Изменение в материальной и духовной культуре казахов в 19 в 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изменение в материальной и духовной культуре казахов в 19 в



Почти до середины 19 века обучение казахских детей осуществлялось в мектебах, где главным считалось механическое зазубривание сур Корана. В К-не народное образование развивалось по двум направлениям: религиозному (мектебы и медресе) и светскому. В начале 20 в. мектебы перестали удовлетворять возросшие запросы времени. Началось движение за реформирование школы. Они предлагали заменить буквослагательный метод обучения звуковым, доказывали необходимость преподавания в мектебах светских дисциплин - арифметики, географии, естествознания, истории и др. Медресе готовили мулл, преподавателей.мектебов и функционировали как правило при мечетях. Наряду с изучением ислама они получали сведения по философии, астрономии, истории, лингвистики, медицине, математике. Учебные заведения светского характера открылись после присоединения К-на к России (Омске-178бг, Оренбурге-1789). Они готовили чиновников для колониального аппарата, переводчиков, учителей, медиков. Первая казахская светская школа начала функционировать с 1841 в Букеевской Орде по инициативе хана Джангира. В последней трети 19 века открылись городские училища, приходские училища, прогимназии, русско-казахские и русско-туземные училища и школы, аульные школы и школы первоначальной грамотности. Благодаря стараниям Алтынсарина в 1887 было открыто женское училище. Были только средние учебные заведения, во всем крае не было ни одного института и университета.

Переселенческая политика царизма в конце 19 в

Отмена крепостного права в России не решила главного вопроса - аграрного, поэтому царское правительство в целях разрядки социальной напряженности в стране, с одной стороны, и дальнейшей колонизации Казахстана, с другой стороны, активизировало переселенческую политику. На смену военно-казачьей колонизации пришла крестьянская. Со второй половины 60-х годов из России в Казахстан стали переселяться крестьяне. Этот процесс приобрел целенаправленный характер. Планомерное переселение русских и украинских крестьян почти во все области Казахстана происходило в 70-е годы и приобрело массовый характер в 80-с годы.

В 1868 году по инициативе губернатора Семиреченской области Г. Колпаковского были разработаны «Временные правила о крестьянских переселениях в Семиречье». По этим правилам предусматривалось выделение земли переселенцам 30 десятин на душу (мужскую), освобождение от налогов и повинностей, в том числе и рекрутской сроком на 15 лет, выдача ссуды до 100 рублей на обзаведение хозяйством. В 1885 году были утверждены «Правила о поземельном устройстве оседлого населения области», поскольку в Семиреченской области стала ощущаться ограниченность земли, а наплыв переселенцев был велик, эти правила несколько урезали привилегии переселенцев, так земельный надел определялся в 10 десятин на душу (мужскую), переселенцы освобождались от налогов и повинностей на 3 года, а в последующие годы вносили их в половинном виде. В 1886 году было разработано «Положение», предусматривающее условия обустройства переселенцев в Туркестанском крае.

Стремясь придать переселенческому движению целенаправленный, организованный характер, остановить самовольное, неорганизованное переселение крестьян в Казахстан» 13 июля 1889 года правительство России приняло специальное положение «О добровольном переселении сельских обывателей и мещан на казенные земли и о порядке причисления лиц означенных сословий, переселившихся и прежние времена». Оно допускало переселение с разрешения соответствующих органов.

С середины XIX века Казахстан стал играть все возрастающую роль в российско-китайских отношениях. Пекинский договор 1860 года и Чугучакский протокол 1864 года закрепили признание Китаем отхода к России Кыргызстана и Семиречья, В 1881 году был подписан Петербургский договор, который предусматривал для жителей Илийского края (после возвращения его Китаю и вывода оттуда русских войск) возможность выбора китайского или русского подданства. И поскольку его жители уйгуры и дунгане не раз поднимали восстания против цинского господства, значительная их часть решила переселиться в пределы Российской империи. Переселение уйгуров и дунган в Семиречье и Северный Кыргызстан происходило в 1881-1883 годах. Всего сюда переселилось более 45 тысяч уйгуров и 5 тысяч дунган. Они расселились в долинах рек Усек, Чарын, Чилик, Талгар. Были организованы волости Жаркентская, Аккентская, Аксу-Чарынская, Малыбаевская, Кураминская и Карасуская. По первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года, в ней проживало 14 136 дунган и 55 999 уйгуров.

Важную роль в переселенческой политике играл созданный в 1892 году Комитет Сибирской железной дороги, после того, как в 1891 году был издан царский указ о строительстве Транссибирской железной дороги. Эта дорога проходила и через территорию Казахстана, в частности через Акмолинскую область, Омский, Петропавловский, Кокчетавский уезды. Предполагалось обмежевать дорогу площадью до 2,5 млн. десятин земли.

В результате переселенческой политики в 1897 году удельный вес казахов в общей сумме населения края снизился до 67,7%.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.87.133.69 (0.013 с.)