Понятие и основные признаки системы права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и основные признаки системы права



Само понятие “система” означает единое целое, составленное из взаимосвязанных и расположенных в определённом порядке частей данной системы.

Под “системой права” принято понимать совокупность взаимосвязанных, согласованных и расположенных в определённом порядке по институтам и отраслям права юридических норм, в соответствии с особенностями и характером регулируемых ими общественных отношений и составляющих вместе единое целое. Рассматривая содержание понятия “система права”, следует иметь ввиду совокупность норм права современного государства, которое представляет целостное образование и которому присущи внутреннее единство и согласованность. Система права формируется не по желанию отдельной группы людей или отдельной личности, а обусловленной системой общественных отношений в данной стране.

Составными частями системы права принято считать нормы права, институты права, отрасли права, подотрасли права. Первичным элементом в системе права являются нормы права. Из различных сочетаний норм права складываются все остальные компоненты системы, однако общественные отношения не существуют изолированно друг от друга, а взаимосвязаны между собой в той или иной степени и образуют обособленные группы общественных отношений. В соответствии с обособленностью этих однородных групп общественных отношений группируются и нормы права, которые регулируют данные общественные отношения. Так например: нормы права, регулирующие отношения найма жилплощади, образуют обособленные группы норм, которые являются правовым институтом.

Институтом права называется обособленная группа взаимосвязанных юридических норм, регулирующих определённый вид однородных общественных отношений.

Основным элементом системы права современного государства является отрасль права. Нормы, объединённые в отрасль права, регулируют определённую область общественных отношений, которая отличается своей спецификой. Нормам, принадлежащим к определённой отрасли права, присуще общее для них своеобразие, которое и является основой для объединения их в отрасль. Следовательно, отраслью права является совокупность обособленных юридических норм и правовых институтов, которыми регулируется определённая область общественных отношений, отличающаяся своеобразием.

Отрасли права

Отраслью права является совокупность обособленных юридических норм и правовых институтов, которыми регулируется определённая область общественных отношений, отличающаяся своеобразием. Российское право является внутреннеединым и согласованным и подразделяется на отдельные составные части, которые именуются отраслями права.

1.Государственное (конституционное) право — это отрасль права, закрепляющая основы общественного и государственного устройства страны, основы правового положения граждан, систему органов государства и их основные полномочия.

2.Административное право регулирует общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов государства.

3.Финансовое право представляет собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере финансовой деятельности.

4.Земельное право регулирует общественные отношения в области использования и охраны земли, ее недр, вод, лесов.

5.Гражданское право — наиболее объемная отрасль системы права, которая регулирует разнообразные имущественные и связанные с ними неимущественные отношения. Нормы гражданского права закрепляют и охраняют различные формы собственности, определяют права и обязанности сторон в имущественных отношениях, регламентируют отношения, связанные с созданием произведений искусства, литературы и т. д. Гражданским правом охраняются и такие личные неимущественные права, честь и достоинство гражданина или организаций.

6.Трудовое право — это отрасль права, регулирующая общественные отношения в процессе трудовой деятельности человека. Нормы трудового права определяют, например, условия приема на работу, устанавливают рабочее время и время отдыха.

7.Семейное право - регулирует брачно-семейные отношения. Ее нормы устанавливают условия и порядок вступления в брак, определяют права и обязанности супругов, детей по отношению друг к другу.

8.Гражданско-процессуальное право - регулирует отношения, возникающие в процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых и семейных споров.

9.Уголовное право представляет собой комплекс норм, которые устанавливают, какое общественно-опасное поведение является преступным и какое наказание за его совершение.

10.Уголовно-процессуальное право объединяет нормы, определяющие порядок производства по уголовным делам. Регулируют деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда и их взаимоотношения с гражданами при расследовании, в ходе судебного разбирательства и при разрешении уголовных дел.

11.Исправительно-трудовое право регулирует отношения, складывающиеся при исполнении мер уголовного наказания и связанные с исправительно-трудовым воздействием. Нормы этой отрасли устанавливают порядок отбытия осужденными назначенной им меры уголовного наказания, а также регламентируют деятельность по исправлению осужденных при отбытии наказания.

Международное право - это система норм, выражающая согласованную волю различных государств. Общепризнанные нормы международного права по вопросам прав человека обладают приоритетом над внутригосударственным правом.

37. По­ня­тие и формы реа­ли­за­ции пра­ва

Нор­мы пра­ва су­ще­ству­ют для то­го, что­бы ак­тив­но воз­дей­ст­во­вать на по­ве­де­ние зло­дей, ре­гу­ли­ро­вать об­ще­ст­вен­ные от­но­ше­ния. Влия­ние пра­ва на по­ве­де­ние лю­дей осу­ще­ст­в­ля­ет­ся че­рез их во­лю и соз­на­ние. Бла­го­да­ря пра­во­во­му ре­гу­ли­ро­ва­нию лю­ди мо­гут по­сту­пать так, как это предпи­сы­ва­ет­ся нор­ма­ми пра­ва. Их по­ве­де­ние упо­ря­до­чи­ва­ет­ся, при­во­дит­ся в со­от­вет­ст­вие с по­треб­но­стя­ми об­ще­ст­вен­но­го раз­ви­тия, об­щи­ми и ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми ин­те­ре­са­ми гра­ж­дан го­су­дар­ст­ва. Реа­ли­за­ция норм пра­ва есть во­пло­ще­ние их пред­пи­са­ний в дей­ст­ви­ях лю­дей.

