Ликвидация неграмотности взрослого населения (ликбез) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ликвидация неграмотности взрослого населения (ликбез)



В условиях перехода к мирной жизни встала необходимость в ликвидации неграмотности, подготовке кадров, повышении культурного уровня трудящихся.

В апреле 1924 г. в Казахской АССР было организовано общество «Долой неграмотность». В 1921-1927 гг. в республике обучалось около 200 тыс. человек. К концу 1928 г. в республике было лишь 25% грамотных, среди казахов около 10%. В декабре 1931 г. ввели всеобщее обязательное обучение негра­мотного населения в возрасте от 15 до 50 лет.

Расходы на образование Казах­стана в 1928 г. - 12 млн. руб., в 1932 - 60, в 1937 г. - ­447, в 1940 г. - 682 млн.

В 1928 году начался Всеказахстанский культурный поход. В 1930 г. в нем участвовало около 5 тыс. комсомольцев - культармейцев. За годы довоенных пяти­леток бойцами культурного фронта стали 65 тыс. комсомоль­цев.

В 1936 году в ликпунктах обучалось более полумиллиона человек. Методическую помощь оказывали журнал «Аул му­галим» («Аульный учитель»), газета «Тоте жол» («Прямой путь»).

В 1939 году грамотность населения республики достиг­ла 65%, а среди казахского населения - 40%. Ряд городов - Алма-Ата, Караганда, Аулие-Ата (Тараз), Риддер (Лениногорск), Чимкент, поселки Карсакпай, Степняк стали районами сплошной грамотности.

Всего за 1926-1939 гг. грамотность населения Казахстана в возрасте 9-49 лет возросла с 25,2% до 83,6%. Задачу полного искоренения неграмотности уда­лось выполнить в конце 50-х годов.

В 1929 году казахская письменность переведена с араб­ской графики на латинскую, в 1940 - с латинской на кириллицу. Казахи были искусст­венно оторваны от арабского, мусульманского мира, культурного наследия Востока.

Народное образование

В мае 1926 г. Совет Народных Комиссаров принял «Устав единой трудовой школы Казахской АССР». Был взят курс на сокращение одно- и двух­годичных школ и увеличение «трехлеток» и «четы­рехлеток». Для девушек восточных национальностей были открыты школы в Чимкенте, Алма-Ате, Туркестане, Урде.

В 1930/31 учебном году был введен всеобуч в оседлых райо­нах, с весны 1931 г. - в районах с кочевым населением. Шефст­во над всеобучем взял комсомол Казахстана.

Деятели национальной интеллигенции принимали активное участие в создании учебни­ков на родном языке. Иллюстрированный букварь, созданный А.Байтурсыновым, выдержал в 20-е годы несколько изданий.

В создании учебников и методической литературы для казахских школ в 20-е гг. принимали активное учас­тие С.Сейфуллин, С.Садвакасов, Г.Мусрепов, М.Дулатов, М.Жолдыбаев, М.Жумабаев, К.Кеменгеров.

Организато­рами издания учебников на казахском языке выступили члены редакционной коллегии при Госиздате Казахской АССР в составе А.Байтурсынова, А.Букейханова, С.Садвакасо­ва, Х.Болганбаева, Ж.Аймаутова. В числе первых книг, рекомен­дованных к печати, были сборники стихов Абая и басен-загадок А.Байтурсынова, издание которых было заказано в Казани. Составителем первого учебника алгебры на казахском языке был К.И.Сатпаев, географии - Букейханов.

Осе­нью 1932 г. были устроены в детские дома 68 тыс. детей, а на 1 января 1933 г. взято на учет более 45 тысяч беспризорных. За 1934/35 учебный год число интер­натов увеличилось с 127 до 221.

Положительную роль в школьном строительстве республи­ки сыграло постановление ЦК партии и СНК СССР от 2 сен­тября 1933 г. о подготовке кадров для Казахстана, предусматри­вавшее развитие средних учебных заведений, подготовку кадров для вузов, посылку специалистов в Казахстан.

Накануне войны в Казахстане было более 44 тыс. учителей. В 1939 г. 160 учителей Казахстана были награждены орденами и медалями. Звания «Заслуженный учитель Казахской ССР», удостоены С.Кобеев, Л.И.Добранская, Н.В.Волков, С.Акишев, А.Акатов, Ш.Сарыбаев и другие.

Были созданы предпосылки для формирования новой национальной интелли­генции.

