Методика 7. Тест «Исследование уровня субъективного контроля» (УСК) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика 7. Тест «Исследование уровня субъективного контроля» (УСК)



Цель. Диагностика интернального или экстернального локуса контроля

Опросник содержит 7 шкал в виде перечня из 44 утверждений.

Испытуемый последовательно читает утверждения и выражает свое отношение к каждому пункту, используя семибалльную шкалу от —3 («полностью не согласен») до +3 («полностью согласен»). Баллы заносятся испытуемым на бланк ответов.

Тестирование может проводиться как индивидуально, так и в группе. В последнем случае необходимо принять меры, исключающие влияние на ответы других участников.

Шкала общей интенсивности (ИО). Высокий показатель этой шкалы соответствует интервальности в разнообразных жизненных ситуациях, т. е. шкала ИО — трансситуативна для испытуемых с высоким уровнем субъективного контроля; свойственна тенденция приписывать причины большинства жизненных событий собственной личности. Такие люди считают себя ответственными за происходящее с ними, устанавливают связь между собственными качествами и проявленными усилиями с результатами деятельности. Испытуемые с низким показателем ИО склонны приписывать ответственность за происходящее с ними внешним силам. Такие испытуемые считают, что результаты деятельности и значимые события их жизни слабо зависят от их собственной активности.

Шкала интернальности в области достижений (ИД). Высокий уровень ИД соответствует склонности испытуемого считать достигнутые успехи результатом собственных качеств и проявлен­ной активности. Такие люди уверены в способности добиваться успеха на пути к цели. Низкий уровень ИД свидетельствует об отказе считать достижения следствием собственных действий.

Такие испытуемые объясняют положительные события результатом везения или помощи других людей.

Шкала интернальности в области неудач (ИН). Высокий показатель ИН обнаруживает внутренний контроль над отрицательными событиями. Испытуемые с высоким уровнем ИН обвиняют себя в неприятных событиях собственной жизни. Низкий показатель шкалы свидетельствует о преобладании внешнего контроля, что проявляется в приписывании ответственности другим людям или считается результатом невезения.

Шкала интернальности в сфере семейных отношений (ИС). Шкала содержит пункты, относящиеся к событиям семейной жизни. Высокий показатель ИС говорит о чувстве ответственности испытуемого за значимые события, происходящие в семье. При низком значении ИС испытуемый переносит ответственность за происходящее на других членов семьи.

Шкала интернальности в области производственных отношений (ИМ). Высокий уровень показателя соответствует представлению о себе как человеке, способном оказывать влияние на партнеров по общению, устанавливать и контролировать неформальные контакты. Испытуемые с низким показателем ИМ склонны объяснять то, как складываются отношения, результатом действия партнеров.

Шкала интернальности в сфере здоровья и болезни (ИЗ ). Высокий показатель по этой шкале говорит о том, что испытуемый считает себя ответственным за состояние своего здоровья. Люди с низким уровнем ИЗ считают состояние здоровья и болезнь результатом случая, судьбы. Они склонны верить, что выздоровление произойдет или спонтанно, или в результате действий врачей.

Тест опросника

1. Продвижение по службе зависит больше от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека

2. Большинство разводов происходит из-за того, что люди не захотели приспособиться друг к другу.

3.Болезнь — дело случая: если суждено заболеть, — то ничего не поделаешь.

4.Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.

5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.

6.Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатии других людей.

7.Внешние обстоятельства — родители и благосостояние — влияют на семейное счастье не менее, чем отношения супругов.

8.Я чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.

9.Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятелъность.

10.Мои отметки в школе чаще зависели от случайных обстоятельств (например, от настроения учителя), чем от моих собственных усилий.

11.Когда я строю планы, то верю, что смогу осуществить их.

12.То, что многим кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.

13.Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.

14.Если люди не подходят друг другу то как бы они ни старались наладить семейную жизнь, они не смогут.

15.То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.

16.Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.

17.Успех в моих действиях обусловлен моими собственными усилиями.

18. Я стараюсь не планировать далеко вперед, так как многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.

