Относительно крупными предприятиями, с числом рабочих от 300 до 500 были: спасский медеплавильный завод, успенский рудник. Карагандинские копи, экибастузские и риддсрские предприятия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Относительно крупными предприятиями, с числом рабочих от 300 до 500 были: спасский медеплавильный завод, успенский рудник. Карагандинские копи, экибастузские и риддсрские предприятия.



Но у русских промышленников не хватало средств и правительство решило привлечь сюда иностранный капитал. В 1904 году иностранные предприниматели взяли в аренду медные рудники, Спасский медеплавильный завод, Карагандинские каменноугольные копи. Контрольный пакет акций этих предприятий принадлежал англофранцузским предпринимателям. Важной отраслью была солепромышленность.

Важное место в экономике того времени занимал рыбный промысел. К концу XIX века в Казахстане действовали предприятия кустарного, мануфактурного и фабричного тина по переработке сельскохозяйственного сырья. Это были бойни, кожевенные, сало-овчинные, мыловаренные заводы, маслодельни, мукомольни в Акмолипске, Семипалатинске, Петропавловске, Уральске, Оренбурге. В 1882 году в Шымкенте начал работу сантонинный завод, который экспортировал свою продукцию в Англию, Америку, Германию, Индию, Японию. В Шымкенте и Туркестане действовали хлопкоочистительные заводы. В Верном было два предприятия табачной промышленности.

48. Алтынсарин Ибрай (20.10.1841 - 17.7.1889) Казахский педагог - просветитель, писатель, фольклорист. Окончил Русскую школу в Оренбурге. Был первым учителем-казахом. С 1879 инспектор казахских школ в, Тургае. Разработал систему школьного образования для казахского народа, включающую двухклассные училища-интернаты (по одному на уезд) и волостные русско-казахские школы-интернаты (для казахских кочевий). За время деятельности Алтынсарина в Тургайской области было открыто 4 двухклассных училища (с интернатами для казахских мальчиков), 7 начальных волостных школ, Орская казахская учительская школа, ремесленное училище в Тургае, женская школа-интернат в Иргизе. Алтынсарин боролся против вековой отсталости и религиозного мракобесия, пропагандировал демократическую русскую литературу, используя педагогический опыт К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого и др. Демократическими и гуманистическими принципами проникнуты его первые учебники ("Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку", 1879), художественные произведения и переводы для казахских детей. "Киргизская хрестоматия" (1879) составлена на русском алфавите из переводов, басен и рассказов, написанных самим Алтынсариным на казахском языке. Переводил Л.Н.Толстого, И.А.Крылова.

Абай Кунанбаев

(1845, Чингизские горы, ныне Семипалатинской области - 1904, там же), казахский поэт-просветитель, родоначальник новой письменной казахской литературы. Родился в семье крупного феодала Кунанбая Ускенбаева. Учился в медресе муллы Ахмет-Ризы в Семипалатинске и одновременно посещал русскую школу. Гуманистические воззрения поэтов и ученых Востока (Фирдоуси, Навои, Ибн-Сины и др.) оказали влияние на формирование мировоззрения Абая. Особенно велико влияние на Абая произведений русских классиков. Он переводил басни И.А.Крылова, стихи М.Ю.Лермонтова, отрывки из "Евгения Онегина" А.С.Пушкина. Абай призывал народ овладевать русской культурой. Стихи Абая, родившиеся в гуще трудовой жизни, звали к борьбе с гнетом, с невежеством. Он высмеивал старые обычаи родового аула, догмы ислама, протестовал против рабского положения женщины. В сатирических стихах "Наконец волостным я стал..." (1889), "Управитель начальству рад..." (1889), "Кулембаю" (1888) поэт выступал против социального зла. Непревзойденный мастер казахского стиха, Абай ввел новые стихотворные формы (шестистишья, восьмистишья); новаторский характер носят стихи, посвященные временам года: "Весна" (1890), "Лето" (1886), "Осень" (1889), "Зима" (1888), стихи о назначении поэзии. Сюжеты поэмы "Масгут" (1887), "Сказание об Азиме" построены по мотивам классической восточной литературы. В поэме "Искандер" Абай осуждает алчность завоевателя Александра Македонского, противопоставляя ему разум в лице Аристотеля. В прозаических "Назиданиях" затронуты исторические, педагогические и правовые темы. Некоторые свои лирические стихи Абай переложил на музыку. Жизнь Абая ярко обрисована в романе М.О. Ауэзова "Абай" (1958).

Валиханов Чокан Чингисович

(1835, урочище Кушмурун (Кустанайская область),- 1865), первый казахский ученый, просветитель, демократ, историк, этнограф и фольклорист. Родился в семье внука хана Аблая. Окончив в 1853 Омский кадетский корпус, служил в Западно-Сибирском губернаторстве. Участвовал в ряде экспедиций в Среднюю Азию и Китай. В 1858 под видом мусульманского купца Валиханов прошел через Тянь-Шань и жил в Кашгаре, где собирал материалы по этнографии Восточного Туркестана и истории Алтышара. В 1860-61, живя в Петербурге, близко познакомился с идеями русских революционных демократов, общался с представителями передовой демократической интеллигенции.

Научные интересы Валиханова отличались многогранностью. Валиханов оставил ценные исследования по истории и культуре народов Средней Азии, Казахстана и Западного Китая: "Очерки Джунгарии" (1861), "Киргизы" (опубл. 1958), "Аблай" (1861), "Записки о судебной реформе у киргиз Сибирского ведомства" (1904), и др. Впервые записал и перевел на русский язык часть героического киргизского эпоса "Манас". Большой интерес представляют суждения Валиханова об особенностях импровизаторского искусства акынов, видах песен, ритмике казахского стиха. Валиханов записал народную эпическую поэму "Козы-корпеш и Баян-сулу". Валиханов осуждал произвол казахских феодалов, колонизаторскую политику царизма, пропагандировал переход казахов к оседлости и земледелию, боролся за преодоление их общественно-культурной отсталости путем приобщения их к русской культуре, показывал реакционную роль религии. Валиханов, переоценивая роль просвещения и частичных реформ, полагал, что правительственные мероприятия могут содействовать переустройству жизни кочевых аулов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.35.75 (0.005 с.)