Проблема смерти В духовном опыте человечества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема смерти В духовном опыте человечества



Проблема смерти встала перед человечеством еще в те време­на, когда человек впервые осознал временные пределы своего существования. Отношение к смерти было различным у разных народов и проявлялось, в первую очередь, в религиозных воззре­ниях.

Смерть — это, несомненно, прекращение бытия человека. Осо­знание человеком того, что его не станет, он не будет чувство­вать, мыслить, не увидит будущего, может стать источником страха и отчаяния. Если же оценивать смерть как переход в иную форму бытия, «вечную жизнь», то факт смерти уже не представляется столь трагичным. Жизнь в этом случае видится как подготовка к смерти, к переходу в иной мир. Именно таково содержание рели­гиозного взгляда на проблему смерти.

Еще в древних языческих культах смерть представлялась как гибель телесного при продолжении существования души. У мно­гих народов был распространен обряд кремации, т.е. сожжения тела умершего. Считалось, что с уничтожением тела душа вместе с дымом быстрее поднимется на небеса. Чтобы задобрить богов, родственники умершего собирались на поминальную трапезу. За­пах от приготовленных блюд, поднимаясь к небесам, должен был быть нищей богов, а кушанья доставались людям.

Проблема взаимосвязи души и тела проявилась в традиции му­мификации. В древнем Египте существовало поверье, что душа, выходя из тела, обязательно должна была туда вернуться. Под­тверждением этому считался сон, во время которого душа якобы покидает тело, летает где-то, а затем возвращается в него. Сны, таким образом, являются воспоминаниями о путешествиях души. Поэтому в Египте тело умершего старались сохранить: удаляли внутренности, пропитывали различными составами, укладывали в каменные саркофаги. Искусство мумификации в Египте достиг­ло такого мастерства, что некоторые мумии сохранились и по сей день.

Наиболее распространенным способом погребения у многих народов, сохранившимся и по сей день, было предание тела земле. Видимо, изначально этот обряд был связан с намерением уберечь тело умершего сородича от поедания его дикими зверями. Со вре­менем такой обряд принял религиозную окраску: тело предава­лось земле, тогда как душа отправлялась в иной мир.

Интересен взгляд на проблему смерти в учении о реинкарнации (переселении душ), наиболее распространенном среди индусов. Согласно ему, со смертью человека его душа переселяется в тело другого человека, в животное или даже в неодушевленный пред­мет. Вопрос о том, в какую оболочку переселится тело, разрешал­ся в зависимости от праведности жизни человека. Если человек жил достойно, помогал ближним, совершал добрые поступки, то его душа после физической смерти переселится в тело другого человека, может быть, даже занимающего более высокое положе­ние в обществе. Если же, наоборот, человек приносил зло дру­гим, его душа переселится в животное, насекомое, червяка или даже в придорожный камень, который будет лежать на своем ме­сте сотни лет.

Во многих религиях наступление смерти связывается с перехо­дом в иной, «потусторонний», «загробный» мир. В христианстве душа умершего попадает в рай или в ад, в зависимости от того, сколько хорошего и плохою совершил человек при жизни. В веро­ваниях многих древних народов считалось, что человек в загроб­ном мире останется тем же, кем он был при жизни, и ему пона­добится все то, чем он пользовался до смерти. Поэтому в могилы клали украшения, оружие, предметы быта. Для погребения еги­петских фараонов строились пирамиды, в которые помещались все необходимые в жизни царской особы предметы. Стены внут­ренних помещений пирамиды расписывались сценами из жизни фараона, увековечивающими его деяния. Широко известны захо­ронения скифов — народа, жившего в древние времена в Север­ном Причерноморье. В могилы знати скифы клали оружие и раз­нообразные украшения из драгоценных металлов. В Китае архео­логами была найдена гробница, в которой обнаружили кроме останков усопшего разнообразные предметы быта, оружие, ко­лесницы и — самое удивительное — несколько десятков глиня­ных статуй воинов. Уникальность находки состояла в том, что ни одна статуя не была похожа на другую. Видимо, их лепили с ре­альных людей.

