ТОП 10:

Права и обязанности декларанта



Права декларанта

Ст. 187 ТК ТС устанавливает систему прав декларанта, которыми он наделяется при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру. Итак, декларант вправе:

1) осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем;

2) брать пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа при соблюдении условий, установленных законодательством;

3) присутствовать при проведении таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров должностными лицами таможенных органов и при взятии этими лицами проб и образцов товаров;

4) знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами исследований проб и образцов декларируемых им товаров;

5) представлять в соответствии с настоящим Кодексом документы и сведения в виде электронных документов;

6) обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц;

7) привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемых им товарах.

Данный перечень не является исчерпывающим, поскольку в п. 8 рассматриваемой статьи говорится о том, что декларант пользуется иными полномочиями и правами, предусмотренными ТК ТС.

Правомочие осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем, основаны на недопущении нарушения таможенными органами законных интересов лиц, осуществляющих перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Необходимо обратить внимание на то, что в данное право включён новый по сравнению с ранее действующим Таможенным кодексом РФ элемент, а именно возможность совершать грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем. При этом под грузовыми операциями следует понимать операции по транспортировке, взвешиванию или иному определению количества товаров, погрузке, выгрузке, перегрузке, исправлению поврежденной упаковки, вскрытию упаковки, упаковке либо переупаковке товаров и транспортных средств. Грузовые операции производятся наряду с другими операциями и процедурами, необходимыми для таможенного оформления. Такое расширение правомочий декларанта направлено на устранение конфликтных ситуаций, возникающих в отношении товаров, имеющих статус находящихся под таможенным контролем, по поводу реализации права собственности в части владения имуществом.

Как ранее нормой, содержащейся в утратившем силу Таможенном кодексе РФ, так и нормой ТК ТС предусмотрено право декларанта брать пробы и образцы. В процессе осуществления внешнеторговой деятельности может возникнуть объективная необходимость исследования проб и образцов товаров, ввезённых на таможенную территорию таможенного союза. Дабы не затягивать данный процесс, а также в целях соблюдения условий внешнеторгового контракта и защиты своих интересов декларант наделяется соответствующим правом, которое реализуется в порядке, предусмотренном статьёй 155 ТК ТС.

Согласно п.2 ст. 137 ТК ТС, образец - единица товара (продукции), соответствующая структуре, составу и свойствам всей партии, серии товара (продукции), либо единичный объект, представляемый в письменной и иных формах отображения, отбор которого в целях дальнейшего исследования фиксируется в установленном порядке.

Сущность понятия «проба» раскрывается в п.3 ст. 137 ТК ТС. Под пробой понимается товар или часть товара, оптимально необходимая, установленная документацией по стандартизации, характеризующая состав и свойства всего объема представляемого и исследуемого товара.

Так, согласно ч.2 ст.155 ТК ТС взятие проб и образцов товаров заинтересованными лицами производится на основе разрешения таможенного органа, если такое взятие:

1) не затрудняет проведение таможенного контроля;

2) не изменяет характеристик товаров;

3) не влечет за собой уклонение от уплаты таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений.

При этом в законодательстве говорится о том, что на взятые пробы и образцы товаров должна быть подана отдельная декларация, если они не указаны в декларации на товары. Данное положение имеет большое значение для обеспечения полноты таможенного контроля, а также в целях реализации системы управления рисками, что является одним из приоритетных принципов осуществления деятельности таможенных органов, направленной на соблюдение таможенного законодательства.

Право присутствовать при проведении таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров должностными лицами таможенных органов и при взятии этими лицами проб и образцов товаров выступает в качестве гарантии правомочности действий должностных лиц таможенных органов, а также стимула указанным лицам действовать в рамках принципа законности. Кроме того, данное право направлено на защиту интересов собственника товаров.

