Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 4. Фонд оценочных средств ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
4.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения дисциплины
Описание форм аттестации текущего контроля успеваемости Рубежный контроль проводится после изучения 50% учебного материала дисциплины «Психология здоровья», запланированного на семестр. Рубежный контроль по дисциплине «Психология здоровья» проводится в форме теста минимальной компетентности. Формами аттестации (промежуточной аттестации) учебной работы студентов по дисциплине являются: балльно-рейтинговая система оценки учебной работы студентов и письменная аттестация. Промежуточная аттестация -зачет – оценка качества освоения изученной дисциплины Промежуточная аттестациянаправлена на выявление степени овладения студентами системой знаний, умений и навыков (компетенций), полученных в процессе изучения учебной дисциплины и осуществляется в конце семестра изучения учебной дисциплины.
4.3 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения дисциплины Тест минимальной компетентности Инструкция по проведению текста минимальной компетентности Тест включает задания для проверки знаний по дисциплине «Психология здоровья» и представлен 1 вариантом. Вариант содержит 16 заданий. Используются следующие виды заданий: – выбор правильного варианта ответа из предложенных; – задания с открытым ответом. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕСТА 1.Предметом психологии здоровья является (выделите главное):
- укрепление и поддержание здоровья; - изучение причин здоровья, методов и средств его сохранения и укрепления; - психологическое обеспечение здоровья человека на всем протяжении его жизненного пути; - исследование факторов, благоприятных для здоровья, и условий развития индивидуальности на всем жизненном пути субъекта. 2.В какие годы происходило начало становления психологии здоровья в современной России как самостоятельной научной дисциплины: - 80-ые 20 века; - 90-ые 20 века; - в нынешнем веке? 3.Психологии здоровья связана с другими научными дисциплинами (подчеркните ошибочное): - медицинская социология; - медицинская антропология; - эпидемиология; - нозологией. 4.Дайте определение здоровья, принятое Всемирной организацией здравоохранения: _____________________________________________ 5.Выделите основные отличия биомедицинской и биопсихосоциальной моделей здоровья. что вызывает болезнь ___________________________. кто ответственен за болезнь ______________________. как лечить болезнь ______________________________. кто ответственен за выздоровление _________________. 6.Какому уровню здоровья соответствуют следующие критерии: - направленность на общественно полезное дело, - альтруизм, эмпатия, - ответственность перед другими, - адаптация к общественной среде. 7.К какой сфере психических явлений относятся перечисленные ниже критерии здоровья: - максимальное приближение субъективных образов к отражаемым объектам действительности, - способность концентрации внимания на предмете, - удержание информации в памяти, - критичность мышления. 8.Как свидетельствуют результаты исследований ВОЗ, главные факторы, определяющие состояние здоровья человека, имеют следующее соотношение: - наследственность - _____ %, - влияние внешней среды - ______%, - образ и условия жизни человека - _____ %, - здравоохранение - ______ %. 9.Дайте определение следующих понятий: - уровень жизни – - качество жизни – - стиль жизни – 10.Что из перечисленного можно отнести к социально-психологическим факторам здоровья: - социальная адаптация, - семейные взаимоотношения, - организация и условия труда, - межличностное общение. 11.Назовите характерные черты здоровой личности по К. Рождерсу:
_____________________________________________________________ 12.Какие из приведенных характеристик выделяет А. Маслоу в самоактуализирующейся (здоровой) личности: - -принятие себя, других и природы, - автономность, независимость от культуры и окружения, - доверие к себе, - общественный интерес, - служение, - адекватное восприятие реальности, - креативность. 13.Назовите психосоматические заболевания, к которым предрасполагает эмоционально-поведенческий комплекс типа «А»: - заболевания органов дыхания (хронический бронхит, пневмония); - сердечно-сосудистые заболевания (стенокардия, инфаркт миокарда, гипертоническая болезнь); - наследственные болезни. 14.К каким заболеваниям предрасполагает тип поведения «С»: - онкологические болезни (раковые заболевания, саркома); - инфекционные заболевания (туберкулез, гепатиты, ВИЧ-инфекция); - аллергические заболевания (бронхиальная астма, дерматиты). 15.Какие Вы знаете основные группы стрессоров в профессиональной деятельности: ____________________________________________________ 16.Выделите методы психической саморегуляции: - аутогенная тренировка; - медитация; - просмотр телепередач.