Раз­ли­ча­ют­ся сле­дую­щие фор­мы реа­ли­за­ции норм пра­ва: осу­ще­ст­в­ле­ние (ис­поль­зо­ва­ние) прав, ис­пол­не­ние обя­зан­но­стей, со­блю­де­ние обя­зан­но­стей и при­ме­не­ние норм пра­ва (осо­бая фор­ма их реа­ли­за­ции).

1. Осу­ще­ст­в­ле­ние (ис­поль­зо­ва­ние) прав вы­ра­жа­ет­ся в реа­ли­за­ции воз­мож­но­стей, ко­то­рые пре­дос­тав­ля­ют­ся уча­ст­ни­кам об­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний нор­ма­ми пра­ва. В этой фор­ме осу­ще­ст­в­ля­ют­ся, на­при­мер, нор­мы, за­кре­п­ляю­щие за гра­ж­да­на­ми пра­во уча­ст­во­вать в вы­бо­рах пред­ста­ви­тель­ных ор­га­нов го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти; пра­во вла­деть, поль­зо­вать­ся и рас­по­ря­жать­ся сво­им иму­ще­ст­вом и другие. Осо­бен­ность дан­ной фор­мы реа­ли­за­ции со­сто­ит в том, что уча­ст­ни­ки об­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний мо­гут со­ве­рш­ать дей­ст­вия, ко­то­рые доз­во­ле­ны нор­ма­ми пра­ва.

2. Ис­пол­не­ние обя­зан­но­стей вы­ра­жа­ет­ся в обя­за­тель­ном со­вер­ше­нии дей­ст­вий, ко­то­рые пред­пи­сы­ва­ют­ся нор­ма­ми пра­ва. В та­кой фор­ме реа­ли­зу­ют­ся нор­мы, оп­ре­де­ляю­щие юри­ди­че­ские обя­зан­но­сти гра­ж­дан, долж­ностных лиц, го­су­дар­ст­вен­ный и об­ще­ст­вен­ный ор­га­ни­за­ций, их ор­га­нов. На­при­мер, обя­зан­ность по­став­щи­ка в ус­та­нов­лен­ный срок по­ста­вить за­каз­чи­ку про­дук­цию; обя­зан­ность долж­ни­ка воз­вра­тить долг; обя­зан­ность сви­де­те­ля да­вать прав­ди­вые по­ка­за­ния пра­во­ох­ра­ни­тель­ным ор­га­нам. Осо­бен­ность этой фор­мы реа­ли­за­ции вы­ра­жа­ет­ся в том, что субъ­ек­ты долж­ны, не­за­ви­си­мо от соб­ст­вен­но­го же­ла­ния, со­вер­шать ак­тив­ные дей­ст­вия, пре­ду­смот­рен­ные нор­ма­ми пра­ве.

3. Со­блю­де­ние обя­зан­но­стей вы­ра­жа­ет­ся в воз­дер­жа­нии от со­вер­ше­ния дей­ст­вий, за­пре­щен­ных юри­ди­че­ски­ми нор­ма­ми. Суть этой фор­мы реа­ли­за­ции норм пра­ва со­сто­ит в не­со­вер­ше­нии дей­ст­вий, ко­то­рые на­но­сят вред об­ще­ст­ву, го­су­дар­ст­ву, лич­но­сти. Так, не­ со­вер­шая дей­ст­вий, ко­то­рые за­пре­ще­ны нор­ма­ми пра­ва, гра­ж­да­не реа­ли­зу­ют тре­бо­ва­ния этих норм. В от­ли­чие от ис­пол­не­ния, со­блю­де­ние обя­зан­но­стей но­сит пас­сив­ный ха­рак­тер, так как юри­ди­че­ские обя­зан­но­сти при этом реа­ли­зу­ют­ся по­сред­ст­вом воз­дер­жа­ния от оп­ре­де­лен­ных дей­ст­вий. В пер­вом слу­чае гра­ж­да­не долж­ны ак­тив­но дей­ст­во­вать, что­бы реа­ли­зо­вать нор­му пра­ва, а во вто­ром, на­обо­рот, не со­вер­шать за­пре­щен­ных дей­ст­вий.

Ука­зан­ные фор­мы реа­ли­за­ции пра­во­вых норм счи­та­ют­ся не­по­сред­ст­вен­ны­ми, так как пра­во­вые пред­пи­са­ния реа­ли­зу­ют­ся са­ми­ми уча­ст­ни­ка­ми об­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний. Ес­ли же дан­ные фор­мы не по­зво­ля­ют в пол­ном объ­е­ме реа­ли­зо­вать пра­ва и обя­зан­но­сти, пре­ду­смот­рен­ные пра­во­вы­ми нор­ма­ми, воз­ни­ка­ет не­об­хо­ди­мость в ис­поль­зо­ва­нии при­ме­не­ния пра­ва как осо­бой фор­мы его реа­ли­за­ции.

При­ме­не­ние норм пра­ва не­об­хо­ди­мо то­гда, ко­гда вы­ше­рас­смот­рен­ные фор­мы ока­зы­ва­ют­ся не­дос­та­точ­ны­ми для пол­ной реа­ли­за­ции пра­во­вых норм и тре­бу­ет­ся вме­ша­тель­ст­во в этот про­цесс спе­ци­аль­ных ком­пе­тент­ных ор­га­нов. Этот во­прос тре­бу­ет спе­ци­аль­но­го и бо­лее вни­ма­тель­но­го рас­смот­ре­ния.

