Предмет микроэкономики. Микроэкономическая теория и практика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет микроэкономики. Микроэкономическая теория и практика.



Функция полезности и кривые безразличия в ординалистическом подходе.

Потребители выбирают товар в зависимости от его полезности. Полезность – это способность блага или услуги удовлетворять потребности индивида в результате потребления определённого кол-ва данного блага. Функция полезности выражает отношение между объёмами потребляемых товаров и услуг и уровнем полезности, достигаемым потребителем. .

Кривые безразличия позволяют вместо колич. измерения полезности использ. порядковое измерение в виде градации полезностей. Отражает различные наборы двух благ, обладающие равной суммарной полезностью для потребителя. Всё множество кривых безразличия в пространстве двух благ образует карту кривых безразличия. Св-ва – имеет нисходящий хар-ер; КБ не пересекаются; имеют вогнутый вид (обусловлено уменш-ся MRS); имеют отрицательную направленность; каждая следующая КБ, находящаяся выше по отношению к началу координат, обладает большей TU. Форма КБ зависит от предпочтений потреб.: 1. Горизонтальная говорит о том, что потреб. Не будет отказываться от товара В ради товара А (MRS=0). Вертикальная означает, что потреб. Полностью замещает товар В товаром А (MRS=∞). 2. Товары субституты – КБ прямая линия с наклоном 45˚ к осям.

 

Кривая безразличия

 

 

Равновесие потребителя и его графическая интерпретация.

Расходуя свой доход на товары и услуги, потреб. стремятся получить мах полезности. Оптимальный набор продуктов, удовлетворяющих бюджетному ограничению, означает потреб. набор, при кот. отношения MU к Р одинаковы для всех благ. Мах полезность при покупке товаров достигается в том случае, если бюджет будет распределён таким образом, что каждая последняя денежная единица, затраченная на приобретение каждого вида продуктов, принесёт одинаковую MU. При выполнении данного условия любое изменение в структуре покупок будет снижать уровень удовлетворённости потребителя, т.е. нарушать его равновесие.

Графическая интерпретация – наложение карты безразличия и бюджетной линии. Равновесию потребителя соответствует такая комбинация товаров А и В, кот. мах полезность при данном бюджетном ограничении и при кот. у потреб. нет стимула менять её на др. (точка касания КБ).

 

 


Виды монополий.

1. Естественная – обр. вследствие объективных причин, когда конкуренция невозможна или нежелательна.

2. Административная – вследствие действия гос. органов: а) созд. новые гос. структуры предприятий, либо объедин. имеющ.; б) предоставление отд. фирмам искл. прав на выполнение опред. рода деятельности.

3. Экономическая – развивается на основе закономерностей хоз-венного развития: а) успешное развитие предприятия и увеличение масштабов пр-ва (эволюц. путь); б) процесс централизиции капиталов.

Типы монополий:

1. Монополия отдельного предприятия.

2. Монополия как соглашение: простейшие (картель, синдикат) и более сложные (трест, многоотраслевой концерн).

Закрытая м. – защищена от конкур. барьерами. Открытая м. – фирма на некоторое время становится поставщиком какого-то товара, не обладая защитой от конкурентов.

22. Равновесие фирмы – монополистического конкурента в краткосрочном периоде. В течение краткосрочного периода МК-ая фирма будет максимизировать прибыль или минимизировать убытки, производя продукцию, для которой MR=MC, а затем использует кривую спроса, чтобы установить цену, соответствующую этому объёму. Кривые D и MR более эластичны по сравнению с монополией. Степень эластичности данных кривых зависит от числа конкурентов и степени дифференциации продукта. Фирмы могут получать эк. прибыль или нести убытки.

Виды монополий.

1. Естественная – обр. вследствие объективных причин, когда конкуренция невозможна или нежелательна.

2. Административная – вследствие действия гос. органов: а) созд. новые гос. структуры предприятий, либо объедин. имеющ.; б) предоставление отд. фирмам искл. прав на выполнение опред. рода деятельности.

3. Экономическая – развивается на основе закономерностей хоз-венного развития: а) успешное развитие предприятия и увеличение масштабов пр-ва (эволюц. путь); б) процесс централизиции капиталов.

Типы монополий:

3. Монополия отдельного предприятия.

4. Монополия как соглашение: простейшие (картель, синдикат) и более сложные (трест, многоотраслевой концерн).

Закрытая м. – защищена от конкур. барьерами. Открытая м. – фирма на некоторое время становится поставщиком какого-то товара, не обладая защитой от конкурентов.

Виды монополий.

1. Естественная – обр. вследствие объективных причин, когда конкуренция невозможна или нежелательна.