19. Мои отметки в школе больше зависели от моих знаний и подготовленности.

20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.

21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.

22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать.

23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.

24. Как правило, неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.

25. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.

26.Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся обстоятельствах в семье.

27. Если я захочу, то смогу расположить к себе почти любого.

28. На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.

29. То, что со мной случается, — это дело моих собственных рук.

30. Трудно понять, почему руководители поступают так, а не иначе.

31. Человек, который не добился успеха в своей работе, скорее всего не проявил достаточных усилий.

32. Чаще я могу добиться от членов моей семьи того, чего хочу.

33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще виноваты другие, чем я сам.

34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно одевать.

35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой.

36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.

37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.

38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.

39. Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других или судьбу.

40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.

41.В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.

42.. Способные люди, не сумевшие себя, свои способности реализовать, должны винить в этом только самих себя.

43.Многие мои успехи возможны только благодаря помощи других людей

44. Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения или лени и мало зависело от везения или невезения

 

Обработка результатов. Обработку проводят по ключам, суммируя ответы на пункты по столбцам (+) и ответы с обратным знаком (-).

Ио Идостиж Инеудач Ипроизв Исемья Имежлич.отн Издоровье
+ - + - + - + - + - + - + -
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
+ -                        
                           
                           
+ - + - + - + - + - + - + -
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           

 

ЭТАП 1.

Таблица 1 для подсчета «сырых» баллов по 7 шкалам. Подсчитайте сумму ваших баллов по каждой из семи шкал, при этом вопросы, указанные в столбце «+», берутся со знаком вашего балла, а вопросы, указанные в столбце «—», изменяют знак вашего балла на обратный.

Итак, вы получили 7 сумм баллов.

 

1. Ио + - 2. Ид + - 5.Ис + -
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
      3. Ин + - 6. ИМ + -
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
      4. ИП + -      
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

 

ЭТАП 2.

Перевод сырых баллов в стены (стандартные оценки). Стены представлены в 10-балльной шкале и дают возможность сравнивать результаты различных исследований.

 

ЭТАП З.

 

Построение «профиля УСК» по семи шкалам. Отложите свои 7 результатов (стенов) на семи 10-балльных шкалах и отметьте так же норму, соответствующую 5,5 стена.

Пример

«Профилъ»-норма моего УСК

Анализ результатов. Проанализируйте количественно и качественно ваши показатели УСК по 7 шкалам, сравнивая свои результаты (полученный «профиль») с нормой. Отклонение вправо (> 5,5 стена) свидетельствует об интернальном типе контроля (УСК) в соответствующих ситуациях. Отклонение влево от нормы (< 5,5 стена) свидетельствует об экстернальном типе УСК.

 

Методика 8. Изучение сплоченности коллектива (показатели ценностно-ориентированного единства).

Методика Р. О. Немова

Цель. Диагностика уровня сплочения коллектива, выраженности ценностно-ориентационного единства.

Всех членов группы просят указать десять положительных и отрицательных характеристик значимого для группы явления (например, своего лидера, особенности своего коллектива, своей совместной деятельности, перспектив группы и т. д.). Затем на основе их ответов составляются два набора положительных и отрицательных характеристик таким образом, чтобы в них оказались включенными характеристики, названные хотя бы одним из членов группы.

Каждому члену группы предлагается выбрать из этих наборов по пять положительных и отрицательных характеристик, которые они считают наиболее положительными (ценными) и наиболее отрицательными (ненужными).

Затем подсчитывается количество выборов, приходящихся на каждую характеристику, и выделяются по пять положительных и отрицательных характеристик, получивших максимальное количество выборов. Кроме того, подсчитывается общее количество выборов, сделанных членами данной группы, из каждого пред­ложенного набора. (В силу того, что все участники делают толь­ко по пять выборов, это количество численно равно произведению величины группы на пять.)

Показатели ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ), сплоченности отдельно по выборам положительных и отрицательных характеристик определяются по формуле

где ЦОЕ — сплоченность группы в отношении данного объекта оценки, %; п — сумма выборов, приходящихся на пять характеристик, получивших максимальное количество выборов; т сумма выборов, приходящихся на пять характеристик, получивших минимальное количество выборов; N — общее количество выборов, сделанных членами данной группы.

