Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ликвидация неграмотности взрослого населения (ликбез)
В условиях перехода к мирной жизни встала необходимость в ликвидации неграмотности, подготовке кадров, повышении культурного уровня трудящихся. В апреле 1924 г. в Казахской АССР было организовано общество «Долой неграмотность». В 1921-1927 гг. в республике обучалось около 200 тыс. человек. К концу 1928 г. в республике было лишь 25% грамотных, среди казахов около 10%. В декабре 1931 г. ввели всеобщее обязательное обучение неграмотного населения в возрасте от 15 до 50 лет. Расходы на образование Казахстана в 1928 г. - 12 млн. руб., в 1932 - 60, в 1937 г. - 447, в 1940 г. - 682 млн. В 1928 году начался Всеказахстанский культурный поход. В 1930 г. в нем участвовало около 5 тыс. комсомольцев - культармейцев. За годы довоенных пятилеток бойцами культурного фронта стали 65 тыс. комсомольцев. В 1936 году в ликпунктах обучалось более полумиллиона человек. Методическую помощь оказывали журнал «Аул мугалим» («Аульный учитель»), газета «Тоте жол» («Прямой путь»). В 1939 году грамотность населения республики достигла 65%, а среди казахского населения - 40%. Ряд городов - Алма-Ата, Караганда, Аулие-Ата (Тараз), Риддер (Лениногорск), Чимкент, поселки Карсакпай, Степняк стали районами сплошной грамотности. Всего за 1926-1939 гг. грамотность населения Казахстана в возрасте 9-49 лет возросла с 25,2% до 83,6%. Задачу полного искоренения неграмотности удалось выполнить в конце 50-х годов. В 1929 году казахская письменность переведена с арабской графики на латинскую, в 1940 - с латинской на кириллицу. Казахи были искусственно оторваны от арабского, мусульманского мира, культурного наследия Востока. Народное образование В мае 1926 г. Совет Народных Комиссаров принял «Устав единой трудовой школы Казахской АССР». Был взят курс на сокращение одно- и двухгодичных школ и увеличение «трехлеток» и «четырехлеток». Для девушек восточных национальностей были открыты школы в Чимкенте, Алма-Ате, Туркестане, Урде. В 1930/31 учебном году был введен всеобуч в оседлых районах, с весны 1931 г. - в районах с кочевым населением. Шефство над всеобучем взял комсомол Казахстана. Деятели национальной интеллигенции принимали активное участие в создании учебников на родном языке. Иллюстрированный букварь, созданный А.Байтурсыновым, выдержал в 20-е годы несколько изданий.
В создании учебников и методической литературы для казахских школ в 20-е гг. принимали активное участие С.Сейфуллин, С.Садвакасов, Г.Мусрепов, М.Дулатов, М.Жолдыбаев, М.Жумабаев, К.Кеменгеров. Организаторами издания учебников на казахском языке выступили члены редакционной коллегии при Госиздате Казахской АССР в составе А.Байтурсынова, А.Букейханова, С.Садвакасова, Х.Болганбаева, Ж.Аймаутова. В числе первых книг, рекомендованных к печати, были сборники стихов Абая и басен-загадок А.Байтурсынова, издание которых было заказано в Казани. Составителем первого учебника алгебры на казахском языке был К.И.Сатпаев, географии - Букейханов. Осенью 1932 г. были устроены в детские дома 68 тыс. детей, а на 1 января 1933 г. взято на учет более 45 тысяч беспризорных. За 1934/35 учебный год число интернатов увеличилось с 127 до 221. Положительную роль в школьном строительстве республики сыграло постановление ЦК партии и СНК СССР от 2 сентября 1933 г. о подготовке кадров для Казахстана, предусматривавшее развитие средних учебных заведений, подготовку кадров для вузов, посылку специалистов в Казахстан. Накануне войны в Казахстане было более 44 тыс. учителей. В 1939 г. 160 учителей Казахстана были награждены орденами и медалями. Звания «Заслуженный учитель Казахской ССР», удостоены С.Кобеев, Л.И.Добранская, Н.В.Волков, С.Акишев, А.Акатов, Ш.Сарыбаев и другие. Были созданы предпосылки для формирования новой национальной интеллигенции. Профессиональное образование и формирование интеллигенции Казахстана В 1928 г. в Казахстане открыт первый педагогический институт, которому позже присвоено имя Абая. В 1931-1932 гг. были открыты Уральский и Кзыл-ординский пединституты. Первенцем сельхозвузов стал Алма-атинский ветеринарно-зоотехнический институт(1929 г.), затем Казахский сельскохозяйственный институт (1930 г.). В марте 1931 года начал свой первый учебный год Алма-атинский медицинский институт (АГМИ) над которым шефствовала Ленинградская военно-медицинская академия. В 1934 году открыт Казахский государственный университет им. С.М. Кирова. В 1940 г. в нем действовало 15 кафедр. В 1934 г. в столице открылся Казахский горно-металлургический институт, положивший начало подготовке инженерно-технических кадров. В Уральске, Семипалатинске, Петропавловске, Чимкенте, Актюбинске, Караганде, Кустанае были открыты учительские институты.