У некоторых народов было принято в могилу вместе с вождя­ми и императорами помешать их слуг, жен, телохранителей, ло­шадей, собак, которых специально умерщвляли, чтобы похоро­нить вместе с их хозяином. Считалось, что и в потустороннем мире они также будут верно служить ему, как и при жизни.

Проблема смерти во все времена касалась не только вопроса возможного существования в потустороннем мире, но и того, как человек примет смерть. Конечно, есть разница между смертью в расцвете сил и смертью в глубокой старости, между смертью ради жизни других людей и смертью преступника на эшафоте. Поэтому независимо от исторической эпохи вопрос «Как принять смерть?» был весьма актуальным. Смерть на поле брани кеч считалась почетной. Люди шли на смерть ради свободы, защищая свою родину, своих жен и детей. Из летописи известны слова князя Святослава, сказанные им накануне решающей битвы с византийцами в 971 году: «Да не посрамим земли Русской, но ляжем костьми — ибо мертвые сраму не имут! Если же убежим - срам будет нам». В русской истории таких примеров немало. Рус­ские солдаты шли в бой «За Веру, Царя и Отечество». И это были не пустые слова. Защита Родины от иноземных захватчиков явля­лась важнейшей целью, ради достижения которой можно было отдать свою жизнь. Во время Великой Отечественной войны наши отцы и деды шли в атаку, бросались с гранатами под танки, за­крывали собой амбразуры дотов со словами «За Родину!», а уже затем произносился лозунг «За Сталина!», так как жить без вождя можно, вожди приходял и уходят, а Родина одна, и никакая дру­гая страна ее не заменит. Тем более, что истинный патриот не будет мириться с порабощением своей Родины иноземцами. Са­мопожертвование ради других людей — высшее проявление геро­изма. Спасти людей на пожаре, во время стихийного бедствия даже ценой своей жизни — это смерть, достойная восхваления.

Во все времена особым было отношение к людям, принявшим мученическую смерть. Во многих странах такие люди причислены церковью к лику святых. Например, святые великомученики Бо­рис и Глеб, принявшие смерть от Святополка Окаянного, не же­лавшие допустить братоубийственной войны.

В настоящее время проблема смерти стала актуальна как ни­когда. В соответствии с демократическими идеалами, все более завоевывающими мир, жизнь провозглашается высшей ценностью. В странах Евросоюза смертная казнь отменена. В статье 20 Консти­туции Российской Федерации провозглашено право каждого че­ловека на жизнь. Там же определена перспектива отмены смерт­ной казни в России. Сейчас у нас в стране смертная казнь не применяется. Она не выполняет одну из основных функций нака­зания, а именно, исправление преступника. Как он может испра­виться, если его убьют?

Этические и нравственные аспекты проблемы смерти привле­кают в наши дни внимание в связи с успехами биомедицинских исследований, в частности в области реаниматологии, занима­ющейся вопросами возвращения к жизни людей.

Сейчас наряду с безоговорочным признанием права человека на жизнь всерьез обсуждается его «право на смерть». Одни настаи­вают на неограниченной свободе человека в решении этого воп­роса, другие — на отказе в праве на смерть, исходя из обществен­ных и государственных интересов. Человечество всегда боролось за право на жизнь. Все остальные права человека рассматрива­лись как его производные, так как каждое из них обязательно отражало одно из проявлений жизни, необходимость удовлетво­рения каких-либо жизненных потребностей, интересов, устрем­лений.

Самоубийство как добровольный уход из жизни во все времена осуждалось обществом и церковью. Самоубийц даже не хоронили на кладбищах. Исключение составили случаи, связанные с неже­ланием людей попасть в плен к врагу.

В настоящее время вопрос о жизни и смерти становится вопро­сом выбора, причем не только самого человека, о жизни и смер­ти которого идет речь. Возникает проблема, должно ли общество сохранять жизнь человека вопреки его воле. При этом речь идет не о самоубийце, а об умирающем человеке, которому искусственно задерживают наступление смерти. Неслучайно вопрос о разреше­нии или запрете эвтаназии безболезненной искусственной кон­чины страдающего неизлечимой болезнью человека — становится предметом острых дискуссий не только медиков, но и юристов, правозащитников, политиков.

