Тема 2. Конституционное развитие России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Конституционное развитие России



КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРОГРАММА,

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Казань


Автор:

Л.З. Газизуллина, старший преподаватель

кафедры государственно-правовых дисциплин

КЮИ (ф) РПА Минюста России

 

Рецензенты:

М.В. Байтеева,кандидат юридических наук,

доцент кафедры государственно-правовых дисциплин
КЮИ (ф) РПА Минюста России

 

 

Программа, учебно-методические материалы подготовлены на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501.65 «Юриспруденция» с учетом специфики обучения студентов на юридическом факультете.

Материалы содержат целевую установку, программу курса, тематические планы к действующим учебным планам по всем формам обучения студентов, рекомендации по организации самостоятельной работы, темы и практические задания для семинарских занятий, тестовые задания, примерные темы рефератов и курсовых работ, вопросы для подготовки к зачету, экзамену, глоссарий, список нормативных материалов и учебно-методической литературы.

Программа, учебно-методические материалы рассчитаны на студентов очной и заочной форм обучения, обучающихся по основным и сокращенным основным образовательным программам.

 

Программа, учебно-методические материалы обсуждены
и одобрены кафедрой государственно-правовых дисциплин
и рекомендованы методическим советом
КЮИ (ф) РПА Минюста России

 

© КЮИ (ф) РПА Минюста России, 2008


ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА

 

Конституционное право Российской Федерации является одной из ведущих отраслей в правовой системе России. Это вытекает как из характера регулируемых конституционным правом общественных отношений, так и основных источников конституционного права. На современном этапе эта ведущая отрасль системы права характеризуется активным развитием: учреждаются и наполняются новым содержанием подотрасли и институты конституционного права, более конкретный характер приобретает механизм конституционно-правового регулирования важнейших общественных отношений.

Конституционное право России способствует формированию основных представлений о фундаментальных ценностях конституционного строя страны, о правовых принципах, направляющих содержание, развитие и применение всех отраслей отечественного права.

Основным источником конституционного права является Конституция Российской Федерации, которая регулирует наиболее важное в сфере общественных отношений: основы государственного и общественного строя, организацию и систему государственной власти и управления, государственное устройство, права и свободы человека и гражданина, избирательное право. Конституцию Российской Федерации выделяет из системы нормативно-правовых актов то, что она обладает высшей юридической силой по отношению к другим нормативно-правовым актам, непосредственно действует на всей территории России и для ее защиты предусмотрена особая система правовых норм.

Основными объектами изучения данного курса являются Конституция России, федеральное конституционное законодательство, конституции и уставы субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований.

Изучение курса дает возможность разобраться в основных конституционных институтах, усвоить конституционные принципы и источники других отраслей права, а также ознакомиться с важнейшими формами государственной деятельности: законотворческой, контрольной, конституционным процессом.

В процессе обучения студенты должны овладеть первичными навыками анализа текста Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законов, регламентов и иных источников. Помимо этого целью курса конституционного права Российской Федерации является формирование правовой культуры и правового сознания, базирующихся на приоритете прав и свобод человека и гражданина, их гарантированности со стороны государства, верховенстве закона, разделении властей, идеологического многообразия.


Основными задачами курса являются:

- изучение основ конституционного строя Российской Федерации;

- изучение института прав и свобод человека и гражданина;

- изучение конституционной системы органов государственной власти России;

- овладение реальной практикой реализации Конституции РФ.

В процессе преподавания и самостоятельного изучения студентами конституционного права достигаются следующие цели:

- умение правильно толковать и применять нормы конституционного права;

- усвоение теоретических положений конституционного права о конституционно-правовых отношениях, а также об объектах и субъектах.

В результате изучения курса студенты должны знать:

- особенности конституционных правоотношений;

- историю становления и развития конституционного права;

- права и обязанности субъектов конституционных правоотношений.

Студенты должны уметь:

- правильно определять закон, подлежащий применению к соответствующим конституционным правоотношениям;

- принимать правовые решения в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов и иными правовыми актами, регулирующими конституционные правоотношения;

- применять процедурные нормы, необходимые для реализации конституционных прав и свобод.

Студенты должны ознакомиться:

- с историей развития конституционного права;

- с нормами внутригосударственного, международного и европейского права, регулирующими конституционные правоотношения;

- с практикой внутригосударственных, региональных и международных судебных органов и организаций по вопросу защиты прав человека.

