Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Искусство и музыкальная культура
Картина Верещагина «Окружающие Лепсинский край горы» передает красоту Казахстана. Художник Н.Хлудов творил на казахстанскую тематику. Сырмаки, текеметы - постилочные войлочные ковры, тускиизы - настенные войлочные ковры украшались орнаментом («кошкар-муйіз», «космуйiз», «сынар-екше», «жапырак») всех видов (зооморфный, растительный, геометрический). Переход казахов к оседлому образу жизни повлиял на развитие прикладного искусства. На всемирной выставке в Париже (1868 год) были выставлены казахские ювелирные изделия, национальные костюмы. С казахскими музыкальными инструментами общественность ознакомилась на выставке 1872 года в Москве. Во второй половине XIX века жили выдающиеся казахские композиторы, создавшие немеркнущие классические произведения. Курмангазы Сагырбай-улы (1818-1889) - гениальный кюйши-композитор, классик казахской инструментальной музыки. Родился в местечке Жидели на территории Букеевской Орды. Первым наставником был Ханбазар, а главным учителем - кюйши Узак. В его произведениях отразились переживания за судьбу народа, его верность освободительному движению. Первый его кюй «Кишкентай» посвящен Исатаю Тайман-улы. В кюе «Сарыарка» слышатся мотивы несгибаемой воли народа к свободе, родной земле, безграничной степи. Сохранилось более 60 кюев Курмангазы. Даулеткерей Шыгай-улы (1820-1887) - великий кюйши-композитор, основоположник лирического направления в домбровой музыке. На формирование его взглядов повлияло восстание 1836-1838 годов в Букеевской Орде. Был избран султаном-правителем рода. В 1859 году в составе депутации почетных казахов он выехал в Петербург. Душевные переживания и раздумья композитора переданы в его кюях «Коныр», «Топан», «Жiгер». В некоторых кюях использовал музыкальные темы русских военных маршей и элементы туркменской музыки. Известно около 40 кюев. Таттимбет Казангап-улы (1815-1862) - выдающийся кюйши-композитор казахского народа, один из основоположников классической домбровой музыки XIX века, непревзойденный автор и исполнитель кюев стиля шертпе. Таттимбет сочинил классические образцы традиционных кюев: «Косбасар», «Терicкакпай», «Балбырауын», «Боз айгыр», «Боз торгай», «Алшагыр» и другие. Кюи Таттимбета «Саржайлау», «Сылкылдык», «Былкылдак,» «Кекей-кестi» относятся к лучшим произведениям казахской инструментальной музыки. В кюе «Бес торе» осуждается власть людей, возвышающихся над народом. В 1855 году Таттимбет ездил в Петербург, где играл на домбре. Сохранилось свыше 30 кюев Таттимбета. Его последователями были выдающиеся композиторы Ыкылас, Тока (1830-1914).
Ыкылас Дукен-улы (1843-1916) - кюйши-композитор, кобызист. Заслуга Ыкыласа в том, что он возродил богатую музыкальную традицию кобыза, ведущую начало от музыки Коркута (VIII век). В кюях Ыкылаcа нашли воплощение легенды и эпические сказания. Одним из последователей Ыкыласа был кюйши-домбрист Cyгиp. Крупными композиторами ХIХ века были сыбызгистСармалай, кюйши-домбриcты Абыл, Байсерке, Казангап. Могучими титанами казахской музыки второй половины XIX века были композиторы-песенники (анши) Биржан-сал, Акан-серы, Жаяу-Муса, Мухит. Жаяу Муса Байжан-улы (1835-1929) - выдающийся народный композитор. В 1851 г. учился в Петропавловске по-русски, играл на гармони и скрипке. Был знаком с Шоканом Уалихановым. Для стихотворения Алтынсарина «Кел балалар, окылык» сочинил музыку. В 1854 году поступил в русскую школу Омска. Влияние на его мировоззрение оказали декабристы и петрашевцы. Муса подвергался преследованиям, в 1860 году был выслан в Тобольск. Мусу называли «Жаяу» (пеший). Участвовал в походе Черняева на Шымкент и Аулие-Ату. Его песни: «Ақ сиса», «Хаулау», «Баянауыл», «Сұрша қыз», «Көгершiн», «Толғау». Почти все тексты к своим 70 песням Жаяу сочинил сам. Биржан-сал Кожагул-улы (1834-1897) - композитор, певец и поэт. На становление его таланта повлияла встреча с молодым Абаем в 1865 году. Одна из первых песен «Биржан-сал». Ряд песен посвящен любовной лирике. Песни «Жанбота», «Адасқақ» выражали гнев по поводу действий власть имущих. Особенно широко известен его айтыс с девушкой Сарой. Последователи Биржана: Акан-серы, Укили Ыбырай, Балуан Шолак. Сохранилось около 40 песен Биржана. Aкaн-серы Корамса-улы (1843-1913) - выдающийся композитор. Постоянное участие в празднествах и состязаниях дало приставку к имени - серы. Его песни: «К ұ лагер», «Ма ң ма ң гер», «,Макпал», «Бaл қ адиша», «Сырымбет».
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.248.24 (0.004 с.) |