Накануне Великой Отечественной войны в Казахстане действовало 20 вузов, 118 средних специальных учебных заведений, в которых обучалось около 40 тыс. человек. За короткий срок было подготовлено около 10 тыс. специалистов высшей и 20 тыс. средней квалификации. В вузах и техникумах различных регионов страны обучалось около 20 тыс. казахстанцев. Большой вклад в становление высшей школы внесли С.Д.Асфендиаров, Т.Жургенев, С.Сейфуллин, А.Байтурсынов, М.Ауэзов, К.Жубанов. Были созданы техникумы - горный, финансовый, нефтяной, сельскохозяйственный, транспортный. В 1940 г. в республике действовало 118 техникумов. Вузы и средние специальные учебные заведения отражали сырьевой характер промышленности. Вузы испытывали недостаток в выпускниках средней школы, особенно казахской молодежи. В годы довоенных пятилеток была заложена основа национальной советской интеллигенции в Казахстане, вышедшей из рабочих и колхозного крестьянства. Был уничтожен тот тонкий слой интеллигенции, который сложился до революции. Наука 20-30-е годы - период становления науки в Казахстане. Крупным центром изучения истории, этнографии, экономики края и естественных наук стало Общество изучения Казахстана (октябрь 1920 г.). В работе естественно-географической, этнографической и историко-археологической секций принимали участие видные ученые С.Асфендиаров, А.В.Затаевич, А.Диваев, К.Жубанов. А.Байтурсынов, Ж.Аймаутов, М.Жолдыбаев, А.П.Чулошников, А.Ю.Якубовский. Филиалы Общества действовали в городах Петропавловске и Кокчетаве, Уральске и Урде. В 1926 г. М.Е.Массон производил раскопки в Аулие-Ате, на месте древнего города Тараз. Научно-исследовательскую работу в области здравоохранения вел санитарно-бактериологический институт при Наркомздраве КазССР. Большой вклад в изучение земных недр и полезных ископаемых внесли геологические экспедиции АН CCCP. Комплексная экспедиция АН СССР в 1926-1927 гг. осуществила статистико-экономическое, почвенно-ботаническое, геологическое, гидрогеологическое обследование всего Казахстана. В 1932 г. создана Казахстанская база Академии наук СССР, которая первоначально имела два сектора - зоологический, ботанический и Ботанический сад в Алма-Ате. В 1936 г. с базой слился Казахский научно-исследовательский институт национальной культуры. Заметный след в истории науки советского Казахстана оставили сессии Ученого Совета Казахстанской базы АН СССР, посвященные комплексному использованию природных богатств Алтай-Иртышского, Джезказгано-Улутауского районов, и сессия АН СССР, посвященная проблемам разведки Урало-Эмбенского района (ноябрь 1935 г.). Ученые-геологи отмечали, что республика занимала первое место в стране по запасам цветныхметаллов, баритов и сурьмы, второе - по нефти, третье - по углю. В развитии науки в Казахстане принимали участие Президенты АН СССР С.И.Вавилов, В.Л.Комаров, крупный советский тюрколог, академик А.Н.Самойлович, выдающийся ученый-геолог, академик А.Д.Архангельский, возглавившие казахстанский штаб науки. Видную роль сыграл К.И.Сатпаев.