Одни из них, сторонники позиции соблюдения права свободы выбора, считают, что если эвтаназия не приносит вреда другим людям, то вмешательство в решение индивида ускорить наступ­ление своей смерти морально неоправданно. Эвтаназия, таким образом, не должна запрещаться законом.

Противники таких взглядов утверждают, что человеческая жизнь неприкосновенна и поэтому эвтаназию нельзя применять ни при каких обстоятельствах. Они не без основания опасаются, что при эвтаназии возможны злоупотребления со стороны вра­чей, родственников умирающего или других заинтересованных лиц. Наконец, эвтаназия противоречит принципу «пока есть жизнь, есть надежда». Нельзя также не учитывать возможности ошибочного диагноза врача. Применение эвтаназии в этих случа­ях приводит к необратимым последствиям. Кроме того, после смерти больного в результате применения эвтаназии может по­явиться новое лекарство, способное излечить ранее неизлечи­мое заболевание.

С проблемой эвтаназии связан вопрос о том, что считать смер­тью человека, дающей право врачу отключить аппараты искусст­венного поддержания жизни. Одни утверждают, что жизнь чело­века должна поддерживаться до самого последнего момента, а другие считают возможным констатировать факт смерти и отклю­чить аппараты после гибели коры головного мозга.

Таким образом, проблемы жизни и смерти поднимают меди­цинские, правовые, моральные вопросы. Биологически человек смертен. Но осознание смертности не должно стать поводом для отчаяния. Наоборот, нужно понять, что людям отводится не так

уж и много времени для реализации своего жизненного потенци­ала и надо использовать это время с пользой и для себя, и для общества.

Вопросы и задания

1. Как рассматривалась проблема смерти в культуре разных народов?

2. Как взгляды на проблему смерти влияли на обряд погребения?

3. Почему у многих народов возникло понятие о душе? Как это про­явилось в религиозных верованиях?

4. Охарактеризуйте учение о реинкарнации. Где и почему возникло это учение?

5. В чем состоит вопрос «как принять смерть?» Как с ним было связа­но поведение людей?

6. Чем объяснить проявления самопожертвования и героизма? Приве­дите примеры.

7. Кого мы называем святыми? Что повлияло на канонизацию многих святых?

8. В чем состоит актуальность проблемы смерти в современном мире?

9. В чем состоят нравственные проблемы смерти? Что понимают под словами «право на смерть»?

10. В чем состоит взаимосвязь проблемы смерти и проблемы смысла жизни?

 

ГЛАВА 3

ПОЗНАНИЕ

ПОНЯТИЕ ПОЗНАНИЯ

Познание — это усвоение переживаемого с целью нахождения истины.В познании содержится оценка, которая опирается на опыт. Результатом процесса познания становится получение знания.

Понятия «знание» и «информация» часто отождествляются. На деле знание всегда представляет информацию, но не всякая ин­формация есть знание. Информация становится знанием, когда она переработана субъектом. В основе превращения информации в знание лежит целый ряд закономерностей, регулирующих дея­тельность мозга, и различных психических процессов, а также разнообразных правил, включающих знание в систему обществен­ных связей, в культурный контекст определенной эпохи. Благода­ря этому знание становится достоянием общества, а не только отдельных индивидов. Таким образом, знание — это высший уро­вень информации.

Выделяют два вида познания — чувственное и рациональное. В процессе познания мы используем органы чувств, благодаря чему возникает ощущение, восприятие материальных объектов. Такая форма деятельности называется чувственной деятельно­стью, или чувственным познанием. Исходным элементом чувствен­ного познания выступает ощущение - реакция человеческого организма на раздражение. Как известно, у человека есть пять органов чувств — зрение, осязание, слух, вкус, обоняние. Они воспринимают информацию в виде ощущений, которые затем перерабатываются нервной системой и мозгом человека. При этом совершается качественное изменение: ощущение переходит в со­знание. Этот процесс называется чувственным восприятием.

