Пробел в праве. Институт аналогии. Применение права по аналогии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пробел в праве. Институт аналогии. Применение права по аналогии



Аналогия права - это принятие решения по конкретному делу на основе общих принципов и смысла права. Аналогия права применяется тогда, когда при наличии пробела невозможно подобрать сходную, аналогичную норму права.

Пробел в праве - отсутствие правовой нормы при разрешении конкретных жизненных случаев, которые охватываются правовым регулированием и должны быть разрешены на основе права.

Объективная и субъективная природа пробелов в праве. Объективные факторы - законодатель может быть не готов к принятию того или иного закона. В законодательном органе наблюдаются столкновения интересов социальных групп, политических партий. Верхняя палата отклоняет закон, принятый нижней палатой. Общественные отношения обладают новизной. - появляются правовые вакуумы. Субъективные факторы - несовершенство законодательства, отсутствие надлежащей законодательной техники и т.п. Недопустим отказ субъекту права со стороны правосудия под предлогом несовершенства законодательства. При существовании пробелов в праве правоприменитель может попытаться решить спор, применив аналогию права, либо аналогию закона.

Аналогия закона - решение конкретного дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходный случай.

Применение права по аналогии в современных государствах ограничено. Оно полностью исключается при разрешении уголовных дел. Уголовное законодательство исходит из принципа, по которому преступлением не может считаться деяние, не предусмотренное уголовным законом. В связи с постоянным совершенствованием законодательства применение права по аналогии становится редким исключением даже для тех отраслей права, где оно допускается.

 

51. По­ня­тие и основные принципы за­кон­но­сти

За­кон­ность – это вы­ра­жен­ная в точ­ном и не­ук­лон­ном ис­пол­не­нии и со­блю­де­нии за­ко­нов все­ми субъ­ек­та­ми пра­ва их об­щая во­ля.

По­ня­тие за­кон­но­сти при­об­ре­та­ет ис­ход­ное зна­че­ние в го­су­дар­ст­ве, где при­зна­ет­ся вер­хо­вен­ст­во за­ко­на. Ко­рен­ной пе­ре­во­рот в об­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ни­ях в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции вы­дви­нул во­прос о по­ня­тии за­кон­но­сти на пе­ред­ний план. И ес­ли рань­ше, в пе­ри­од то­та­ли­тар­но­го ре­жи­ма ей уде­ля­лось лишь тео­ре­ти­че­ское вни­ма­ние, то в ны­неш­них ус­ло­ви­ях она об­ре­ла ог­ром­ное прак­ти­че­ское зна­че­ние. И это по­нят­но, ибо пра­во­вое го­су­дар­ст­во не­раз­рыв­но свя­за­но с за­кон­но­стью, ко­то­рая ос­но­вы­ва­ет­ся на за­ко­нах.

Ко­гда мы го­во­рим о точ­ном и не­ук­лон­ном со­блю­де­нии и ис­пол­не­нии за­ко­нов все­ми субъ­ек­та­ми пра­ва, то пре­ж­де все­го стал­ки­ва­ем­ся с ра­вен­ст­вом гра­ж­дан пе­ред за­ко­ном. Ибо ка­ж­дый из них при­зван де­лать то, что и дру­гой: не­укос­ни­тель­но со­блю­дать и ис­пол­нять за­ко­ны го­су­дар­ст­ва. Это ра­вен­ст­во пред­став­ля­ет со­бой ра­вен­ст­во их прав и обя­зан­но­стей по от­но­ше­нию к дей­ст­вую­щим за­ко­нам. В свою оче­редь оно вы­сту­па­ет как ко­ли­че­ст­вен­ное от­но­ше­ние, ибо ка­ж­дый име­ет та­кой же объ­ем прав и обя­зан­но­стей, что и дру­гой. Ну а по­сколь­ку вся­кое ко­ли­че­ст­во есть ко­ли­че­ст­во ка­ко­го-то ка­че­ст­ва, то в рас­смат­ри­вае­мом ра­вен­ст­ве скры­ва­ет­ся внут­рен­нее ка­че­ст­во. Та­ким ка­че­ст­вом яв­ля­ет­ся во­ля субъ­ек­тов пра­ва. Ина­че го­во­ря, ка­ж­дый из них по­сред­ст­вом об­ще­го во­ле­во­го ак­та при­зна­ет друг в дру­ге рав­но­го се­бе. Эта об­щая во­ля и об­ра­зу­ет сущ­ность за­кон­но­сти. На по­верх­но­сти же яв­ле­ний она вы­ра­жа­ет­ся в точ­ном со­блю­де­нии и ис­пол­не­нии за­ко­нов все­ми ли­ца­ми.