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ для студентов по направлению подготовки: 39.03.02 Социальная работа Вопросы к зачету 1. Подходы к изучению проблемы здоровья в медицине, в санологии и валеологии. 2. Биомедицинская и биопсихосоциальная модели здоровья. 3. Предмет, задачи и становление психологии здоровья. 4. Взаимосвязь психологии здоровья с другими науками. 5. Здоровье как системное понятие. 6. Уровни рассмотрения здоровья и их взаимосвязь. 7. Критерии психического и социального здоровья. 8. Методы оценки психического и социального здоровья. 9. Методы самооценки психического и социального здоровья. 10. Здоровый образ жизни: определение, категории образа жизни. 11. Мотивация здорового образа жизни и модели обучения. 12. Условия и пути формирования здорового образа жизни. 13. Основные факторы здорового образа жизни. 14. Характеристика адекватного отношения к здоровью. 15. Гендерный аспект отношения к здоровью. 16. Концепция здоровой личности в психоанализе и гуманистической психологии. 17. Характеристика здоровой личности (Г.Олпорт). 18. Характеристика здоровой личности (А.Маслоу). 19. Характеристика здоровой личности (К.Роджерс). 20. Условия формирования здоровой личности (В.М.Бехтерев). 21. Социально-психологические факторы здоровья. 22. Психическое самоуправление и здоровье. 23. Психологическое обеспечение профессионального здоровья. 24. Психологические стрессоры в профессиональной деятельности. 25. Стрессовые факторы, связанные с организацией и содержанием профессиональной деятельности. 26. Стрессовые факторы, связанные с профессиональной карьерой. 27. Профессиональная деятельность и отношение к здоровью. 28. Психологические признаки старения. 29. Профилактика старения. 30. Психологический портрет долгожителя.
ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 5.1. Перечень основной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 1. Александров, А.А. Аутотренинг [Электронный ресурс] / А.А. Александров. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2011. – 240 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=22409&cat=1318&page=1
2. Бендас, Т.В. Гендерная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие / Т.В. Бендас.‑ СПб.: Питер, 2010. – 432 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=22016&cat=1044&page=1 3. Добряков, И.В. Перинатальная психология [Электронный ресурс]: монография / И.В. Добряков. – СПб.: Питер, 2010. – 272 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=21681&cat=1079&page=1 4. Маслоу, А. Мотивация и мотивы [Электронный ресурс] / А. Маслоу. 3-е изд., перераб.– СПб.: Питер, 2010. – 352 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=22013&cat=1044&page=1 5. Психология здоровья дошкольника: учебное пособие/ Под ред.проф.Г.С.Никифорова.-СПб.: Речь, 2010.-413с. 6. Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании / Н.В. Полтавцева, М.Ю. Стожарова, Р.С. Краснова, И.А. Гаврилова. – М.: Флинта, 2011. – 262 с. 5.2 Перечень дополнительной учебной литературы, необходимой для дисциплины 1. Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья/А.А.Ананьев.-СПб.:Речь, 2006.-384с. 2. Геронтопсихология: учебное пособие/ Под ред.Г.С.Никифорова.-СПб.:Изд-во СПб уни-та, 2007.-391с. 3. Гринберг Дж. Управление стрессом/Дж.Гринберг.-7-е изд.-СПб.:Питер, 2004.-496с. 4. Мартин, Р.А. Психология юмора [Электронный ресурс] / Р.А. Мартин. – СПб.: Питер, 2009. – 480 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=21912&cat=1044&page=3 5. Никифоров Г.С. Психология здоровья: учебное пособие/Г.С.Никифоров.-СПб.: Речь, 2002. - 256с. 6. Психология профессионального здоровья: учебное пособие/Под ред. проф. Г.С. Никифорова.-СПб.: Речь, 2006.-480с. 7. Психология здоровья: учебник для вузов/Под ред. Г.С.Никифорова.-СПб.: Питер, 2006. - 607с. 8. Психология здоровья (Школьный возраст): учебное пособие/Под ред.Г.С.Никифорова.-СПб.: Изд-во С-Петерб.ун-та, 2008. - 680с.
5.3 Перечень ресурсов информационно-коммуникационной сети «Интернет», необходимой для освоения дисциплины -Сайт СПбГИПиСР: http:/www.psysocwork.ru (раздел библиотека) -Сайт педагогической библиотеки: http://pedlib.ru/ -Психологический портал: http://www.psychologic.ru/ -Сайт психологической библиотеки: http://www.pk.mcdir.ru/ ГЛОССАРИЙ
Акмеологический подход к здоровью — здоровье выступает в качестве основного и необходимого условия актуализации высших возможностей человеческой природы. «Микроакме здоровья» — личностный конструкт, имеющий первостепенное значение для реализации всех видов высших (предельных) возможностей человека, выступающего как критерий его жизнестойкости, и в значительной мере определяет вклад отдельной личности в общечеловеческую культуру.
