Таможенные пошлины и налоги при реимпорте товаров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Таможенные пошлины и налоги при реимпорте товаров



Как уже отмечалось, при обратном ввозе товаров в соответст­вии с режимом реимпорта, таможенные пошлины и налоги не взимаются (ст. 32 ТК РФ).

В п. 3.8-3.9 Положения о таможенном режиме реимпорта то­варов установлен порядок уплаты НДС и акцизов в случае, если реимпортируемые товары ввозились с российской территории после 1 января 1992 г., т.е. после даты, когда было установлено обложение ввозимых (вывозимых) товаров косвенными налога­ми. Данные нормы Положения о таможенном режиме реимпорта товаров не противоречат ст. 32 ТК РФ, поскольку в этой статье устанавливается освобождение реимпортируемых товаров от уп­латы НДС и акцизов в связи с их ввозом на таможенную террито­рию Российской Федерации. В положении же предусматривается не уплата, а «обратное изъятие» сумм НДС и акцизов, которые были возвращены либо от которых товары были освобождены в связи с их экспортом (вывозом). В ТК РФ предусмотрено, что при реимпорте товаров лицо, перемещающее товары, возвращает суммы, полученные в качестве выплат или в результате иных льгот, предоставленных при вывозе товаров (ст. 34). При этом подлежащие возврату суммы НДС и акцизов уплачиваются по ставкам, действовавшим на момент вывоза товаров, а таможенная стоимость для исчисления указанных сумм определяется на день принятия ГТД, в соответствии с которой товары помещаются под режим реимпорта.

Дополнительные разъяснения, касающиеся уплаты (возврата) сумм налогов, были даны в письмах ГТК России от 4 января 1994г. №01-13/25 и от 14 июня 1995 г. №01-13/830). В них, в частности, указывается, что декларантом уплачиваются суммы НДС в случае, если в связи с экспортом товаров суммы НДС бы ли возвращены либо товары были освобождены от НДС (если реимпортируемые товары являются подакцизными, в базу для исчисления НДС включается и сумма акциза, исчисленная по ставкам, применяемым в от­ношении ввозимых в Россию товаров). При представлении в таможенный орган документов, подтверждаю­щих, что такого возврата или освобождения в связи с экспортом не производилось (например, экспорт в страны - участницы СНГ), суммы НДС не взимаются.

ГТК России в отдельных случаях может устанавливать осо­бый порядок уплаты таможенных платежей. Так, в отношении помещаемых под режим реимпорта отдельных видов машинно-технической продукции (приказ ГТК России от 26 марта 1996 г. № 147 «06 утверждении Положения о таможенном оформлении товаров, условно выпускаемых в соответствии с таможенным режимом выпуска для свободного обращения и используемых при изготовлении поставляемой на экспорт машинно-техни­ческой продукции»), действует порядок уплаты таможенных пла­тежей, предусмотренный распоряжением ГТК России от 29 июня 1999 г. №01-14/794.

Согласно ст. 34 ТК РФ при реимпорте товаров возвращаются уплаченные суммы вывозных таможенных пошлин, а также нало­га на экспорт, который взимался в бывшем СССР в соответствии с Законом СССР от 14 июня 1990 г. «О налогах с предприятий, объединений и организаций». При помещении под таможенный режим реимпорта только части партии экспортированных това­ров возврат уплаченных сумм (вывозных таможенных пошлин, налога на экспорт) производится по количественному отношению этой части к партии экспортированных товаров.

Возврат указанных сумм осуществляется таможенным орга­ном только при одновременном соблюдении следующих условий:

1) обратный ввоз в Россию реимпортируемых товаров осуще­ствляется в течение трех лет с момента их вывоза;

2) товары вывозились и ввозятся одним и тем же лицом, уп­латившим вывозную пошлину или налог на экспорт либо в инте­ресах которого такие платежи были осуществлены. При этом данное лицо должно до истечения одного года с даты принятия ГТД, по которой товары помещаются под режим реимпорта, по­дать в таможенный орган заявление о возврате указанных сумм;

3) в таможенный орган представлен экземпляр экспортной ГТД, на основании которой начислялись и уп­лачивались вывозные таможенные пошлины и налог на экспорт, а также письменное подтверждение таможенного органа, которому уплачивались эти платежи (или его правопреемника), об их фак­тическом поступлении на счета таможенных органов или непо­средственно в бюджет;

4) налог на экспорт был уплачен таможенным органам, распо­ложенным на территории России.

При этом возврату подлежат только фактически уплаченные суммы таможенной пошлины и налога на экспорт. Возврат сумм пени, платы за просрочку не производится. Возвращаемые суммы не индексируются, проценты с них не начисляются.