Профессиональное образование и формирование интеллигенции Казахстана

В 1928 г. в Казахстане открыт первый педагогический институт, которому позже присвоено имя Абая. В 1931-1932 гг. были открыты Уральский и Кзыл-ординский пединституты. Первенцем сельхозвузов стал Алма-атинский ветеринарно-зоотехнический институт(1929 г.), затем Казахский сельскохозяйствен­ный институт (1930 г.). В марте 1931 года начал свой первый учебный год Алма-атинский медицинский институт (АГМИ) над которым шефствовала Ленинградская военно-медицин­ская академия.

В 1934 году открыт Казахский государственный университет им. С.М. Кирова. В 1940 г. в нем действовало 15 кафедр. В 1934 г. в столице открылся Казахский горно-­металлургический институт, положивший начало подготовке инженерно-технических кадров. В Уральске, Семипалатинске, Петропавловске, Чимкенте, Актюбинске, Караганде, Кустанае были открыты учительские институты.

Накануне Великой Отечественной войны в Казахстане дей­ствовало 20 вузов, 118 средних специальных учебных заведений, в которых обучалось около 40 тыс. человек. За короткий срок было подготовлено около 10 тыс. специалистов высшей и 20 тыс. средней квалификации.

В вузах и техникумах различных реги­онов страны обучалось около 20 тыс. казахстанцев. Большой вклад в становление высшей школы внесли С.Д.Асфендиаров, Т.Жургенев, С.Сейфуллин, А.Байтурсынов, М.Ауэзов, К.Жу­банов.

Были созданы техникумы - горный, финансовый, нефтяной, сельскохозяйственный, транспортный. В 1940 г. в республике действовало 118 техникумов.

Вузы и средние специаль­ные учебные заведения отражали сырьевой характер промышленности. Вузы ис­пытывали недостаток в выпускниках средней школы, особенно казахской молодежи.

В годы довоенных пятилеток была заложена основа национальной советской интеллигенции в Казах­стане, вышедшей из рабочих и колхозного крестьянства. Был уничтожен тот тонкий слой интел­лигенции, который сложился до революции.

Наука

20-30-е годы - период становления науки в Казахстане. Крупным центром изучения истории, этнографии, экономики края и естественных наук стало Общество изучения Казахстана (октябрь 1920 г.). В работе естественно-географической, этно­графической и историко-археологической секций принимали участие видные ученые С.Асфендиаров, А.В.Зата­евич, А.Диваев, К.Жубанов. А.Байтурсынов, Ж.Аймаутов, М.Жолдыбаев, А.П.Чулошников, А.Ю.Якубовский. Филиалы Общества дей­ствовали в городах Петропавловске и Кокчетаве, Уральске и Урде.

В 1926 г. М.Е.Массон производил раскопки в Аулие-Ате, на месте древнего города Тараз. Научно-исследова­тельскую работу в области здравоохранения вел санитарно-бак­териологический институт при Наркомздраве КазССР. Большой вклад в изучение земных недр и полезных ископаемых внесли геологические экспедиции АН CCCP. Комплексная экспедиция АН СССР в 1926-1927 гг. осуществила статистико-экономическое, почвенно-ботаническое, геологическое, гидрогеологическое обследование всего Казахстана.

В 1932 г. созда­на Казахстанская база Академии наук СССР, кото­рая первоначально имела два сектора - зооло­гический, ботанический и Ботанический сад в Алма-Ате. В 1936 г. с базой слился Казахский научно-исследовательский институт национальной культуры.

Заметный след в истории науки советского Казахстана оста­вили сессии Ученого Совета Казахстанской базы АН СССР, посвященные комплексному использованию природных бо­гатств Алтай-Иртышского, Джезказгано-Улутауского районов, и сессия АН СССР, посвященная проблемам разведки Урало-­Эмбенского района (ноябрь 1935 г.). Ученые-геологи отмечали, что рес­публика занимала первое место в стране по запасам цветныхметаллов, баритов и сурьмы, второе - по нефти, третье - по углю.

В развитии науки в Казахстане принимали участие Президенты АН СССР С.И.Вавилов, В.Л.Комаров, крупный советский тюрко­лог, академик А.Н.Самойлович, выдающийся ученый-геолог, академик А.Д.Архангельский, возглавившие казахстанский штаб науки. Видную роль сыг­рал К.И.Сатпаев.

