Методика 2. Шкала психологической близости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика 2. Шкала психологической близости



Цель. Существует так называемая "психологическая близость"- степень ее различна для разных людей из привычного круга общения человека, ее можно определить с помощью несколько модифицированной шкалы "симпатической дистанции" Д. Филдса.

Предложите испытуемому выписать в столбик людей, с которыми он привычно и непреложно общается в течение последних нескольких месяцев. После того как эта работа будет закончена, предоставьте им возможность оценить свою психологическую близость с этими людьми по шкале, которую для удобства лучше выписать на доске. Шкала эта содержит 11 степеней, выражающих ту или иную степень близости оцениваемого человека в порядке ее уменьшения.

1. Он мог бы быть моим лучшим другом.

2. Я не провожу различий между ним и близкими мне людьми.

3. Я мог бы открыть ему свою душу.

4. Я мог бы проводить с ним свое свободное время.

5. Я мог бы провести с ним отпуск.

6. Я мог бы пригласить его к себе в гости.

7. Я не стал бы обсуждать с ним важных проблем.

8. Я не доверил бы ему выполнение ответственных заданий.

9. Я уволился бы, если бы мне пришлось работать с ним.

10. Я не выпускал бы его в общество.

11. Я запретил бы ему иметь детей.

Методика 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДЕКСА ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ СИШОРА

 

Цель. Групповая сплоченность — чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплочения в единое целое, — можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Это можно сделать с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма— 19 баллов, минимальная — 5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.

I. Как Вы оценили бы свою принадлежность к группе?

1. Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5).

2. Участвую в большинстве видов деятельности (4).

3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую
в других (3).

4. Не чувствую, что являюсь членом группы (2).

5. Живу и существую отдельно от нее (1).

6. Не знаю, затрудняюсь ответить (1).

П. Перешли бы Вы в другую группу, если бы предоста­вилась такая возможность (без изменения прочих ус­ловий)?

1. Да, очень хотел бы перейти (1).

2. Скорее, перешел бы, чем остался (2).

3. Не вижу никакой разницы (3).

4. Скорее всего, остался бы в своей группе (4).

5. Очень хотел бы остаться в своей группе (5).

6. Не знаю, трудно сказать (1).

 

III. Каковы взаимоотношения между членами Вашей группы?

1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3).

2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).

3. Хуже, чем в большинстве коллективов (1).

4. Не знаю, трудно сказать (1).

IV. Какие у Вас взаимоотношения с руководством?

1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3).

2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).

3. Хуже, чем в большинстве коллективов (1).

4. Не знаю (1).

V. Каково отношение к делу (учебе и т. п.) в Вашем коллективе?

1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3).

2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).

3. Хуже, чем в большинстве коллективов (1).

4. Не знаю (1).

Методика 4. Экспресс- методика по изучению социально-психологического климата в коллективе (О. С. Михалюк, А. Ю. Шалыто).

Цель. Методика позволяетвыявить эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе.

В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности на уровне понятий "нравится, — не нравится", "приятный — неприятный". При конструировании вопросов, направленных на измерение поведенческого компонента, выдерживался критерий "желание — нежелание работать в данном коллективе", "желание — нежелание общаться с членами коллектива в сфере досуга". Основной критерий когнитивного компонента — переменная "знание — незнание особенностей членов коллектива".

Тестовый материал

Инструкция: "Просим Вас принять участие в исследовании, целью которого является совершенствование психологического климата в Вашем коллективе".

Для ответа на предлагаемые вопросы необходимо:,

а) внимательно прочитать варианты ответа;

б) выбрать один из них, наиболее соответствующий Вашему
мнению;

в) поставить знак "+" в пустой клетке против выбранного
Вами ответа.

 

1. Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже утверждений Вы больше всего согласны?

 

Большинство членов нашего коллектива -хорошие, симпатичные люди.   В нашем коллективе есть всякие люди.   Большинство членов нашего коллектива - люди малоприятные.

2. Считаете ли Вы, что было бы хорошо, если бы члены Ва­шего коллектива жили близко друг от друга?

-Нет, конечно

-Скорее нет, чем да

-Не знаю, не задумывался об этом

- Да, конечно

3. Как Вам кажется, могли бы Вы дать достаточно полную характеристику:

-Деловых качеств большинства членов коллектива,

-Личных качеств большинства членов коллектива

Да   Пожалуй, да   Не знаю, не думал об этом   Пожалуй, нет   Нет  

4. Обратите внимание на приведенную ниже шкалу. Цифра 1 характеризует коллектив, который Вам очень нравится, а цифра 9 — коллектив, который Вам очень не нравится. В какую клетку Вы поместите Ваш коллектив?