2. Административная – вследствие действия гос. органов: а) созд. новые гос. структуры предприятий, либо объедин. имеющ.; б) предоставление отд. фирмам искл. прав на выполнение опред. рода деятельности.

3. Экономическая – развивается на основе закономерностей хоз-венного развития: а) успешное развитие предприятия и увеличение масштабов пр-ва (эволюц. путь); б) процесс централизиции капиталов.

Типы монополий:

5. Монополия отдельного предприятия.

6. Монополия как соглашение: простейшие (картель, синдикат) и более сложные (трест, многоотраслевой концерн).

Закрытая м. – защищена от конкур. барьерами. Открытая м. – фирма на некоторое время становится поставщиком какого-то товара, не обладая защитой от конкурентов.

 

 

Олигополия и эффективность.

Ценообразование по принципу «издержки +». Чтобы компенсировать потери, вызванные ухудшением конъюнктуры рынка, в олигополистических отраслях часто использ. стандартная цена – при расчёте, к ср.издержкам добавляется опред. наценка, которая обеспечивает получение заданной прибыли. Положит. стороны: имеет преимущество для фирм, производ. большой ассортимент продукции; этот метод совместим с «тайным сговором» или «лидерством цен».

В долгосрочном периоде равновесие достигается путём установления тайного сговора, или в результате использования неценовой конкуренции, по средством которой и определяется доля каждой фирмы. Плюсы неценовой конкуренции: 1) располагают значительными фин. ресурсами, которые могут быть использованы для усовершенствования продукта, развития технологий, реализации рекламных проектов. 2) Могут быть получены догосрочные преимущества над конкурентами, т.к. её приёмы не могут быть воспроизв. так быстро как сниж. цен.

Также к положительным последствиям олигополии можно отнести отсутствие разрушительной силы конкуренции, которая существует в условиях свободного рынка, более низкие цены и более высокое качество продукции, чем в монополии. К негативным: заключение тайных сговоров, о. стремиться извлечь выгоду из потребителя.

 

Роль государства в обеспечении предложения общественных благ(ОБ).

Потребление общ. блага происходит коллективно, но индивидуальная польза от этого потребления разная. Если оплата ОБ будет осуществляться в соотв. с предельными выгодами от их пользования, то будут появляться стимулы преуменьшения размера получ. выгод; т.е. будут стремиться получить его даром – проблема «безбилетника». В результате, пр-во чистого ОБ ниже эффективного. Т.о. для того, чтобы исключить «безбилетника» необходимо ограничить доступ в потреблении блага (ввести оплату за пользование).

Форма участия гос-ва разная (от нац. обороны доуборки мусора во дворах). Осуществляется за счёт взимаемых в принудительном порядке налогов. Проблема – соотношение справедливости и эффективности: 1) Введение единой платы обеспечит справедливость. 2) Применение дифференциальной ставки налога – эффективность, но при этом проблема трансформируется в вопрос о степени дифференциации.

 

 

Общественный выбор (ОВ): понятие и методология анализа.

Ключевую роль в становлении теории ОВ сыграли представители Вирджинской школы экономической теории и в частности Дж.Бьюкенен. Методы анализа универсальны и применимы в любой из сфер там, где человек должен делать выбор. Т.о теория ОВ базируется на 2-х предпосылках:

1. Люди действуют в политической сфере, преследуя свои интересы; и теория ОВ пытается последовательно провести принципы индивидуализма, распространяя их на все сферы деятельности, включая гос. службу.

2. «Концепция экономического человека» - все: от избирателя до президента руководствуются в своей деятельности в первую очередь сравнением предельных выгод и пред. издержек (МВ>MC).

Сторонники теории рассматривают политический рынок по аналогии с товарным; гос-во – это арена конкуренции людей за влияние на принятие решений, за доступ к распределению ресурсов, за место в «должностной лестнице».

Т.о. теоретики ОВ предполагают, что действия и выбор людей занимающих общественные посты также управляется соображениями личной выгоды.

 

Предмет микроэкономики. Микроэкономическая теория и практика.