 

38. По­ня­тие при­ме­не­ния пра­ва и его ви­ды. Ак­ты при­ме­не­ния пра­ва

При­ме­не­ние норм пра­ва – это вла­ст­ная дея­тель­ность ком­пе­тент­ных го­су­дар­ст­вен­ных ор­га­нов по реа­ли­за­ции пра­во­вых норм от­но­си­тель­но кон­крет­ных жиз­нен­ных слу­ча­ев ин­ди­ви­ду­аль­но оп­ре­де­лен­ных лиц.

Ка­ко­вы же ха­рак­тер­ные при­зна­ки при­ме­не­ния норм пра­ва?

Во-пер­вых, пра­во­при­ме­ни­тель­ную дея­тель­ность осу­ще­ст­в­ля­ют толь­ко ком­пе­тент­ные го­су­дар­ст­вен­ные ор­га­ны (долж­но­ст­ные ли­ца) или ор­га­ны об­ще­ст­вен­но­сти по упол­но­мо­чию го­су­дар­ст­ва. На­при­мер, мэ­рия, пре­фек­ту­ра, суд, ад­ми­ни­ст­ра­ция пред­при­ятия, ко­ман­дир во­ин­ской час­ти, проф­со­юз­ный ко­ми­тет. От­дель­ные же гра­ж­да­не, не яв­ляю­щие­ся долж­но­ст­ны­ми ли­ца­ми, спе­ци­аль­ных пол­но­мо­чий не име­ют, и, сле­до­ва­тель­но, при­ме­нять нор­мы пра­ва не мо­гут.

Во-вто­рых, дея­тель­ность по при­ме­не­нию норм пра­ва име­ет го­су­дар­ст­вен­но-вла­ст­ный ха­рак­тер. Та­ко­ва дея­тель­ность су­да по осу­ще­ст­в­ле­нию пра­во­су­дия или сле­до­ва­те­ля по рас­сле­до­ва­нию уго­лов­но­го де­ла.

В-треть­их, со­дер­жа­ние пра­во­при­ме­ни­тель­ной дея­тель­но­сти вы­ра­жа­ет­ся в из­да­нии на ос­но­ве норм пра­ва ин­ди­ви­ду­аль­ных пра­во­вых пред­пи­са­ний (ак­тов). Эти ак­ты от­но­сят­ся к оп­ре­де­лен­ным жиз­нен­ным слу­ча­ям и ад­ре­су­ют­ся кон­крет­ным ли­цам. На­при­мер, ре­ше­ние ис­пол­ко­ма о вы­да­че кон­крет­но­му гра­ж­да­ни­ну ор­де­ра на квар­ти­ру, при­го­вор су­да в от­но­ше­нии ли­ца, со­вер­шив­ше­го пре­сту­п­ле­ние и др.

В-чет­вер­тых, при­ме­не­ние норм пра­ва осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в стро­го ус­та­нов­лен­ном за­ко­ном по­ряд­ке. Осо­бо важ­ное зна­че­ние та­кой по­ря­док име­ет при при­ме­не­нии норм уго­лов­но­го и гра­ж­дан­ско­го пра­ва, обес­пе­чи­вая по­сле­до­ва­тель­ное про­ве­де­ние за­кон­но­сти, глу­бо­кое и все­сто­рон­нее рас­смот­ре­ние об­стоя­тельств кон­крет­но­го юри­ди­че­ско­го де­ла.

Ко­гда, в ка­ких слу­ча­ях воз­ника­ет не­об­хо­ди­мость в при­ме­не­нии норм пра­ва?

1. Нор­ма пра­ва при­ме­ня­ет­ся ком­пе­тент­ны­ми ор­га­на­ми то­гда, ко­гда пре­ду­смот­рен­ные юри­ди­че­ские пра­ва и обя­зан­но­сти не мо­гут воз­ник­нуть у кон­крет­ных лиц и реа­ли­зо­вать­ся без их го­су­дар­ст­вен­но-вла­ст­ной дея­тель­но­сти. Для воз­ник­но­ве­ния и реа­ли­за­ции этих прав и обя­зан­но­стей в ка­ж­дом от­дель­ном слу­чае не­об­хо­ди­мо из­да­ние ком­пе­тент­ным ор­га­ном вла­ст­но­го ре­ше­ния в от­но­ше­нии кон­крет­но­го ли­ца. На­при­мер, для то­го, что­бы учить­ся в выс­шем го­су­дар­ст­вен­ном учеб­ном за­ве­де­нии (реа­ли­зо­вать свое пра­во на об­ра­зо­ва­ние), не­об­хо­ди­мо ре­ше­ние ру­ко­во­ди­те­ля дан­но­го ву­за о за­чис­ле­нии; что­бы реа­ли­зо­вать пра­во на тру­до­уст­рой­ст­во, не­об­хо­ди­мо офи­ци­аль­ное ре­ше­ние ад­ми­ни­ст­ра­ции пред­при­ятия, ор­га­ни­за­ции о при­ня­тии на ра­бо­ту. В ка­ж­дом из на­зван­ных и по­доб­ных слу­ча­ев не­об­хо­ди­мо из­да­ние при­ка­за ру­ко­во­ди­те­лем со­от­вет­ст­вую­ще­го уч­ре­ж­де­ния о реа­ли­за­ции ука­зан­ных прав.

2. Пра­во­при­ме­ни­тель­ная дея­тель­ность ком­пе­тент­ных ор­га­нов не­об­хо­ди­ма в том слу­чае, ко­гда име­ют­ся оп­ре­де­лен­ные пре­пят­ст­вия для ис­поль­зо­ва­ния субъек­тив­ных юри­ди­че­ских прав гра­ж­да­на­ми или ор­га­ни­за­ция­ми. На­при­мер, гра­ж­да­нин при­об­рел на за­кон­ном ос­но­ва­нии дом, а дру­гие ли­ца соз­да­ют пре­пят­ст­вия для реа­ли­за­ции им пра­ва вла­де­ния при­об­ре­тен­ным до­мом. В та­ком слу­чае гра­ж­да­нин об­ра­ща­ет­ся в ад­ми­ни­ст­ра­тив­ный ор­ган или суд ко­то­рые при­ни­ма­ют ре­ше­ние, на­прав­лен­ное на вос­ста­нов­ле­ние на­ру­шен­но­го пра­ва вла­дель­ца до­ма.

