Раздел 4. Фонд оценочных средств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 4. Фонд оценочных средств



4.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения дисциплины

 

Тема дисциплины Компетенции по дисциплине
Тема 1.Науки о здоровье ОПК-3;
Тема 2. Психология здоровья как научное направление ОПК-3;
Тема 3.Здоровье как системное понятие ОПК-3;
Тема 4.Критерии здоровья ОПК-3;
Тема 5.Концепция здорового образа жизни ОПК-3;
Тема 6.Факторы здорового образа жизни ОПК-3;
Тема 7.Концепции здоровой личности ОПК-3;
Тема 8.Психолого-социальные факторы здоровья личности ОПК-3;
Тема 9.Проблема профессионального здоровья ОПК-3;
Тема 10.Концепция профессионального здоровья ОПК-3;
Тема 11.Психология старения ОПК-3;
Тема 12.Психолого-социальные факторы долголетия ОПК-3;

 

 

Описание форм аттестации текущего контроля успеваемости

Рубежный контроль проводится после изучения 50% учебного материала дисциплины «Психология здоровья», запланированного на семестр.

Рубежный контроль по дисциплине «Психология здоровья» проводится в форме теста минимальной компетентности.

Формами аттестации (промежуточной аттестации) учебной работы студентов по дисциплине являются: балльно-рейтинговая система оценки учебной работы студентов и письменная аттестация.

Промежуточная аттестация -зачет – оценка качества освоения изученной дисциплины

Промежуточная аттестациянаправлена на выявление степени овладения студентами системой знаний, умений и навыков (компетенций), полученных в процессе изучения учебной дисциплины и осуществляется в конце семестра изучения учебной дисциплины.

 

4.3 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения дисциплины

Тест минимальной компетентности

Инструкция по проведению текста минимальной компетентности

Тест включает задания для проверки знаний по дисциплине «Психология здоровья» и представлен 1 вариантом. Вариант содержит 16 заданий. Используются следующие виды заданий:

– выбор правильного варианта ответа из предложенных;

– задания с открытым ответом.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕСТА

1.Предметом психологии здоровья является (выделите главное):

- укрепление и поддержание здоровья;

- изучение причин здоровья, методов и средств его сохранения и укрепления;

- психологическое обеспечение здоровья человека на всем протяжении его жизненного пути;

- исследование факторов, благоприятных для здоровья, и условий развития индивидуальности на всем жизненном пути субъекта.

2.В какие годы происходило начало становления психологии здоровья в современной России как самостоятельной научной дисциплины:

- 80-ые 20 века;

- 90-ые 20 века;

- в нынешнем веке?

3.Психологии здоровья связана с другими научными дисциплинами (подчеркните ошибочное):

- медицинская социология;

- медицинская антропология;

- эпидемиология;

- нозологией.

4.Дайте определение здоровья, принятое Всемирной организацией здравоохранения: _____________________________________________

5.Выделите основные отличия биомедицинской и биопсихосоциальной моделей здоровья.

что вызывает болезнь ___________________________.

кто ответственен за болезнь ______________________.

как лечить болезнь ______________________________.

кто ответственен за выздоровление _________________.

6.Какому уровню здоровья соответствуют следующие критерии:

- направленность на общественно полезное дело,

- альтруизм, эмпатия,

- ответственность перед другими,

- адаптация к общественной среде.

7.К какой сфере психических явлений относятся перечисленные ниже критерии здоровья:

- максимальное приближение субъективных образов к отражаемым объектам действительности,

- способность концентрации внимания на предмете,

- удержание информации в памяти,

- критичность мышления.

8.Как свидетельствуют результаты исследований ВОЗ, главные факторы, определяющие состояние здоровья человека, имеют следующее соотношение:

- наследственность - _____ %,

- влияние внешней среды - ______%,

- образ и условия жизни человека - _____ %,

- здравоохранение - ______ %.

9.Дайте определение следующих понятий:

- уровень жизни –

- качество жизни –

- стиль жизни –

10.Что из перечисленного можно отнести к социально-психологическим факторам здоровья:

- социальная адаптация,

- семейные взаимоотношения,

- организация и условия труда,

- межличностное общение.