Аксиологический подход к здоровью — здоровье выступает как универсальная человеческая ценность, соотносится с основными ценностными ориентациями личности и занимает определенное положение в ценностной иерархии. Аутогенная тренировка (АТ) — метод психической саморегуляции, в основе которого лежит применение специальных формул самовнушения, которые позволяют оказывать воздействие на процессы, происходящие в организме, в том числе не поддающиеся в обычных условиях контролю сознания. Биомедицинская модель здоровья — здоровье рассматривается как отсутствие у человека органических нарушений и субъективных ощущений нездоровья. Внимание акцентируется на природно-биологической сущности человека. Биосоциальная модель здоровья — в понятие здоровья включаются биологические и социальные признаки, которые рассматриваются в единстве, но при этом социальным признаком придается приоритетное значение. Гармония личности — это правильное соотношение между основными сторонами бытия личности: пространством личности, временем и энергией (потенциальной и реализуемой), точнее, между объемом пространства личности, скоростью времени и уровнем энергии. Геронтология — наука о старении, старости и долголетии человека. Гиподинамия — пониженная подвижность вследствие уменьшения силы движений. Гипокинезия — снижение произвольных движений по объему вследствие характера трудовой деятельности. Дискурсивный (или диспозитивный) подход к здоровью — любое представление о здоровье может быть исследовано как продукт определенного дискурса (суждения, точки зрения), имеющего собственную внутреннюю логику конструирования или концептуализации социальной реальности. Долголетие — достижение человеком возраста, значительно превышающего среднюю продолжительность жизни. На сегодняшний день человек, достигший возраста свыше 90 лет и старше, оценивается как долгожитель. Закон гетерохронности — разновременности, закон универсальный для всех возрастных периодов онтогенеза человека во множестве проявлений его становления и развития. Закон разнообразия может быть рассмотрен как частное проявление закона специфичности. Показатели состояния тех или иных процессов, функций, свойств имеют большой разброс в группах пожилых и старых людей. Закон специфичности проявляющийся в том, какое направление принимают кривые возрастных изменений, какой они приобретают вид. Здоровый образ жизни — гигиеническое поведение, базирующееся на научно-обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья, обеспечения высокого уровня трудоспособности, достижения активного долголетия. Здоровый образ жизни — это, прежде всего, деятельность, активность личности, группы людей, общества, использующих предоставляемые им возможности в интересах здоровья, гармоничного физического и духовного развития человека (Ю.П.Лисицын,1986).
Здоровье (ВОЗ) — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Зрелая личность (Г.Олпорт) — здоровая личность, которая характеризуется следующими чертами: широкие границы «Я», способность к теплым, сердечным социальным отношениям, эмоциональная неозабоченность и самоприятие, реалистичное восприятие, опыт и притязания, способность к самопознанию и чувство юмора, направляющая (цельная) жизненная философия. Качество жизни — социологическая категория, характеризующая степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей. Когнитивный компонент отношения к здоровью характеризует знания человека о своем здоровье, понимание роли здоровья в жизнедеятельности, знание основных факторов, оказывающих как негативное (повреждающее), так и позитивное (укрепляющее) влияние на здоровье человека и т.п. Комплексный подход к здоровью личности (системный) — многофакторный конструкт, представляющий сложную взаимосвязь культурных, социальных, психологических, физических, экономических и духовных факторов. Медицинская активность включает: 1) посещение медицинских учреждений, выполнение медицинских советов, предписаний; 2) поведение при лечении, профилактике, реабилитации, в т.ч. самолечении; 3) участие в охране и улучшении здоровья населения, забота о здоровье других (профилактика, лечение, работа в медицинских учреждениях и др.); 4) целенаправленная деятельность человека по формированию здорового образа жизни. Медицинская модель здоровья — содержит лишь медицинские признаки и характеристики здоровья. Здоровьем считают отсутствие болезней и их симптомов. Мотивационно-поведенческий компонент отношения к здоровью определяет место здоровья в индивидуальной иерархии терминальных и инструментальных ценностей человека, особенности мотивации в области здорового образа жизни, а также характеризует особенности поведения в сфере здоровья, степень приверженности человека здоровому образу жизни, особенности поведения в случае ухудшения здоровья. Нормоцентрический подход к здоровью — здоровье рассматривается как совокупность среднестатистических норм восприятия, мышления, эмоционального реагирования и поведения в сочетании с нормальными показателями соматического состояния индивида. Образ жизни — устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности людей, проявляющийся в их труде, быте, досуге, удовлетворении материальных и духовных потребностей, нормах общения и поведения. Отношение к здоровью — системаиндивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующими или, напротив, угрожающими здоровью людей, а также определенную оценку индивидом своего физического и психического состояния. Профессиональная адаптация — это процесс становления (восстановления) и поддержания динамического равновесия в системе «субъект труда — профессиональная среда». Профессиональное здоровье — свойство организма сохранять необходимые компенсаторные и защитные механизмы, обеспечивающие профессиональную надежность и работоспособность во всех условиях профессиональной деятельности (В.