Поскольку рассматриваемое право декларанта играет большую роль в системе обеспечения прав и законных интересов лиц, осуществляющих перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу, оно упоминается не только в статье ТК ТС, определяющей права декларанта. Так, в соответствии с п.3 ст.115 ТК ТС при изъявлении декларантом желания присутствовать при таможенном осмотре, данная форма таможенного контроля не может проводиться в его отсутствие по решению таможенного органа.

В то же время п.2 ст. 116 ТК ТС устанавливает обязанность должностного лица таможенного органа, уполномоченного проводить таможенный досмотр, уведомить о месте и времени проведения таможенного досмотра декларанта. Декларант вправе по собственной инициативе присутствовать при таможенном досмотре, однако п.4 ст. 116 предусмотрена и его обязанность по требованию должностных лиц таможенного органа присутствовать при таможенном досмотре и оказывать должностным лицам таможенного органа необходимое содействие. Если декларант ненадлежащим образом пользуется данным своим правом или не исполняет возложенную на него обязанность, таможенный досмотр проводится в его отсутствие при неявке декларанта в место таможенного досмотра и в указанное для этого время либо при оставлении на таможенной территории таможенного союза товаров в нарушение таможенной процедуры, предусматривающей их вывоз (п 5 ст. 116 ТК ТС). Таможенный досмотр в таких случаях считается правомочным, если при нём присутствовали двое понятых (п. 6 ст. 116 ТК ТС).

Взятие проб и образцов товаров осуществляется должностными лицами таможенных органов для проведения таможенной экспертизы в целях разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций, если для этого требуются специальные познания (п. 1 ст. 138). При этом пп.3 п.1 ст. 141 ТК ТС также устанавливает право декларанта присутствовать при отборе проб или образцов таможенными органами для проведения экспертизы, а ст. 144 ТК ТС ещё раз подтверждает это право, описывая порядок взятия проб и образцов должностными лицами таможенных органов.

Неизменным осталось право декларанта знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами исследований проб и образцов декларируемых им товаров, которое вытекает из правомочия присутствия при взятии проб и образцов товаров должностными лицами таможенного органа, и которое теряло бы всякий смысл в отсутствие закреплённой законом для декларанта возможности получать информацию о проведённых исследованиях. Так, право знакомиться с результатами исследований проб и образцов товаров, оформленными в виде заключение эксперта закреплено в пп. 2 п.1 ст. 141 ТК ТС.

В условиях стремительного развития информационных технологий, формирования единого информационного пространства в таможенных органах трудно представить процесс таможенного декларирования без предоставления необходимых документов в электронной форме. Электронные документы способствуют не только реализации задач, которые ставит ФТС в области таможенного дела в части его эффективного развития, но и упрощению таможенного оформления для декларанта, поскольку в настоящее время на рынке программных продуктов представлено большое число наименований программ, предназначенных для автоматизации процесса составления таможенной декларации. Это позволяет декларанту экономить время, а также избежать ошибок, вызванных влиянием человеческого фактора (усталостью, невнимательностью, небрежностью).

Право декларанта представлять документы и сведения, необходимые для таможенного декларирования, в электронном виде реализуется в соответствии с нормами, определёнными в ст. 180 и ст. 183 ТК ТС, определяющими общий порядок представления документов при таможенном декларировании. Порядок предоставления и использования таможенной декларации в виде электронного документа определён в Инструкции, утверждённой Решением Комиссии таможенного союза от 08.12.2010.

Право декларанта обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц ранее не прописывалось в ст. 127 Таможенного кодекса РФ, однако, оно очевидно подразумевалось под иными правами декларанта и реализовывалось в рамках системы норм, установленной главой 7 Таможенного кодекса РФ.

В ТК ТС нет отдельной главы, посвящённой институту обжалования решений и действий (бездействий) таможенных органов и их должностных лиц. Это обусловлено тем, что в рамках таможенного союза функционируют не только таможенные органы Российской Федерации, но и Казахстана и Беларуси, а потому унифицировать порядок обжалования было бы довольно проблематично. Поэтому в ст. 9 ТК ТС закреплено право любого лица обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства - члена таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.

