ТОП 10:

Таможенное декларирование товаров для личного пользования.



Таможенное декларирование товаров для личного пользования, за исключением пересылаемых в международных почтовых отправлениях и помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации (ПТД) (Форма пассажирской таможенной декларации, Порядок ее заполнения, подачи и регистрации определяются решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 287 "Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и Порядка заполнения пассажирской таможенной декларации").

Физическое лицо вправе по своему желанию произвести декларирование товаров для личного пользования, не подлежащих таможенному декларированию в письменной форме, с использованием ПТД.
Отметим, что заявление физическим лицом таможенному органу сведений о перемещаемых товарах и иных сведений, необходимых для выпуска товаров, - это таможенное декларирование.

В соответствии с п. 3 ст. 179 ТК ТС таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации. В то же время ст. 98 ТК ТС указывает, что декларант, кем и является физическое лицо, обязан "представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах".
В то же время ст. 3 Соглашения от 18 июня 2010 г. "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" содержит формулировку о том, что отнесение товаров к товарам для личного пользования осуществляется на основании "заявления физического лица о перемещаемых товарах в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации".
В этой связи не совсем понятно, что представляет собой заявление физического лица о перемещаемых товарах в устной форме. По нашему мнению, требуется привести в соответствие таможенное законодательство, позволяющее единообразно интерпретировать формы таможенного декларирования. Следует согласиться с О.Ю. Бакаевой, которая отмечает, что с принятием ТК ТС исключены устная и конклюдентная формы декларирования. В свою очередь, некоторые авторы, до сих пор определяя перемещение товаров для личного пользования как "специальную таможенную процедуру", утверждают, что "таможенным законодательством предусмотрено как устное, так и письменное декларирование товаров, перемещаемых через границу страны Таможенного союза". Хотя, на чем основывается такое утверждение, не поясняется.

На основании п. 2 ст. 6 Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через ТГ ТС и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском в местах прибытия на ТТ ТС или убытия с ТТ ТС, может применяться система двойного коридора.
При этом "зеленый" коридор является специально обозначенным местом, предназначенным для перемещения физическими лицами через таможенную границу в сопровождаемом багаже товаров для личного пользования, не подлежащих таможенному декларированию, при одновременном отсутствии у таких лиц несопровождаемого багажа, а "красный" коридор - является специально обозначенным местом, предназначенным для перемещения физическими лицами через таможенную границу в сопровождаемом багаже товаров, подлежащих таможенному декларированию, а также товаров, в отношении которых осуществляется декларирование по желанию физического лица.

Требования, применяемые к обустройству системы двойного коридора в местах прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза и убытия с этой территории, утверждены решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 259 (решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 259 "О требованиях, применяемых к обустройству системы двойного коридора в местах прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза и убытия с этой территории"). Помимо этого, Приказом ФТС России от 9 августа 2010 г. N 1471 определен Перечень мест прибытия на таможенную территорию Таможенного союза или убытия с этой территории, в которых применяется система двойного коридора (Приказ ФТС России от 9 августа 2010 г. N 1471 "Об определении Перечня мест прибытия на таможенную территорию Таможенного союза или убытия с этой территории, в которых применяется система двойного коридора, а также порядка его формирования").

Если с "красным" коридором все понятно - декларирование осуществляется в письменной форме, то представляется затруднительной квалификация действий физических лиц в "зеленом" коридоре. На наш взгляд, требуется разъяснение ФТС России по этому поводу. Особенно в отношении того, является ли нахождение физического лица в "зеленом" коридоре свидетельством того, что им выполнены необходимые действия и операции по заявлению сведений таможенному органу. Если да, то с какого момента: с момента входа в "зеленый" коридор или в момент выхода из него. Напомним, что ранее существовала иная проблема для таможенных органов. После того как физическое лицо производило декларирование в конклюдентной форме (т.е., по сути, проходило по "зеленому" коридору), должностными лицами таможенных органов перед проведением таможенного контроля этому физическому лицу предлагалось заявить сведения в письменной форме путем подачи ПТД. Подобные действия сотрудников таможенных органов признавались судами неправомерными, поскольку лицо уже произвело декларирование товара в конклюдентной форме.
Все вышесказанное означает, что комплексная разработка проблемы, избранной в качестве предмета настоящего исследования, обусловливает проведение дальнейших изысканий в этом направлении. Отмеченные в данной статье, на наш взгляд, недостатки таможенного законодательства должны быть устранены, что позволит избежать проблем и трудностей, возникающих при перемещении товаров для личного пользования.