Тре­бо­ва­ния­ми за­кон­но­сти яв­ля­ют­ся:

1. вер­хо­вен­ст­во за­ко­на в от­но­ше­нии дру­гих нор­матив­но-пра­во­вых ак­тов;

2. из­да­ние нор­ма­тив­но-пра­во­вых ак­тов лишь пол­но­моч­ны­ми ор­га­на­ми и в пре­де­лах сво­ей ком­пе­тен­ции;

3. свое­вре­мен­ность об­нов­ле­ния за­ко­но­да­тель­ст­ва в со­от­вет­ст­вии с по­треб­но­стя­ми раз­ви­тия об­ще­ст­ва;

4. обес­пе­че­ние прав и сво­бод гра­ж­да­ни­на и че­ло­ве­ка, про­воз­гла­шен­ных ме­ж­ду­на­род­ны­ми ак­та­ми;

5. кон­троль за точ­ным и не­ук­лон­ным со­блю­де­ни­ем и ис­пол­не­ни­ем за­ко­нов;

6. пре­се­че­ние всех и вся­ких про­яв­ле­ний без­за­ко­ния и про­из­во­ла.

К прин­ци­пам за­кон­но­сти от­но­сят­ся:

1. един­ст­во за­кон­но­сти в мас­шта­бах все­го го­су­дар­ст­ва. Этот прин­цип оз­на­ча­ет борь­бу с ме­ст­ни­че­ст­вом и во­ло­ки­той, еди­но­об­раз­ное по­ни­ма­ние и ис­пол­не­ние за­ко­нов го­су­дар­ст­ва, не­до­пус­ти­мость по­ся­га­тель­ст­ва на об­щие ин­те­ре­сы пу­тем аб­со­лю­ти­за­ции осо­бен­ных и т. д.;

2. обя­за­тель­ность за­кон­но­сти для всех, без ка­ко­го бы то ни бы­ло ис­клю­че­ния – пе­ред за­ко­ном все долж­ны быть рав­ны;

3. не­раз­рыв­ная связь за­кон­но­сти с об­щей куль­ту­рой на­се­ле­ния: чем вы­ше его куль­тур­ный уро­вень, тем проч­нее за­кон­ность и не­зыб­ле­мость за­ко­нов. Осо­бое зна­че­ние при­об­ре­та­ет пра­во­вая куль­ту­ра об­ще­ст­ва – без пра­во­вых зна­ний не мо­гут со­блю­дать­ся и ис­пол­нять­ся за­ко­ны. Са­ми же за­ко­ны долж­ны быть до­ве­де­ны до сведе­ния всех гра­ж­дан, имен­но по­это­му в Кон­сти­ту­ции РФ бы­ло за­пи­са­но, что «за­ко­ны под­ле­жат офи­ци­аль­но­му опуб­ли­ко­ва­нию. Не­опуб­ли­ко­ван­ные за­ко­ны не при­ме­ня­ют­ся»;

4. связь за­кон­но­сти и це­ле­со­об­раз­но­сти, что оз­на­чает: за­ко­ны го­су­дар­ст­ва долж­ны быть оп­ти­маль­ны­ми, т. е. не толь­ко вы­ра­жать и во­пло­щать во­лю об­ще­ст­ва, но и со­от­вет­ст­во­вать по­треб­но­стям об­ще­ст­вен­но­го разви­тия. Це­ле­со­об­раз­ность долж­на по­ни­мать­ся и как наи­бо­лее ра­цио­наль­ные действия долж­но­ст­ных лиц, осу­ществляю­щих свои пол­но­мо­чия в пре­де­лах за­ко­на, и на ос­но­ве за­ко­нов;

5. кон­троль со сто­ро­ны об­ще­ст­ва за за­кон­но­стью осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в раз­но­об­раз­ных фор­мах и при­зван обеспе­чить не­зыб­ле­мость за­ко­нов, ох­ра­ну прав и за­кон­ных ин­те­ре­сов гра­ж­дан.

 

53. По­ня­тие пра­во­по­ряд­ка. Со­от­но­ше­ние за­кон­ность и пра­во­по­ряд­ка

Не­по­сред­ст­вен­ным ито­гом пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния, вен­цом дей­ст­вия пра­ва в ус­ло­ви­ях пра­во­во­го го­су­дар­ст­ва яв­ля­ет­ся пра­во­по­ря­док – со­стоя­ние фак­ти­че­ской упо­ря­до­чен­но­сти об­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний, вы­ра­жаю­щее ре­аль­ное, прак­ти­че­ское осу­ще­ст­в­ле­ние тре­бо­ва­ний пра­ва и ре­жи­ма за­кон­но­сти.

