Искусство и музыкальная культура 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Искусство и музыкальная культура



Картина Вереща­гина «Окружающие Лепсинский край горы» передает красоту Казахстана. Художник Н.Хлудов творил на казахстанскую тематику.

Сырмаки, текеме­ты - постилочные войлочные ковры, тускиизы - нас­тенные войлочные ковры украшались орнаментом («кошкар-муйіз», «кос­муйiз», «сынар-екше», «жапырак») всех видов (зооморфный, растительный, геометрический). Переход казахов к оседлому образу жиз­ни повлиял на развитие прикладного искусства. На всемирной выставке в Париже (1868 год) были выставлены казахские ювелирные изде­лия, национальные костюмы. С казахскими музыкальными инструментами общественность оз­накомилась на выставке 1872 года в Москве.

Во второй половине XIX века жили выдающиеся казахские композиторы, создавшие не­меркнущие классические произ­ведения. Курмангазы Сагырбай-улы (1818-1889) - гениаль­ный кюйши-композитор, классик казахской инструмен­тальной музыки. Родился в местечке Жидели на территории Букеевской Орды. Первым наставником был Ханбазар, а главным учителем - кюйши Узак. В его произведениях отразились переживания за судьбу народа, его верность освободительному движению. Первый его кюй «Кишкентай» посвящен Исатаю Тайман-улы. В кюе «Сарыарка» слышатся мотивы несгиба­емой воли народа к свободе, родной земле, безграничной степи. Сохранилось более 60 кюев Курмангазы.

Даулеткерей Шыгай-улы (1820-1887) - великий кюйши-композитор, основоположник лирического направ­ления в домбровой музыке. На формирование его взглядов повлияло восстание 1836-1838 годов в Букеевской Орде. Был избран султаном-правителем рода. В 1859 году в составе депутации почетных казахов он выехал в Пе­тербург. Душевные переживания и раздумья композитора переданы в его кюях «Коныр», «Топан», «Жiгер». В некоторых кюях использовал музыкальные темы русских военных маршей и элементы туркменской музыки. Изве­стно около 40 кюев.

Таттимбет Казангап-улы (1815-1862) - выдаю­щийся кюйши-композитор казахского народа, один из ос­новоположников классической домбровой музыки XIX века, непревзойденный автор и исполнитель кюев стиля шертпе. Таттимбет сочинил классические образцы традиционных кюев: «Косбасар», «Терicкакпай», «Балбырауын», «Боз айгыр», «Боз торгай», «Алшагыр» и другие. Кюи Таттимбета «Саржай­лау», «Сылкылдык», «Былкылдак,» «Кекей-кестi» относят­ся к лучшим произведениям казахской инструментальной музыки. В кюе «Бес торе» осуж­дается власть людей, возвышающихся над народом. В 1855 году Таттимбет ездил в Петербург, где играл на домбре. Сохранилось свыше 30 кюев Таттимбета. Его последователями были выдающиеся композиторы Ыкылас, Тока (1830-1914).

Ыкылас Дукен-улы (1843-1916) - кюйши-компози­тор, кобызист. Заслуга Ыкыласа в том, что он возродил богатую музыкальную традицию кобыза, ведущую начало от музыки Коркута (VIII век). В кюях Ыкылаcа нашли воплощение легенды и эпические сказания. Одним из последователей Ыкыласа был кюйши-домбрист Cyгиp.

Крупными композиторами ХIХ века были сыбызгистСармалай, кюйши-дом­бриcты Абыл, Байсерке, Казан­гап.

Могучими титанами казахской музыки второй половины XIX века были композиторы-песенники (анши) Биржан­-сал, Акан-серы, Жаяу-Муса, Мухит.

Жаяу Муса Байжан-улы (1835-1929) - выдающийся народный композитор. В 1851 г. учился в Петропавловске по-русски, играл на гармони и скрипке. Был знаком с Шоканом Уалихановым. Для стихотво­рения Алтынсарина «Кел балалар, окылык» сочинил му­зыку. В 1854 году поступил в русскую школу Омска. Влияние на его мировоззрение оказали декабристы и петрашевцы. Муса подвергался преследованиям, в 1860 году был выслан в Тобольск. Мусу на­зывали «Жаяу» (пеший). Участвовал в походе Черняева на Шымкент и Аулие-Ату. Его песни: «Ақ сиса», «Хаулау», «Баянауыл», «Сұрша қыз», «Көгершiн», «Толғау». Почти все тексты к своим 70 песням Жаяу сочинил сам.

Биржан-сал Кожагул-улы (1834-1897) - композитор, певец и поэт. На станов­ление его таланта повлияла встреча с молодым Абаем в 1865 году. Одна из первых песен «Биржан-сал». Ряд песен посвящен любовной лирике. Песни «Жанбота», «Адасқақ» выражали гнев по поводу действий власть имущих. Особенно широко известен его айтыс с девушкой Сарой. Последователи Биржана: Акан-серы, Уки­ли Ыбырай, Балуан Шолак. Сохранилось около 40 песен Биржана.

Aкaн-серы Корамса-улы (1843-1913) - выдающийся композитор. Постоянное участие в празднествах и состязаниях дало приставку к имени - серы. Его песни: «К ұ лагер», «Ма ң ма ң гер», «,Макпал», «Бaл қ адиша», «Сырымбет».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.248.24 (0.004 с.)