Применение таможенного режима уничтожения в отношении товаров, уничтоженных вследствие аварии или действия непреодолимой силы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Применение таможенного режима уничтожения в отношении товаров, уничтоженных вследствие аварии или действия непреодолимой силы



1. Таможенный режим уничтожения может применяться в отношении то­варов, которые оказались уничтожены, безвозвратно утеряны либо повреждены вследствие аварии или действия непреодолимой силы.

2. При помещении уничтоженных или поврежденных товаров под тамо­женный режим уничтожения применяются положения пункта 1 статьи 244 и статьи 247 настоящего Кодекса.

Таможенный режим уничтожения может быть применен в отношении товаров, уничтоженных вследствие аварии или действия непреодолимой силы. Комментируемая норма в целом соответствует стандартному правилу 3.44, содержащемуся в главе 3 Протокола изменений к Международной кон­венции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (26 июня 1999 г., Брюссель). В соответствии с упомянутым стандартным правилом «в случаях, когда товары не выпущены для свободного обращения или когда они не помещены под другую таможенную процедуру и при условии, что не выявлено никаких правонарушений, соответствующему лицу не предъявля­ется требование уплаты таможенных пошлин и налогов или уплаченные им таможенные пошлины и налоги подлежат возврату в следующих случаях:

— если по просьбе заинтересованного лица такие товары под таможен­ным контролем и с разрешения таможенной службы передаются государст­ву или уничтожаются либо доводятся до состояния утраты коммерческой

ценности, причем все связанные с этим затраты относятся за счет заинтере­сованного лица...»

К сожалению, законодатель в комментируемой статье ТК РФ не добавил требования установления факта утраты или уничтожения товаров в резуль­тате аварии или действия непреодолимой силы надлежащим способом, при­знаваемым таможенным органом.

Документирование факта уничтожения товара вследствие аварии или действия непреодолимой силы играет особую роль при принятии решения о возможности помещения таких товаров под таможенный режим уничто­жения. Так, например, факт уничтожения или безвозвратной утраты товара может подтвердить консул через совершение таких нотариальных действий,, как обеспечение доказательств и совершение морских протестов (ст. 45: Консульского устава СССР1). Соответствующие полномочия российского: консула за рубежом подтверждены в ст. 38 Основ законодательства РФ о но­тариате (утверждены Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 г. № 4462-1)2., В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 7 июля 1993 г. № 5340-1 «О тор­гово-промышленных палатах в Российской Федерации» обстоятельства форс-мажора вправе свидетельствовать Торгово-промышленная палата РФ.

Следует отметить, что действующее законодательство не содержит чет­ких определений таких ключевых понятий в контексте комментируемой статьи, как «авария» и «непреодолимая сила».

Упоминание непреодолимой силы содержится в ст. 202 и 401 ГК РФ. Пол непреодолимой силой понимается чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство. При этом действующее законодательство' не содержит перечня таких обстоятельств.

Не существует также общепринятого определения аварии. Таковое со­держится, например, в Кодексе торгового мореплавания РФ (ст. 284)4, Пра­вилах дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 10905, где термин «авария» употребляется в од­ном ряду с термином *д ор о жн о -транспортное происшествие». В Положе­нии о порядке применения Конвенции МДП 1975 г., утвержденном Прика­зом ГТК России от 18 мая 1994 г. № 206, дорожно-транспортными происше­ствиями (ДТП) считаются случайные обстоятельства, повлекшие повреждения грузовых отделений транспортных средств или таможенных печатей и пломб (п. 13.1).

В Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с приме­нением книжки МДП от 14 ноября 1975 г. установлено (ст. 41): «Если тамо­женные органы признают достаточными доказательства того, что груз, ука­занный в манифесте книжки МДП, погиб или безвозвратно потерян в ре­зультате дорожно-транспортного происшествия или при обстоятельствах, вызванных непреодолимой силой, или что недостача является результатом

причин, свойственных грузу, то они освобождаются от уплаты обычно при­читающихся сборов».

Порядок взаимодействия таможенного органа и перевозчика, исполь­зующего процедуру МДП, при наступлении дорожно-транспортного проис­шествия (ДТП) определен в Положении о порядке применения Конвенции МДП 1975 г., утвержденном приказом ГТК России от 18 мая 1994 г. № 2061 (раздел 13).

В соответствии с п. 2 комментируемой статьи товары, которые оказа­лись уничтоженными, безвозвратно утерянными или поврежденными вследствие аварии и действия непреодолимой силы, могут быть помещены под таможенный режим уничтожения, если их нельзя восстановить в перво­начальном состоянии экономически выгодным способом (п. 1 ст. 244 ТК РФ).

Поскольку под таможенный режим уничтожения могут быть помещены товары, которые в результате аварии или действия непреодолимой силы оказались не только уничтоженными (безвозвратно утерянными), но и по­врежденными, встает вопрос о правовом регулировании образовавшихся от­ходов. Режим в отношении отходов установлен в ст. 247 ТК РФ (см. коммен­тарий к ст. 247 ТК РФ).

В отношении отходив, образовавшихся в результате уничтожении ино­странных товаров, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, как если бы указанные отходы были ввезены на таможенную территорию Российской Феде­рации в этом состоянии, за исключением случаев, когда указанные отходы вы­везены с таможенной территории Российской Федерации или переработаны в состояние, непригодное для их дальнейшего коммерческого использования на таможенной территории Российской Федерации, и не могут быть восстановле­ны в первоначальное состояние экономически выгодным способом.

Отходы, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, на­логи, подлежат декларированию.

2. Для целей взимания таможенных пошлин, налогов отходы рассматрива­ются как товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федера­ции.

3. Таможенная стоимость отходов определяется по правилам, предусмот­ренным статьей 183 настоящего Кодекса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.239.46 (0.006 с.)