Эк. отношения в общественной системе имеют несколько уровней. Они проявляются либо непосредственно между первичными субъектами (чел-к, домохоз-ва, предприятия), либо как обобщение этих отношений на уровне общества в целом, в нац. экономике. Соответственно, в эк. теории выделяются два основных раздела – микроэкономика (МЭ) и макроэкономика. МЭ исследует эк. отношения, законы и закономерности, проявляющиеся в поведении потребителей и производителей, предприятий и фирм, выступающих в определённых конкурентных формах на рынке ресурсов и продукта; изучает механизм формирования рыночного спроса и предложения, издержек пр-ва, прибыли, цен. Предмет общей эк. теории – выбор эффективного использования ограниченных ресурсов для получения наибольших результатов. В МЭ конечной целью ставится задача достижения равновесия на рынке товаров, услуг и ресурсов, получение достаточных доходов и удовлетворение потребностей потребителей и фирм, поддержание эффективности рыночной системы. Предмет МЭ. МЭ рассматривает эк. отношения, складывающиеся в процессе деятельности субъектов хоз-ия – производителей и потребителей, работников и домохоз-в, предприятий и фирм. 1. МЭ изучает пути эффективного использ-я ресурсов для удовлетвор. потребностей (рациональный выбор). Предмет – соотношение «потребности – ресурсы», деятельность человека, домохоз-в, предприятий и фирм в сфере пр-ва, распределения, обмена и потребления благ и услуг. 2. МЭ исследует механизм эффективного использования ресурсов. Предмет – основные категории рыночной конъюнктуры: спрос и предложение, формирование цен с учётом особенностей различных рынков ресурсов и товаров, типов рыночных структур (свободная конкур., монополия, олигополия, монопол. конкур.). 3. МЭ даёт оценку эффективности пр-ва (сравнение доходов и издержек фирм). В более широком смысле МЭ изучает взаимодействие эк. субъектов в процессе образования крупных структур – рынков и отраслей, условия установления цен и обоснования программ пр-ва, сбыта продукции и услуг.

Микро теория и практика. МЭ как теория выполняет познавательную ф-ию. Она сост. в раскрытии взаимосвязей в отношениях предприятий, домохоз-в, отдельных людей, проявляющихся во всех сферах воспроизв-го процесса, в кругообороте товаров и услуг, ресурсов, денежных потоков. Огромная роль принадлежит МЭ в формир-ии эк. мышления. В своей практич. ф-ии МЭ приводит в систему всю массу явлений и процессов эк. жизни, вырабатывает определ. ориентиры, принципы, правила поведения, формы хоз-я, обосновывает механизм хоз-я и его структурные элементы, используемые при выработке целесообразного поведения субъектов. Создаётся возможность воздействия на эк. процессы для получения желаемых результатов.

 

2.Методы МЭ анализа. Равновесный подход к исслед-ю эк. явлений и процессов. МЭ пользуется общенаучными методами (научная абстракция \от абстрактного к конкретному\, диалектический метод, дедукция, системный подход, метод единства исторического и логического и др). Основные составляющие методологии МЭ – эк. теории, категории и законы, принципы ф-ия эк. Эк. явления рассм-ся диалектически (в их развитии), разрешении противоречий, с выделением качес-ых и коли-ых сторон. На основе общенаучн. методов в МЭ приводится позитивный и нормативный анализ. Теория МЭ процессов разраб-ся для объяснения явлений, проверяется практикой и использ-ся для выработки прогнозных моделей. Оптимизационные модели применяются при исслед-ии отдельных эк. агентов пр-ва с помощью предельных величин. Модели рыночного равновесия используются при исследовании взаимосвязей между эк. агентами пр-ва. Состояние равновесия явл. исходным при анализе ценообразующих факторов, стабилизации эк. МЭ также пользуется экономико-матем. методами и графиками.

 

 

3.Проблема оценки потребителем общей полезности потребляемых благ: кардинализм и ординализм. Созданные в процессе пр-ва товары и услуги, пройдя через товарные рынки, поступают в произв-ое и личное потребление. Потребители выбирают товар в зависимости от его полезности. Полезность – это способность блага или услуги удовлетворять потребности индивида в результате потребления определённого кол-ва данного блага. Все точки зрения по поводу измерения полезности можно объединить в две группы: кардиналистский и ординалистский подходы. Ютиль – колич-ая единица измерения полезности, кот-я позволяет измерить степень удовлетворения потребителя. Гипотезы колич-го подхода – потребитель стремится получить мах полезности от приобрет. благ; потреб. способен сделать колич. оценку полезности благ; MU блага убывает. Объём спроса на благо находится в прямой зависимости от бюджета и в обратной от – цены. В. Парето выдвинул тезис о невозможности абсолютного измерения MU и предложил перейти к оценке предпочтений одних товаров по сравнению с другими. Гипотезы – предложение о сравнимости (предпочтение A>B, A<B, безразличие A=B); аксиома транзитивности (если A>B, а B>C, то A>C, если A=B, а B=C, то A=C); предположение о независимости потребителя (потреб. руководствуется кол-вом и качеством благ) или отсутствии внешних факторов; предположение о ненасыщении (если к любому набору потреб. благ добавл-ся единица какого-л. блага, то получившийся набор будет предпочтительнее прежнего).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.198.49 (0.029 с.)