ТОП 10:

Система аналитических показателей и их классификация



Все процессы, изучаемые в экономическом анализе, должны иметь конкретное цифровое выражение, то есть характеризоваться системой аналитических показателей.

Под системой показателей подразумевается такое упорядоченное их множество, в котором каждый показатель дает качественную и количественную характеристику определенной стороны деятельности хозяйствующего субъекта.

Аналитический показатель – это цифровая характеристика одной или нескольких сторон деятельности организации. Содержание показателя отражает его экономическую сущность (это качественная характеристика), а числовое значение – его измерение (количественная характеристика).

Аналитические показатели могут быть получены непосредственно из источников информации, а так же в результате обработки информации.

Классификация показателей позволяет лучше разобраться в их природе и принципах расчета.

Классификация системы аналитических показателей

Признаки группировки Виды показателей Что характеризуют Примеры показателей
I. По способу выражения 1. Абсолютные Выражают размер, величину хозяйственных процессов или их результатов -
1.1. В зависимости от измерителей абсолютные показатели могут быть:
а) натуральные - Объем продукции в штуках, метрах, квт-часах и др.
б) трудовые - Объем продукции в нормо-часах
в) стоимостные - Объем продукции в тысячах рублей
1.2. В зависимости от порядка исчисления абсолютные показатели могут быть:
а) интервальные Показывают величину хозяйственных процессов или их результатов за определенный период времени Выручка от продаж, прибыль, себестоимость
б) моментные Объем хозяйственных ресурсов на определенную дату Наличие основных фондов на начало года; остатки материальных запасов
в) средние Средний размер ресурсов за определенный отрезок времени Средняя величина активов баланса за период, среднесписочная численность персонала
2. Относительные Рассчитываются как отношение двух абсолютных показателей -
2.1. Относительные показатели в зависимости от вводимых в расчет абсолютных показателей могут быть :
а) коэффициенты (кратные) Частное от деления различных абсолютных показателей, числитель и знаменатель могут быть как в одинаковых, так и в различных единицах измерения Коэффициент материалоотдачи; коэффициент фондоемкости продукции, коэффициент ликвидности, производительность труда.
б) удельные (структурные) Как часть от целого, числитель и знаменатель в одинаковых единицах измерения Удельный вес активной части основных фондов в общей их стоимости; доля собственного капитала в валюте баланса.
в) индексы Изменение во времени и пространстве, числитель и знаменатель в одинаковых единицах измерения Темп роста, темп прироста
II. По содержанию 1. Количественные Отражают размер, величину хозяйственных процессов и их результатов Объем продукции, выпущенной или реализованной; величина материальных затрат; численность работников.
2. Качественные Отражают существенные особенности хозяйственных процессов, их целесообразность и эффективность Затраты на рубль продукции; рентабельность продукции или капитала, коэффициент фондоотдачи
III. По цели применения 1. Результатные Характеризуют результат свершения хозяйственных процессов Выручка от продаж, прибыль
2. Ресурсно-затратные Характеризуют ресурсы и затраты, использованные для получения результата Себестоимость, собственный капитал
3. Показатели эффективности хозяйственной деятельности Представляют собой соотношение результатных показателей с затратами или ресурсами. Показатели рентабельности продукции; затраты на рубль продукции; коэффициенты оборачиваемости оборотных средств.
IV. По степени обобщения деятельности 1. Обобщающие Характеризуют хозяйственную деятельность в целом. Выручка от продаж, прибыль до налогообложения.
2. Частные Отличительные особенности хозяйственной деятельности, использование отдельных видов ресурсов. Прибыль от продаж на единицу продукции; Материалоемкость продукции
V. По широте использования 1. Общие Показатели, используемые при анализе деятельности предприятий любой отрасли. Выручка; себестоимость; прибыль; фонд заработной платы и др.
  2. Специфические Показатели, используемые в отдельных отраслях и характеризующие специфику работы. В строительстве – объем строительно-монтажных работ; в торговле – товарооборот и издержки обращения; показатели качества продукции: зольность угля, сахаристость свеклы и т.д.
         

Прием сравнения.

Сравнение — важнейший прием экономического анализа. Базой для сравнения могут быть плановые показатели, проектные данные, нормативы, показатели предыдущих периодов времени, показатели аналогичных объектов, среднеотраслевые показатели.

Анализ начинается именно со сравнения. Для того чтобы ответить на вопрос, каковы результаты деятельности организации, нужно знать, как она использует свои производственные возможности и выполняет бизнес-план по основным показателям, т.е. сравнить достигнутые результаты с производственной мощностью, плановыми показателями по объему продаж, сумме прибыли, уровню рентабельности и т.д.

Характеристика технологического процесса дается путем сравнения достигнутых технологических параметров с параметрами, установленными технологическими инструкциями.

Фактические расходные коэффициенты по отдельным видам сырья, фактические затраты труда на изготовление отдельных изделий или проведение конкретных операций сравниваются с нормативными. Наиболее распространенными в экономическом анализе являются следующие виды сравнений:

- отчетных показателей с плановыми. Бизнес-план является важным критерием для оценки результатов хозяйственной деятельности коммерческой организации;

- плановых показателей с показателями предыдущего периода. Это дает возможность определить оптимальность плановых заданий, качество бизнес-плана;

- отчетных показателей с показателями предыдущих периодов. Это дает возможность наблюдать за динамикой экономических показателей, определять тенденции развития коммерческой организации;

- плановых и фактически достигнутых показателей отчетного периода с нормативами. Это обеспечивает возможность объективной оценки результатов хозяйственной деятельности организации и выявления неиспользованных резервов;

- показателей работы внутренних структурных подразделений коммерческой организации;

- показателей организации с показателями аналогичных предприятий в России и странах со стабильной рыночной экономикой. Результаты сравнения представляются как абсолютные отклонения, отклонения в процентах к базисным показателям, в виде индексов. Чтобы результаты сравнения обеспечили объективные выводы, необходимо сравниваемые показатели привести к сопоставимости.

Основными условиями сопоставимости можно назвать следующие:

1. По периоду расчета, невозможно сравнивать моментные и интервальные показатели;

2. Единицы измерения должны быть одинаковыми;

3. Единство методики расчета;

4. Устранение влияния количественного или качественного фактора, в зависимости от базы сравнения.

К основным способам приведения показателей к сопоставимости относятся следующие:

1) устранение влияния изменения цен. Для этого сравниваемые объемные показатели выражаются в одинаковых ценах. Например, фактические объемы продаж предыдущего и отчетного периодов времени выражаются в единой оценке, т.е. в ценах отчетного периода;

2) устранение влияния различий в объеме и ассортименте продукции при сопоставлении качественных показателей. Это достигается путем пересчета последних на одинаковый объем и ассортимент продукции;

3) приведение сравниваемых показателей к единой методике их исчисления. Инструкции, регламентирующие методику исчисления отдельных показателей, систематически меняются. В этих случаях для обеспечения сопоставимости показатели, исчисленные до изменения методики, пересчитываются по методике отчетного периода;

4) тождественность периодов времени, за которые производится сравнение.

В практике экономического анализа используются и другие способы приведения показателей к сопоставимости в зависимости от специфики отрасли (например, устранение сезонных особенностей, территориальных различий и др.), но указанные выше способы являются важнейшими.

Результаты сравнения могут быть представлены либо абсолютными показателями (абсолютное отклонение), либо относительными (темпы поста и темпы прироста).







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.243.10 (0.009 с.)