3. Не­об­хо­ди­мость в при­ме­не­нии норм пра­ва воз­ни­ка­ет и то­гда, ко­гда юри­ди­че­ские обя­зан­но­сти не ис­пол­ня­ют­ся доб­ро­воль­но. На­при­мер, од­на ор­га­ни­за­ция обя­за­лась по до­го­во­ру - по­став­лять дру­гой ор­га­ни­за­ции оп­ре­де­лен­ную про­дук­цию, но не вы­пол­ни­ла свое обя­за­тель­ст­во. В этом слу­чае ком­пе­тент­ный ор­ган (ар­бит­раж, суд) вы­но­сит вла­ст­ное ре­ше­ние, на ос­но­ва­нии ко­то­ро­го в при­ну­дитель­ном по­ряд­ке обес­пе­чи­ва­ет­ся вы­пол­не­ние ор­га­ни­за­ци­ей взя­то­го ею обя­за­тель­ст­ва

4. Пра­во­при­ме­ни­тель­ная дея­тель­ность все­гда не­об­хо­ди­ма, ес­ли со­вер­ше­но пра­во­на­ру­ше­ние и нуж­но оп­ре­де­лить со­от­вет­ст­вую­щую ме­ру юри­ди­че­ско­го взы­ска­ния пра­во­на­ру­ши­те­лю. Так, при со­вер­ше­нии во­ен­но­слу­жа­щим дис­ци­п­ли­нар­но­го про­ступ­ка взы­ска­ние оп­ре­де­ля­ет толь­ко ко­ман­дир (на­чаль­ник), при­ме­няя со­от­вет­ст­вую­щую нор­му Дис­ци­п­ли­нар­но­го ус­та­ва. Ко­гда же со­вер­ша­ет­ся пре­сту­п­ле­ние, ме­ру на­ка­за­ния оп­ре­де­ля­ет толь­ко суд на ос­но­ва­нии норм уго­лов­но­го пра­ва.

Дея­тель­ность ком­пе­тент­ных ор­га­нов за­вер­ша­ет­ся из­да­ни­ем ак­та при­ме­не­ния нор­мы пра­ва. Он фик­си­ру­ет при­ня­тое ре­ше­ние, при­да­ет ему офи­ци­аль­ное зна­че­ние и вла­ст­ный ха­рак­тер. Акт при­ме­не­ния нор­мы пра­ва - это офи­ци­аль­ный пра­во­вой до­ку­мент, со­дер­жа­щий ин­ди­ви­ду­аль­ное го­су­дар­ст­вен­но-вла­ст­ное пред­пи­са­ние ком­пе­тент­но­го ор­га­на, ко­то­рое вы­носит­ся им в ре­зуль­та­те раз­ре­ше­ния кон­крет­но­го юри­ди­че­ско­го спо­ра.

При­зна­ки ак­тов при­ме­не­ния при­ме­не­ния норм пра­ва: - име­ет вла­ст­ных ха­рак­тер и ох­ра­ня­ет­ся при­ну­ди­тель­ной си­лой го­су­дар­ст­ва; - акт при­ме­не­ния - ин­ди­ви­ду­аль­ный пра­во­вой акт; - пра­во­при­ме­ни­тель­ные ак­ты долж­ны быть за­кон­ны; - ак­ты при­ме­не­ния норм пра­ва из­да­ют­ся в ус­та­нов­лен­ной фор­ме и уме­ют точ­ное на­име­но­ва­ние.

Клас­си­фи­ка­ция ак­тов при­ме­не­ния норм пра­ва про­из­во­дит­ся по раз­лич­ным ос­но­ва­ни­ям. В за­ви­си­мо­сти от субъ­ек­тов, при­ме­няю­щих нор­мы пра­ва, ин­ди­ви­ду­аль­ные пра­во­вые ак­ты под­раз­де­ля­ют­ся на сле­дую­щие ви­ды: – ак­ты пред­ста­ви­тель­ных ор­га­нов го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти; – ак­ты ис­пол­ни­тель­ных ор­га­нов го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти; - ак­ты пра­во­ох­ра­ни­тель­ных го­су­дар­ст­вен­ных ор­га­нов (су­да, про­ку­ра­ту­ры, ар­бит­ра­жа и др.); - ак­ты го­су­дар­ст­вен­но­го кон­тро­ля (на­ло­го­вой ин­спек­ции, та­мо­жен­но­го ор­га­на и др.).

В за­ви­си­мо­сти от со­дер­жа­ния об­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний и при­ме­няе­мых к ним норм пра­ва пра­во­при­ме­ни­тель­ные ак­ты под­раз­де­ля­ют­ся: - на ре­гу­ля­тив­ные, ко­то­рые ус­та­нав­ли­ва­ют кон­крет­ные юри­ди­че­ские пра­ва и обя­зан­но­сти в свя­зи с пра­во­мер­ным по­ве­де­ни­ем лю­дей (на­при­мер, при­каз рек­то­ра учеб­но­го за­ве­де­ния о за­чис­ле­нии в вуз; ре­ше­ние ор­га­на со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния о на­зна­че­нии пен­сии); – на ох­ра­ни­тель­ные, из­да­вае­мые в свя­зи с со­вер­ше­ни­ем от­дель­ны­ми людь­ми пра­во­на­ру­ше­ний (при­го­вор су­да, по­ста­нов­ле­ние сле­до­ва­те­ля о при­вле­че­нии по­доз­ре­вае­мо­го в ка­че­ст­ве об­ви­няе­мо­го, про­тест про­ку­ро­ра).