Группы с максимально возможным ЦОЕ — все участники выбирают одни и те же характеристики. Группа с минимально возможным ЦОЕ (полное отсутствие ценностно-ориентационного единства) — участники не отдают предпочтения ни одной из характеристик исходного набора, т. е. выбирают каждую из них одинаковое число раз. Итоговый показатель групповой сплоченности при помощи описанной методики определяется как полус­умма показателей ЦОЕ, вычисленных по положительным и отрицательным характеристикам.

 

Методика 9. Методика "Q-сортировка тенденций поведения в группе"

Цель. Выявление особенностей Я-концепции.

Испытуемому предлагается набор карточек, содержащих утверждения или названия свойств личности. Их необходимо распределить по группам от «наиболее характерных» до «наименьше характерных» для него. Задания могут быть приготовлены в соответствии с целями диагностики.

Достоинством методики является то, что при работе с ней испытуемый проявляет свою индивидуальность, реальное «Я», а не «соответствие — несоответствие» статистическим нормам и результатам других людей. Возможна и повторная сортировка того же набора карточек, но в других отношених: социальное «Я» («Каким меня видят другие?»); «идеальное «Я» («Каким быть?»); «актуальное «Я» («Какой я в разных ситуациях?»); «значимые другие» («Каким я вижу своего партнера?»); «идеальный партнер» («Каким бы я хотел видеть своего партнера?»). Методика позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие «борьбы» и «избегание борьбы».

Тенденция к зависимости определена как внутреннее стремление индивида к принятию групповых стандартов и ценностей — социальных и морально-этических. Тенденция к общительности свидетель­ствует о контактности, стремлении образовать эмоциональные связи, как в своей группе, так и за ее пределами. Тенденция к «борьбе» — активное стремление личности участвовать в групповой жизни, добиваться более высокого статуса в системе межличностных взаимоотношений: в противоположность этой тенденции избегание борьбы показывает стремление уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность ккомпромиссным решениям. Каждая из этих тенденций имеет внутреннюю и внешнюю характеристику, т. е. зависимость, общительность и«борьба» мо­гут быть истинными, внутренне присущими личности, а могут быть внешними, своеобразной «маской», скрывающей истинное лицо человека.

Если число положительных ответов в каждой сопряженной паре (зависимость — независимость, общительность — необщительность, принятие «борьбы» — избегание «борьбы») приближается к 20, то мы говорим об истинном преобладании той или иной устойчивости тенденции, присущей индивиду и проявляющейся не только в определенной группе, но и за ее пределами.

Исследование проводится следующим образом. Испытуемому предъявляется карточка утверждений и предлагается ответить «да», если оно соответствует его представлению о себе как члене данной конкретной группы, или "нет", если оно противоречит его представлению, и только в исключительных случаях разрешается ответить: «сомневаюсь», т е. разложить на три группы ответов. Ответы испытуемого разносятся па соответствующим ключам, и подсчитываются тенденции по каждой из сопряженных пар. Так как отрицание одного качества является признанием полярного качества, количество ответов «да» складывается с количеством ответов «нет» противоположных тенденций.

В результате мы получаем суммарное количественное определение для каждой из перечисленных тенденций. Для сведения результатов в границы от +1 до —1 полученное число мы делим на 10. Предполагается, что ответ «да» имеет положитель­ный знак, а ответ «нет» — отрицательный. Три-четыре ответа «сомневаюсь» по отдельным тенденциям расцениваются нами как признак нерешительности, уклончивости, астеничности, однако в других случаях это может свидетельствовать об известной избирательности в поведении, о тактической гибкости, стеничности. Эти качества можно верифицировать, анализируя их в совокупности с другими личностными особенностями.

Возможна и нулевая оценка, когда суммы ответов «да» и «нет» совпадают. Именно такое положение может явиться источником внутреннего конфликта личности, находящейся во власти имеющих одинаковую выраженность противоположных тенденций.