В ходе изучения курса конституционного права Российской Федерации предусмотрено проведение зачета, написание и защита курсовой работы. По завершении изучения курса предусмотрена сдача экзамена.


ПРОГРАММА КУРСА

 

Тема 1. Конституционное право Российской Федерации -
ведущая отрасль права

Понятие и предмет конституционного права как ведущей отрасли права Российской Федерации. Общественные отношения, составляющие предмет отрасли конституционного права.

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды. Конституционно-правовые институты.

Конституционно-правовые отношения, их понятие и виды. Субъекты конституционно-правовых отношений. Основания возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений.

Источники конституционного права Российской Федерации, их понятие и виды. Конституция РФ - основной источник конституционного права. Другие правовые акты федеральных органов государственной власти как источники конституционного права.

Федеративный договор, двусторонние договоры между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации как источники конституционного права. Конституции республик и уставы субъектов федерации, иные акты как источники конституционного права. Акты органов местного самоуправления как источники конституционного права Российской Федерации.

Постановления Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации - особый вид источников конституционного права.

Система конституционного права Российской Федерации, понятие и критерии основы ее построения.

Место конституционного права в системе права Российской Федерации. Значение конституционного права для других отраслей права Российской Федерации, его ведущая роль. Тенденции развития конституционного права Российской Федерации на современном этапе.

Понятие и предмет науки конституционного права Российской Федерации. Система науки конституционного права Российской Федерации. Источники науки конституционного права. Основные задачи науки конституционного права. Место науки конституционного права в системе юридических наук.

Развитие науки конституционного права. Роль науки конституционного права в решении проблем становления и укрепления Российской государственности.

Конституционное право Российской Федерации - специальная учебная юридическая дисциплина. Система курса конституционного права Российской Федерации. Значение изучения конституционного права Российской Федерации для подготовки юристов.

В Российской Федерации

Понятие и основные признаки государственного органа. Система и виды государственных органов Российской Федерации. Конституционные основы их классификации. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Их особенности и место в системе государственных органов Российской Федерации.

Конституционно-правовое регулирование их организации и деятельности. Роль государственных органов Российской Федерации в становлении и укреплении Российской государственности.

 

В Российской Федерации

Местное самоуправление - конституционная форма осуществления народовластия. Система и принципы местного самоуправления в России.

Формы прямого волеизъявления граждан (местные референдумы, сходы, муниципальные выборы, народная правотворческая инициатива).

Выборные и иные органы и должностные лица местного самоуправления. Органы территориального общественного самоуправления.

Полномочия местного самоуправления. Механизм реализации полномочий местного самоуправления. Конституционные гарантии местного самоуправления. Другие правовые гарантии местного самоуправления.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для студентов дневной формы обучения

на базе среднего (полного) общего образования

 

№ п/п Темы дисциплины Количество часов
Всего Лекции Семинары СРС
1. Конституционное право РФ - ведущая отрасль права        
2. Конституционное развитие России        
3. Основы конституционного строя Российской Федерации        
4. Основы правового положения человека и гражданина в Российской Федерации        
5. Гражданство РФ        
6. Личные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации        
7. Политические права и свободы человека и гражданина        
8. Социально-экономические права и свободы человека и гражданина в России        
9. Федеративное устройство РФ        
10. Избирательное право в РФ        
11. Система органов государственной власти в РФ        
12. Президент        
13. Парламент Российской Федерации. Законотворческий процесс        
14. Правительство Российской Федерации        
15. Органы законодательной и исполнительной власти в субъектах РФ        
16. Конституционные основы судебной власти и прокурорского надзора в РФ        
17. Конституционные основы местного самоуправления в России        
ИТОГО        

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для студентов заочной формы обучения

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для студентов заочной формы обучения

на базе среднего профессионального образования

 

№ п/п Темы дисциплины Количество часов
Всего Лекции Семинары СРС
1. Конституционное право РФ - ведущая отрасль права 7,6 0,4 0,2  
2. Конституционное развитие Российской Федерации 6,4 0,2 0,2  
3. Основы конституционного строя Российской Федерации 10,4   0,4  
4. Основы правового положения человека и гражданина в РФ 6,6 0,4 0,2  
5. Гражданство РФ 9,4   0,4  
6. Личные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации 5,4 0,2 0,2  
7. Политические права и свободы человека и гражданина 5,4 0,2 0,2  
8. Социально-экономические права и свободы человека и гражданина в России 5,4 0,2 0,2  
9. Федеративное устройство РФ 9,4   0,4  
10. Избирательное право в РФ 7,2   0,2  
11. Система органов государственной власти в РФ 8,6 0,4 0,2  
12. Президент РФ 6,4 0,2 0,2  
13. Парламент Российской Федерации. Законотворческий процесс 6,4 0,2 0,2  
14. Правительство Российской Федерации 6,4 0,2 0,2  
15. Органы законодательной и исполнительной власти в субъектах РФ 6,4 0,2 0,2  
16. Конституционные основы судебной власти и прокурорского надзора в РФ 9,2   0,2  
17. Конституционные основы местного самоуправления в России 6,4 0,2 0,2  
ИТОГО        