 

Семестр

Лекция 1. Общие положения о таможенных процедурах

В целях таможенного регулирования в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС, ст. 202 комментируемой главы установлены виды таможенных процедур.

В соответствии со ст. 4 комментируемого Кодекса изменения (с даты его вступления в действие), которые произошли в таможенной терминологии, - понятие "таможенный режим" заменено на "таможенная процедура".

Условия помещения под таможенные процедуры "свободная таможенная зона" и "свободный склад" устанавливаются международными договорами государств - членов ТС*(153). КТС устанавливает порядок формы общего реестра владельцев свободных складов государств - членов ТС и порядок его ведения и формирования*(154).

Специальная таможенная процедура устанавливается законодательством государства - члена ТС в соответствии с условиями и в отношении категорий товаров, определенных решением Комиссии ТС*(155).

Товары, перемещаемые в рамках взаимной торговли между государствами - членами ТС (как товары ТС), не будут помещаться под таможенную процедуру экспорта и выпуска для внутреннего потребления, что уменьшит финансовую нагрузку на лиц, осуществляющих коммерческую деятельность на территории ТС.

Нововведением комментируемого Кодекса является возможность помещения товаров под две таможенные процедуры одновременно - экспорта и таможенного транзита.

Предусмотренная ТК РФ процедура внутреннего таможенного транзита исключена. Товары, перевозимые по таможенной территории ТС, в том числе перевозимые от одного внутреннего таможенного органа до другого внутреннего таможенного органа, должны быть помещены под таможенную процедуру таможенного транзита.

Лицо вправе изменить выбранную таможенную процедуру на другую в соответствии с комментируемым Кодексом.

Днем помещения товаров под таможенную процедуру считается день выпуска товара таможенным органом в порядке, установленном гл. 28 комментируемого Кодекса.

Обязанность подтверждения соблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру, а также ответственность за несоблюдение их возлагается на декларанта.

Каждая из глав комментируемого Кодекса, регламентирующих вопросы помещения товаров под таможенные процедуры, включает статью "Возникновение, прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и срок их уплаты в отношении товаров помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру", а при необходимости и статьи, определяющие особенности применения таможенных пошлин, налогов.

Указанные статьи более детально регламентируют правила применения таможенных пошлин, налогов, определяя такие существенные аспекты правового регулирования таможенных платежей, как моменты возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, лиц, на которых возлагается обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, т.е. плательщиков, а также сроки уплаты таможенных пошлин, налогов.

В отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации в соответствии со ст. 190 комментируемого кодекса.

Вопросы прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, а также сроков их уплаты следует рассматривать в разрезе конкретных таможенных процедур.

В целях подтверждения вывоза товаров, помещаемых под таможенные процедуры экспорта, переработки вне таможенной территории, временного вывоза и реэкспорта, с таможенной территории ТС в случаях, когда выпуск в соответствии с указанными процедурами осуществлялся в одном государстве - члене ТС, а вывоз осуществлялся с территории другого государства - члена ТС, разработан Порядок подтверждения таможенным органом, расположенным в месте убытия, фактического вывоза товаров*(156). Согласно указанному Порядку таможенный орган, расположенный в месте убытия, формирует реестр таможенных деклараций в бумажном виде и в электронной форме и в течение 10 дней с момента убытия товаров с таможенной территории ТС направляет его в таможенный орган государства - члена ТС, уполномоченный на сбор, обработку и передачу реестров и таможенных деклараций.

Решением КТС*(157) по сравнению с законодательством РФ расширены перечни товаров, запрещенных к помещению под ту или иную таможенную процедуру.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.78.142 (0.005 с.)