы выпадают глаголы и служебные слова, структура фразы заменяется перечислением существительных. В некоторых случаях при этом возникает синдром «телеграфного стиля», когда афатик либо произносит отдельные существительные, либо ограничивается отрывистыми назывными предложениями. Пример такой речи - рассказ об истории своего ранения: «Вот... вот... фронт... вот... наступление... вот... вот... пуля... вот... ничего... вот... больница... операция... вот... речь... речь... речь...». Другой пример - рассказ по картинке Ф. П. Решетникова «Опять двойка»: - Мальчик... мама... Мальчик принес двойку... Ну... брат... ну, велосипед... а сестра пишет... ну... ну, все.
58 НЕЙРОЛИНГВИСТИКА А.Р. ЛУРИЯ - Опишите комнату. -Хорошая... Ну... Стол и все... стул и буфет, ну и все. - Почему мальчик получил двойку? ~ Коньки. Итак, можно сделать вывод о том, что, при поражении лобных или передних отделов речевой зоны нарушения проявляются главным образом в процессе кодирования речи. Здесь обычно страдают синтагматические механизмы: либо развертывание семантической программы во внутренней речи, либо формирование общего замысла в схему последовательного речевого сообщения, либо построение связного текста. Типы афатических расстройств, которые вызывают нарушения синтагматического механизма организации языковой структуры: эфферентная моторная, афферентная моторная, динамическая. Совершенно иные нарушения речевой деятельности возникают при поражении задних отделов коры левого полушария, включающих височные и теменно-затылочные отделы мозга. Это класс речевых расстройств, где «переход от мысли через внутреннюю речь к схеме развернутого высказывания остается относительно сохранным и когда нет первичных дефектов синтагматического строения речевого высказывания. Для этих форм речевых нарушений характерны трудности овладения кодами парадигматически (иерархически) построенной языковой системы» [Лурия 1979: 284]. На уровне формирования сообщения это находит выражение в том, что больной испытывает трудности в выборе языковых единиц разного уровня: фонем, словоформ, слов. Так например, некоторые из такого рода афатиков путаются в подборе звуков: вместо комната они произносят гонмада., вместо Борис - Парис. Подобные нарушения встречаются при поражениях вторичных отделов височной зоны коры левого полушария. Проблема выбора проявляет себя и на уровне подбора нужного слова. Такого типа нарушения появляются при повреждении теменно-затылочных отделов. В' этом случае больной испытывает затруднения в рамках семантического поля. Когда ему показывают картинки и просят назвать нарисованные на них предметы, он вместо слова сундук может сказать чемодан, вместо обезьяна - попугай (сундук и чемодан принадлежат к одному семантическому единству - бытовые предметы, предназначенные для хранения вещей; обезьяна и попугай - экзотические животные). Сохранность синтагматической организации речи при нарушении ее парадигматическая структуры хорошо иллюстрирует рассказ по кар-
59 НЕЙРОЛИНГВИСТИКА А.Р. ЛУРИЯ
тинке «Несчастный случай», сделанный больным с поражением в височной зоне: - Это трамвай, машина для больных... нет, как... дворник несет девочку, или мальчик... Им интересно женщинам... очередь смотрит, а машина уйдет и они уйдет, им делать нечего... видимо, машиной задели... задели его, подняли и в больницу... С точки зрения синтаксиса речь организована достаточно хорошо, однако больной постоянно забывает слова, путается в подборе словоформ и т. д. Таким образом, повреждения в области задних (гностических) отделов мозга ведут распада процесса декодирования речи, причиной которого становится нарушение парадигматических механизмов языка: это находит выражение в распад фонематической структуры порождения и восприятия, в нарушениях лсксико-грамматической структуры высказывания и т. п. К типам афатических расстройств, которые своим следствием имеют повреждения в области парадигматики, следует отнести сенсорную, амнестическую и семантическую афазии. Итак, резюмируем содержание раздела. Афазии, возникающие при поражении заднелобных отделов, нарываются «передними». Они характеризуются нарушением синтагматических механизмов языка и распадением внутренней речи (эфферентная, афферентная, динамическая). Афазии, которые возникают при поражении верхневисочных и нижнетеменных зон, как уже было сказано, называются «задними» формами афазии. Они, как мы помним, связаны с нарушением парадигматических механизмов строения языка и тех стадий речепорождения, на которых происходит окончательное языковое оформление текста (сенсорная, амнестическая, семантическая).