Образ предмета означает возникновение его идеального отра­жения в сознании. Ощущение, следовательно, представляет субъек­тивный, идеальный образ предмета, поскольку отражает воздей­ствие предмета через «призму» человеческого сознания. Так, бо­левые ощущения обязательно порождаются каким-либо объективно существующим раздражителем. Мы ощущаем боль от ожога, преж­де всего потому, что на кожу подействовал раскаленный предмет. Но в самом горячем предмете, разумеется, нет боли. Боль — это реакция нашего организма на раздражение.

В ощущении начинает отражаться объективная связь ощущаю­щего субъекта с теми вполне определенными явлениями, с кото­рыми взаимодействует данный субъект. Мы ощущаем форму, цвет, близость предмета, его расположение в пространстве и т.д. и даем ему оценку.

Материализм и идеализм по-разному истолковывают понятие ощущения. Материализм подчеркивает объективность источника ощущений, объективность мира, отражаемого в ощущениях. Иде­ализм абсолютизирует субъективность образа, который дается ощущением. Он истолковывает субъективность как односторон­нюю зависимость ощущения от внутреннего состояния психики субъекта. Субъективный идеалист игнорирует объективность, ма­териальность тех предметов и отношений, которые отражаются в ощущениях.

Концепция, утверждающая чувственное происхождение нашею познания, получила в философии наименование сенсуализма (от лат. хеп5и$ — чувства). Действительно, сознание человека опирает­ся на непосредственный контакт органов чувств и материальных объектов. Материалисты утверждают, что мы не могли бы ничего знать о данном предмете, если бы никто и никогда его не видел. Идеалисты же говорят, что человек может создавать представле­ния о совершенно фантастических объектах. Материалисты на это отвечают, что какими бы нереальными ни были фантазии, они выступают причудливым сочетанием образов реальных объектов. Ощущения дают нам самую первую форму образного отраже­ния предмета. Образ — идеальная форма отображения предмета или явления в их непосредственно наблюдаемой целостной фор­ме. Если мы видим только часть предмета, например стену дома, то все равно воспринимаем дом как единое целое.

Восприятие это целостный образ материального предмета, полученный посредством наблюдения. Восприятие не есть про­стая сумма ощущений. Оно существует как совокупность разнооб­разных проявлений предмета, связанных с познавательной и прак­тической деятельностью. Таким образом, восприятие — процесс активный, творческий. Многократно воспринимая предметы, че­ловек закрепляет восприятие в памяти. Он может вспоминать вос­приятие и образ в отсутствие предмета — так возникает представ­ление о предметах. Таким образом, представление это восприя­тие человеком предмета в целостности даже в случае, когда он его целиком не ощущает.

В настоящее время благодаря развитию образования существу­ет возможность пользоваться чувственным опытом других людей, познавать то, что в данный момент нами не ощущается. Большую роль в этом играет язык, и не только как средство передачи ин­формации, но и как средство передачи знаний. В языке сформули­рованы конкретные понятия, которые изначально создают идеальный образ предмета. Следовательно, чувственное восприятие зависит и от языка, и от понятийного аппарата, используемого человеком в его практической и познавательной деятельности. В то же время понятие есть результат исторического опыта человече­ства и отдельных социальных групп. Значимость понятий прояв­ляется тогда, когда они соединяются с осознанием возможности их практического использования. При этом понятия, приобретен­ные людьми в процессе обучения, постоянно сопоставляются с реальной практикой, проверяются и уточняются.

Понятия это воплощенные в словах продукты социально-исторического процесса познания, которые выделяют общие су­щественные свойства предметов и явлений и одновременно сум­мируют важнейшие знания о них. Без понятий человеческое по­знание было бы невозможно. Если бы в ходе исторического процесса развития человеческого познания понятия не выработа­лись и не закрепились, то каждый человек в каждом поколении вынужден был бы вновь выражать отдельным словом каждое кон­кретное явление. Пользуясь понятиями, мы используем итоги многовекового практического опыта человечества.

Рациональное познание это необходимый этап познаватель­ной деятельности, следующий за чувственным восприятием пред­мета. Человек осмысливает полученные ощущения, стремится проникнуть в суть вещей. На этапе рационального познания в по­знавательный процесс включаются не только чувства, но и ра­зум, мышление. В ходе рационального познания приобретаются разнообразные знания.

