ТОП 10:

Новшества в таможенном законодательстве РФ в части таможенного декларирования товаров и транспортных средств.



В настоящее время происходит упорядочение нормативно-правовой базы в свете образования таможенного союза России, Казахстана и Беларуси и принятия Таможенного кодекса таможенного союза, который заменил Таможенный кодекс Российской Федерации, утративший силу 29 декабря 2010 (за исключением пункта 1 ст. 357.10 Таможенного кодекса РФ) в связи с принятием Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Необходимость изменений в законодательстве объясняется тем, что чёткая формализация и описание таможенных правил сокращают и упрощают процессы, протекающие в сфере таможенного дела, в частности в области таможенного декларирования товаров и транспортных средств, а также сокращают возможность возникновения недопонимания, каких-либо недоразумений и конфликтных ситуаций или вовсе предотвращают их.

Таможенный кодекс таможенного союза и другие нормативные документы нацелены, прежде всего, на формализацию различных направлений таможенной деятельности, как для реализации целей эффективной организации таможенного дела, так и в целях обеспечения выполнения Российской Федерацией международных договоров, составляющих договорно-правовую базу таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, решений органов таможенного союза в сфере таможенного регулирования и таможенного дела.

Кроме того, необходимо принимать во внимание тот факт, что совершенствование нормативно-правовой базы должно отвечать требованиям обеспечения национальной безопасности, способствовать совершенствованию государственного управления, обеспечивать соблюдение прав и законных интересов лиц:

· осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации,

· осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела,

· реализующих права владения, пользования и распоряжения товарами, ввезенными в Российскую Федерацию и вывозимыми из Российской Федерации.

В целом правовое регулирование в области таможенного дела должно создавать условия для развития внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности.

При очевидном нормотворчестве в сфере таможенного дела в период первого года функционирования таможенного союза Российской Федерации, Казахстана и Беларуси по-прежнему действуют некоторые нормативно-правовые акты ведомственного характера, которые не только не адаптированы к нормам Таможенного кодекса таможенного союза (далее ТК ТС) по существу, но и изданы Государственным таможенным комитетом до его преобразования в Федеральную таможенную службу.

Тем не менее, стоит отметить, что многие приказы ФТС были изменены, и в новых редакциях приводятся ссылки не на ранее действующий Таможенный кодекс РФ, а на Таможенный кодекс таможенного союза. Также издавались и новые приказы. В качестве примера можно отметить Приказ ФТС от 3.12.2010 «О местах декларирования отдельных видов товаров» №2330, упорядочивающий места таможенного декларирования товаров, Приказ ФТС от 11.12.2006 «О декларировании отдельных видов товаров» №1298, упрощающий форму предоставления сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, а также сокращающий их перечень в отношении отдельных видов товаров.

В то же время изменений требуют и другие нормативно-правовые акты, входящие в систему законодательства Российской Федерации, но непосредственно не регулирующие общественные отношения в сфере таможенного дела. Например, ч.1 ст. 16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за нарушение порядка прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ помимо пунктов пропуска через Государственную границу РФ, однако в условиях образования и действия таможенного союза корректнее было бы говорить о таможенной территории таможенного союза.

В целом же правовой порядок совершения таможенных операций при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза и вывозе с этой территории соответствует нормативному порядку, применяемому в Российской Федерации до начала функционирования таможенного союза, так как большинство норм действующего российского законодательства соответствуют нормам международного права.

Тем не менее, важно обратить внимание на то, что в переходных положениях ТК ТС содержится норма, закрепляющая декларирование товаров по принципу национального резидентства. Согласно ст. 368 ТК ТС до издания отдельного решения Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств - членов Таможенного союза декларация на товары будет подаваться таможенным органам страны, где зарегистрировано либо постоянно проживает лицо, являющееся декларантом. Таким образом, российские юридические лица и индивидуальные предприниматели будут декларировать товары только таможенным органам Российской Федерации. Это связано с тем, что в ТК ТС пока унифицируется только таможенное законодательство, а иные виды законодательства (гражданское, банковское, налоговое) остаются национальными. Однако данное переходное нормативное положение не распространяется на физических лиц, перемещающих товары для личного пользования, а также на таможенную процедуру таможенного транзита.