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Семинарскому занятию в обязательном порядке должна предшествовать самостоятельная подготовительная работа, целями которой являются самостоятельное изучение необходимого теоретического материала; формирование навыков самостоятельной работы с учебной, научной литературой, а также законодательством по изучаемому предмету.

Ответы и практические действия должны носить цельный характер. Ответы студентов оцениваются преподавателем, оценка ответа впоследствии может служить основанием для полусеместровой аттестации студента и (или) приема у него зачета.

Для семинарских занятий студенты должны завести отдельную рабочую тетрадь, в которой должны фиксироваться все выполненные задания.

Самостоятельная работа студентов включает:

1. Изучение теоретического материала, нормативно-правовых актов по определенным темам в течение семестра.

2. Подготовка проектов документов.

3. Составление схем по лекционным материалам и материалам семинарских занятий (например, схема законодательного процесса, судебной системы РФ и т.д.).

4. Подготовка развернутых сообщений и докладов по вопросам семинаров с использованием дополнительной литературы.

5. Решение задач.

6. Составление вопросов по лекционному и семинарскому материалу, различного рода таблиц.

7. Составление кроссвордов и тестов по изучаемой дисциплине, а также их решение.

8. Проведение сравнительного анализа различного рода нормативно-правовых актов, в том числе проверка региональных нормативно-правовых актов на соответствие федеральным.

9. Составление классификации основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина со ссылками на положения Конституции РФ.

10. Поиск постановлений Конституционного Суда РФ в области охраны и защиты конституционных прав и свобод личности.

11. Анализ конституционного права или свободы по 7 критериям (на выбор).

 

ТЕМЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

ДЛЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Ведущая отрасль права

Вопросы для обсуждения:

1. Предмет конституционного права России как отрасли права. Конституционное и государственное право.

2. Ведущая роль конституционного права в системе права РФ.

3. Конституционно-правовые нормы. Особенности содержания и структуры.

4. Конституционно-правовые отношения. Особенности субъектов и объектов.

5. Источники конституционного права России.

Практическое задание

Составьте таблицу, которая представляет собой порядок опубликования и вступления в силу правовых актов федеральных органов государственной власти: срок официального опубликования со дня подписания; срок вступления в силу со дня первого официального опубликования; источники опубликования федеральных конституционных законов, федеральных законов, постановлений палат Федерального Собрания, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Таблица должна быть составлена на основе статьи 23 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации». А также Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», Указа Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

Темы рефератов

1. Юридические свойства Конституции РФ.

2. Решения Конституционного Суда РФ как источники конституционного права

 

Вопросы для обсуждения

1. Конституционное развитие дореволюционной России 1917 г.

2. Конституционное развитие России в советский период.

3. Конституционные реформы в России после 1985 г.

4. Разработка и принятие действующей Конституции РФ. Конкуренция проектов.

Практическое задание

Проведите письменное сравнение Конституции РСФСР 12 апреля 1978 г. и Конституции РФ 1993 г. в виде двух колонок по следующим критериям:

• структура расположения конституционного материала;

• положения об основах общественного строя и политики;

• содержание раздела «Государство и личность» (Конституция РСФСР 1978 г.) и главы «Права и свободы человека и гражданина» (Конституция РФ 1993 г.);

• положения о федеративном устройстве;

• принципы организации и функционирования системы государственных органов;

• порядок изменения и принятия Конституций.

 

Вопросы для обсуждения

1. Принципы конституционного строя Российской Федерации.

2. Основные конституционные характеристики России.

3. Организационно-правовые формы, принципы создания и деятельности общественных объединений.

4. Конституционно-правовой статус политических партий.

5. Сущность, основные особенности структуры и содержания Конституции РФ.

6. Функции и юридические свойства Конституции РФ.

7. Порядок пересмотра Конституции РФ и принятия конституционных поправок и изменений.