По­ня­тия «за­кон­ность» и «пра­во­по­ря­док» близ­ки друг к дру­гу и обыч­но упот­реб­ля­ют­ся в од­ном ря­ду (или да­же как взаи­мо­за­ме­няе­мые). Все же ме­ж­ду ни­ми есть чет­кая грань. Пра­во­по­ря­док – ре­зуль­тат за­кон­но­сти, ха­рак­те­ри­зую­щий сте­пень осу­ще­ст­в­ле­ния ее тре­бо­ва­ний, при­чем так, что реа­ли­зу­ют­ся глу­бо­кие пра­во­вые на­ча­ла, дух пра­ва. Ес­ли за­кон­ность представ­ля­ет со­бой ре­жим об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­че­ской жиз­ни, ко­то­рый вво­дит из­вест­ные тре­бо­ва­ния, то пра­во­по­ря­док – это уже фак­ти­че­ское «пра­во­вое со­стоя­ние» упо­ря­до­чен­но­сти об­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний, та нор­маль­ная пра­во­вая жизнь, ко­то­рая на­сту­па­ет в ре­зуль­та­те реа­ли­за­ции тре­бо­ва­ний за­кон­но­сти. Ре­жим за­кон­но­сти, вы­ра­жен­ный в ви­де сис­те­мы по­ли­ти­ко-пра­во­вых тре­бо­ва­ний, на уров­не пра­во­по­ряд­ка как бы ма­те­риа­ли­зу­ет­ся в сис­те­ме ре­аль­ных пра­во­вых от­но­ше­ний.

Бу­ду­чи вен­цом, ито­го­вым ре­зуль­та­том дей­ст­вия пра­ва, пра­во­по­ря­док как бы за­мы­ка­ет цепь ос­нов­ных об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­че­ских яв­ле­ний из об­лас­ти пра­во­вой над­строй­ки (пра­во – за­кон­ность – пра­во­по­ря­док).

Ос­нов­ные чер­ты пра­во­по­ряд­ка, су­ще­ст­вую­ще­го в дан­ной об­ще­ст­вен­ной сис­те­ме, рель­еф­но и яр­ко вы­ра­жа­ют осо­бен­но­сти со­от­вет­ст­вую­щей пра­во­вой сис­те­мы в це­лом.

Вы­де­лим эти ос­нов­ные чер­ты пра­во­по­ряд­ка: гос­под­ство за­ко­на в об­лас­ти от­но­ше­ний, ре­гу­ли­руе­мых пра­вом; пол­ное и свое­вре­мен­ное со­блю­де­ние и ис­пол­не­ние все­ми субъ­ек­та­ми юри­ди­че­ских обя­зан­но­стей; стро­гая об­ще­ст­вен­ная дис­ци­п­ли­на; обес­пе­че­ние мак­си­маль­но бла­го­при­ят­ных ус­ло­вий для исполь­зо­ва­ния субъ­ек­тив­ных прав; без­ус­лов­ное ут­вер­жде­ние при­ро­ж­ден­ных прав и сво­бод че­ло­ве­ка; чет­кая и эф­фек­тив­ная ра­бо­та всех юри­ди­че­ских ор­га­нов, пре­ж­де все­го пра­во­су­дия; не­от­вра­ти­мость юри­ди­че­ской от­вет­ст­вен­но­сти для ка­ж­до­го со­вер­шив­ше­го пра­во­на­ру­ше­ние.

Дру­ги­ми сло­ва­ми, пра­во­по­ря­док есть ре­аль­ное, пол­ное и по­сле­до­ва­тель­ное осу­ще­ст­в­ле­ние всех тре­бо­ва­ний за­кон­но­сти, идеа­лов и прин­ци­пов пра­ва, пра­во­во­го го­су­дар­ст­ва, пре­ж­де все­го ре­аль­ное и пол­ное обес­пе­че­ние прав че­ло­ве­ка.

54. Пра­во­соз­на­ние и его струк­ту­ра

Су­ще­ст­ву­ют раз­лич­ные фор­мы об­ще­ст­вен­но­го соз­на­ния, по­сред­ст­вом ко­то­рых лю­ди осоз­на­ют (от­ра­жа­ют) ок­ру­жаю­щий мир. Это по­ли­ти­че­ское, нрав­ст­вен­ное, на­цио­наль­ное, эс­те­ти­че­ское, ре­ли­ги­оз­ное соз­на­ние. К фор­мам об­ще­ст­вен­но­го соз­на­ния от­но­сит­ся и пра­во­соз­на­ние.