Применительно к таможенным органам Российской Федерации и их должностным лицам декларант вправе осуществлять своё право на обжалование в соответствии с положениями главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ, а также главы 3 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», содержащей подробное описание порядка обжалования в сфере таможенного дела. Стоит отметить, что согласно ч.2 ст. 36 данного закона отказ лица от права на обжалование решения, действия (бездействия) таможенного органа или его должностного лица недействителен.

Признаваемое за декларантом право привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемых им товарах также впервые упоминается в перечне прав декларанта. Оно в некоторой степени уравнивает декларанта и должностных лиц таможенных органов, поскольку закрепление данной нормы означает, что привлечение эксперта может осуществляться не только в целях надлежащего выполнения должностными лицами своих обязанностей, но и в целях обеспечения интересов декларанта.

Таким образом, предусмотренный и закреплённый в законодательстве перечень прав декларанта, не являющийся исчерпывающим, всесторонне защищает интересы декларанта в процессе производства таможенного декларирования и совершения иных таможенных операций.

Обязанности декларанта

Второй важной составляющей правового статуса декларанта является перечень обязанностей, возлагаемых на него в соответствии со ст. 188 ТК ТС, к которым относятся следующие:

1) производство таможенного декларирования товаров;

2) представление в таможенный орган документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза;

3) представление декларируемых товаров в случаях, предусмотренных законом, либо по требованию таможенного органа;

4) уплата таможенных платежей и (или) обеспечение их уплаты;

5) соблюдение требований и условий использования товаров в соответствующей таможенной процедуре.

Данный перечень не является исчерпывающим, поскольку в пп. 6 ст. 188 указано, что декларант обязан выполнять помимо перечисленных иные требования, предусмотренные ТК ТС.

Обязанность осуществления таможенного декларирования вытекает из цели приобретения лицом статуса декларанта и возникает при помещении товаров под таможенную процедуру (ч.1 ст.179 ТК ТС). Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации (ч.3 ст. 179 ТК ТС).

Ч. 4 ст. 180 ТК ТС предусмотрена возможность использования в качестве таможенной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов при условии, что они содержат необходимые для выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой сведения, в случае и в порядке, предусмотренном ТК ТС, а также решением Комиссии таможенного союза.

Согласно правилу, которое содержится в ч.1 ст. 183 ТК ТС, подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация. Исходя из этого правила, в ТК ТС установлена обязанность декларанта представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация.

Так, в соответствии со ст. 183 ТК ТС декларант вместе с таможенной декларацией обязан представить в таможенный орган следующие документы:

1) документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию;

2) документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической следки, а в случае отсутствия внешнеэкономической сделки - иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, а также и иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта;

3) транспортные (перевозочные) документы;

4) документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений;

5) документы, подтверждающие соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;

6) документы, подтверждающие страну происхождения товаров;

7) документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;

8) документы, подтверждающие уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей;

9) документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, на применение полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенными процедурами, либо на уменьшение базы (налоговой базы) для исчисления таможенных пошлин, налогов;

10) документы, подтверждающие изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов;

11) документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров;

12) документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля, в соответствии с валютным законодательством государств - членов таможенного союза;

13) документ о регистрации и национальной принадлежности транспортного средства международной перевозки - в случае перевозки товаров автомобильным транспортом при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита.

Законом предусмотрен усечённый перечень необходимых для представления документов при подаче декларации на товары для помещения под таможенную процедуру экспорта товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины.

В случае, если на момент подачи декларантом таможенной декларации не могут быть предоставлены отдельные документы, на основании которых она заполнена, то по мотивированному обращению декларанта таможенный орган разрешает представление таких документов до выпуска товаров, а в случаях, предусмотренных законодательством государств - членов таможенного союза, - после выпуска товаров (ч.3 ст.183 ТК ТС).