Практическое задание

1. Со ссылками на статьи Конституции РФ составьте перечень вопросов, по которым предусматривается принятие федеральных конституционных законов.

2. На основе Конституции РФ и Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» ответьте на следующие вопросы:

Творит ли Конституционный Суд РФ право? Если да, то приведите примеры созданных Судом норм права, определите их юридическую силу, докажите, что эти нормы становятся составной частью Конституции РФ.

Какой орган вправе отменить, изменить (дополнить) или оспорить данное Судом толкование Конституции РФ?

3. 21 октября 2005 г. в г. Шкуркино Московской области был проведен местный референдум по вопросу: Согласны ли вы со строительством в черте города нефтеперерабатывающего завода? В референдуме приняло участие 80% избирателей, из них 90% высказались против строительства. По жалобе вице-мэра И.А. Колобкова городской суд отменил решение, принятое на референдуме, как противоречащее федеральному законодательству. Группа жителей г. Шкуркино решила оспорить решение городского суда в вышестоящие инстанции. Проанализируйте Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ответьте на вопросы:

Какова юридическая сила решения, принятого на референдуме? Может ли суд отменить такое решение? По каким основаниям? В какие вышестоящие инстанции могут обратиться жители г. Шкуркино для защиты своих прав?

4. Во время обсуждения проекта Федерального закона «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» одна из фракций Государственной Думы предложила установить 6-месячный срок рассмотрения конституционных поправок законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ. Факт не рассмотрения данного вопроса в указанный срок предлагалось расценивать как одобрение конституционной поправки.

Дайте конституционно-правовую оценку предложениям фракции Государственной Думы.

В какие сроки, и в каком порядке рассматриваются конституционные поправки в соответствии с действующим Федеральным законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»?

5. Глава г. Шкуркино Московской области ввел на территорию данного муниципального образования, чрезвычайное положение в связи с экологической катастрофой, произошедшей на нефтеперерабатывающем заводе.[1]

Вправе ли глава муниципального образования вводить чрезвычайное положение в данном случае? В каком порядке в России может вводиться чрезвычайное или военное положение, и какие ограничения прав и свобод личности предусматриваются в связи с этим в федеральных конституционных законах?

6. Вправе ли органы государственной власти субъекта РФ установить в качестве государственного языка помимо русского язык титульной нации, коренного малочисленного народа, национального меньшинства, проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации? [2]

7. Вправе ли органы государственной власти Российской Федерации признать какой-либо из религиозных праздников государственным праздником или нерабочим (праздничным) днем? [3]

8. На основе федерального законодательства о государственной символике ответьте на следующие вопросы:

Допустимо ли сопровождать процедуру регистрации брака под музыку и слова государственного гимна? Могут ли российские спортсмены использовать изображение государственных флага и герба на спортивной одежде? Вправе ли граждане России украшать частные автомобили изображением государственного флага и герба или размещать государственный флаг на автомобиле в произвольной форме? Могут ли субъекты Российской Федерации устанавливать собственную государственную символику наряду с общефедеральной?

9. Ответьте на предложенные вопросы, делая ссылки на положения Федерального закона «О политических партиях».

Какие требования предъявляются к политическим партиям при их создании? Должна ли политическая партия пройти регистрацию? В каком порядке и в каких органах она осуществляется? Какие ограничения устанавливаются Законом при создании политической партии? Какие категории лиц не могут быть членами политической партии? Обязана ли политическая партия иметь устав и программу? Вправе ли политическая партия заниматься предпринимательской деятельностью? Если да, то при каких условиях? Допустимо ли создание в России политической партии с такими названия, как «Партия предпринимателей», «Православная партия»? Если да, то какие цели должны быть указаны в уставе и программе этих партий? [4] Какие лица не вправе направлять пожертвования в адрес политической партии? Устанавливаются ли ограничения объема пожертвований? В каких случаях политическая партия может получить государственное финансирование? При каком условии политическая партия может участвовать в выборах? Какие органы и в каких формах осуществляют контроль над деятельностью политических партий? По каким основаниям деятельность политической партии может быть приостановлена? Основания для ликвидации политической партии.

 

Вопросы для обсуждения

1. Понятие правового положения человека и гражданина в Российской Федерации.

2. Основные принципы правового положения человека и гражданина в РФ: равноправие граждан, неотчуждаемость прав и свобод, непосредственное действие прав и свобод, гарантированность прав и обязанностей, соответствие международно-правовым нормам, запрет на незаконное ограничение конституционных прав и свобод.