В 1935 г. была издана «История Казахстана с древнейших времен», написанная проф. С.Асфендиаровым; труды по казахскому языкознанию и литерату­роведению в 20-30-е годы были созданы С.Сейфуллиным, С.Мукановым, А.Байтурсыновым, К.Жубановым. Накануне Ве­ликой Отечественной войны в 57 научных учреждениях Казах­стана трудились более 1700 ученых.

Важнейшим событием для науки Казахстана стало преобразо­вание базы в Казахский филиал Академии наук СССР в 1938 году.

Литература

У истоков казахской советской литературы стоя­ли С.Сейфуллин, А.Байтурсынов, Ж.Аймаутов, М.Ду­латов, М.Жумабаев, Б.Майлин, И.Джансугуров, С.Мука­нов, Г.Мусрепов.

Большой популярностью среди революционной казахской молодежи пользовалось стихотворение С.Сейфуллина«Марсельеза казахской молодежи». В стихотворении «Свобода» (1918 г.) М.Жумабаев воспевает революцию, а в стихотворении «Красный флаг» раскрывает преемствен­ность революции с идеалами национально-освободительного движения Азии. Певцами сражающегося на фронтах гражданской войны народа стали Б.Изтолин, Б.Джаникешев.

Казахская советская поэзия в те годы пополнилась произве­дениями и поэмами С.Сейфуллина «Советстан», «Кокшетау», С.Муканова «Сулушаш», И.Джансугурова «Кулагер», И.Бай­закова «Куралай сулу».

В историко-революционном романе «Тар жол, тай ғ ак кешу» («Трудный путь, опасный переход», 1927 г.) С.Сейфуллин опи­сал положение народа во время восстания 1916 года, Февральской и Октябрьской революций, в годы гражданской войны.

Казахская советская проза обогатилась такими художествен­ными произведениями, как «Азамат Азаматыч» Б.Майлина, «Карткожа» Ж.Аймаутова, «Жумбак жалау» («Загадочное зна­мя») С.Муканова, «Караш-Караш оқиғасы» («Выстрел на пере­вале Караш-Караш») М.Ауэзова, «Өмір мен өлiм» («Жизнь и смерть») Г.Мустафина..

Огромные успехи были достигнуты в казахской драматур­гии: «Айман-Шолпан», «Tүнгi сарын» («Ночные раскаты») М.Ауэзова, «Жалбыр» Б.Майлина, «Кыз-Жибек», «Козы-Кор­пеш и Баян сұлу» Г.Мусрепова, «Маңсапқорлар» («Карьерис­ты»), «Ел қорғаны» («Оплот народа») Ж.Аймаутова и др.

В казахскую литературу в конце 20-х и в 30-е годы пришла талантливая творческая молодежь (Г.Орманов, А.Тажибаев, Ж.Сыздыков, Ж.Саин, А.Сарсенбаев, К.Аманжолов, Т.Жаро­ков, А.Джумагалиев, Д.Абилев, Х.Бекхожин).

Волнующие песни и поэмы о революции, советской Отчизне, свободе, гуманизме, любви создали выдающиеся казахские акыны Нурпеис Байганин, Шашубай Кошкарбаев, Иса Байзаков, Жамбыл Джабаев.

Многонациональная советская литература Казахстана попол­нилась произведениями И.П.Шухова, автора широко извест­ных романов «Горькая линия» и «Ненависть»; на тему коллективизации написал роман «Село за туманами» Матэ Залка.

М.Жумабаев перевел произведения Гете, Гейне, М.Горького, В.Иванова, Д.Мамина-Сибиряка; А.Бай­турсынов - И.А.Крылова; Ж.Аймаутов - А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.Шиллера, Г.Тукая, пролетарский гимн «Интернационал». Искусным переводчиком проявил себя А.Бу­кейханов.

Сталинским репрессиям 30-х годов подвер­глись М.Дулатов, Ж.Аймаутов, А.Байтурсынов якобы за учас­тие в подпольной организации, руководимой М.Дулатовым. В апреле 1930 года М.Дулатов был осужден к расстрелу с заменой на 10 лет заключения. Скончался в Соловецком лагере 5 октября 1935 года.

А.Байтурсынов был выслан в Архангельскую область. В 1934 г. по ходатайству Е.Пешковой был освобожден, но 8 октября 1937 г. был вновь арестован и расстрелян.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 606; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.182.105 (0.01 с.)