11.Назовите характерные черты здоровой личности по К. Рождерсу:

_____________________________________________________________

12.Какие из приведенных характеристик выделяет А. Маслоу в самоактуализирующейся (здоровой) личности:

- -принятие себя, других и природы,

- автономность, независимость от культуры и окружения,

- доверие к себе,

- общественный интерес,

- служение,

- адекватное восприятие реальности,

- креативность.

13.Назовите психосоматические заболевания, к которым предрасполагает эмоционально-поведенческий комплекс типа «А»:

- заболевания органов дыхания (хронический бронхит, пневмония);

- сердечно-сосудистые заболевания (стенокардия, инфаркт миокарда, гипертоническая болезнь);

- наследственные болезни.

14.К каким заболеваниям предрасполагает тип поведения «С»:

- онкологические болезни (раковые заболевания, саркома);

- инфекционные заболевания (туберкулез, гепатиты, ВИЧ-инфекция);

- аллергические заболевания (бронхиальная астма, дерматиты).

15.Какие Вы знаете основные группы стрессоров в профессиональной деятельности: ____________________________________________________

16.Выделите методы психической саморегуляции:

- аутогенная тренировка;

- медитация;

- просмотр телепередач.

 

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

для студентов по направлению подготовки: 39.03.02 Социальная работа

Вопросы к зачету

1. Подходы к изучению проблемы здоровья в медицине, в санологии и валеологии.

2. Биомедицинская и биопсихосоциальная модели здоровья.

3. Предмет, задачи и становление психологии здоровья.

4. Взаимосвязь психологии здоровья с другими науками.

5. Здоровье как системное понятие.

6. Уровни рассмотрения здоровья и их взаимосвязь.

7. Критерии психического и социального здоровья.

8. Методы оценки психического и социального здоровья.

9. Методы самооценки психического и социального здоровья.

10. Здоровый образ жизни: определение, категории образа жизни.

11. Мотивация здорового образа жизни и модели обучения.

12. Условия и пути формирования здорового образа жизни.

13. Основные факторы здорового образа жизни.

14. Характеристика адекватного отношения к здоровью.

15. Гендерный аспект отношения к здоровью.

16. Концепция здоровой личности в психоанализе и гуманистической психологии.

17. Характеристика здоровой личности (Г.Олпорт).

18. Характеристика здоровой личности (А.Маслоу).

19. Характеристика здоровой личности (К.Роджерс).

20. Условия формирования здоровой личности (В.М.Бехтерев).

21. Социально-психологические факторы здоровья.

22. Психическое самоуправление и здоровье.

23. Психологическое обеспечение профессионального здоровья.

24. Психологические стрессоры в профессиональной деятельности.

25. Стрессовые факторы, связанные с организацией и содержанием профессиональной деятельности.

26. Стрессовые факторы, связанные с профессиональной карьерой.

27. Профессиональная деятельность и отношение к здоровью.

28. Психологические признаки старения.

29. Профилактика старения.

30. Психологический портрет долгожителя.

 

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Перечень основной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

1. Александров, А.А. Аутотренинг [Электронный ресурс] / А.А. Александров. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2011. – 240 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=22409&cat=1318&page=1

2. Бендас, Т.В. Гендерная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие / Т.В. Бендас.‑ СПб.: Питер, 2010. – 432 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=22016&cat=1044&page=1

3. Добряков, И.В. Перинатальная психология [Электронный ресурс]: монография / И.В. Добряков. – СПб.: Питер, 2010. – 272 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=21681&cat=1079&page=1

4. Маслоу, А. Мотивация и мотивы [Электронный ресурс] / А. Маслоу. 3-е изд., перераб.– СПб.: Питер, 2010. – 352 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=22013&cat=1044&page=1

5. Психология здоровья дошкольника: учебное пособие/ Под ред.проф.Г.С.Никифорова.-СПб.: Речь, 2010.-413с.

6. Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании / Н.В. Полтавцева, М.Ю. Стожарова, Р.С. Краснова, И.А. Гаврилова. – М.: Флинта, 2011. – 262 с.

5.2 Перечень дополнительной учебной литературы, необходимой для дисциплины

1. Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья/А.А.Ананьев.-СПб.:Речь, 2006.-384с.

2. Геронтопсихология: учебное пособие/ Под ред.Г.С.Никифорова.-СПб.:Изд-во СПб уни-та, 2007.-391с.

3. Гринберг Дж. Управление стрессом/Дж.Гринберг.-7-е изд.-СПб.:Питер, 2004.-496с.

4. Мартин, Р.А. Психология юмора [Электронный ресурс] / Р.А. Мартин. – СПб.: Питер, 2009. – 480 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=21912&cat=1044&page=3

5. Никифоров Г.С. Психология здоровья: учебное пособие/Г.С.Никифоров.-СПб.: Речь, 2002. - 256с.

6. Психология профессионального здоровья: учебное пособие/Под ред. проф. Г.С. Никифорова.-СПб.: Речь, 2006.-480с.

7. Психология здоровья: учебник для вузов/Под ред. Г.С.Никифорова.-СПб.: Питер, 2006. - 607с.

8. Психология здоровья (Школьный возраст): учебное пособие/Под ред.Г.С.Никифорова.-СПб.: Изд-во С-Петерб.ун-та, 2008. - 680с.

 

5.3 Перечень ресурсов информационно-коммуникационной сети «Интернет», необходимой для освоения дисциплины

-Сайт СПбГИПиСР: http:/www.psysocwork.ru (раздел библиотека)

-Сайт педагогической библиотеки: http://pedlib.ru/

-Психологический портал: http://www.psychologic.ru/

-Сайт психологической библиотеки: http://www.pk.mcdir.ru/

ГЛОССАРИЙ

 

Акмеологический подход к здоровью — здоровье выступает в качестве основного и необходимого условия актуализации высших возможностей человеческой природы. «Микроакме здоровья» — личностный конструкт, имеющий первостепенное значение для реализации всех видов высших (предельных) возможностей человека, выступающего как критерий его жизнестойкости, и в значительной мере определяет вклад отдельной личности в общечеловеческую культуру.

Аксиологический подход к здоровью — здоровье выступает как универсальная человеческая ценность, соотносится с основными ценностными ориентациями личности и занимает определенное положение в ценностной иерархии.

Аутогенная тренировка (АТ) — метод психической саморегуляции, в основе которого лежит применение специальных формул самовнушения, которые позволяют оказывать воздействие на процессы, происходящие в организме, в том числе не поддающиеся в обычных условиях контролю сознания.

Биомедицинская модель здоровья — здоровье рассматривается как отсутствие у человека органических нарушений и субъективных ощущений нездоровья. Внимание акцентируется на природно-биологической сущности человека.

Биосоциальная модель здоровья — в понятие здоровья включаются биологические и социальные признаки, которые рассматриваются в единстве, но при этом социальным признаком придается приоритетное значение.

Гармония личности — это правильное соотношение между основными сторонами бытия личности: пространством личности, временем и энергией (потенциальной и реализуемой), точнее, между объемом пространства личности, скоростью времени и уровнем энергии.

Геронтология — наука о старении, старости и долголетии человека.

Гиподинамия — пониженная подвижность вследствие уменьшения силы движений.

Гипокинезия — снижение произвольных движений по объему вследствие характера трудовой деятельности.

Дискурсивный (или диспозитивный) подход к здоровью — любое представление о здоровье может быть исследовано как продукт определенного дискурса (суждения, точки зрения), имеющего собственную внутреннюю логику конструирования или концептуализации социальной реальности.

Долголетие — достижение человеком возраста, значительно превышающего среднюю продолжительность жизни. На сегодняшний день человек, достигший возраста свыше 90 лет и старше, оценивается как долгожитель.

Закон гетерохронности — разновременности, закон универсальный для всех возрастных периодов онтогенеза человека во множестве проявлений его становления и развития.

