Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Повесть о новгородском посаднике щиле
Повесть была написана каким-то церковником на основе устной легенды, сложившейся не без влияния патериковых и проложных сказаний, возникшей, видимо, в начале XIV в. и связанной с построением Щилом в 1310 г. в окрестностях Новгорода церкви в честь Покрова. Будучи создана в середине XV в., повесть неоднократно перерабатывалась вплоть до конца XVII в., пройдя через шесть редакций и в XVIII в. проникнув в лубочную литературу, а затем в народную сказку. Посадничество Щила – вымысел скорее всего составителя повести, которому невыгодно было выставлять монаха в качестве ростовщика. Не соответствующим исторической действительности является и присутствие в повести архиепископа Иоанна, якобы освящавшего церковь, построенную Щилом: это очень популярное в Новгороде имя заменило собой имя значительно менее популярное – архиепископа Давида, при котором в действительности Щилом была построена церковь. Написание повести стоит в прямой связи с энергичной защитой новгородской церковью своего права на обогащение путём «вкладов по душе». Пропаганда спасительности молитв по умершим была тем более настоятельна для новгородской церкви, что ей ещё и в XV в. приходилось бороться с отголосками ереси «стригольников», отрицавших необходимость как таких молитв, так и всяких приношений в пользу церкви в связи с поминаниями умерших.
ПОВЕСТЬ О ПОСАДНИКЕ ЩИЛЕ Мнози же людие, купцы, не имуще кунъ, взимаху у него сребро на торговлю в куны, имаше же лихвы на 14 гривень и 4 денги точию по единой денге на год – боль же того отнюд не имаше. Собра же таковаго имьния многое множество, и восхотъ на то кунное собрание воздвигнута церков и соградити монастырь. Вопросившу же архиепископу Щила, от какова имьния воздвигнута церков. Егда совершена бысть церкви, Щил же моли архиепископа освятити церков, понеже о том вначалъ не вопросил его, егда испроси благословение. Он же исповъда ему истину, яко от лихвенаго собрания создана бысть церкви. Сынъ же Щилов, видя отчю погибель и свое лишение, в велиць недоумънии бысть, и прииде ко святителю, ища спасения и помощи лишеной души отца своего. Святитель же пъвъле ему молити бога о отчи погибъли и в постъ и во бдьнии пребывати, и повель на 40 дней у 40 церквей сорокоусты дати священником с причетникы доволно, да поют в ты дни по 40 панахидо и литургии неизмънно, и в ту 40 дний милостыню безпрестанно творити – егда же совершатся 40 дней, пришед, возвести нашему смирению.
Архидиякон же по повелънию святителя соглядав вся разумнъ и видит в надстънном писании, иже над гробомъ, Щила во адъ во гробь – главу же его внь ада, и возвъсти о сем святителю. Святитель же заповъда сыну Щилову паки вторую 40 дний такожде сотворити, яко же напреди изявися, и егда совершатся, паки возвьстити себе о сем. Той же заповъданная паки совершив, и возвъщает святителю о сем. Святитель же паки посла архидиякона своего по прежнему обычаю соглядати о нем в надстьнном писании. Архидиякон же видъ в настънном писании Щила во гробъ и з гробом внъ ада до пояса и возвъсти о сем святителю. Святитель же пакы повелъвает сыну Щилову по прежнему обычаю 40 дний третицею сотворити. Той же по заповъди совершивъ и возвыцает святителю о сем. Святитель же третицею посла архидиякона своего по прежнему обычаю соглядати о немъ стъннаго писания. Архидиякон же видь в надстьнном писании Щила внъ ада з гробом всего изшедша. Тако же и гроб его верху земли обрътеся над пропастю. Пропасти же не бъ видети. Во гробъ же весь цъл обрътеся, якоже и положен. Видъв же сия вся архиепископъ, всякого удивления исполнь, благодарив бога о недовъдомых и непостизаемых его судбах праведных, и пъв соборне надгробная пъния над гробом Щиловым, и церковь освятивъ во славу Христу богу нашему и пречистей его богоматери. И оттоль устройся монастыр, нарицаемый Щилов, идъже и до нынъ стоит. Нъцыи же глаголютъ: архиепископъ заповъда сыну Щилову по 3-жды на год по сту литургий пъти в три лъта.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.243.2.41 (0.008 с.) |