Та­ким об­ра­зом, ак­ты при­ме­не­ния норм пра­ва яв­ля­ют­ся важ­ней­шим сред­ст­вом реа­ли­за­ции пред­пи­са­ния пра­во­вых норм.

 

39. Ста­дии при­ме­не­ния пра­ва

Пра­во­при­ме­ни­тель­ная дея­тель­ность пред­став­ля­ет со­бой слож­ный про­цесс, со­стоя­щий из ря­да по­сле­до­ва­тель­ных дей­ст­вий – ста­дий.

1. Ус­та­нов­ле­ние фак­ти­че­ских об­стоя­тельств де­ла. При­ме­не­ние юри­ди­че­ских норм на­прав­ле­но на обес­пе­че­ние их реа­ли­за­ции по от­но­ше­нию к кон­крет­но­му слу­чаю, ко­то­рый скла­ды­ва­ет­ся из оп­ре­де­лен­ных, фак­тов. Эти фак­ты и об­ра­зу­ют фак­ти­че­скую ос­но­ву при­ме­не­ния норм пра­ва. Имен­но по­это­му ли­ца, при­ме­няю­щие пра­во­вые нор­мы, долж­ны в пер­вую оче­редь ото­брать и чет­ко вы­дел­ить те фак­ты, ко­то­рые не­об­хо­ди­мы для пра­виль­но­го ре­ше­ния­ ю­ри­ди­че­ско­го де­ла; за­тем про­вес­ти тща­тель­ный ана­лиз и оцен­ку ука­зан­ных фак­тов.

Важ­но так­же иметь в ви­ду, что пра­во­при­ме­ни­тель­ны­ми ор­га­на­ми ис­сле­ду­ют­ся не аб­со­лют­но все фак­ты, ха­рак­тер­ные для дан­но­го слу­чая, а толь­ко те, ко­то­рые име­ют не­по­сред­ст­вен­ное от­но­ше­ние к ре­ше­нию юри­ди­че­ско­го де­ла. Дру­ги­ми сло­ва­ми, фак­ти­че­ские об­стоя­тель­ст­ва ус­та­нав­ли­ва­ют­ся в со­от­но­ше­нии с той нор­мой пра­ва, ко­то­рая при­ме­ня­ет­ся к дан­ным об­стоя­тель­ст­вам. Так, при ис­сле­до­ва­нии об­стоя­тельств кон­крет­но­го уго­лов­но­го де­ла в пер­вую оче­редь долж­ны быть ус­та­нов­ле­ны сле­дую­щие фак­ты: кто со­вер­шил пре­сту­п­ле­ние, ко­гда и где оно бы­ло со­вер­ше­но, ка­ким спо­со­бом, ка­ко­вы мо­ти­вы со­вер­ше­ния пре­сту­п­ле­ния. Фак­ты, имею­щие юри­ди­че­ское зна­че­ние, ус­та­нав­ли­ва­ют­ся с по­мо­щью сви­де­тель­ских по­ка­за­ний, ре­зуль­та­тов ос­мот­ра мес­та про­ис­ше­ст­вия, экс­пер­ти­зы, ис­сле­до­ва­ния до­ку­мен­тов, пред­ме­тов и дру­гих дан­ных. Эти дан­ные ус­та­нав­ли­ва­ют­ся в пре­ду­смот­рен­ном за­ко­ном по­ряд­ке и на­зы­ва­ют­ся юри­ди­че­ски­ми до­ка­за­тель­ст­ва­ми.

2. Вы­бор и ана­лиз нор­мы пра­ва под­ле­жа­щей при­ме­не­нию к ис­сле­дуе­мым фак­ти­че­ским об­стоя­тель­ст­вам. По­сле ус­та­нов­ле­ния юри­ди­че­ско­го зна­че­ния рас­смот­ренных об­стоя­тельств де­ла на­чи­на­ет­ся вто­рая ста­дия при­ме­не­ния норм пра­ва. На этой ста­дии пра­во­при­ме­ни­тель­ный ор­ган пре­ж­де все­го ре­ша­ет во­прос, на ос­но­ва­нии ка­кой нор­мы дол­жно решать­ся рас­смат­ри­вае­мое де­ло. Вы­брать нор­му - зна­чит дать пра­во­вую ква­ли­фи­ка­цию (оцен­ку) фак­ти­че­ским об­стоя­тель­ст­вам де­ли.

Да­лее не­об­хо­ди­мо ус­та­но­вить подлинность (дос­то­вер­ность) ее тек­ста с точ­ки зре­ния за­кон­но­сти, про­ве­рить, не до­пу­ще­но ли в тек­сте оши­бок, не из­ме­не­на ли дан­ная нор­ма. Здесь же пра­во­при­ме­ни­тель­ный ор­ган дол­жен оп­ре­де­лить, не про­ти­во­ре­чит ли вы­бран­ная нор­ма за­ко­ну и дру­гим нор­ма­тив­ным ак­там. Пра­во­при­ме­ни­тель­ный ор­ган дол­жен точ­но ус­та­но­вить: дей­ст­ву­ет ли нор­ма в тот мо­мент, ко­гда на ее ос­но­ве нуж­но ре­шить кон­крет­ное де­ло; - дей­ст­ву­ет ли она на той тер­ри­то­рии, где это де­ло долж­но быть раз­ре­ше­но; - рас­про­стра­ня­ет­ся ли дей­ст­вие дан­ной нор­мы на лиц, в от­но­ше­нии ко­то­рых она долж­на быть при­ме­не­на.