А.Пономаренко,1992). Профессиональное здоровье — это определенный уровень характеристик здоровья специалиста, отвечающий требованиям профессиональной деятельности и обеспечивающий ее высокую эффективность (А.Г.Маклаков,1996). Психические резервы — это возможности психики, связанные с проявлением таких качеств, как память, внимание, мышление и т.д., с волей и мотивацией деятельности человека и определяющие тактику его поведения, особенности психологической и социальной адаптации. Психическое здоровье (ВОЗ) — это отсутствие выраженных психических расстройств; определенный резерв сил человека, благодаря которому он может преодолеть неожиданные стрессы или затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах; состояние равновесия между человеком и окружающим миром, гармонии между ним и обществом, сосуществование представлений отдельного человека с представлениями других людей об «объективной реальности». Психическое развитие определяется как регулярные и относительно стойкие изменения в организме, мыслительных процессах, эмоциях, формах социального взаимодействия и других видах поведения. Психическое самоуправление (саморегулирование) — это сознательные воздействия человека на присущие ему психические явления (процессы, состояния, свойства), выполняемую им деятельность, собственное поведение с целью поддержания (сохранения) или изменения характера их протекания (функционирования). Психогигиена — наука, включающая в себя систему мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психического здоровья человека. Психологическая устойчивость — это качество личности, отдельными аспектами которого являются уравновешенность, стабильность и сопротивляемость, которое позволяет личности противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испытаниях. Психология здоровья — наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития (В.А.Ананьев, 1998). Психология здоровья — наука о психологическом обеспечении здоровья человека на всем протяжении его жизненного пути (Г.С.Никифоров, 2002). Самоактуализация — процесс, постулированный Маслоу, включает в себя здоровое развитие способностей людей, чтобы они могли стать тем, кем могут стать, а значит — жить осмысленно и совершенно. Самоактуализирующиеся люди — люди, которые удовлетворили свои дефицитарные потребности и развили свой потенциал настолько, что могут считаться в высшей степени здоровыми людьми. Самость — архетип в теории К.Юнга, который становится центром структуры личности, когда все противоборствующие силы внутри личности интегрируются в процессе индивидуации, что является важным для достижения психического здоровья. Синдром выгорания — это многомерный конструкт, набор негативных психологических переживаний, возникающих вследствие ежедневного напряженного общения с высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью, ответственностью. Социальное здоровье — это адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, адаптация (равновесие) к физической и общественной среде, направленность на общественно полезное дело, культура потребления, альтруизм, эмпатия, ответственность перед другими, бескорыстие, демократизм в поведении. Социально-ориентированный и кросс-культурный подходы к здоровью личности — акцентируют внимание на влиянии цивилизации или наиболее общих форм социального бытия на здоровье и полноценное развитие отдельного индивида, рассматривают здоровье в контексте различающихся культурно-исторических условий, в рамках определенных национальных групп. Социальный интерес — чувство эмпатии по отношению к человечеству, проявляющееся в виде сотрудничества и взаимодействия с другими, скорее во имя общественного блага, чем ради личных целей. Согласно А.Адлеру, социальный интерес является полезным психологическим критерием психического здоровья. Старение — неизбежно и закономерно нарастающий во времени, развивающийся задолго до старости многозвеньевой биологический процесс, неизбежно ведущий к сокращению приспособительных возможностей организма, увеличению вероятности смерти. Стиль жизни — это существенный признак индивидуальности, проявление ее относительной самостоятельности, способности формировать себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной и интересной жизни. Уклад жизни — социально-экономическая категория, это порядок общественной жизни, быта, культуры, регламентирующие жизнедеятельность людей. Уровень жизни — экономическая категория, уровень жизни (уровень благосостояния) отражает степень удовлетворения материальных, культурных и духовных потребностей человека. Феноменологический подход к здоровью — на первое место выдвигаются субъективные переживания человека; здоровье рассматривается через призму проявления индивидуального, неповторимого способа «бытия в мире». Физическое здоровье — это состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленностью организма к выполнению физических нагрузок. Холистический подход к здоровью — основан на представлении о здоровье как системном качестве, как обретаемой в процессе становления личности целостности, как определенном уровне интегрированности личности. Ценностно-социальная модель — здоровье является ценностью для человека, необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения его материальных и духовных потребностей, участия в труде и социальной жизни. Эволюционистский подход к здоровью — любые явления душевной жизни, любые внутриличностные преобразования оцениваются в широком контексте общевидовой эволюции. Эмоциональный компонент отношения к здоровью отражает переживания и чувства человека, связанные с состоянием его здоровья, а также особенности эмоционального состояния, обусловленные ухудшением физического или психического самочувствия человека.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.24.209 (0.069 с.) |