Выплата производится в валюте Российской Федерации неза­висимо от того, в какой валюте были уплачены таможенные по­шлины и налог на экспорт. Если платеж был произведен в ино­странной валюте, курс которой котируется Центральным банком РФ, пересчет иностранной валюты в валюту Российской Федера­ции производится по курсу Центрального банка РФ, действую­щему на день принятия таможенной декларации с заявленным таможенным режимом реимпорта. Если платеж был произведен в иной иностранной валюте, ее пересчет в рубли осуществляется по курсу, действовавшему на день уплаты платежа. Обеспечение возврата указанных сумм возлагается на таможенные органы. В каждом конкретном случае это является непосредственной обя­занностью таможенного органа, который проводит таможенное оформление товаров, помещаемых под режим реимпорта.

 


Тема 11. Содержание таможенного режима и платежи в таможенном режиме «Отказ в пользу государства».

Отказ в пользу государства - таможенный режим, при котором товары без­возмездно передаются в федеральную собственность без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой дея­тельности.

Под отказом в пользу государства в ТК РФ понимается таможенный ре­жим, при котором товары безвозмездно передаются в федеральную собст­венность без уплаты таможенных платежей, а также без применения к това­рам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулирования внешнеторговой деятельности. Освобождение товаров, помещаемых под та­моженный режим отказа в пользу государства, от уплаты НДС и акцизов подтверждается также и в НК РФ (п. 1 ст. 151 и п. 1 ст. 185).

Положения ТК РФ о таможенном режиме отказа в пользу государства в целом соответствует международно-правовым стандартам по данному во­просу. В главе 3 Протокола изменений к Международной конвенции об уп­рощении и гармонизации таможенных процедур (Брюссель, 26 июля 1999 г.) содержится правило 3.44, которое гласит: «В случаях, когда товары не выпу­шены для свободного обращения или когда они не помещены под другую таможенную процедуру и при условии, что не выявлено никаких правонару­шений, соответствующему лицу не предъявляется требование уплаты тамо­женных пошлин и налогов или уплаченные им таможенные пошлины и на­лога подлежат возврату в следующих случаях:

- если по просьбе заинтересованного лица такие товары под таможен­ным контролем и с разрешения таможенной службы перелаются государст­ву или уничтожаются, либо доводятся до состояния утраты коммерческой ценности, причем все связанные с этим затраты относятся за счет заинтере­сованного лица...»

Использование режима отказа от товара в пользу государства, так же как и режима уничтожения товаров, напрямую связано с невозможностью или неэффективностью реализации иностранного товара на российском рынке. Внешнеторговая практика чаще всего сталкивается со случаями отказа от товара в пользу государства в связи со значительным повышением ставок таможенных платежей. Резкое увеличение размера таможенных платежей может сделать иностранный товар неконкурентоспособным по сравнению с аналогичной продукцией отечественного производства. К такому же ре­зультату могут привести и непредвиденные длительные транспортные про­стои при морских и железнодорожных перевозках. Штрафы, уплачиваемые железной дороге, портовой администрации, ведут к значительному удоро­жанию товара. Определив рентабельность внешнеторговой сделки в изме­нившихся условиях (с учетом новых таможенных тарифов, штрафов транс­портным организациям и т. д.), импортер может посчитать нецелесообраз­ной реализацию товара на российском рынке.

Если вывоз такого товара с таможенной территории РФ также оказыва­ется невыгодным, участник внешнеторговой деятельности, смирившись с потерей товара, стремится свести материальные убытки к минимуму и ос­вободиться от таможенных платежей. Для этого он может выбрать таможен­ные режимы отказа от товара в пользу государства или уничтожения товара.

Первый, как правило, выглядит предпочтительнее. Безвозмездная пере­дача товара в собственность государства может положительно сказаться на деловой репутации импортера. Кроме того, уничтожение товара произво­дится за счет заинтересованного в этом лица и приводит при прочих равных условиях к дополнительным для него расходам.

Условия помещения товаров под таможенный режим

1. Отказ от товаров в пользу государства не должен повлечь для государственных органов Российской Федерации какие-либо расходы, которые не мо­гут быть возмещены за счет средств, вырученных от реализации товаров.

2. Под таможенный режим отказа в пользу государства не могут поме­щаться товары, оборот которых запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Конкретный перечень товаров, которые не могут быть помешены под таможенный режим отказа в пользу государства, устанавливается Правитель­ством Российской федерации.

Важнейшим условием помещения товаров под таможенный режим от­каза в пользу государства является соблюдение принципа материальной вы­годы для государства от использования режима отказа.

