Особенности законодательных актов о регулировании конкуренции в Российской Федерации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности законодательных актов о регулировании конкуренции в Российской Федерации.



Законодательствоо конкуренции России имеет особенности по сравнению с конкурентным законодательством развитых стран. В западных странах данное законодательство возникало в условиях развитого рынка, наличия конкурентных отношений и причиной разработки этого законодательства была необходимость предотвратить разрушение и уничтожение конкуренции монополистическими объединениями. В связи с этим в конкурентном законодательстве других стран большее внимание уделялось ограничительным нормам, т.е. нормам, препятствующим разрушению конкуренции.

В России же законодательство о конкуренции начало формироваться:

1) в отсутствие рыночных отношений;

2) в отсутствие конкуренции, при чрезмерной концентрации производства и наличии монополий.

В связи с этим в российском законодательстве о конкуренции стимулирующие нормы должны преобладать над ограничительными. Кроме того, данное законодательство должно быть очень действенным и жестким, чтобы преодолеть ситуацию, когда конкурентные отношения полностью или почти отсутствуют, а концентрация производства достигла невиданных масштабов.

Стимулирующие нормы конкурентного законодательства прежде всего должны быть направлены на создание конкурентоспособных хозяйствующих субъектов и повышение конкурентоспособности действующих хозяйствующих субъектов.

Одним из наиболее эффективных методов появления конкурентоспособных хозяйствующих субъектов для российских условий должно стать разделение хозяйствующих субъектов. Поскольку лишь небольшое количество предпринимателей пойдет добровольно на разделение своего предприятия для повышения его конкурентоспособности, главную роль должно сыграть принудительное разукрупнение предприятий, широко применявшееся за рубежом.

Важным фактором развития конкуренции на российском рынке является правильно выбранная политика в отношении иностранного предпринимательства: прямых инвестиций в российскую экономику, импорта зарубежных товаров.

Что касается ограничительных норм, то традиционно запреты в конкурентном законодательстве делятся на две группы: запреты на монополистическую деятельность и запреты на недобросовестную конкуренцию.

Запреты на монополистическую деятельность в свою очередь подразделяются на направленные против соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, и злоупотреблений хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением.

Особенностью российского конкурентного законодательства является то, что помимо запретов на монополистическую деятельность хозяйствующих субъектов имеются запреты на связанные с ней действия органов власти и управления.

Что касается мер ответственности за нарушения конкурентного законодательства, то предусмотрены санкции административно-правового, гражданско-правового и уголовно-правового характера. Они могут применяться как в судебном, так и в административном порядке либо в их сочетании, например, когда штраф налагается в административном порядке, однако при уклонении нарушителя от его уплаты взыскивается общим или арбитражным судом.

Согласно российскому законодательству предписания антимонопольного органа являются основным средством реагирования на нарушения конкурентного законодательства. Антимонопольные органы России уполномочены давать соответствующие предписания хозяйствующим субъектам (их руководителям), федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления.

Предписания представляют собой запреты на осуществление тех или иных действий (например, воздержание от продажи товара по монопольным ценам) или решения об осуществлении мер по восстановлению условий конкуренции (к примеру, вступление в договорные отношения с лицами, подвергшимися бойкоту) и др.

При невыполнении предписаний антимонопольные органы имеют право налагать штраф. Вместе с тем штраф налагается не только за неисполнение предписаний антимонопольных органов. За ряд действий предусмотрено наложение штрафа без предварительной выдачи предписаний.

Законодательство России должно более эффективно обеспечивать правовую стабильность, создавать благоприятные условия для торгово-экономических отношений, для чего необходимо привести его в соответствие с нормами международного права. Заключение международных договоров и соглашений, направленных на формирование конкурентной среды в договаривающихся странах, имеет огромный положительный эффект для России, антимонопольное законодательство которой пока находится в состоянии становления и нуждается в заимствовании мирового опыта в данной сфере. Несовершенство действующего законодательства в области правового регулировании конкуренции на современных товарных рынках России требует дальнейшего рассмотрения данной проблемы.

Актуальность формирования в Российской Федерации качественного конкурентного законодательства вызвана интеграцией нашего государства в мировую экономику. Также в последнее время наблюдается обратный процесс, а именно: зарубежные компании открывают филиалы своих предприятий на территории России и тем самым входят в состав российской экономики. В подобной ситуации Россия просто обязана обеспечить на своей территории здоровую конкурентную обстановку, привлекательную для иностранных инвесторов, т.е. создать такие условия, которые формируют так называемый здоровый «инвестиционный климат».

 

Заключение.

Антимонопольное регулирование является важнейшей составляющей макроэкономической политики Российского государства. Оно обеспечивает развитие конкуренции и рассматривается как критерий цивилизованной рыночной экономики. В последнее время вопросы конкурентной политики, практики реализации антимонопольного законодательства становятся все более актуальными для России. Это объясняется тем влиянием, которое призвано оказывать и оказывает антимонопольное законодательство на цены, прибыль, конкурентоспособность, экономический рост и характер рыночных отношений. Повсеместное и активное использование антимонопольного законодательства обеспечивает единство экономического пространства, стабильность функционирования экономики, развитие товарных рынков, гарантирует соблюдение цивилизованных правил поведения хозяйствующих субъектов, защищает интересы потребителей.

За наиболее серьезные нарушения конкурентного законодательства предусмотрена уголовная ответственность. В статье 178 УК РФ предусматривается ответственность за "монополистические действия, совершенные путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен, а равно ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранение с него других хозяйствующих субъектов экономической деятельности или поддержания цен".

Законодательство о конкуренции, базирующееся на конституционно-правовых нормах, является одним из ключевых элементов конституционно-правового регулирования конкуренции и требует своего дальнейшего и поступательного развития.

Многочисленная правоприменительная практика антимонопольных органов РФ свидетельствует о том, что развитие рыночной экономики в стране сопряжено со значительными трудностями, такими как злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением, недобросовестной конкуренцией, действиями (бездействием) органов государственной власти и местного самоуправления, приводящие к недопущению, ограничению и устранению конкуренции и т.д.

Между тем, развитие рыночной экономики немыслимо без монополизации и конкуренции. Эти два явления неразрывно связаны друг с другом и характеризуют рыночные процессы на определенном историческом этапе развития любой страны с рыночной экономикой в зависимости от степени их проявления.

 


 

Список использованной литературы:

1. Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 1.Ст. 2.

2.http://allstatepravo.ru/konkurentnoe-pravo/statii-po-konkurentnomu-paravu/1400-deystvie-norm-antimonopolnogo-zakonodatelstva.html

3. http://www.internet-law.ru/intlaw/laws/monop_1.htm#a4

4. Паращук С.А. Конкуренция: от экономической многозначности к правовой определенности. Право на конкуренцию. Хозяйство и право, 1998

5. коммерческое право. Конспект лекции. Горбухов В.А.,2007, 192с.

6. коммерческое право под ред. Постового Н.В. уч. пособие 2006г, 188 с.

7.http://www.pred-pravo.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=88:2010-10-14-19-25-35&catid=13:2010-10-14-19-16-41&Itemid=19

8. Горбухов В.А. Коммерческое право. http://www.be5.biz/pravo/kgva/45.htm

9. Правовое регулирование конкуренции и монополии в Российской Федерации. К.А. Писенко, И.А. Цинделиани, Б.Г. Бадмаев, 2010г, 416с.

10.http://law.edu.ru/book/book.asp?bookID=1411029#_ftn2

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.93.173.205 (0.024 с.)