Помимо уже отмеченных особенностей таможенного декларирования товаров и транспортных средств, следует обратить внимание ещё на один важный для декларанта аспект. Отдельные нормативные положения ТК ТС направлены на упрощение порядка совершения таможенных операций в целях стимулирования инновационной активности организаций. Эти нормы предусматривают существенное сокращение общего двухдневного срока выпуска вывозимых товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, - до четырех часов с момента регистрации таможенной декларации.

В два раза сокращен и объем правовых документов, представляемых экспортерами для помещения под таможенную процедуру экспорта товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины. Теперь необходимо представить:

1) документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию;

2) документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки либо право владения, пользования и (или) распоряжения товарами не в рамках такой сделки, и иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта;

3) транспортные или перевозочные документы;

4) документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений;

5) документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД);

6) документы, подтверждающие уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей;

7) документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля в соответствии с валютным законодательством государств - членов таможенного союза.

Документы, подтверждающие таможенную стоимость товаров, не включены в указанный выше перечень. Поскольку перечень документов, необходимых для таможенного декларирования, определен непосредственно в ТК ТС, уполномоченным таможенным органам запрещено требовать от таможенного декларанта дополнительные документы при декларировании помещаемых под таможенную процедуру экспорта товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины.

Итак, в настоящее время происходит становление новой нормативно-правовой базы в области таможенного дела, в частности, в сфере таможенного декларирования товаров и транспортных средств, что, в свою очередь, обуславливает изменения в правовом статусе декларанта.

Декларант

Согласно п.6 ч.1 ст. 4 ТК ТС, декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары. Данное понятие было закреплено и в Таможенном кодексе РФ (п. 15, ч. 1, ст.11) и является обобщающим в таможенном праве. Существенное различие в его толковании в соответствии с ранее и ныне действующим законодательством заключается в том, что в Таможенном кодексе РФ оговаривалось условие, согласно которому декларантом могло быть только российское лицо за рядом исключений.

В настоящее время сущностная характеристика понятия «декларант» законодательством не определена, речь идет лишь о том, кто может быть декларантом. Причём, в смежных с таможенным отраслях права принято руководствоваться тем пониманием данного термина, которым оперируют таможенные органы при осуществлении таможенного декларирования товаров и транспортных средств.

В соответствии с ч.1 ст. 210 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» декларантом товаров могут быть:

1) юридическое лицо с местом нахождения в Российской Федерации, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации,

2) физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя и постоянно проживающее в Российской Федерации,

3) физическое лицо, имеющее постоянное место жительства в Российской Федерации, обладающее признаками, предусмотренными подпунктом 1 статьи 186 Таможенного кодекса таможенного союза.

Прежде всего, следует обратить внимание на то, что пп.1 ст.186 закрепляет статус декларанта за любым лицом государства-члена таможенного союза, которое заключило внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена или которое имеет право владения, пользования и (или) распоряжения товарами - при отсутствии внешнеэкономической сделки.

При этом следует руководствоваться нормами национального гражданского законодательства. Стоит акцентировать тот факт, что в ч.1 ст. 126 Таможенного кодекса РФ непременным условием статуса декларанта являлось правомочие распоряжаться товарами на территории Российской Федерации, а согласно ч. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ[1] данное правомочие является неотъемлемым атрибутом права собственности, из чего следует, что определяющим для декларанта свойством было наличие у него права собственности на товар. Однако в Письме ФТС от 05.11.2008 № 01-11/46126 давались разъяснения, которые позволяли заключить, что в качестве декларанта может выступать лицо, не обладающее правом собственности.

Из текста пп.1 статьи 186 ТК ТС не вытекает необходимость наличия права собственности на товар, чтобы считаться декларантом. Это обстоятельство исключает потребность в дополнительных разъяснениях от уполномоченных в области таможенного дела органов. Следовательно, выступать в регулируемых таможенным правом отношениях при перемещении товаров и транспортных средств в качестве декларанта может не только лицо, обладающее правом собственности на товар, но и посредник.

Однако в силу того, что норма Таможенного кодекса таможенного союза, определяющая круг лиц, имеющих право декларировать товары от своего имени, действует меньше года, лицам, пользующимися услугами посредников следует более ответственно относиться к договорам, заключаемым с посредником, дабы избежать возможных проблем на таможне.

