Силлабические вирши симеона полоцкого 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Силлабические вирши симеона полоцкого



 

В практике русского стихотворства второй половины XVII в. укореняется правильно организованное силлабическое стихотворство, отличительной особенностью которого является равносложность стихов (большею частью 13 или 11 в каждой строке), цезура в середине стиха и парная женская рифма.

Симеон Полоцкий (до пострижения в монахи – Петровский-Ситнианович, Самуил Емельянович, 1629-1680), белорус по национальности, сыграл большую роль в истории русской литературы и просвещения. Он считается основателем русского силлабического стихосложения и одним из зачинателей русской драматургии. Ему принадлежат многочисленные вирши, объединенные в сборниках «Вертоград многоцветный», «Рифмологион», «Псалтырь рифмотворная», «Орел Российский», драмы «Комедия притчи о Блудном сыне» и «Комедия о царе Навуходоносоре», многие слова и поучения, богословско-полемические статьи.

В сборнике «Вертоград многоцветный» (вертоград – сад) разнообразные по темам стихи предназначались для того, чтобы, развлекая, поучать и просвещать, быть своеобразным стихотворным энциклопедическим или толковым словарем. «Рифмологион» – это сборник стихотворных приветствий и пожеланий царю, царской семье и приближенным ко двору лицам. «Псалтырь рифмотворная», оказавшая большое влияние на юного М.В. Ломоносова, – это сборник переложенных на силлабические стихи псалмов. В 1680 г. певчий дьяк В.П. Титов на эти псалмы написал музыку.

Официальные отношения Полоцкого (он был придворным поэтом и наставником царских детей) к царскому двору обусло­вили культивирование писателем жанра хвалебных, панегирических стихотворений, по темам и по форме являвшихся прямыми пред­шественниками торжественных классических од русских поэтов XVIII в.

В шуточных и сатирических стихотворениях Симеона Полоц­кого делается попытка обрисовать бытовые стороны жизни стилем реалистического письма. В некоторых стихотворениях Симеон Полоцкий выступает в ка­честве обличителя тех отрицательных черт, какие присущи были различным слоям современного ему общества.


Пиянство

Человек некий винопийца бяше,

Меры в питии хранити не знаше.

Темже многажды повнегда упися,

В очию его всяка вещь двоися,

В едино время прииде до дому

И вся сугуба зрешася оному.

Име два сына, иже предстояста, –

Ему четыре во очию стаста.

Он нача жену абие мучити, –

Дабы ему правду хотела явити,

Когда два сына новая родила

И с коим мужем она приблудила.

… Муку жестоку нача умышляти.

Взял есть железо, огнем распаляше,

Ко жене бедней жестоко вещаше:

«Аще ты инем мужем не блужденна,

Сим не будеши огнем опаленна.

… Ятся железа, люте опалися,

Болезни ради в мале отрезвися.

И се – два сына точию видяше,

Невинность жены, свою вину знаше,

Срамом исполнен, во печали был есть

И прощения у жены просил есть.

Тако пиянство ум наш помрачает.

Всяк убо того верный да гонзает!

 

Купецтво

Чин купецкий без греха едва может быти,

на многих бо я злобы враг обыче лстити;

Изрядное лакомство в купцах обитает,

еже в многия грехи оны убеждает.

Во-первых, всякий купец усердно желает,

малоценно да купит, драго да продает.

Грех же есть велий драгость велию творити,

малый прибыток леть есть без греха

строити. Вторый грех в купцах часто есть лживое слово,

еже ближняго в вещех прелстити готово.

Третий есть клятва во лжу, а та умноженна,

паче песка на брезе морстем поолженна.

… Осмый, – яко темная места устрояют,

да худыми куплями ближние прелщают,

Да во темности порок купли да не узрится

и тако давый сребро в купли да прелстится.

О сынове тмы люты! Что сия творите?

Лстяще ближне вашы, сами ся морите.

В тму кромешную за тму будете ввержени,

от света присносущна вечно отлучени!

Отложите дела тмы, во свете ходите,

да взидите на небо, небесно живите!


 


ЖАБЫ ПОСЛУШЛИВЫЯ

Брат некий в обители смиренно живяше

И без прекословия началных слушаше.

Тамо близ бяше блато, во немже живяху

Многи жабы и воплем своим досаждаху...

Ныне же человеци во церкви стояще,

Молбы си при безкровной жертве приносяще,

Многим глаголанием досады творяют.

Речеши ли молчати, никако слушают,

Еще огорчившеся, хулят иерея,

Обличения злобы не любят своея.

Наипаче сокочут язычныя бабы,

Досаждающе паче, неже овы жабы.

Тщитеся убо, бабы, жабы подражати,

Во время жертв духовных глас свой удержати.

 

 

МОНАХ

Монаху подобает в келий седети,

Во посте молитися, нищету терпети,

Искушения врагов силно побеждати

И похоти плотския труды умерщвляти, –

Аще хощет в небеси мзду вечную взята,

Неоскудным богатством преобиловати.

… Но увы безчиния! Благ чин погубися,

Иночество в безчинство в многих преложися.

О честных несть зде слово: тыя почитаю,

Безчинныя точию с плачем обличаю.

Не толико миряне чревы работают,

Елико то монаси поят, насыщают.

Постное избравши житие водити,

На то устремишася, дабы ясти, питии…

… Престаните, иноцы, сия зла творити,

Тщитеся древним отцем святым точни быти.

