Преемственность- дидактический принцип обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Преемственность- дидактический принцип обучения



Преемственность – это дидактический принцип и психологическая категория, поэтому традиционно конструирование содержания и выбор приемов деятельности требуют учета следующих трех аспектов:

- логико-содержательного, который является определяющим при построении учебной дисциплины. При этом понятия, законы и факты располагаются в логике развития изучаемой отрасли знаний;

- логико-психологического, предполагающего дидактическую переработку этого содержания с учетом возрастных особенностей учащихся;

- ценностно-смыслового, который предполагает включение воли, эмоций, чувства и действий ученика в процессе освоения предметного содержания.

Указанные три аспекта в зависимости от стоящих перед обучением целей и задач претерпевают некоторые изменения.

С изменением целей обучения принцип преемственности сохраняется. Преемственность рассматривается не только как усложнение содержания и увеличения объема передачи эффективных способов деятельности.

Изменение содержания, принципа преемственности требует иных подходов к построению школьного курса математики.

Общая цель современного образования школьников – формирование всесторонне образованной и инициативной личности, до сознания которой доведена система взглядов, идейно-нравственных, культурных и эстетических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят подрастающее поколение к активной деятельности и непрерывному образованию в быстро меняющемся мире.

Образование в XXI веке все меньше связывается с конкретным временным моментом или периодом, в который приобретаются знания и умения. Оно становится не только потенциалом успеха в повседневной деятельности, но и функцией, и средством управления. Такая роль образования сегодня определяется динамикой развития, резким усложнением проблем (экологии, качества жизни, безопасности жизнедеятельности, конкуренции, изменения структуры интересов и пр.). Само развитие производства и общества требует непрерывного образования, а это означает необходимость “включения” его в повседневную деятельность человека.

Логико-содержательный аспект преемственности в проекте Федерального компонента государственного образовательного стандарта не только сохраняет, но и углубляет системную составляющую.Поскольку проект стандарта предполагает изучение знаний на всех трех ступенях обучения, математические знания в начальной школе должны “вплетаться” в существующие системы основной школы. В процессе изучения математики в сознании школьников должна формироваться картина мира, которая отражает представления человека о пространственных формах и количественных отношениях – от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте людей, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей.

Для развития познавательного интереса у учащихся содержание должно включать темы, требующие обсуждения какой-либо нравственной проблемы, ценностной ориентации или принятия решения. Следовательно, математическое содержание для начальной школы должно отбираться с учетом идеи гуманизации и идеи практической направленности математического образования, как в формировании знаний, так и умений, по возможности приближенных к реальным жизненным ситуациям.

Такой подход к построению содержания в начальной школе согласуется с целями образования в основной школе и предусматривает гуманизацию и усиление практической направленности обучения, что, в свою очередь, способствует обеспечению преемственности.

1.3. Одним из важных направлений преемственности в обучении является педагогический мониторинг и диагностика качества обучения. Анализ процесса внедрения вариативных систем начального образования свидетельствует, что их реализация невозможна без диагностико-технологического обеспечения, которое позволяет определить проблемы и трудности в обучении и организовать необходимую коррекционную работу с применением эффективных технологий.

Как писал Аристотель «… развитие навыков должно предшествовать развитию ума». Навык здесь рассматривается как необходимое условие развития ума, а их совершенствование - как важная составляющая развития детей, в итоге приводящая к успешности их в обучении. Из множества определений обучения наиболее точным, по нашему мнению, является «формирование умений и навыков, усвоение знаний». Последнее обстоятельство определяет выбор характера упражнений. На этапе обеспечения эмоционального настроя лучше использовать самые простые упражнения по уяснению цели, ориентировке в предстоящей деятельности, накоплению словарного запаса, освоению терминологии, основных понятий; для развития речи надо использовать рассказ и пересказ, то есть репродукцию материала; прежде чем самостоятельно усваивать знания, надо поработать над учебными умениями, что способствует развитию воли; только после названных ступенек можно успешно усваивать знания, одновременно работая над развитием мышления и воспитанием нравственности.

Преемственность в обучении – установление необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения; понятие преемственности характеризует также требования, предъявляемые к знаниям и умениям учащихся на каждом этапе обучения, формам, методам и приёмам объяснения нового материала и ко всей последующей работе по его усвоению. Преемственность должна осуществляться и между видами деятельности учащихся при усвоении учебного материала. Учащиеся должны выступать не как объект обучения, а становиться субъектами учебной деятельности.