Для этого в договоре с агентом необходимо обязательно указывать, что он действует от своего имени (договор с комиссионером такого уточнения не требует, поскольку последний действует от своего имени и согласно п.2 ч.1 ст.990 Гражданского кодекса РФ приобретает права и становится обязанным по совершаемой им сделке).

Также не следует включать в договор (агентский или договор комиссии) условия, дополнительно ограничивающие права посредника на товар по сравнению с теми, что установлены действующим таможенным законодательством, в том числе предусматривать ограничения прав посредника в отношении ввозимого товара, которые могут расцениваться как влияющие на цену сделки.

Законом установлено, что в порядке исключения декларантами могут признаваться иностранные лица, обладающие определёнными признаками. Так, в качестве декларантов согласно пп.2 ст. 186 ТК ТС признаются следующие категории иностранных лиц:

1) физические лица, перемещающее товары для личного пользования;

2) лица, пользующиеся таможенными льготами в соответствии с нормами ТК ТС;

3) организация, имеющая представительство, созданное на территории государства - члена таможенного союза в установленном порядке, - при заявлении таможенных процедур временного ввоза, реэкспорта, а также таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления только в отношении товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств;

4) лица, имеющие право распоряжаться товарами не в рамках сделки, одной из сторон которой выступает лицо государства - члена таможенного союза.

Пп. 3 ст. 186 установлено, что для заявления таможенной процедуры таможенного транзита, помимо обозначенных выше категорий лиц, таможенным декларантом может быть перевозчик (в том числе и таможенный перевозчик), а также экспедитор, если он является лицом государства-члена Таможенного союза.

В соответствии со стандартным правилом 3.7 Генерального приложения к Киотской конвенции декларантом должно признаваться любое лицо, обладающее правом распоряжаться товаром. При этом в разъяснении Всемирной таможенной организации отмечено, что указанное стандартное правило не должно пониматься как относящееся исключительно к собственнику товара, но толковаться в широком смысле и пониматься настолько широко, насколько это допускает национальное законодательство, с тем, чтобы в качестве декларанта могли выступать также третьи лица, действующие от имени собственников, включая получателей, перевозчиков, агентов.

Особое внимание следует обратить на соотнесение статусов декларанта и таможенного представителя. Институт таможенного представителя имеет в российском законодательстве сравнительно долгую историю, но споры относительно статуса этого субъекта права продолжаются до сих пор. Особенно актуальным этот вопрос является в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса таможенного союза.

Анализируя содержание института таможенного представителя в соответствии с ранее действующим Таможенным кодексом РФ и Таможенным кодексом таможенного союза, можно заключить, что брокер был вправе действовать от своего имени и за счет клиента, в то время как в настоящее время законодатель в принципе стремится отделить статус таможенного представителя от статуса представляемых лиц – декларантов.

Различия в статусах таможенного представителя и декларанта состоят, в основном, в области их обязанностей и ответственности, поскольку, в силу ст. 15 ТК ТС, при совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами. Обязанности таможенного представителя при совершении таможенных операций обусловлены требованиями и условиями, установленными в отношении таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру.

В настоящее время рынок услуг распространяется и на осуществление таможенного декларирования. Существует множество организаций, предлагающих полный комплекс услуг по таможенному декларированию и международным перевозкам.

Результатом нынешнего экономического положения в стране и мире стало то, что многие компании-участники внешнеэкономической деятельности (далее ВЭД) вынуждены сокращать свои расходы по многим направлениям своей деятельности. Это коснулось и работы участников ВЭД с пунктами таможенного контроля. Одним из выходов стало принятие в штат компании специалистов на должность таможенного декларанта. В большинстве случаев такой шаг позволяет сократить расходы на растаможивание грузов и снизить возможные риски.

Итак, подводя итог сказанному выше, можно сделать вывод о том, что со вступлением в силу Таможенного кодекса таможенного союза понятие декларанта кардинально изменилось, став более обширным, то есть охватывающим больший круг лиц, чем прежде. Такие изменения коснулись признаков гражданства и права собственности на товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу таможенного союза.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.220.21 (0.008 с.)