3. Вы­не­се­ние ре­ше­ния ком­пе­тент­ным ор­га­нов и до­ве­де­ние это­го ре­ше­ния до за­ин­те­ре­со­ван­ных лиц и ор­га­ни­за­ций. Это за­вер­шаю­щая и ос­нов­ная ста­дия про­цес­са при­ме­нения нор­мы пра­ва. Ус­та­нов­ле­ние фак­ти­че­ских об­стоя­тельств, а так­же вы­бор и ана­лиз пра­во­вой нор­мы под­го­тав­ли­ва­ют из­да­ние ком­пе­тентным ор­га­ном ин­ди­ви­ду­аль­но­го пра­во­во­го ак­та (на­при­мер, при­го­во­ра су­да, при­ка­за долж­но­ст­но­го ли­ца). Пе­ред вы­не­се­нием кон­крет­но­го ре­ше­ния не­об­хо­ди­мо убе­дить­ся, что об­стоя­тель­ст­ва де­ла ис­сле­до­ва­ны пра­виль­но и с дос­та­точ­ной пол­но­той, что при­ме­няе­мая нор­ма пра­ва от­но­сит­ся имен­но к дан­но­му слу­чаю. На ос­но­ва­нии та­ко­го убе­ж­де­ния ком­пе­тент­ный ор­ган вы­но­сит вла­ст­ное ре­ше­ние, по­сле че­го объ­яв­ля­ет его за­ин­те­ре­со­ван­ным ли­цам и ор­га­ни­за­ци­ям. На этом про­цесс при­ме­не­ния нор­мы пра­ва за­кан­чи­ва­ет­ся – на­чи­на­ет­ся реа­ли­за­ция ак­та при­ме­не­ния нор­мы пра­ва, кон­крет­ных прав и обя­зан­но­стей, оп­ре­де­лен­ных этим ак­том.

 

Акты применения права

Особый разговор об актах применения права. Эти акты теория разграничивает с нормативно-правовыми актами. Они имеют своим адресатом индивидуального, персонифицированного субъекта. У них специальные внешние атрибуты, свидетельствующие о том, какой правоприменитель их принял и когда. Они имеют внешние, формальные реквизиты - штампы, печати, подписи, подтверждающие их юридическое значение. Реквизиты (оформление) правоприменительного акта: 1)вводная - наименование акта, кто, когда принят, адресат

2)конституирующая - фактические обстоятельства дела

3)мотивировочная - обоснование принятого решения.

Правоприменительные акты классифицируются:

1)по правоприменителям

2)по их компетенции

3)по полномочиям Различают правоохранительные акты суда, прокуратуры, органов МВД и т.п.

По характеру актов - приговор суда, приказ руководителя, постановление инспекции. Отличие правоприменительного акта от нормативного акта:

1)содержит не общее, а индивидуально-конкретное предписание;

2)касается только конкретных случаев;

3)адресуется конкретным лицам;

4)имеет разовое значение.

41. По­ня­тие и ви­ды толкования (уяс­не­ния) пра­ва

Тол­ко­ва­ние норм пра­ва - это дея­тель­ность ком­пе­тент­ных ор­га­нов го­су­дар­ст­ва, об­ще­ст­вен­ных ор­га­ни­за­ций и от­дель­ных гра­ж­дан по осоз­на­нию ими дей­ст­ви­тель­но­го со­дер­жа­ния нор­мы. Уяс­не­ния смыс­ла нор­мы пра­ва яв­ля­ет­ся не­об­хо­ди­мой пред­по­сыл­кой для пра­виль­но­го по­ни­ма­ния и реа­ли­за­ции ее тре­бо­ва­ний.

Ос­нов­ные прие­мы тол­ко­ва­ния-уяс­не­ния со­дер­жа­ния пра­во­вых норм:

1. Грам­ма­ти­че­ское тол­ко­ва­ние вы­ра­жа­ет­ся в уяс­не­нии смыс­ла пра­во­вой нор­мы пу­тем грам­ма­ти­че­ско­го ана­ли­за ее тек­ста. При та­ком тол­ко­ва­нии нуж­но вы­яс­нить, в ка­ких сло­вах, пред­ло­же­ни­ях сфор­му­ли­ро­ва­ны ги­по­те­за, дис­по­зи­ция и санк­ция пра­во­вой нор­мы. Для это­го ус­та­нав­ли­ва­ет­ся зна­че­ние от­дель­ных слов, уяс­ня­ет­ся их грам­ма­ти­че­ская фор­ма, оп­ре­де­ля­ет­ся связь ме­ж­ду ни­ми. За­тем уяс­ня­ет­ся грам­ма­ти­че­ская и смы­сло­вая струк­ту­ра пред­ло­же­ний, из ко­то­рых со­сто­ит нор­ма. При грам­ма­ти­че­ском тол­ко­ва­нии пра­во­вой нор­мы не­об­хо­ди­мо спе­ци­аль­но ос­та­но­вить­ся на вы­яс­не­нии зна­че­ний от­дель­ных тер­ми­нов. В за­ко­но­да­тель­ст­ве час­то ис­поль­зу­ют­ся тер­ми­ны, имею­щие об­ще­при­ня­тое зна­че­ние. При­ме­няя нор­мы пра­ва, ко­то­рые со­дер­жат тер­ми­ны, упот­реб­ляе­мые в раз­лич­ных зна­че­ни­ях, важ­но ус­та­но­вить их дей­ст­ви­тель­ный смысл, не­по­сред­ст­вен­но за­ло­жен­ный са­мим пра­во­твор­че­ским ор­га­ном. Ина­че это мо­жет при­вес­ти к не­пра­виль­но­му ре­ше­нию юри­ди­че­ско­го де­ла.