Примечательно, что законодательство стран-членов таможенного союза не ограничивает возможность декларанта в выборе языка, на котором представляются документы. Так, ч.7 ст.183 ТК ТС предусмотрено, что таможенные органы могут принимать и использовать при таможенном декларировании документы и сведения, составленные на государственных языках государств - членов таможенного союза и на иностранных языках (в последнем случае таможенный орган вправе потребовать перевод сведений, содержащихся в документах).

Важной гарантией обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза является обязанность декларанта представить декларируемые товары по требованию таможенного органа либо в случаях, предусмотренных законом.

Реализация обязанности декларанта по уплате таможенных платежей происходит в соответствии с порядком, установленным разделом 2 главы 8 ТК ТС. Таможенные платежи включают в себя ввозную и вывозную таможенную пошлину, НДС и акциз, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза, таможенные сборы (ч.1 ст. 70 ТК ТС).

Обязанность декларанта уплатить таможенные платежи состоит не только в производстве расчётной операции, но и в предварительном их исчислении, так как согласно общему правилу, закреплённому в ч.1 ст.76 ТК ТС, таможенные пошлины, налоги исчисляются плательщиками таможенных пошлин, налогов самостоятельно. Иные случаи, когда обязанность по исчислению таможенных платежей не лежит на непосредственном плательщике, определяются таможенным законодательством таможенного союза, а также международными договорами стран-членов таможенного союза.

Обязанность по уплате таможенных платежей возникает в случаях, предусмотренных ТК ТС, а именно:

1) при незаконном перемещении товаров через таможенную границу как при ввозе на территорию таможенного союза, так и при вывозе товаров с данной территории (ст. 81 ТК ТС);

2) при прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза (ст. 161 ТК ТС);

3) при убытии иностранных товаров с таможенной территории таможенного союза (ст. 166 ТК ТС);

4) при временном хранении товаров (ст. 172 ТК ТС);

5) при выпуске товаров до подачи таможенной декларации (ст. 197 ТК ТС);

6) при помещении товаров под таможенные процедуры: выпуска для внутреннего потребления (ст. 211 ТК ТС), экспорта (ст.214 ТК ТС), таможенного транзита (ст. 227, 228 ТК ТС), таможенного склада (ст. 237 ТК ТС), переработки на таможенной территории (ст. 250 ТК ТС), переработки вне таможенной территории (ст. 261 ТК ТС), переработки для внутреннего потребления (ст. 274 ТК ТС), временного ввоза (ст. 283 ТК ТС), временного вывоза (ст. 290 ТК ТС), реэкспорта (ст. 300 ТК ТС), беспошлинной торговли (ст. 306 ТК ТС);

7) при декларировании товаров для личного пользования (ст. 360 ТК ТС).

Основания прекращения обязанности по уплате таможенных платежей определены в ч.2 ст.80 ТК ТС. В соответствии с ней данная обязанность прекращается в случаях:

1) уплаты или взыскания таможенных платежей;

2) помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей, не сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами;

3) уничтожения (безвозвратной утраты) иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки и (или) хранения;

4) если размер неуплаченной суммы таможенных пошлин, налогов не превышает сумму, эквивалентную 5 (пяти) евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, на территории которого возникла обязанность по уплате таможенных платежей, действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов;

5) помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла до регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;

6) обращения товаров в собственность государства - члена таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства;

7) обращения взыскания на товары;

8) отказа в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, в отношении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, возникшей при регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;

9) при признании ее безнадежной к взысканию и списании в порядке, определяемом законодательством государств - членов таможенного союза;

10) возникновения обстоятельств, с которыми закон связывает прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

Помимо рассмотренных обязанностей, декларант также должен соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре, которые установлены ТК ТС.

За неисполнение установленных в отношении декларанта обязанностей, последний несёт ответственность, которая предусматривается ст. 189 ТК ТС.

В целом, законодательная регламентация обязанностей декларанта способствует повышению эффективности таможенного регулирования и таможенного контроля на таможенной территории таможенного союза, а также использованию системы управления рисками должностными лицами таможенных органов.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.220.31 (0.011 с.)