Закон разнообразия может быть рассмотрен как частное проявление закона специфичности. Показатели состояния тех или иных процессов, функций, свойств имеют большой разброс в группах пожилых и старых людей.

Закон специфичности проявляющийся в том, какое направление принимают кривые возрастных изменений, какой они приобретают вид.

Здоровый образ жизни — гигиеническое поведение, базирующееся на научно-обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья, обеспечения высокого уровня трудоспособности, достижения активного долголетия.

Здоровый образ жизни — это, прежде всего, деятельность, активность личности, группы людей, общества, использующих предоставляемые им возможности в интересах здоровья, гармоничного физического и духовного развития человека (Ю.П.Лисицын,1986).

Здоровье (ВОЗ) — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Зрелая личность (Г.Олпорт) — здоровая личность, которая характеризуется следующими чертами: широкие границы «Я», способность к теплым, сердечным социальным отношениям, эмоциональная неозабоченность и самоприятие, реалистичное восприятие, опыт и притязания, способность к самопознанию и чувство юмора, направляющая (цельная) жизненная философия.

Качество жизни — социологическая категория, характеризующая степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей.

Когнитивный компонент отношения к здоровью характеризует знания человека о своем здоровье, понимание роли здоровья в жизнедеятельности, знание основных факторов, оказывающих как негативное (повреждающее), так и позитивное (укрепляющее) влияние на здоровье человека и т.п.

Комплексный подход к здоровью личности (системный) многофакторный конструкт, представляющий сложную взаимосвязь культурных, социальных, психологических, физических, экономических и духовных факторов.

Медицинская активность включает: 1) посещение медицинских учреждений, выполнение медицинских советов, предписаний; 2) поведение при лечении, профилактике, реабилитации, в т.ч. самолечении; 3) участие в охране и улучшении здоровья населения, забота о здоровье других (профилактика, лечение, работа в медицинских учреждениях и др.); 4) целенаправленная деятельность человека по формированию здорового образа жизни.

Медицинская модель здоровья — содержит лишь медицинские признаки и характеристики здоровья. Здоровьем считают отсутствие болезней и их симптомов.

Мотивационно-поведенческий компонент отношения к здоровью определяет место здоровья в индивидуальной иерархии терминальных и инструментальных ценностей человека, особенности мотивации в области здорового образа жизни, а также характеризует особенности поведения в сфере здоровья, степень приверженности человека здоровому образу жизни, особенности поведения в случае ухудшения здоровья.

Нормоцентрический подход к здоровью — здоровье рассматривается как совокупность среднестатистических норм восприятия, мышления, эмоционального реагирования и поведения в сочетании с нормальными показателями соматического состояния индивида.

Образ жизни — устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности людей, проявляющийся в их труде, быте, досуге, удовлетворении материальных и духовных потребностей, нормах общения и поведения.

Отношение к здоровью — системаиндивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующими или, напротив, угрожающими здоровью людей, а также определенную оценку индивидом своего физического и психического состояния.

Профессиональная адаптация — это процесс становления (восстановления) и поддержания динамического равновесия в системе «субъект труда — профессиональная среда».

Профессиональное здоровье — свойство организма сохранять необходимые компенсаторные и защитные механизмы, обеспечивающие профессиональную надежность и работоспособность во всех условиях профессиональной деятельности (В.А.Пономаренко,1992).

Профессиональное здоровье — это определенный уровень характеристик здоровья специалиста, отвечающий требованиям профессиональной деятельности и обеспечивающий ее высокую эффективность (А.Г.Маклаков,1996).

Психические резервы — это возможности психики, связанные с проявлением таких качеств, как память, внимание, мышление и т.д., с волей и мотивацией деятельности человека и определяющие тактику его поведения, особенности психологической и социальной адаптации.

Психическое здоровье (ВОЗ) — это отсутствие выраженных психических расстройств; определенный резерв сил человека, благодаря которому он может преодолеть неожиданные стрессы или затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах; состояние равновесия между человеком и окружающим миром, гармонии между ним и обществом, сосуществование представлений отдельного человека с представлениями других людей об «объективной реальности».