Принцип материальной выгоды означает, что таможенный орган отка­зывает в предоставлении режима отказа в пользу государства, если:

1) выручка от продажи товаров не сможет покрыть расходов таможен­ного органа, связанных с их реализацией;

2) возможность реализации товаров таможенными органами невоз­можна либо ограничена (оборудование узкоспециализированного назначе­ния; товары, сроки реализации которых менее 6 месяцев, и т. п.).

Законодатель освобождает государство от возможных расходов на этапе до обращения товаров в федеральную собственность. Так, таможенные орга­ны не возмещают перевозчику, владельцу склада временного хранения {та­моженного склада) или иным лицам каких-либо расходов, связанных с транспортировкой, хранением товаров, проведением грузовых и иных опе­раций с ними в процессе таможенного оформления и таможенного контро­ля за этими товарами в таможенном режиме отказа от товара в пользу госу­дарства. Декларант, избравший таможенный режим отказа от товара в пользу государства, обеспечивает доставку товаров в место, определенное таможен­ным органом, до начала таможенного оформления товаров в соответствии с режимом отказа от товара в пользу государства и оплачивает все расходы, связанные с транспортировкой, хранением, проведением грузовых и иных операций с товарами, помещаемыми под таможенный режим отказа от то­вара в пользу государства, до дня составления инвентаризационной описи.

Иными словами, применение данного таможенного режима не должно повлечь для государственных органов каких-либо расходов, которые не смо­гут быть покрыты за счет средств, вырученных от реализации товаров.

Под таможенный режим отказа в пользу государства могут быть поме­щены товары, оборот которых не запрещен в соответствии с законодатель­ством РФ. Соответственно, не могут быть помещены под рассматриваемый режим наркотические средства, оружие и некоторые другие товары.

Перечень конкретных товаров, которые не могут быть помещены пол таможенный режим отказа в пользу государства, устанавливается Прави­тельством РФ.

Статус товаров, от которых лицо отказалось в пользу государства

1. Товары, помещенные под таможенный режим отказа в пользу государст­ва, обращаются в федеральную собственность в соответствии е настоящим Ко­дексом.

2. С момента передачи товаров, от которых лицо отказалось в пользу госу­дарства, таможенным органам указанные товары имеют для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Рос­сийской Федерации.

При помещении товаров под таможенный режим отказа в пользу госу­дарства товары подлежат декларированию путем представления в таможен­ный орган грузовой таможенной декларации, заполненной в соответствии с правилами ее заполнения при декларировании товаров, помещаемых подданный режим. Одновременно с грузовой таможенной декларацией пред­ставляются и другие документы, например:

— грузовые и товаросопроводительные документы на товары (соглаше­ния, в соответствии с которыми товары перемещаются через таможенную границу РФ, накладные, коносаменты, спецификации, счета-фактуры и т. д.);

— разрешения других федеральных органов исполнительной власти, если товары, ввезенные на таможенную территорию РФ, подлежат контро­лю со стороны этих органов;

— разрешение Минфина России, если товары были ввезены на тамо­женную территорию РФ и счет иностранных кредитов, привлеченных под гарантии Правительства РФ;

— другие документы, необходимые для таможенного оформления и та­моженного контроля, предусмотренные актами законодательства РФ и нор­мативными актами ГТК России.

Товары при завершении таможенного оформления в соответствии с та­моженным режимом отказа в пользу государства при условии выполнения всех требований, установленных в отношении таких товаров, обращаются в федеральную собственность.

При таможенном оформлении товаров в соответствии с таможенным режимом отказа в пользу государства проводится инвентаризация товаров, заявленных под данный режим.

Товары, помещаемые под таможенный режим отказа в пользу государст­ва, передаются таможенному органу на основании акта приема-передачи то­варов, заявленных под таможенный режим отказа в пользу государства.

В соответствии со ст. 428 ТК РФ товары, от которых отказываются в пользу государства, обращаются в федеральную собственность со дня пе­редачи таможенным органам товаров по акту приема-передачи.

С момента передачи таможенным органам товаров, от которых лицо отказалось в пользу государства, такие товары приобретают статус товаров, находящихся в свободном обращении на таможенной территории РФ, Иными словами, с указанного момента товары, в отношении которых состоялся отказ в пользу государства, считаются свободными от любых запретов и ог­раничений на пользование и распоряжение товарами, установленных ТК РФ.

Ответственность за применение таможенного режима

Ответственность за правомерность распоряжения товарами путем их поме­щения под таможенный режим отказа в пользу государства несет декларант. Та­моженные органы не возмещают каких-либо имущественных претензий лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, от которых декларант отка­зался в пользу государства.

Комментируемая статья закрепляет, пожалуй, один из наиболее важных принципов правового регулирования таможенного режима отказа в пользу государства - принцип иммунитета нового собственника — государства от возможных претензий к нему со стороны третьих лиц.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.106.241 (0.019 с.)