3. Классификация прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных в Конституции РФ.

4. Конституционно-правовые и международно-правовые нормы о правах и свободах человека и гражданина: соотношение и взаимодействие.

5. Проблемы обеспечения основных прав и свобод личности в России.

6. Охрана и защита основных прав и свобод личности в России. Роль Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в сфере защиты основных прав и свобод.

Практическое задание

1. Назовите нормативно-правовые акты, в которых развивается или должно развиваться конституционное содержание основных прав, свобод и обязанностей. Найдите постановления Конституционного Суда РФ в области охраны и защиты конституционных прав и свобод личности.

2. Проанализируйте одно из конституционных прав или свобод (на выбор), используя следующие критерии:

• возможности поведения субъекта, заключенные в содержании права (свободы);

• характеристика данного права (свободы) в советских либо зарубежных конституциях, а также в международно-правовых актах;

• место конституционного права (свободы) в системе основных прав и свобод человека и гражданина;

• субъекты права (свободы): определенный коллектив или отдельный индивид;

• механизм гарантий права (свободы);

• способы охраны и защиты права (свободы).

3. Родственники тяжело больного пациента, находящегося в коме, обратились к главному врачу больницы с просьбой об эвтаназии. К заявлению прилагалось заключение консилиума ведущих специалистов медицины о безнадежном положении здоровья пациента. Главный врач в просьбе заявителей отказал.[5]

Правомерен ли отказ?

4. Гражданин РФ Александров обратился в Министерство экономического развития и торговли РФ с просьбой предоставить ему информацию о структуре Министерства и порядке рассмотрения обращений граждан в данном органе. Александрову предложили сообщить причину его просьбы. Гражданин отказался обосновать необходимость получения запрашиваемых сведений и в связи с этим получил отказ в предоставлении информации.[6]

Правомерно ли данное решение об отказе в предоставлении информации?

5. Гражданин РФ Стародубцев обратился в Министерство обороны РФ с просьбой предоставить ему информацию о чрезвычайном происшествии на космодроме «Плесецк», в результате которого произошла утечка радиоактивных материалов, и окружающей природной среде был нанесен ущерб. В обосновании своей просьбы гражданин пояснил, что проживает на расстоянии 30 км от космодрома и беспокоится за состояние здоровья своей семьи. Министерство обороны РФ отказало в просьбе Стародубцева со ссылкой на то, что данная информация является государственной тайной.[7]

Правомерен ли отказ гражданину?

6. Гражданину РФ Титову, которому было предъявлено обвинение в совершении шпионажа (ст. 275 УК РФ), следователем было отказано в допуске адвокату Махнову в качестве защитника Титова. Следователь мотивировал свое решение отсутствием у последнего специального допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.[8]

Правомерен ли отказ следователя?

7. Временно проживающий гражданин Украины Шматко получил отказ Администрации Красногорского района Московской области в приобретении им в собственность 12 соток земли сельскохозяйственного назначения в связи с тем, что иностранные граждане на территории России не вправе иметь в собственности землю. Шматко отказали в приеме на работу в коммерческую организацию, поскольку у гражданина Украины отсутствовало разрешение на работу. За вход в музей Шматко заплатил за билет в три раза больше, чем его друг, россиянин Иванов.[9]

Допустимы ли в соответствии с российским законодательством названные ограничения конституционных прав для иностранных граждан?

Темы рефератов

1. Право на жизнь в современной России.

2. Возрождение института присяжных заседателей.

3. Право на альтернативную гражданскую службу.

4. Способы самозащиты прав человека.

 

Вопросы для обсуждения

1. Понятие и общая характеристика гражданства Российской Федерации. Двойное гражданство.

2. Порядок приобретения и прекращения гражданства России.

3. Права и обязанности иностранцев и лиц без гражданства. Право убежища в Российской Федерации.

4. Конституционно-правовой статус беженцев, вынужденных переселенцев, коренных малочисленных народов.

5. Государственная политика России в отношении соотечественников за рубежом.

6. Проблемы обеспечения основных прав и свобод личности в России.

7. Органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации.

8. Система конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, предусмотренная в Конституции Российской Федерации. Международные стандарты в области прав и свобод личности.

Практическое задание [10]

1. Петров родился в августе 2002 г. на территории Польши. Его мать - гражданка РФ, отец - лицо без гражданства.

Какое гражданство приобретет Петров и по какому основанию?