Психическое развитие определяется как регулярные и относительно стойкие изменения в организме, мыслительных процессах, эмоциях, формах социального взаимодействия и других видах поведения.

Психическое самоуправление (саморегулирование) — это сознательные воздействия человека на присущие ему психические явления (процессы, состояния, свойства), выполняемую им деятельность, собственное поведение с целью поддержания (сохранения) или изменения характера их протекания (функционирования).

Психогигиена — наука, включающая в себя систему мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психического здоровья человека.

Психологическая устойчивость — это качество личности, отдельными аспектами которого являются уравновешенность, стабильность и сопротивляемость, которое позволяет личности противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испытаниях.

Психология здоровья — наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития (В.А.Ананьев, 1998).

Психология здоровья — наука о психологическом обеспечении здоровья человека на всем протяжении его жизненного пути (Г.С.Никифоров, 2002).

Самоактуализация — процесс, постулированный Маслоу, включает в себя здоровое развитие способностей людей, чтобы они могли стать тем, кем могут стать, а значит — жить осмысленно и совершенно. Самоактуализирующиеся люди — люди, которые удовлетворили свои дефицитарные потребности и развили свой потенциал настолько, что могут считаться в высшей степени здоровыми людьми.

Самость — архетип в теории К.Юнга, который становится центром структуры личности, когда все противоборствующие силы внутри личности интегрируются в процессе индивидуации, что является важным для достижения психического здоровья.

Синдром выгорания — это многомерный конструкт, набор негативных психологических переживаний, возникающих вследствие ежедневного напряженного общения с высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью, ответственностью.

Социальное здоровье — это адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, адаптация (равновесие) к физической и общественной среде, направленность на общественно полезное дело, культура потребления, альтруизм, эмпатия, ответственность перед другими, бескорыстие, демократизм в поведении.

Социально-ориентированный и кросс-культурный подходы к здоровью личности — акцентируют внимание на влиянии цивилизации или наиболее общих форм социального бытия на здоровье и полноценное развитие отдельного индивида, рассматривают здоровье в контексте различающихся культурно-исторических условий, в рамках определенных национальных групп.

Социальный интерес — чувство эмпатии по отношению к человечеству, проявляющееся в виде сотрудничества и взаимодействия с другими, скорее во имя общественного блага, чем ради личных целей. Согласно А.Адлеру, социальный интерес является полезным психологическим критерием психического здоровья.

Старение — неизбежно и закономерно нарастающий во времени, развивающийся задолго до старости многозвеньевой биологический процесс, неизбежно ведущий к сокращению приспособительных возможностей организма, увеличению вероятности смерти.

Стиль жизни — это существенный признак индивидуальности, проявление ее относительной самостоятельности, способности формировать себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной и интересной жизни.

Уклад жизни — социально-экономическая категория, это порядок общественной жизни, быта, культуры, регламентирующие жизнедеятельность людей.

Уровень жизни — экономическая категория, уровень жизни (уровень благосостояния) отражает степень удовлетворения материальных, культурных и духовных потребностей человека.

Феноменологический подход к здоровью — на первое место выдвигаются субъективные переживания человека; здоровье рассматривается через призму проявления индивидуального, неповторимого способа «бытия в мире».

Физическое здоровье — это состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленностью организма к выполнению физических нагрузок.

Холистический подход к здоровью — основан на представлении о здоровье как системном качестве, как обретаемой в процессе становления личности целостности, как определенном уровне интегрированности личности.

Ценностно-социальная модель — здоровье является ценностью для человека, необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения его материальных и духовных потребностей, участия в труде и социальной жизни.

Эволюционистский подход к здоровью — любые явления душевной жизни, любые внутриличностные преобразования оцениваются в широком контексте общевидовой эволюции.

Эмоциональный компонент отношения к здоровью отражает переживания и чувства человека, связанные с состоянием его здоровья, а также особенности эмоционального состояния, обусловленные ухудшением физического или психического самочувствия человека.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.24.209 (0.069 с.)