В 1935 г. была издана «История Казахстана с древнейших времен», написанная проф. С.Асфендиаровым; труды по казахскому языкознанию и литературоведению в 20-30-е годы были созданы С.Сейфуллиным, С.Мукановым, А.Байтурсыновым, К.Жубановым. Накануне Великой Отечественной войны в 57 научных учреждениях Казахстана трудились более 1700 ученых. Важнейшим событием для науки Казахстана стало преобразование базы в Казахский филиал Академии наук СССР в 1938 году. Литература У истоков казахской советской литературы стояли С.Сейфуллин, А.Байтурсынов, Ж.Аймаутов, М.Дулатов, М.Жумабаев, Б.Майлин, И.Джансугуров, С.Муканов, Г.Мусрепов. Большой популярностью среди революционной казахской молодежи пользовалось стихотворение С.Сейфуллина«Марсельеза казахской молодежи». В стихотворении «Свобода» (1918 г.) М.Жумабаев воспевает революцию, а в стихотворении «Красный флаг» раскрывает преемственность революции с идеалами национально-освободительного движения Азии. Певцами сражающегося на фронтах гражданской войны народа стали Б.Изтолин, Б.Джаникешев. Казахская советская поэзия в те годы пополнилась произведениями и поэмами С.Сейфуллина «Советстан», «Кокшетау», С.Муканова «Сулушаш», И.Джансугурова «Кулагер», И.Байзакова «Куралай сулу». В историко-революционном романе «Тар жол, тай ғ ак кешу» («Трудный путь, опасный переход», 1927 г.) С.Сейфуллин описал положение народа во время восстания 1916 года, Февральской и Октябрьской революций, в годы гражданской войны. Казахская советская проза обогатилась такими художественными произведениями, как «Азамат Азаматыч» Б.Майлина, «Карткожа» Ж.Аймаутова, «Жумбак жалау» («Загадочное знамя») С.Муканова, «Караш-Караш оқиғасы» («Выстрел на перевале Караш-Караш») М.Ауэзова, «Өмір мен өлiм» («Жизнь и смерть») Г.Мустафина.. Огромные успехи были достигнуты в казахской драматургии: «Айман-Шолпан», «Tүнгi сарын» («Ночные раскаты») М.Ауэзова, «Жалбыр» Б.Майлина, «Кыз-Жибек», «Козы-Корпеш и Баян сұлу» Г.Мусрепова, «Маңсапқорлар» («Карьеристы»), «Ел қорғаны» («Оплот народа») Ж.Аймаутова и др. В казахскую литературу в конце 20-х и в 30-е годы пришла талантливая творческая молодежь (Г.Орманов, А.Тажибаев, Ж.Сыздыков, Ж.Саин, А.Сарсенбаев, К.Аманжолов, Т.Жароков, А.Джумагалиев, Д.Абилев, Х.Бекхожин). Волнующие песни и поэмы о революции, советской Отчизне, свободе, гуманизме, любви создали выдающиеся казахские акыны Нурпеис Байганин, Шашубай Кошкарбаев, Иса Байзаков, Жамбыл Джабаев.
Многонациональная советская литература Казахстана пополнилась произведениями И.П.Шухова, автора широко известных романов «Горькая линия» и «Ненависть»; на тему коллективизации написал роман «Село за туманами» Матэ Залка. М.Жумабаев перевел произведения Гете, Гейне, М.Горького, В.Иванова, Д.Мамина-Сибиряка; А.Байтурсынов - И.А.Крылова; Ж.Аймаутов - А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.Шиллера, Г.Тукая, пролетарский гимн «Интернационал». Искусным переводчиком проявил себя А.Букейханов. Сталинским репрессиям 30-х годов подверглись М.Дулатов, Ж.Аймаутов, А.Байтурсынов якобы за участие в подпольной организации, руководимой М.Дулатовым. В апреле 1930 года М.Дулатов был осужден к расстрелу с заменой на 10 лет заключения. Скончался в Соловецком лагере 5 октября 1935 года. А.Байтурсынов был выслан в Архангельскую область. В 1934 г. по ходатайству Е.Пешковой был освобожден, но 8 октября 1937 г. был вновь арестован и расстрелян.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 606; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.182.105 (0.01 с.) |