Пра­во­соз­на­ние пред­став­ля­ет со­бой со­во­куп­ность идей, взгля­дов, тра­ди­ций, чувств, пе­ре­жи­ва­ний, ко­то­рые вы­ра­жа­ют от­но­ше­ние лю­дей к пра­во­вым яв­ле­ни­ям об­ще­ст­вен­ной жиз­ни. Это пред­став­ле­ния о за­ко­но­да­тель­ст­ве, за­кон­но­сти, пра­во­су­дии, о пра­во­мер­ном или не­пра­во­мер­ном по­ве­де­нии.

Осо­бен­ность пра­во­соз­на­ния, как спе­ци­фи­че­ской фор­мы об­ще­ст­вен­но­го соз­на­ния, вы­ра­жа­ет­ся в сле­дую­щем:

1. В пра­во­соз­на­нии от­ра­жа­ют­ся лишь те яв­ле­ния, ко­то­рые со­став­ля­ют пра­во­вую сто­ро­ну жиз­ни об­ще­ст­ва. Оно ох­ва­ты­ва­ет про­цесс соз­да­ния пра­во­вых норм, реа­ли­за­цию их тре­бо­ва­ний в об­ще­ст­вен­ной, жиз­ни. по­ли­ти­че­ские, нрав­ст­вен­ные и дру­гие идеи и пред­став­ле­ния то­же ак­тив­но воз­дей­ст­ву­ют на фор­ми­ро­ва­ние и реа­ли­за­цию норм пра­ва. Но пре­ж­де чем по­лу­чить вы­ра­же­ние в пра­во­вых нор­мах, в прак­ти­ке их при­ме­не­ния, они долж­ны прой­ти че­рез пра­во­соз­на­ние, то есть по­лу­чить пра­во­вую фор­му в ви­де пра­во­вых идей и пред­став­ле­ний.

2. Осо­бен­ность пра­во­соз­на­ния вы­ра­жа­ет­ся так­же в спо­со­бе от­ра­же­ния яв­ле­ний об­ще­ст­вен­ной жиз­ни. Осоз­на­ние пра­во­вых яв­ле­ний жиз­ни об­ще­ст­ва осу­ще­ст­в­ля­ет­ся по­сред­ст­вом спе­ци­аль­ных юри­ди­че­ских по­ня­тий, ка­те­го­рий. К их чис­лу от­но­сят­ся, на­при­мер, та­кие по­ня­тия, как пра­во­мер­ность, не­пра­во­мер­ность, пра­во­от­но­ше­ние, юри­ди­че­ская от­вет­ст­вен­ность, за­кон­ность. Нрав­ст­вен­ное же соз­на­ние оце­ни­ва­ет ок­ру­жаю­щий мир с по­мо­щью соб­ст­вен­ных по­ня­тий: до­б­ра, зла, спра­вед­ли­во­сти, не­спра­вед­ли­во­сти, чес­ти, дос­то­ин­ст­ва.

В струк­тур­ном от­но­ше­нии пра­во­соз­на­ние со­сто­ит из двух эле­мен­тов: на­уч­но­го пра­во­соз­на­ния (пра­во­вой идео­ло­гии) и обы­ден­но­го пра­во­соз­на­ния (пра­во­вой пси­хо­ло­гии).

1. Пра­во­вая идео­ло­гия - это со­во­куп­ность чувств, при­вы­чек, на­строе­ний, ко­то­рые в тео­ре­ти­че­ской фор­ме от­ра­жа­ют пра­во­вые яв­ле­ния об­ще­ст­вен­ной жиз­ни. Тео­ре­ти­че­ское от­ра­же­ние пра­во­вых идей и взгля­дов со­дер­жит­ся в на­уч­ных ис­сле­до­ва­ни­ях по во­про­сам го­су­дар­ст­ва и пра­ва, их сущ­но­сти и ро­ли в об­ще­ст­вен­ной жиз­ни. По­сколь­ку в них со­дер­жат­ся объ­ек­тив­ные вы­во­ды и обоб­ще­ния, это по­зво­ля­ет го­су­дар­ст­ву и его ор­га­нам эф­фек­тив­но ис­поль­зо­вать их в пра­во­твор­че­ской и пра­во­при­ме­ни­тель­ной дея­тель­но­сти.