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9  

 

5) Если бы у Вас возникла возможность провести каникулы вместе с членами Вашего коллектива, то, как бы Вы к этому отнеслись?

Это меня бы вполне устроило. Не знаю, не задумывался над этим. Это меня бы совершенно не устроило.

6) Могли бы Вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов Вашего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым вопросам: :

Нет, не мог бы. Не могу сказать, не задумывался над этим. Да, мог бы.

7) Какая атмосфера преобладает в Вашем коллективе?

На приведенной ниже шкале цифра 1 соответствует нездоровой, нетоварищеской атмосфере, а 9, наоборот, атмосфере взаимопомощи, взаимного уважения и т.п. В какую из клеток Вы бы поместили бы свой коллектив?

1 2 3 4 5 6 7 8 9

 

8) Как Вы думаете, если бы Вы ушли в другую школу или долго не учились по какой-либо причине, стремились бы Вы встречать­ся с членами Вашего коллектива?

Да, конечно.

Скорее да, чем нет.

Затрудняюсь ответить.

Скорее нет, чем да.

Нет, конечно.

Обработка результатов

Обработка результатов, полученных при использовании методики, стандартизирована и имеет следующий алгоритм. Анализируются различные стороны отношения к коллективу для каждого человека в отдельности. Каждый компонент тестируется тремя вопросами, причем ответ на каждый из них принимает только одну из трех возможных форм: +1;-1; 0. Следовательно, для целостной характеристики компонента полученные сочетания ответов каждого испытуемого на вопросы по данному компоненту могут быть обобщены следующим образом:

— положительная оценка (к этой категории относятся те сочетания, в которых положительные ответы даны на все три вопроса, относящихся к данному компоненту, или два ответа —положительные, а третий имеет любой другой знак);

— отрицательная оценка (сюда относятся сочетания, содержащие три отрицательных ответа, или два ответа — отрицательные, а третий может выступать с любым другим знаком);

— неопределенная, противоречивая оценка (эта категория включает следующие случаи: на все три вопроса дан неопределенный ответ; ответы на два вопроса не определены, а третий ответ имеет любой другой знак; один ответ неопределенный, а два других имеют разные знаки).

Полученные по всей выборке данные можно свести в таблицу следующего вида.

Участник опроса Эмоциональный компонент Когнитивный компонент Поведенческий компонент
       
       
       
     
     
n      

 

В каждой клетке такой таблицы должен стоять один из трех знаков:+;-;0.

На следующем этапе обработки для каждого компонента выводится средняя оценка по выборке. Например, для эмоционального компонента

где S (+) — количество положительных ответов, содержащихся в столбце, S (-) —количество отрицательных ответов, n —число членов коллектива, принявших участие в исследовании. Очевидно, что для любого компонента средние оценки могут располагаться в интервале от -1 до +1. В соответствии с принятой трехчленной оценкой ответов классифицируются полученные средние данные. Для этого континуум возможных оценок (от -1 до +1) делится на три равные части: от -1 до -0,33; от -0,33 до +0,33; от -Ю,ЗЗдо+1.

Средние оценки, попадающие в первый интервал, будем считать отрицательными, во второй — противоречивыми, неопределенными, а третий — положительными.

Произведенные вычисления позволяют вывести структуру отношения к коллективу для рассматриваемого подразделения. Тип отношения выводится аналогично процедуре, описанной выше. Следовательно, с учетом знака каждого компонента возможны следующие сочетания рассматриваемого отношения:

1) полностью положительное;

2) положительное;

3) полностью отрицательное;

4) отрицательное;

5) противоречивое, неопределенное.

В первом случае психологический климат коллектива трактуется как весьма благоприятный; во втором — как в целом благоприятный; в третьем —как совершенно неудовлетворительный; в четвертом — как в целом неудовлетворительный; в пятом случае считается, что тенденции противоречивы и неопределенны.

В опросном листе вопросы 1,4 и 7 относятся к эмоциональному компоненту; 2, 5,8 — к поведенческому; когнитивный компонент определяется вопросами 3 и 6, причем вопрос 3 содержит два вопроса.

Обследование по данной методике может проводиться как индивидуально, так и в группе. Время тестирования — 5-10 мин. Простота обработки результатов дает возможность быстрого их получения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 1437; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.166.214 (0.014 с.)