Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие просвещения в первой половине XIX в. Изучение Казахстана русскими учеными
Присоединение казахских земель к Российской империи вызвало расширение сферы образования и просвещения. В начале XIX века в мектебах Казахстана преподавали шакирдам «Шаригат ул-иман» (правила мусульманской религии), «Аптиек» (одна седьмая часть Корана), другие религиозные знания. В медресе Бухары, Самарканда, Хивы, Ташкента преподавание велось на арабском языке, изучали средневековую арабскую философию, историю, географию, математику, стали обучать и русскому языку. Открылись школы с русским языком обучения в Омске, Оренбурге, Семипалатинске, Уральске. Требовались учебные заведения по подготовке «толмачей» (переводчиков). В 1789 году в казахской степи открыли «Азиатскую школу», которая готовила переводчиков и писарей из числа имущих слоев коренного населения. Открытые в 1813 году в Омске, в 1825 году в Оренбурге военные училища готовили чиновников для российской администрации. Они преобразованы в 1847 году в Сибирский кадетский корпус и в 1844 году в Оренбургский Неплюевский кадетский корпус. Школу с обучением на русском и татарском языках организовал хан Внутренней орды Жангир в Ханской Ставке в 1841 году. Школа готовила служащих Оренбургской канцелярии. В 1831 году в поселениях Омской области открыты училища с русским языком обучения, 19 сентября 1831 - училище в Усть-Каменогорске и интернат для казахов. В 1850 году при Оренбургcкой пограничной комиссии открылись школы, в которых казахам знания давались на русском языке. В деле образования учитывались в основном интересы империи. Игнорировалась потребность населения в светском образовании на родном языке. В 1833-1841 годах при оренбургском военном губернаторе чиновником особых поручений был В.И. Даль. Он собрал образцы устного творчества тюркоязычных народов, в 1839 -1840 годах участвовал в хивинском походе русских войск, выразил сочувствие Исатаю Тайман-улы и Махамбету Отемис-улы, написал повесть «Бикей и Мауляна» о жизни казахов Оренбургского края. В 1833 году А.С. Пушкин для сбора материалов о пугачевском восстании побывал в Оренбурге. В «Истории Пугачевского бунта» приведены сведения об участии в крестьянской войне казахов. В Уральске А. С. Пушкин записал поэму «Козы-Корпеш - Баян-Сулу». Были организованы научные экспедиции 1848-1849 годов Г.С. Карелина на берег Каспийского моря и капитан-лейтенанта А. Бутакова к Аральскому морю. Они изучали берега Сырдарьи, уточнили глубину Аральского моря, составили карты. Путешественники Ковалевский, Северцев, Небольсин занимались изучением быта и истории казахов, материальной культуры, обозначением местностей на топографических картах, исследовали природные богатства края. Ведущую роль играли организованные Русским географическим обществом экспедиции. Левшин, Мейер, Завалишин и другие историки-этнографы, исследовали жизнь казахского народа. Исследование Левшина - «Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей».
Казахская литература и культура первой половины XIX века В первой половине XIX века на первом месте среди казахских поэтов стоит имя Махамбета Отемис-улы (1804-1846), поэта-воина, яркого выразителя народных чаяний. Махамбет Отемис-улы родился в 1804 году в нынешнем Урдинском районе Уральской области. Отец поэта был состоятельным, влиятельным человеком во Внутренней Орде. Жангир-хан отправил Махамбета со своим сыном Зулкарнайном в Оренбург (1824-1829) на учебу в качестве воспитателя. В 1829 году за причастность к выступлению шаруа Махамбета заключили в Калмыковскую крепость, где он находился под следствием. Он принял участие в восстании Исатая Тайман-улы как один из вождей. 20 октября 1846 года Махамбет был убит. Стихи Махамбета являются своеобразной летописью восстания, помогают увидеть причины и цели народного движения. Один из лучших текстов эпоса «Козы-Корпеш – Баян-сулу» записан Ш. Уалихановым у Жанака и у Шоже. Абыл сохранил эпический цикл «Сорок ногайлинских батыров». Жанак, Тубек, Шоже и Орынбай, а затем Суинбай были выдающимися мастерами айтыса. Судьбы и произведения Доскожи и Нысанбая тесно связаны с восстанием Кенесары. Шернияз Жарылгас-у лы (1807-1867) участвовал в восстании 1836-1838 годов во Внутренней Орде. Он совершенствовал искусство поэтической импровизации. Известно его обличительное обращение к султану Баймаганбету. Шоже Каржаубай-улы (1808-1895) с детства лишен зрения, играл на кобызе. В поэтических состязаниях - айтысах - Шоже не знал поражений. Лучший в художественном отношении вариант народного эпоса «Козы-Корпеш - Баян-Сулу» был записан от Шоже.