2. Сис­те­ма­ти­че­ское тол­ко­ва­ние со­сто­ит в уяс­не­нии со­дер­жа­ния нор­мы пра­ва пу­тем со­пос­тав­ле­ния ее с дру­ги­ми нор­ма­ми и ус­та­нов­ле­ния ее свя­зи с ни­ми. Лю­бая пра­во­вая нор­ма пред­став­ля­ет со­бой со­став­ную часть сис­те­мы пра­ва и дей­ст­ву­ет в тес­ной свя­зи с дру­ги­ми нор­ма­ми. По­это­му, что­бы уяс­нить дей­ст­ви­тель­ное со­дер­жа­ние оп­ре­де­лен­ной нор­мы пра­ва, не­об­хо­ди­мо ус­та­но­вить ее ло­ги­че­скую связь с дру­ги­ми нор­ма­ми. Пре­ж­де все­го ус­та­нав­ли­ва­ют­ся свя­зи с нор­ма­ми, близ­ки­ми по со­дер­жа­нию с тол­куе­мой нор­мой и де­та­ли­зи­рую­щи­ми ее. При­ни­ма­ет­ся во вни­ма­ние и то, в ка­ком нор­ма­тив­но-пра­во­вом ак­те она сфор­му­ли­ро­ва­на, ка­кое ме­сто в этом ак­те она за­ни­ма­ет. Воз­мож­но и со­пос­тав­ле­ние норм раз­лич­ных от­рас­лей пра­ва.

3. Ис­то­ри­ко-по­ли­ти­че­ское тол­ко­ва­ние норм пра­ва пред­став­ля­ет со­бой уяс­не­ние их це­лей и за­дач на ос­но­ве ана­ли­за той ис­то­ри­че­ской об­ста­нов­ки, в ко­то­рой они бы­ли при­ня­ты. При ис­то­ри­ко-по­лит­ичес­ком уяс­не­нии сле­ду­ет глу­бо­ко изу­чить со­ци­аль­ное на­зна­че­ние и це­ли пра­во­вой нор­мы, а так­же кон­крет­ные ус­ло­вия ее при­ня­тия. Та­кой под­ход по­зво­ля­ет рас­крыть со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ский смысл нор­мы, ее сущ­ность и нрав­ст­вен­ное со­дер­жа­ние.

4. При уяс­не­нии пра­во­вых норм сле­ду­ет ис­поль­зо­вать все ука­зан­ные прие­мы. Толь­ко их со­вме­ст­ное при­ме­не­ние спо­соб­ст­ву­ет точ­но­му и пра­виль­но­му по­ни­ма­нию смыс­ла тол­куе­мой нор­мы пра­ва.

 

Толкование по объему

По объему толкования - логический способ в результате приводит в определению объема толкования - он может быть буквальным, расширительным(сделка, заключаемая с помощью ЭВМ, приравнивается к письменной) или ограничительным(забота о детях, их воспитание - обязанность родителей - это значит, что после достижения детьми совершеннолетия они сами будут о себе заботиться).

Буквальное толкование имеет место тогда, когда объем толкования полностью совпадает с текстом правовой нормы, когда отсутствует расширительное толкование.

 

43.По­ня­тие тол­ко­ва­ния (разъяснения) норм пра­ва и его ви­ды

Разъ­яс­не­ние норм пра­ва - это ука­за­ния или ре­ко­мен­да­ции, на­прав­лен­ные на рас­кры­тие дей­ст­ви­тель­но­го со­дер­жа­ния нор­мы пра­ва. В за­ви­си­мо­сти от субъ­ек­тов, разъ­яс­няю­щих пра­во­вые нор­мы, тол­ко­ва­ние-разъ­яс­не­ние под­раз­де­ля­ет­ся на офи­ци­аль­ное и не­офи­ци­аль­ное.

Офи­ци­аль­ное тол­ко­ва­ние - это та­кое разъ­яс­не­ние нор­мы пра­ва, ко­то­рое да­ет­ся ком­пе­тент­ны­ми ор­га­на­ми. Оно обя­за­тель­но для всех, кто при­ме­ня­ет дан­ную нор­му. Офи­ци­аль­ное тол­ко­ва­ние на­хо­дит вы­ра­же­ние в спе­ци­аль­ных ак­тах, ко­то­рые из­да­ет ком­пе­тент­ный ор­ган. Офи­ци­аль­ное тол­ко­ва­ние по объ­е­му под­раз­де­ля­ет­ся на нор­ма­тив­ное и ка­зу­аль­ное (ин­ди­ви­ду­аль­ное).

Нор­ма­тив­ное тол­ко­ва­ние - это офи­ци­аль­ное разъ­яс­не­ние, ко­то­рое обя­за­тель­но для всех лиц и ор­га­нов, при­ме­няю­щих оп­ре­де­лен­ную нор­му или нор­мы пра­ва. Та­кое разъ­яс­не­ние рас­про­стра­ня­ет­ся на все слу­чаи, пре­ду­смот­рен­ные тол­куе­мой пра­во­вой нор­мой. Тем са­мым обес­пе­чи­ва­ет­ся еди­но­об­раз­ное и пра­виль­ное про­ве­де­ние в жизнь ее тре­бо­ва­ний. Офи­ци­аль­ное тол­ко­ва­ние мо­жет да­вать и сам ор­ган, из­дав­ший разъ­яс­няе­мую нор­му пра­ва.

