ТОП 10:

Методы государственного регулирования конкуренции на товарных рынках РФ



Государство регулирует и поощряет конкурентную борьбу в нужных обществу направлениях, используя самые разные методы и механизмы формирования конкурентных отношений. К таким механизмам относят увеличение числа однородных предприятий, поддержку малого и среднего бизнеса, обеспечение сравнимости качественных характеристик и цен на товары, поощрение лучших результатов и новшеств, создание системы пропаганды.

Целью государства при поддержке конкуренции является создание здоровой конкурентной среды. Со стороны государства поддержка конкуренции осуществляется двумя основными видами мер: стимулирующими и запретительными. К стимулирующим мерам относятся законодательные документы о проведении экономических конкурсов: законодательство в области ценообразования, налогов, экспорта и импорта товаров. К запретительным относится принятие актов и совершение отдельных действий органами исполнительной власти и местного самоуправления, направленных на ограничение конкуренции.

Государственное регулирование конкуренции на товарном и финансовом рынке осуществляет Федеральная антимонопольная служба совместно с Федеральной службой по тарифам.

Антимонопольный орган – федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы.

Функции антимонопольного органа:

· нормотворческая;

· наблюдательная (ведение реестра доминирующих организаций);

· разрешительная (разрешает слияние и присоединение организаций);

· пресекательная (проводит антимонопольное расследование, результатом которого может быть издание предписания об устранении нарушений, принудительное разделение коммерческой организации, занимающей доминирующее положение, если она им злоупотребляет).

Антимонопольный орган выполняет следующие основные функции (ст. 22 ФЗ «О защите конкуренции»):

· обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными органами или организациями;

· выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;

· предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства;

· осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией в сфере использования земли, недр, водных и других природных ресурсов, в том числе при проведении торгов.

«Закон о защите конкуренции» в ст. 23 определяет достаточно широкий круг полномочий антимонопольного органа, который, в частности:

· возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;

· выдает хозяйствующим субъектам, федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления и иным, осуществляющим функции указанных органов органам и организациям, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам обязательные для исполнения предписания. Например, хозяйствующему субъекту может быть выдано предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, а органу исполнительной власти — об отмене или изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство;

· привлекает в случаях и порядке, установленных законодательством, к ответственности организации, должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, допустивших нарушения антимонопольного законодательства;

· обращается в суд или арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства;

· участвует в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с применением и (или) нарушением антимонопольного законодательства;

· устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта;

· ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35%.

К полномочиям именно федерального антимонопольного органа отнесены, например, издание нормативных правовых актов, дача разъяснений по вопросам применения антимонопольного законодательства.

Кроме того, к полномочиям антимонопольного органа (кроме предусмотренных «Законом о защите конкуренции») относятся полномочия, определяемые законодательством о естественных монополиях, а также законодательством о рекламе.

Следует отметить, что на антимонопольный орган распространяется действие Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Одним из важнейших направлений деятельности антимонопольного органа является предварительный и последующий государственный контроль за экономической концентрацией, которому посвящена гл. 7 «Закона о защите конкуренции».

Непосредственной целью законодательства о конкуренции является создание и развитие конкурентных отношений.

В правовом регулировании конкуренции предлагается выделять совокупность мер по:

· созданию и развитию конкурентной среды в экономике в целом и отдельных ее сферах;

· ограничению монополистической деятельности и контролю за концентрацией;

· обеспечению соблюдения правил конкуренции и применению ответственности за ненадлежащее их выполнение.

Законодательство о конкуренции может быть так же определено как законодательные акты, которые непосредственно регулируют конкурентные отношения (собственно законодательство о конкуренции), и иные акты, содержащие отдельные нормы антимонопольной и конкурентной направленности. К последним относятся частично законодательство о ценообразовании, об иностранном предпринимательстве, налоговое законодательство, законодательство о новых крупных структурах рынка (например, финансово-промышленные группы), малом предпринимательстве и иное законодательство, так или иначе влияющее на создание и деятельность конкурентоспособных хозяйствующих субъектов.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.214.184.124 (0.003 с.)