2. В августе 2002 г. в уполномоченные государственные органы РФ обратился Жан Гавер, гражданин Франции. Он родился в 1964 г., ранее не состоял в гражданстве РФ, получил вид на жительство в мае 1997 г. и непрерывно проживал с этого времен в России.

По какому основанию Жан Гавер может приобрести гражданство РФ? Устанавливаются ли в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации» еще какие-либо требования к Жану Гаверу, желающему стать гражданином России?

3. Сапунова в связи с заключением браки выехала в 1995 г. на постоянное жительство в г. Мюнхен и вышла из гражданства РФ. В августе 2002 г. она вернулась в Россию, получила вид на жительство и хочет снова приобрести гражданство РФ.

По какому основанию Сапунова может это сделать, и какие требования при этом ей необходимо выполнить?

4. Иванов родился в 1946 г. в Ленинграде и в связи регистрацией брака в 1970 г. переехал в Латвию. В августе 2002 г. он с семьей вернулся в Санкт-Петербург на постоянное место жительства.

Нужно ли Иванову приобретать гражданство, и по какому основанию?

5. Улмас Отт, проживающий на приграничной российско-эстонской территории, изменившей государственную принадлежность, решает получить в установленном порядке гражданство РФ.

По какому основанию он вправе это сделать?

 

Вопросы для обсуждения

1. Характеристика личных прав и свобод: право на жизнь, достоинство личности, право на неприкосновенность личной жизни, неприкосновенность жилища, право на определение и указание своей национальной принадлежности, право на свободу передвижения, свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и слова.

 

Вопросы для обсуждения

1. Понятие и виды политических прав и свобод человека и гражданина в РФ.

2. Непосредственное право граждан участвовать в управлении государства.

3. Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия, пикетирования. Порядок проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий, пикетирований в Российской Федерации.

4. Право граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.

Семинар по теме 8. Социально-экономические права и свободы
человека и гражданина в Российской Федерации

Вопросы для обсуждения

1. Государственно-правовые гарантии социально-экономических прав и свобод человека и гражданина в РФ.

2. Характеристика основных социально-экономических прав и свобод человека и гражданина в РФ:

3. Конституционные обязанности человека и гражданина в РФ: понятие, виды, ответственность за неисполнение.

 

Вопросы для обсуждения

1. Российская Федерация - это конституционная или договорная федерация?

2. Возможен ли выход субъекта Российской Федерации из ее состава?

3. Тенденции развития современной модели федеративного устройства России. Существует ли проблема асимметричности Российской Федерации? Проблемы реализации принципа равноправия субъектов РФ.

4. Могут ли субъекты РФ устанавливать свои государственные языки и гражданство? Обладают ли субъекты РФ суверенитетом?

5. Правовая основа и порядок разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

6. Возможна ли конституционно-правовая ответственность субъектов Российской Федерации? Что такое федеральное вмешательство?

7. Союзное государство Беларуси и России - это федерация или международное образование?

8. Международные и внешнеэкономические связи субъектов Российской Федерации.

Практическое задание

В целях укрепления единой системы исполнительной власти России Президент РФ издал указ об образовании на территории Российской Федерации семи федеральных округов и назначил в каждый округ своего полномочного представителя. Второй указ Президента в этом направлении касался укрупнения Российской Федерации. В нем было предусмотрено слияние в один субъект автономных округов с краями и областями, в состав которых они входят.[11]

Допустимо ли в таком порядке преобразование структуры и состава Российской Федерации? Была ли в данном случае нарушена Конституция РФ?

Вопросы для обсуждения

1. Виды избирательных цензов. Какие из них установлены в России?

2. Характерные черты избирательного права в Российской Федерации.

3. Какие правовые акты можно отнести к источникам избирательного права в России?

4. Возможные злоупотребления, имеющие место при ведении предвыборной агитации в России.

5. Виды юридической ответственности за нарушение избирательного законодательства. Какова практика осуществления ответственности за нарушение избирательного законодательства?

Практическое задание

1. Изучите положения федеральных законов: «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации» и ответьте на следующие вопросы (ссылаясь на нормы названных законов).

Какой порядок назначения выборов? В каком порядке образуются избирательные участки? Как составляются списки избирателей? Каким образом граждане РФ, находящиеся в день выборов за границей, участвуют в выборах депутатов Государственной Думы? Какие виды избирательных комиссий создаются на выборах депутатов Государственной Думы? Порядок их формирования. Назовите основные полномочия избирательных комиссий разных уровней. Как выдвигаются списки кандидатов в депутаты по про



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.42.208 (0.13 с.)