Ка­зу­аль­ное тол­ко­ва­ние - это та­кое разъ­яс­не­ние со­дер­жа­ния пра­во­вой нор­мы, ко­то­рое да­ет­ся в свя­зи с рас­смот­ре­ни­ем кон­крет­но­го юри­ди­че­ско­го де­ла. Не­об­хо­ди­мость в ка­зу­аль­ном тол­ко­ва­нии воз­ни­ка­ет то­гда, ко­гда ре­ше­ния ни­же­стоя­щих пра­во­при­ме­ни­тель­ных ор­га­нов по кон­крет­ным юри­ди­че­ским де­лам яв­ля­ют­ся не­пра­виль­ны­ми, не со­от­вет­ст­ву­ют за­ко­ну. Ка­зу­аль­ные разъ­яс­не­ния обя­за­тель­ны толь­ко при рас­смот­ре­нии кон­крет­но­го де­ла. Они слу­жат об­раз­цом для дру­гих ор­га­нов, ко­то­рые при­ме­ня­ют дан­ные нор­мы пра­ва.

Нор­ма­тив­ное и ка­зу­аль­ное разъ­яс­не­ния по сво­ему со­дер­жа­нию де­лят­ся на су­деб­ные и ад­ми­ни­ст­ра­тив­ные.

Су­деб­ное тол­ко­ва­ние - это разъ­яс­не­ние смыс­ла норм пра­ва, осу­ще­ст­в­ляе­мое су­да­ми. Оно обес­пе­чи­ва­ет пра­виль­ное по­ни­ма­ние и еди­но­об­раз­ное при­ме­не­ние норм пра­ва в дея­тель­но­сти су­дов.

Ад­ми­ни­ст­ра­тив­ное тол­ко­ва­ние - это разъ­яс­не­ние смыс­ла норм пра­ва, ко­то­рое да­ет­ся ис­пол­ни­тель­ны­ми ор­га­на­ми го­су­дар­ст­ва. Та­кое тол­ко­ва­ние ка­са­ет­ся во­про­сов управ­ле­ния, тру­да, со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния и др. Тол­ко­ва­ние норм пра­ва мо­гут да­вать в пре­де­лах сво­ей ком­пе­тен­ции и ме­ст­ные ор­га­ны са­мо­управ­ле­ния, разъ­яс­няя смысл соз­дан­ных ими пра­во­вых норм, дей­ст­вие ко­то­рых, од­на­ко, ог­ра­ни­че­но под­ве­дом­ст­вен­ной им тер­ри­то­ри­ей.

Офи­ци­аль­ное тол­ко­ва­ние да­ет­ся в фор­ме ак­тов, ко­то­рые из­да­ет со­от­вет­ст­вую­щий ком­пе­тент­ный ор­ган. Ак­ты офи­ци­аль­но­го тол­ко­ва­ния пра­во­вых норм (ин­тер­пре­та­ци­он­ные ак­ты) пред­став­ля­ют со­бой, с од­ной сто­ро­ны, разъ­яс­не­ние со­дер­жа­ния норм пра­ва, а с дру­гой сто­ро­ны, кон­кре­ти­за­цию и уточ­не­ние их пред­пи­са­ний. Осо­бен­ность этих ак­тов со­сто­ит в том, что они дей­ст­ву­ют в един­ст­ве с те­ми нор­ма­тив­но-пра­во­вы­ми ак­та­ми, в ко­то­рых со­дер­жат­ся тол­куе­мые ими юри­ди­че­ские нор­мы. Ин­тер­пре­та­ци­он­ные ак­ты под­раз­де­ля­ют­ся в за­ви­си­мо­сти от их со­дер­жа­ния и сфе­ры рас­про­стра­не­ния.

Не­офи­ци­аль­ное тол­ко­ва­ние - это разъ­яс­не­ние смыс­ла пра­во­вых норм, ко­то­рые не но­сят обя­за­тель­но­го ха­рак­те­ра. Оно мо­жет да­вать­ся лю­бым гра­ж­да­ни­ном или ис­хо­дить от об­ще­ст­вен­ной ор­га­ни­за­ции. Та­кое тол­ко­ва­ние не обя­за­тель­но для тех ор­га­нов или долж­но­ст­ных лиц, ко­то­рые при­ме­ня­ют нор­мы пра­ва.

Важ­ным ви­дом не­офи­ци­аль­но­го разъ­яс­не­ния пра­во­вых норм яв­ля­ет­ся док­три­наль­ное (на­уч­ное) тол­ко­ва­ние. Оно ба­зи­ру­ет­ся на зна­нии и глу­бо­ком по­ни­ма­нии за­ко­но­мер­но­стей пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния, ро­ли пра­ва в ор­га­ни­за­ции об­ще­ст­вен­ной жиз­ни, в ре­ше­нии кон­крет­ных юри­ди­че­ских во­про­сов. На­уч­ные ре­ко­мен­да­ции по­мо­га­ют офи­ци­аль­ным ор­га­нам со­вер­шен­ст­во­вать пра­во­твор­че­скую и пра­во­при­ме­ни­тель­ную дея­тель­ность.

Та­ким об­ра­зом, тол­ко­ва­ние обес­пе­чи­ва­ет пра­виль­ное и еди­но­об­раз­ное по­ни­ма­ние и при­ме­не­ние норм пра­ва.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.186.164 (0.05 с.)