2. Пра­во­вая пси­хо­ло­гия – это со­во­куп­ность чувств, при­вы­чек, на­строе­ний, тра­ди­ций, в ко­то­рых вы­ра­жа­ет­ся от­но­ше­ние раз­лич­ных со­ци­аль­ных групп, про­фес­сио­наль­ных кол­лек­ти­вов, от­дель­ных ин­ди­ви­дов к пра­ву, за­кон­но­сти, сис­те­ме пра­во­вых уч­ре­ж­де­ний, функ­цио­ни­рую­щих в об­ще­ст­ве. Пра­во­вая пси­хо­ло­гия ха­рак­те­ри­зу­ет те пе­ре­жи­ва­ния, чув­ст­ва, мыс­ли лю­дей, ко­то­рые воз­ни­ка­ют в свя­зи с из­да­ни­ем норм пра­ва, со­стоя­ни­ем дей­ст­вую­ще­го за­ко­но­да­тель­ст­ва и прак­ти­че­ским осу­ще­ст­в­ле­ни­ем его тре­бо­ва­ний. Ра­дость или огор­че­ние по­сле при­ня­тия но­во­го за­ко­на, чув­ст­во удов­ле­тво­ре­ния или не­удов­ле­тво­рен­ная при реа­ли­за­ции кон­крет­ных норм, не­тер­пи­мое или рав­но­душ­ное от­но­ше­ние к на­ру­ше­ни­ям пра­во­вых пред­пи­са­ний – все это от­но­сит­ся к об­лас­ти пра­во­вой пси­хо­ло­гии.

На со­дер­жа­ние пра­во­вой пси­хо­ло­гии, уро­вень ее зре­ло­сти зна­чи­тель­ное влия­ние ока­зы­ва­ет вне­дре­ние в соз­на­ние лю­дей на­уч­ных пред­став­ле­ний о пра­во­вых яв­ле­ни­ях об­ще­ст­вен­ной жиз­ни.

Об­ще­ст­вен­ное и ин­ди­ви­ду­аль­ное пра­во­соз­на­ние. Об­ще­ст­вен­ное пра­во­соз­на­ние обоб­ща­ет пра­во­вые взгля­ды, идеи, тра­ди­ции, ко­то­рые вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся от­дель­ны­ми людь­ми. На­уч­ное пра­во­соз­на­ние и пра­во­вая пси­хо­ло­гия не су­ще­ст­ву­ют вне соз­на­ния от­дель­ных лич­но­стей. Они вклю­ча­ют все то ти­пич­ное, наи­бо­лее су­ще­ст­вен­ное, что со­дер­жит­ся в пра­во­вом соз­на­нии ин­ди­ви­дов.

Ин­ди­ви­ду­аль­ное пра­во­соз­на­ние – это чув­ст­ва и пред­став­ле­ния о пра­ве кон­крет­ной лич­но­сти. Об­ще­ст­вен­ное пра­во­соз­на­ние раз­ви­ва­ет­ся че­рез пра­во­соз­на­ние от­дель­ных ин­ди­ви­дов. Од­на­ко оно не­из­ме­ри­мо бо­га­че, чем пра­во­соз­на­ние ин­ди­ви­да, так как от­ра­жа­ет пра­во­вую жизнь об­ще­ст­ва в це­лом. Ин­ди­ви­ду­аль­ное пра­во­соз­на­ние не мо­жет ох­ва­тить все­го мно­го­об­ра­зия пра­во­вых яв­ле­ний раз­лич­ных пе­рио­дов жиз­ни об­ще­ст­ва – оно от­ра­жа­ет лишь от­дель­ные, су­ще­ст­вен­ные чер­ты кон­крет­но­го че­ло­ве­ка скла­ды­ва­ет­ся под влия­ни­ем тех ус­ло­вий, в ко­то­рых он жи­вет и ра­бо­та­ет. А так как ус­ло­вия жиз­ни ин­ди­ви­дов раз­лич­ны, то это ска­зы­ва­ет­ся и на их пра­во­соз­на­нии. Вот по­че­му пра­во­соз­на­ние од­но­го че­ло­ве­ка мо­жет быть глу­бо­ким, со­дер­жать на­уч­ную оцен­ку пра­во­вых яв­ле­ний, а дру­го­го – ог­ра­ни­чен­ным, от­стаю­щим от об­ще­го уров­ня об­ще­ст­вен­но­го пра­во­соз­на­ния. Очень важ­но учи­ты­вать раз­ли­чия в уров­не пра­во­соз­на­ния от­дель­ных лю­дей при ор­га­ни­за­ции ра­бо­ты по пра­во­во­му вос­пи­та­нию.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.71.15 (0.014 с.)