Государственные расходы, их состав, структура. Проблемы более эффективного использования государственных средств в современных условиях. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственные расходы, их состав, структура. Проблемы более эффективного использования государственных средств в современных условиях.



Государственные расходы – это денежные отношения, возникающие на завершающей стадии распределительного процесса в связи с использованием централизованных и децентрализованных доходов государства. Специфика государственных расходов состоит в обеспечении финансовыми ресурсами потребностей государственной сферы деятельности ― экономической, социальной, управленческой, военной (оборонной). Объем и структура государственных расходов в ВВП зависит от многих факторов: этапа общественного развития,уровня благосостояния населения,размера гос. сектора в экономике и др.

Государственные расходы осуществляются разными способами: финансированием и путем предоставления ссуд и кредитов.

Основной способ – это финансирование, т. е. безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в разных формах для осуществления соответствующей деятельности. Составной частью финансирования является бюджетное финансирование, т. е. выделение денежных средств из бюджета соответствующего уровня.

В самом общем виде государственные расходы могут быть разделены на две группы:

· расходы, обусловленные внутренними проблемами;

· расходы, связанные с внешними функциями государства.

Основную часть расходов составляет первая группа.

По целевому назначению расходы подразделяются на три группы: Капитальные расходы связаны с затратами на новое строительство и развитие действующих объектов государственной и муниципальной собственности в плане их расширения, реконструкции, технического перевооружения, т. е. с финансовыми вложениями в основной капитал и прирост материальных оборотных средств; Текущие расходы связаны с обеспечением функционирования бюджетных организаций и включают: текущие затраты на содержание органов власти, правоохранительных органов, на оборону, науку, предоставление социальных и коммунальных услуг, выплата процентов по государственному долгу и др; Страховые и резервные фонды формируются в целях предупреждения и возмещения материального ущерба от непредвиденных событий.

По общественному назначению государственные расходы делятся на пять групп:

Расходы на социальные нужды – расходы на здравоохранение, просвещение, соц. обеспечение, социальное страхование. Примерно 3/4 их общего объема финансируется за счет бюджетных и внебюджетных фондов. В последние годы существенно возрастает роль местных финансов в покрытии расходов по содержанию учреждений просвещения и здравоохранения. За счет социальных расходов государства финансируются мероприятия, обеспечивающие воспроизводство рабочей силы, квалификацию работников, выплачиваются пособия по безработице и т. п.

Внешнеэкономические расходы связаны с тем, что государство тем или иным способом помогает производителю пробиться на рынок. Это прямые субсидии компаниям из бюджета, освобождение экспортеров от налогов, предоставление кредита экспортеру или импортеру на льготных условиях, страхование экспорта и т. д. В эту группу можно отнести и затраты государства на реализацию различных международных договоров, культурных, научных и других связей.

Экономические расходы способствуют структурной перестройке общест. производства, наращиванию научно-технического потенциала, модернизации предприятий и техническому переоснащению всех отраслей народного хозяйства. Важное место принадлежит инвестициям – они расходуются на финансирование отраслей инфраструктуры (транспорт, связь, дороги), которые требуют огромных капиталовложений,

Расходы на оборону страны (военные расходы) - важнейшие государ. расходы. В их состав включаются расходы на: содержание личного состава; вооружение; материально-техническое оснащение; строительство военных объектов, на военные исследования и разработки; пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей; подготовку кадров; создание запасов и резервов на случай войны и др. Это прямые военные расходы. Существуют и косвенные военные расходы, т.е. расходы, связанные с ликвидацией последствий войны, на восстановление разрушенного хозяйства.

Расходы на управление – отличаются постоянным возрастанием, с одной стороны, и отсутствием критериев оценки результативности – с другой. В состав этих расходов входят: расходы на содержание законодательных и исполнительных органов государственной власти; расходы на содержание судебной власти, правоохранительных органов и прокуратуры.Для обеспечения экономического расходования средств на содержание аппарата управления разработана система мер их государственного регулирования, лимитирование расходов;сокращение расходов в связи с проводимыми мероприятиями по совершенствованию аппарата управления;нормирование численности

По характеру потребностей расходы делятся на две группы: Обыкновенные отвечают постоянным потребностям государства и возобновляются с каждым финансовым годом. Чрезвычайные, обусловлены случайными и изменчивыми потребностями. Обыкновенные расходы покрываются обыкновенными доходами (налогами, пошлинами и др.), а чрезвычайные ― посредствам чрезвычайных поступлений (продажа государственного имущества или выпуск государственных займов).

Среди государственных расходов особое место занимают затраты по текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга. Они возникают при использовании государственного кредита для покрытия бюджетного дефицита. Формами привлечения заемных средств для финансирования государ. расходов могут быть выпуск и размещение государ. обязательств и различные займы (ЦБ РФ, коммерческих банков, внебюджетных фондов и т. д.)

По отраслевому признаку расходы группируются в материальном производстве по отраслям народного хозяйства: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь и т. д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.0.53 (0.005 с.)