В обыденной жизни мы сталкиваемся с реальными предмета­ми, воспринимаемыми с помощью органов чувств. Но в то же время мы соотносим эти предметы с подобными им по виду, выделяем отличительные, характерные черты, отношения между объектами. При этом знание приобретает обобщенную форму и понятийное выражение. Все несущественное, второстепенное для данного отношения или предмета должно быть отброшено в сто­рону. Знания должны быть свободны и от чисто личных, инди­видуальных моментов, они должны иметь объективное значение для множества людей. Такое отвлечение, сравнение и сопостав­ление предметов, выделение общего свойства, которое им при­суще, называется абстрагированием, а результаты познания, по­лучаемые в итоге, называются абстракциями. При абстрагирова­нии человек исходит из объективных, действительных свойств объектов и явлений и из их реальных соотношений, фиксирует их действительное, независимое от своего сознания, существу­ющее единство.

В процессе познания наряду с рациональными операциями осу­ществляются и нерациональные. Это не означает, что они несо­вместимы с рациональностью. Нерациональные операции не зависят от воли и сознания человека. Такими нерациональными опе­рациями выступают творчество и интуиция.

Творчеством называется процесс принятия нестандартных ре­шений. Платон называл творчество божественной способностью, родственной особому виду безумия. В христианстве творчество считалось высшим проявлением божественного в человеке. Кант видел в творчестве отличительную черту гения и противопостав­лял творческую деятельность рациональной. С точки зрения Канта, рациональная деятельность, например научная, - удел в луч­шем случае, таланта, но подлинное творчество, доступное вели­ким пророкам, философам или художникам, — всегда удел ге­ния. Некоторые философы относили творчество к сфере бессо­знательного, признавали его несовместимость с рациональным познанием.

Механизмы творчества до сих пор изучены еще недостаточно. Тем не менее, можно с определенностью сказать, что творчество представляет собой продукт биосоциальной эволюции человека. Способность к творчеству представляет собой систему взаимосвя­занных операций, осуществляемых различными участками мозга. С их помощью вырабатываются чувственные образы и абстрак­ции, осуществляется переработка информации, ее хранение в системе памяти, вызов хранимой информации из памяти, груп­пировка и комбинирование различных образов и абстрактных зна­ний и т.д.

Особую роль в переработке информации играет память, т.е. хранение ранее полученной информации. Она включает оператив­ную память, постоянно используемую в познавательной и пред­метно-практической деятельности, краткосрочную память, кото­рая через небольшие интервалы времени может быть задействова­на для решения часто повторяющихся однотипных задач, и долгосрочную память, хранящую информацию, которая может понадобиться через большие интервалы времени для решения относительно редко возникающих проблем.

Деятельность людей целесообразна. Для достижения определен­ной цели приходится решать ряд задач. Одни из них могут быть решены с помощью известных приемов, а другие требуют приня­тия нестандартных решений. В ситуациях, не имеющих аналогов в прошлом, и необходимо творчество. Оно представляет собой ме­ханизм приспособления человека к изменчивому окружающему миру. Поэтому творчество не противоположно рациональности, а выступает ее естественным и необходимым дополнением.

Любой человек в той или иной мере обладает творческими спо­собностями, т.е. способностями к выработке новых приемов дея­тельности, овладению новыми знаниями, формулировке проблем. Каждый ребенок, познавая окружающий мир, овладевая языком, нормами поведения и культурой, по существу, занимается творчеством. Но с точки зрения взрослых, он овладевает уже извест­ным, обучается уже открытому, проверенному. Поэтому новое для индивида не всегда есть новое для общества. Подлинное же твор­чество в культуре, политике, науке и производстве определяется принципиальной новизной полученных результатов в историчес­ких масштабах.

Важнейший компонент творчества представляет интуиция. Древ­ние мыслители рассматривали ее как внутреннее зрение, особую высшую способность ума. Но механизм интуиции никто из них не пояснял.