Да идеже они суть во вечной радости,

Будете им общници присныя сладостей!


 

 


ЯЗЫК

Малая часть телесе язык человека,

но не виде злейшия ничто же от века,

Ибо аще малое слово изпущает,

хулно или клеветно, многи убивает.

… И никими мерами может ся сокрити,

весть же сердца человек многих озлобити.

Убо разсудно слово всякое пущайте,

да не будет стрелою, прилежно смотряйте;

Аще бо яко стрела пойдет, то вратится

не к языку, но в сердце и смерть приложится.

 

ДЕВА

Срам честный лице девы украшает,

Егда та ничесоже не лепо дерзает.

Знамя же срама того знается оттуду,

Аще очес не мещет сюду и онуду,

Но смиренно я держит низу низпущенны.

Постоянно, аки бы к земли пристроённы.

Паки аще язык си держит за зубами,

А не разширяет ся тщетными словами.

Мало бо подобает девам глаголати.

Много же к чистым словом уши приклоняти.


 

«КОМЕДИЯ ПРИТЧИ О БЛУДНОМ СЫНЕ» СИМЕОНА ПОЛОЦКОГО

 

Основанная на евангельском сюжете, написанная силлабическим стихом «Комедия притчи о блудном сыне» – одна из первых русских пьес, она относится к нравоучительным, т.н. «школьным», драмам. По мнению некоторых исследователей, в пьесе нашли отражение трения отцов и детей в эпоху сближения России с Западом, а прототипом главного героя послужил бежавший в 1660 г. за границу и затем вернувшийся сын царского любимца А.Л. Ордина-Нащокина.

Пьеса дошла до нас в ряде списков, ранний из которых датирован 1678 г. Она была издана в 1685 г. в составе сборника «Рифмологион».

 

Комидия притчи о блудном сыне

 

Пролог

Благородни, благочестивии,

Государие премилостивии!

Не тако слово в памяти держится,

Яко же аще что делом явится.

Христову притчю действом прояити

Зде умыслихом и чином вершити.

О блуднем сыне вся речь будет наша,

Аки вещь живу, узрит милость ваша.

… Не токмо сердцам, но душам спасенна,

Велию ползу может притча дати,

Токмо изволте прилежно внимати.

 

Часть I.

[Первая часть начинается с монолога отца, который делит свое имение между обоими сыновьями и дает им наставления. Он советует им надеяться на Бога, руководиться в жизни правилами благочестия и хранить христианские добродетели. Отцу отвечают оба сына, но отвечают по-разному.]


Сын старший глаголет к отцу:

Отче мой драгий! отче любезнейший!

Аз есмь по вся дни раб ты смиреннейший;

Не смерти скоро аз желаю тебе,

Но лет премногих, яко самому себе.

Честнии руце твои лобызаю,

Честь воздаяти должну обещаю,

Уст твоих слово в сердци моем выну

Сохраню, яко подобает сыну.

… С тобою самым изволяю жити,

Неже всем златом обогащен быти.

Сын юнеишии к отцу:

Заключение видит ми ся быти, –

В отчинной стране юность погубити.

Бог волю дал есть: се птицы летают,

Зверие в лесах волно пребывают.

И ты мне, отче, изволь волю дати,

Разумну сущу, весь мир посещати.

Твоя то слава и мне слава будет,

До конца мира всяк нас не забудет.

 


 

[Отец пробует убедить сына остаться дома, приобрести житейский опыт и потом уже пускаться в путь, но младший сын возражает]

[Отец принужден согласиться и отпускает сына.]

 

Часть II

Яко птенец из клетки на свет изпущенный;

Желаю погуляти, тем быти блаженный.

Богатство имам много и доволно хлеба,

Несть кому его ясти, слуг болши потреба.

Блудный.

Добре, слузи вернии! Ну ж возвеселимся!

Общая днес нам радость, вином прохладимся.

Сядите, слузи мои! Вина наливайте,

А за наше здравие до дна испивайте.

… Сяди, брате, со мною; дерзай, як у брата;

Аще обыгравши, сто рублев заплата.

А вы, прочий друзи, весело играйте,

Мои богатства вземше, смело пройгравайте.

 

Часть III

Изыдет Блудный сын похмелен, слуги различна утешают; он обнищает.

 

Часть IV

... Блудныи глаголет:

Увы мне! Увы! Что имам творити?

Свини погубих, хотят мя убити.

Гладом и хладом весма помираю

И бичми люте посечен бываю.

…А мое чрево гладом погибает.

Пойду ко отцу, до ног поклонюся,

Глаголя сице, пред ним умилюся:

«Отче! согреших на небе и к тебе,

Прими мя поне в наемника себе.

 

Часть V

Изыдет Отец Блудного сына, печаляся о сыне; сын возвращается и проч.

 

Часть VI

Изыдет Блудный одеян и честен, хвалит Бога, яко возвратися.

 

Епилог

Благороднии, благочестивии,

Государие перемилостивии!

Видесте притчю, Христом изреченну,

По силе делом днесь воображенну,

Дабы Христовым словам в сердцах быти

Глубже писанным, чтобы не забыти.

Юным се образ старейших слушати,

На младый разум свой не уповати;

Старим – да юных добре наставляют,

Ничто на волю младых не спущают…

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 3196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.30 (0.041 с.)