Определенный интерес представляет использование данной методики в качестве взаимооценки для сравнения представлений о самом себе с мнением каждоговнутри группы.

Текст опросника.

1. Критичен к окружающим товарищам.

2. Возникает тревога, когда в группе начинается конфликт.

3. Склонен следовать советам лидера.

4. Не склонен создавать слишком близкие отношения с товарищами.

5. Нравится дружественность в группе.

6. Склонен противоречить лидеру.

7. Испытывает симпатию к одному-двум членам группы.

8. Избегает встреч и собраний в группе.

9. Нравится похвала лидера.

10.Независим в суждениях и манере поведения.

11.Готов встать на чью-либо сторону в споре.

12.Склонен руководить товарищами.

13.Радуется общению с одним-двумя друзьями.

14.Внешне спокоен при проявлении враждебности со стороны членов группы.

15.Склонен поддерживать настроение своей группы.

16.Не придает значения личным качествам членов группы.

17.Склонен отвлекать группу от целей.

18. Испытывает удовлетворение, противопоставляя себя лидеру.

19. Хотел бы сблизиться с некоторыми членами группы.

20. Предпочитает оставаться нейтральным в споре.

21. Нравится, когда лидер активен и хорошо руководит.

22. Предпочитает хладнокровно обсуждать разногласия.

23. Недостаточно сдержан в выражении чувств.

24. Стремится сплотить вокруг себя единомышленников.

25. Недоволен слишком формальными отношениями.

26. Когда обвиняют — теряется и молчит.

27. Предпочитает соглашаться с основными направлениями в группе.

28. Привязан к группе в целом больше, чем к определенным товарищам.

29. Склонен затягивать и обострять спор.

30. Стремится быть в центре внимания.

31.Хотел бы быть членом более узкой группировки.

32.Склонен к компромиссам.

33.Испытывает внутреннее беспокойство, когда лидер поступает вопреки его ожиданиям.

34. Болезненно относится к замечаниям товарищей.

35. Может быть коварным и вкрадчивым.

36. Склонен принять на себя руководство в группе.

37. Откровенен в группе.

38. Возникает нервное беспокойство во время группового разногласия.

39.Предпочитает, чтобы лидер брал на себя ответственность при планировании работ.

40.Не склонен отвечать на проявление дружелюбия.

41.Склонен сердиться на товарищей.

42.Пытается вести других против лидера.

43.Легко находит знакомства за пределами группы.

44.Старается избегать быть втянутым в спор.

45.Легко соглашается с предложениями других членов группы

46.Оказывает сопротивление образованию группировок в
группе.

47. Насмешлив и ироничен, когда раздражен.

48.Возникает неприязнь к тем, кто пытается выделиться.

49.Предпочитает меньшую, но более интимную группу.

50.Пытается не показывать свои истинные чувства.

51.Становится на сторону лидера при групповых разногласиях.

52.Инициативен в установлении контактов в общении.

53. Избегает критиковать товарищей.

54.Предпочитает обращаться к лидеру чаще, чем к другим.

55. Мне нравится, что отношения в группе слишком фамильярны.

56. Любит затевать споры.

57.Стремится удерживать свое высокое положение в группе.

58.Склонен вмешиваться в контакты товарищей и нарушать их.

59. Склонен к «перепалкам», «задиристый».

60. Склонен выражать недовольство лидером.

КЛЮЧ

Зависимость — 3, 9, 15, 21, 27, 33, 39, 45, 51, 54.

Независимость — 6, 12, 18, 24, 30, 36, 42, 48, 57, 60.

Общительность — 5, 7, 13, 19, 25, 31, 37, 43, 49, 52.

Необщительность 4, 10, 16, 22, 28, 34, 40, 46, 55, 58.

Принятие «борьбы» 1, 11, 17, 23, 29, 35, 41, 47, 56, 59.

Избегание «борьбы» — 2, 8, 14, 20, 26, 32, 38, 44, 50, 53.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 913; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.36.10 (0.082 с.)