Современная наука определила, что интуиция включает в себя ряд этапов:

1) накопление и бессознательное распределение образов и аб­стракций в памяти;

2) неосознанное комбинирование и переработка накопленных абстракций, образов и правил в целях решения определенной за­дачи;

3) четкое осознание задачи;

4) неожиданное для человека нахождение решения задачи.

Часто решение приходит тогда, когда человек занят совершен­но другим делом или даже спит. Известно, что Менделеев увидел свою периодическую таблицу элементов во сне. Но этому предше­ствовала долгая упорная работа.

Процесс познания напрямую связан с так называемой право-левой асимметрией мозга: правое и левое полушария выполняют разные функции.

Правое в основном перерабатывает и хранит информацию, вызывающую чувственные образы, левое же осуществляет абст­рагирование, вырабатывает понятия, суждения, придает инфор­мации смысл и значение, формулирует и хранит рациональные правила.

Процесс познания осуществляется в результате взаимодействия операций, выполняемых этими полушариями. Если в случае бо­лезни или травмы связь между ними нарушается, то процесс по­знания становится неполным, неэффективным или вообще не­возможным.

Право-левая асимметрия мозга возникает в процессе воспита­ния и обучения и связана с практической деятельностью. Меха­низм интуиции связан с тем, что разрозненная деятельность по оперированию абстрактными и чувственными знаниями, осуще­ствляемая отдельно левым и правым полушариями, объединяет­ся, что приводит к получению искомого результата, который воспринимается как открытие.

Важнейшие элементы процесса познания — это объяснение и понимание. Они не могут существовать обособленно и должны дополнять друг друга.

Объяснение представляет собой переход от общих знаний к бо­лее конкретным. Оно устанавливает более глубокие и прочные связи между различными системами знаний, что позволяет включать в них новые знания о явлениях природы. Объяснение рассматривает факты, события, процессы, существовавшие в прошлом, позво­ляет осуществлять предвидение и предсказание будущих ситуаций и процессов.

Теория познания различает следующие виды объяснения:

1) структурное объяснение, отвечающее на вопрос, как устро­ен объект;

2) функциональное объяснение, отвечающее на вопрос, как действует и функционирует объект;

3) причинное объяснение, отвечающее на вопрос, почему воз­никло данное явление.

Причем одно и то же явление может объясняться с разных позиций в зависимости от теоретических взглядов.

Для понимания какого-либо явления его нужно объяснить. Но объяснение бывает понятным или непонятным.

Существует особая наука о понимании — герменевтика. В ней сформулированы основные положения процесса понимания. Что­бы понять письменный или устный текст, надо понимать смысл и значение каждого слова, каждого понятия, каждого предложения или текстового отрывка. Но, с другой стороны, чтобы понять эти элементы текста, необходимо понимать смысл и значение содер­жащего их контекста, так как смысл и значение частей зависят от смысла и значения целого. Эта сложная зависимость получила на­звание «герменевтический круг».

Понимание — это длительный и сложный процесс. Мы посто­янно переходим от одного уровня понимания к другому, проходя пять определенных этапов:

1) интерпретация первоначальное приписывание информа­ции смысла и значения;

2) реинтерпретация уточнение и изменение смысла и значе­ния;

3) конвергенция объединение, слияние прежде разрознен­ных смыслов и значений;

4) дивергенция разъединение прежде единого смысла на от­дельные части;

5) конверсия качественное видоизменение смысла и значе­ния, их радикальное преобразование.

Процесс понимания состоит не только в усвоении уже вырабо­танных другими людьми или эпохами знаний, но и в конструиро­вании на основе ряда сложных преобразований принципиально новых знаний, не существовавших ранее. В таких случаях понима­ние носит творческий характер и представляет собой переход от интуитивного мышления к рациональному познанию.

Вопросы и задания

1. Что такое познание? Какие виды познания существуют?

2. В чем сходство и различие знания и информации? Приведите при­меры ситуаций, когда информация становится знанием, а когда — нет,

3. Объясните понятия ощущения, восприятия, образа.

4. В чем различие взглядов на ощущение материалистов и идеалистов?

5. Какова роль языка в процессе познания?