Принцип ведущей роли при обучении теоретическим знаниям в значительной мере определяет содержание учебного материала, которое обеспечивает обучение на высоком уровне трудности. Этим материалом являются математические понятия, их отношения, свойства, законы и закономерности. Особое место отводится усвоению терминов, так как за каждым термином стоит понятие со всеми его существенными признаками. Ученики познают теоретический материал в процессе специально организованной учителем поисковой деятельности, основанной на анализирующем наблюдении, сравнении, сопоставлении.

Принцип изучения программного материала быстрыми темпами ориентирует учителя на построение учебного процесса в соответствии с этой закономерностью умственной деятельности. Смысл принципа осознания школьниками самого процесса учения и себя в нем заключается, в определенной степени, в познании пути протекания учебной деятельности, ее закономерностей. Для реализации этого принципа на уроке создавать ситуации, в которых ученик должен выполнять самоконтроль, самооценку, самоанализ, что постепенно приводит его к осознанию своей учебной деятельности, а затем и своего внутреннего мира.

Принцип работы над развитием всех учащихся, как сильных, так и слабых, предусматривает создание при обучении условий для развития каждого ученика. Задания необходимо строить так, чтобы при работе над тем или иным вопросом как для сильных, так и для слабых учеников нашлась бы посильная и полезная работа, которая способствовала бы их продвижению в развитии.Задача школы научить учащихся мыслить, учиться, действовать творчески. На учителя возлагается обязанность квалифицированно решать эти задачи.

1.4. Методические рекомендации по преемственности

1. Необходимо заранее готовить детей 3 (4) классов к переходу в среднее звено, позаботиться о стыковке программы, чтобы в 5 классе не наблюдалось резкого перехода в организационных формах и содержании обучения.

2. Не допускать либерализации в оценке знаний учащихся, не ставить завышенные оценки, быть объективным, строгим и принципиальным. При переводе в следующий класс и в особенности при переходе из начального звена в среднее у учителя должна быть уверенность, что знания соответствуют стандарту образования.

3. Учителям предметникам в 5 классах создавать условия психологического комфорта, благоприятствовать умственной деятельности школьников.

4. Необходима специальная подготовка учителей, которые будут работать в 5 классе.

5. Избегать порочной практики, которая присутствует в отдельный школах, когда факультативные часы используется в качество дополнительных занятий по математике и другим предметам, а не с целью развития логического мышления ребенка.

6. Учитывать возрастные особенности ребенка, не допускать перегрузки памяти, взяв за основу в работе проверенную дидактическую цепочку «увидел- услышал – сделал – запомнил - понял!».

7. На всех уроках развивать у учащихся самостоятельность в выработке и принятии решений учебного, трудового характера. Учить творчески мыслить.

8. Опираясь на передовые, совершенные методы обучения поддерживать и развивать интерес к учению, предмету.

9. Вместе со школьным психологом составить подробные психолого-педагогические характеристики учащихся класса и вести целенаправленную и постоянную работу с ним.

10. Каждому учителю проанализировать свою профессиональную деятельность, объективно оценив успехи и недостатки и наметить план действий по улучшению качества обучения и воспитания учащихся.

11. Составить план индивидуальной работы по ознакомлению с достижениями в области психологии и педагогики и наметить пути и средства их использования в практической работе.

Глава II

2.1. Адаптация в условиях предметной системы обучения.

1. Изучение программ начальной школы - учителем 5 класса, средней школы - учителем начальных классов.

2. Изучение уровня ЗУН в 4 классах.

3. Знакомство с психологическими особенностями учащихся

Взаимопосещение уроков учителями начальной и средней школ. Анализ деятельности учащихся 4 и 5 классов на уроках.

 

2.2. Преемственность инновационных технологий начальной школы в старших классах.

Изучение форм и методов организации учебной деятельности учителями начальных классов и среднего звена друг у друга.

Использование форм и методов организации начальной школы и осуществление плавного перехода к «своим».

Единая система итогового повторения в 4 классах и вводного повторения и контроля в 5 классах.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 909; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.013 с.)