60 НЕЙРОЛИНГВИСТИКАА.Р. ЛУРИЯ §4. Патология речевой деятельности В своем понимании мозгового устройства процессов порождения и понимания речи А.Р. Лурия исходил из концепции Л.С. Выготского, которого до конца дней своих считал учителем. Наиболее последовательно взгляды Л. С. Выготского на проблему порождения речи изложены в уже упоминавшейся нами книге «Мышление и речь» [См.: Выготский 1996]. Главный вопрос, на который пытался ответить ученый, - что лежит между мыслью и словом? Движение от замысла к его вербальному воплощению, по мнению исследователя, есть превращение личностного смысла в общепонятное значение. Однако этой метаморфозе предшествует важный этап: сама мысль зарождается не от другой мысли, а от различных потребностей человека, от той сферы, которая охватывает все наши влечения, побуждения, эмоции и т. п. Иными словами, за мыслью стоит мотив, то есть то, ради чего мы говорим. Мотив - первая инстанция в порождении речи. Он же становится последней инстанцией в обратном процессе - процессе восприятия и понимания высказывания, ибо мы стремимся понять не речь, и даже не мысль, а то, ради чего высказывает наш собеседник ту или иную мысль, т. е. мотив речи. Превращение мысли в слово осуществляется не вдруг, оно совершается во внутренней речи. Категория «внутренняя речь»- едва ли не самая важная в концепции выдающегося психолога. Внутренняя речь - это не «говорение про себя», не «речь минус звук». Она имеет особое строение и качественно отличается от речи внешней. По мнению Л.С. Выготского, внутренняя речь - это речь, состоящая из предикатов, ключевых слов, несущих в себе сердцевину информации; это как бы набор рем будущего высказывания; это речь свернутая, сжатая, часто деграмматикализованная. Она выглядит как конспект будущего высказывания "и протекает в считанные доли секунды. Именно во внутренней речи личностный смысл превращается в значение. Именно здесь появляются первые обозначения элементов замысла, которые разворачиваются впоследствии в связную, наполненную общепонятными словесными знаками, грамматически оформленную речь. Внутренняя речь - результат длительной эволюции речевого сознания. Ее еще нет у ребенка-дошкольника. Она развивается из внешней, так называемой эгоцентрической речи маленьких детей, которая все более сворачивается, делается сначала шепотной и лишь затем уходит внутрь языкового сознания. Такое превращение внешнего говорения во внутреннюю сжатую речь носит 61 НЕЙРОЛИНГВИСТИКАА.Р. ЛУРИЯ
название интериоризации речи. Обычно в норме механизм внутренней речи завершает свое формирование к подростковому возрасту (10-11 лет). В разрешении поставленной задачи важную роль играло различение двух принципиальных для понимания концепции ученого категорий - значение и смысл. Значение - это объективно сложившаяся в ходе истории общества система связей, которая стоит за словом. Это то, что объединяет различных носителей языка в понимании той или иной номинации. Обычно словарные толкования лексем стремятся выразить их значения, Так, например, слово стул по своему значению - это предмет мебели, представляющий собой специальное приспособление для сидения одного человека, которое имеет спинку и не имеет подлокотников. Смысл - это индивидуальное значение слова, которое связано с субъективным опытом говорящего и конкретной ситуацией общения. Все та же лексема стул в сознании различных людей имеет неодинаковое смысловое наполнение - от венского стула из дорогого гарнитура, до стоящего в казенном учреждении обыкновенного скрипучего «инвалида» с по
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 602; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.28 (0.093 с.) |