6. В чем состоит значение понятийного аппарата для передачи челове­ческого опыта?

7. Охарактеризуйте понятие творчества. Какую роль оно играет в про­цессе познания?

8. Что такое интуиция? Как протекает этот процесс?

9. Что такое объяснение? Каковы его этапы? В чем состоит взаимо­связь объяснения и понимания?

10. Прочитайте высказывание В.И.Ленина. «Для материалиста "фак­тически дан" внешний мир, образом коего являются наши ощущения. Для идеалиста "фактически дано" ощущение, причем внешний мир объявляется "комплексом ощущений"».

Чем, по его мнению, различаются взгляды материалистов и идеали­стов?

ИСТИНА

Знания, полученные в процессе познания, должны соответ­ствовать окружающей действительности. Только в этом случае эти знания будут полезны человеку. Такие соответствующие действи­тельности знания называют истиной. Чтобы сравнить два предме­та, иногда достаточно просто расположить их рядом. Часто это сделать сложно из-за величины, неподъемности предметов или потому, что они находятся на весьма удаленном расстоянии друг от друга. В этом случае мы сравниваем их образы, сохраненные в памяти, или используем их изображения — фотографии, рисун­ки, макеты и т.д.

Сложнее установить соответствие действительности знаний, выраженных в знаковой форме, например в виде математической формулы. В этом случае надо произвести вычисления или провес­ти опыт.

В окружающем мире определенные процессы происходят не­зависимо от воли человека и от человечества в целом. Знание о таких процессах получило название объективной истины. Действи­тельно, человечество долгое время не знало законов физики, химии, астрономии, но они, тем не менее, существовали и дей­ствовали. С другой стороны, истине присуща и субъективность — в том смысле, что полученные знания становятся достоянием конкретного человека и общества в целом. Несомненно, чувственное познание и воспринятые в его результате образы субъективны. Они зависят от индивида, состояния его нервной системы, усло­вий наблюдения, степени подготовки и т.д. Истинность знания должна быть осознана человеком. Кроме того, истина конкретна, так как подученное в результате познания знание отражает опре­деленный объект действительности. Абстрактных истин, не при­вязанных к предмету познания, не бывает.

Критерием истины выступает практика. Она рассматривается как основа формирования знаний и одновременно как средство проверки их истинности, т.е. выявления меры соответствия зна­ний объективной действительности.

В широком понимании практика включает все виды деятельно­сти человека. Практика подвижна, изменчива и находится в по­стоянном развитии. Меняются виды деятельности, оставшиеся наполняются новым содержанием.

В то же время практика неоднозначна и внутренне противоре­чива. Противопоставляя одни факторы практики другим, можно сделать односторонние, неверные выводы. Ежедневные наблюде­ния за небесными светилами приводят к выводу о том, что Солн­це и Луна вращаются вокруг Земли, что, как известно, не верно. Для доказательства обратного нужно совершить более сложные практические действия и провести расчеты.

Практика выступает основой сознания и вместе с тем включа­ет в себя сознательную деятельность. Осознав ограниченность прак­тики данного периода времени и ее несоответствие интересам большинства народа и целям исторического прогресса, люди в состоянии изменить ее, перейти к практике позитивной, про­грессивной. Только в этом случае изменяющаяся практика может быть основой и критерием развивающегося истинного знания.

Объективная истина не представляет собой нечто застывшее, а выступает как объективное содержание наших знаний, соответ­ствие которых объективному миру проверяется и устанавливается на базе практической деятельности.

Философская теория познания выдвигает следующие тезисы.

1. Объективный мир, отражаемый в знании, постоянно изме­няется и развивается.

2. Практика, на основе которой осуществляется познание, и все задействованные в ней познавательные средства изменяются
и развиваются.

3. Знания, полученные на основе практики и проверяемые ею, постоянно изменяются и развиваются, и, следовательно, в про­цессе постоянных изменений и развития находится и объектив­ная истина.

Таким образом, задача теории познания состоит в изучении того, как развивающееся познание отражает развивающийся мир, соответствует ему и воздействует на него.