Дулат Бабатай-улы (1802-1871) был одним из самых образованных людей своего времени. Подверг суровой критике существующие порядки, говорил о бесправии народа, ухудшении нравов общества. Таковы его толгау-раздумья «Акжайлау и Сандыктас», «Сулеймену», «О, Барак молодой». Дулат при жизни был признан одним из лучших казахских поэтов всех времен. Его стихотворный сборник «Осиет-нама» в 1880 году был опубликован в Казани и вскоре запрещен царской цензурой. Шортанбай Канай-улы (1818-1881) говорит об общественном неравенстве, угнетении народа, осуждает колониальные порядки. Поэт призывает не стремиться к власти и обогащению, а придерживаться нравственных установок религии. Поэтические наставления Шортанбая и его рассуждения «Предок наш – пророк Адам», объединенные в сборник, были опубликованы в 1888 году и в дальнейшем неоднократно переиздавались. Суинбай Арон-улы (1822-1895) родился на территории нынешнего Жамбылского района Алматинской области. Участвовал в айтысах и стал самым популярным поэтом в Семиречье. Суинбай воспитал своих наследников, среди которых выделился Жамбыл(Джамбул). Среди музыкальных инструментов наиболее распространенными были домбра, кобыз, сыбызгы и сырнаи. Часто автор и исполнитель выступали в одном лице как анши (певцы) и кюйши (инструменталисты). Кюй - инструментальное сочинение традиционной формы. Жыр, толгау, терме - поэтико-музыкальное произведение. Хан Младшего жуза Жанторе (убит политическими противниками в 1809 году) создал выдающийся кюй «Шалкыма». Из произведений Богды (1765-1845) наиболее распространен кюй «Боз тобе». В 3ападном Казахстане кюйши Байжума, Узак, Аренжан, Мусирали, Кошкар, Есжан подготовили почву для появления гениев Курмангазы и Даулеткерея. В северо-западном Казахстане были широко известны кюйши Тореш, Орынбай, Усен. На северо-востоке, в Сарыарке, распространяли свое искусство домбристы Куандык, Али. Эта традиция дала казахской музыке Таттимбета. В Семиречье были известны Есим и Сарша, а на юге Казахстана – Шолак и Альзак. Из песенников выделялся Сегиз-сери Бахрам-улы (1818-1854). От эпохи хана Арынгазы (1816-1821) до нас дошел торжественно приподнятый кюй «Арынгазы». Получили развитие ремесла: ткачество, войлочное, обработка дерева, кожи, металла, кости и рога. Основным жилищем оставалась войлочная юрта (кииз уй), деревянный остов которой состоял, из шанырака (вершины купола), уыков (купольных жердей) и кереге (раздвижной решетчатой основы) из нескольких отдельных решеток - канатов. В первую половину XIX века еще ставили огромные двенадцати-, пятнадцати- и восемнадцатиканатныe юрты. У казахов меньшего достатка юрты были малые, их в разобранном виде можно было перевезти на одном верблюде. Уникальной была юрта, сделанная по заказу хана Жангира и преподнесенная им Николаю I во время его коронации. Над ней мастера работали около двух лет. Юрты Шынгыса Уалихан-улы и Арынгазы Ханкожа-улы показаны на выставке при Московском университете в 1867 году. Особенно красиво убранными были свадебные юрты. Парадные юрты готовились также по случаю асов - годовых поминок.
Из меха шили шубы (тон, ишик, жаргак). Из козьих шкур выделывали замшу и шили из нее халаты (жаргак). Халат из тонкого белого войлока назывался каттау, а из шелка и сукна - шапан. Шекпен - плащ из верблюжьей шерсти. Женская приталенная безрукавка - камзол. Борык - отороченная мехом шапка. Девичья нарядная бобровая шапка - камшатборык. Летняя такыя из бархата, парчи или глазета. Зимой мужчины носили тымак - лисий треух. Головной убор невестки - саукеле - высокая конусообразная шапка, украшенная драгоценностями. Через год после замужества женщины носят желек - упрощенное саукеле, а после рождения детей - кимешек. Мужские и женские пояса - белдик, белбау с подвесками: кошелек, пороховница, кресало, трут, футляр для ножа. Наборные пояса с костяными и металлическими накладками - кисе.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.221.110.87 (0.056 с.) |