Истинное знание, как и сам объективный мир, имеет свой­ство развиваться. В древности люди считали, что Солнце и плане­ты вращаются вокруг Земли. Это утверждение не было истинным знанием, но объективной истиной в этом утверждении было то, что светила движутся. С течением времени астрономические зна­ния расширялись, и на сегодняшний день ученые с максималь­ной точностью вычислили траектории движения планет. Таким образом, каждое новое открытие пополняет объективную истину.

В зависимости от полноты истинных знаний различают отно­сительную и абсолютную истину. Относительная истина — это неполное, неточное знание. Она зависит от конкретных истори­ческих условий, уровня развития науки. В процессе познания от­носительная истина может меняться и дополняться. На разных этапах развития человечества одна относительная истина может сменяться другой, которая более полно выражает объективную истину. Таким образом, исторический процесс познания пред­ставляет собой все более полное и точное познание объективной истины.

Абсолютной истиной называется совершенно полное, точное, (всестороннее, исчерпывающее) знание о каком-либо явлении. Абсолютная истина практически недостижима. Она служит дви­жущей силой познания. Вопрос о возможности достижения абсо­лютной истины с давних времен был предметом философского спора. Ряд философов отрицательно отвечают на этот вопрос. В доказательство они ссылаются на то, что в процессе познания мы имеем дело лишь с относительными истинами. Каждая из них оказывается со временем не вполне точной и полной. Следова­тельно, полное, исчерпывающее знание недостижимо. И чем слож­нее то или иное явление, тем труднее достичь абсолютной исти­ны, т.е. полного, исчерпывающего знания о нем. И тем не менее, абсолютная истина существует. Ее надо понимать как цель, к ко­торой стремится человеческое познание. Каждая относительная истина — это ступенька, шаг, приближающий нас к этой цели.

Таким образом, относительная и абсолютная истины — это лишь разные уровни, или формы, объективной истины. Наше зна­ние всегда относительно, так как зависит от уровня развития об­щества, техники, состояния науки и т.д. Чем выше уровень наше­го познания, тем больше мы приближаемся к абсолютной истине. Но процесс этот может длиться бесконечно, ибо на каждом этапе исторического развития мы открываем новые стороны и свойства окружающего нас мира и создаем о нем все более полные и точ­ные знания. Это — постоянный процесс перехода от одних отно­сительных форм объективной истины к другим. Таким образом, каждая относительная истина содержит в себе долю абсолютной. И наоборот, абсолютная истина — это «предел» бесконечной по­следовательности относительных истин.

Противоположность истины представляет заблуждение не­соответствие знания объективной реальности. Источниками за­блуждения могут быть низкие познавательные способности инди­вида, плохое знание предмета познания, отсутствие специальной подготовки и, как следствие, скоропалительные выводы, отсут­ствие специальных средств познания, а также предубеждения, стереотипы и др. Заблуждения возникают по объективным причи­нам. Так, до момента создания мощного микроскопа невозможно было провести анализ мельчайших частиц.

В то же время ошибочные выводы могут стать следствием и субъективных факторов. Так, неверное истолкование процесса, неправильное практическое действие приводят к ошибкам, т.е. к неистинным выводам. Но субъект познания может по какой-либо причине намеренно искажать действительность, делать заведомо неверные выводы. В этом случае имеет место ложь.

Истина, с одной стороны, и заблуждения, ошибки, ложь — с другой — это те оценки, с помощью которых мы отделяем зна­ния, соответствующие объективной реальности, от знаний, про­тиворечащих ей.

Но эти критерии не являются единственными. Можно выде­лить знания полезные и бесполезные. Причем не всегда полезность и истинность совпадают. Например, если человек знает, что избы­точная радиация опасна для здоровья, и он оказался в зоне ра­диоактивного заражения, ему не нужны знания о свойствах ради­ации, достаточно знания о том, что она несет вред. Истинные знания о поломке прибора не будут нужны, если отсутствуют за­пасные части.

Таким образом, достижение истины — процесс сложный, но интересный и необходимый. Стремясь к истине, человечество по­знает новое, и это способствует его движению по пути социаль­ного прогресс



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 768; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.232 (0.099 с.)